В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Субсидиарность: новые тенденции устойчивого развития регионов

Версия для печати
15 июн 2004 года

Инновационная активность предпринимателей является ключевым условием для достижения целей устойчивого развития регионов. Во многих странах уже есть примеры того, как местные идентичности и культурные символы переориентировали бизнес на увеличение его полезности для местных общин

«Страдают и плачут» регионы не только в Украине, но и в процветающей части Европы. В целом проблемы их похожи: финансирование, разделение полномочий, экология… Как решают свои проблемы европейцы? «Региональный лексикон» ЕС включает в себя такие понятия как субсидиарность, устойчивое развитие, «повестка дня 21» и многое другое.

Конференция«Региональное устойчивое развитие – стратегии эффективного многоуровневого управления», созванная в январе прошлого года в Лиллехаммере, собрала 55 специалистов из 21 страны Европы. Главной целью ее было выяснить, что делается в европейских регионах, как влияет на них сложная структура управления. Как говорится в преамбуле итогового документа конференции, «этот отчет обобщает наиболее важные результаты встреч и дискуссий, и дает некоторые ключевые выводы».

Основные выводы

Субсидиарность и конституционные предпосылки для регионального управления в Европе. Субсидиарность подразумевает, что политическое действие происходит на том уровне, который наиболее соответствует решению возникшей проблемы. Для этого она регулирует отношения между различными уровнями управления. На конференции в Лиллехаммере обсуждались следствия как негативного, так и позитивного понимания субсидиарности. Негативную реакцию, связанную с классическим пониманием субсидиарности, в основном вызывают такие ее свойства:

  • Конституционный принцип разделения полномочий между разными уровнями управления;
  • Защита более низкого уровня управления от чрезмерной централизации;
  • Развитие демократии в системе многоуровневого управления.

Сегодня возникла необходимость нового понимания субсидиарности как фактора взаимного уважения и поддержки, а не защиты регионов от «интервенций» ЕС. Следует подчеркнуть ее позитивные моменты: укрепление автономии регионов; улучшение качества регионального управления. Это означает не только денежные трансферты, но и укрепление компетентности регионов и их информационную поддержку. Участники дискуссии также пришли к выводу, что субсидиарность не следует понимать только как проблему жесткого разделения полномочий. Целевая политика, подобная стандартам Структурного Фонда ЕС, может обеспечить лучшее качество управления на всех уровнях и увеличить его эффективность. Однако возрастает и вероятность возникновения конфликта интересов, когда появляется необходимость разделять объекты политики. Легитимность же этого процесса будет зависеть от способности властей обеспечить его прозрачность.

Целый ряд недавних документов ЕС подтвердил злободневность вопросов, поднятых в Лиллехаммере о субсидиарности и участии регионов в выработке политических решений. (Например, в «Белом Докладе» по европейскому управлению, отчете Европарламента о роли региональных и местных властей в процессе евроинтеграции). В соответствии с этими документами, Еврокомиссия намерена наладить систематический диалог с представителями региональной и местной власти, а Европарламент признает, что старый, «вертикальный» подход к выработке политических решений должен быть заменен созданием «сфер управления». Наконец, дискуссия в Европейском Конвенте особо отметила, что «консультации с местными и региональными властями способны улучшить качество принимаемых законов (…), принцип субсидиарности будет работать тем лучше, чем раньше он начнет применяться в законодательном процессе».(European Convention, 2003:6).

Региональное устойчивое развитие как вызов экономической интеграции

Устойчивое развитие и экономическая интеграция, как рекомендовала комиссия Брундтланд в работе «Наше общее будущее» (1987), означает управление социально-экономическими системами и их воздействия на экологию. Для того, чтобы достичь экономической интеграции на региональном уровне, требуются площадки для согласования интересов и разрешения возникающих конфликтов. Исследования также подтверждают то, что успех в этом деле зависит от наличия политической воли.

Местная и региональная «Повестка дня 21-го столетия» должна была работать как импульс и модель для регионального устойчивого развития.

Прежде всего, участникам конференции стремились понять, что реально изменилось в европейской политике с тех пор, как на саммите в Йоханнесбурге была принята резолюция «Повестка дня 21-го века».

Во-вторых, усилия местных властей по реализации «Повестки 21» все это время порой сводились к замыливанию глаз общественности («пусть зацветут тысячи роз»). Общей тенденцией является нехватка людей, желающих участвовать в таких программах. Будущее «Местной Повестки дня 21» в основном зависит от самих регионов.

Регионы: изменение климата и обеспечение водой

Опасности и риски, возникающие из-за воздействия человека на природу, требуют многоуровневого управления. На сегодня, общепринятым является решение возникающих экологических проблем на местном уровне, однако в большинстве случаев на местном уровне никак не учитывается перспектива дальнейших последствий глобального изменения климата, уязвимости регионов и необходимость их приспособления к изменениям.

В этой ситуации одни регионы могут стать «победителями» а другие «проигравшими». Участники встречи пришли к выводу, что есть необходимость институционального усиления как адаптации регионов к этим изменениям, так и разрешения возникающих при этом конфликтов. Они также подчеркнули необходимость разработки более сложных моделей климата, чтобы повысить точность климатического прогнозирования. Снижение степени неопределенности прогнозов признано критически важной задачей для регионального развития.

Роль бизнеса и промышленности в реализации устойчивого развития регионов

Основное противоречие состоит в различии стремлений частного и общественного секторов на региональном уровне. Исследования по взаимодействию общественного и частного секторов показали, что существует общий дефицит доверия между бизнесом и чиновниками. Большинство инициатив партнерства было поднято местными или региональными властями, как часть их видения устойчивого развития регионов. Еще предстоит создать стимулы для бизнеса и промышленности, чтобы они стали больше вовлечены в жизнь регионов и лучше понимали их цели.

Социологические исследования показали возможные выгоды от усиления роли «брокеров кооперации» в преодолении нетехнологических барьеров на пути к устойчивому развитию. Малый и средний бизнес с их помощью может перейти от ведения «бизнеса как всегда» к использованию принципов устойчивого развития как базиса своей деятельности. Однако остается вопрос, кто возьмется за внедрение института таких брокеров? Создание института брокеров это также вопрос наличия финансовых ресурсов. А у малого и среднего бизнеса их может и не быть.

Рекомендации

Необходим активный и целенаправленный пересмотр способности структурных фондов обеспечивать устойчивое развитие регионов.

Тема субсидиарности в ЕС заслуживает значительно большего внимания. Не следует рассматривать ее лишь как средство отдельных стран-членов, направленное против ЕС; это также не средство передачи власти с национального уровня на уровень ЕС. С точки зрения устойчивого развития регионов, субсидиарность – это необходимый принцип работы, способ оптимизации отношений взаимозависимых центров власти.

Комитет Регионов может и должен более активно демонстрировать необходимость субсидиарности для достижения устойчивого развития регионов. Хорошо известный успех «Местной Повестки дня 21» и очевидный потенциал «Региональной Повестки дня 21» дает Комитету Регионов все основания для активизации своей деятельности.

Рассмотрение проблемы регионального устойчивого развития в контексте «целевого менеджмента» позволяет надеяться на плодотворность плана действий, принятого на саммите в Рио, в специфических условиях многоуровневого управления, существующего в ЕС.

Заслуживает большего внимания принцип превентивности в экологической политике, особенно учитывая ряд проведенных изысканий в этой области.

Региональные проекты устойчивого развития дают богатый эмпирический материал того, как экономическая интеграция может достигаться в результате инициатив, идущих снизу вверх.

Исключительно важны следствия глобального изменения климата. Следствия изменения климата в основном проявляются в виде чрезвычайных происшествий, которые почти всегда локальны. ЕС следует разработать более точные климатические модели, повысить устойчивость регионов к таким происшествиям регионов и местных общин, а также постараться смягчить последствия изменения климата.

Могут быть разработаны специальные директивы ЕС, показывающие те проблемы и возможности в достижении более эффективного управления и устойчивого развития на региональном уровне. Выполнение директивы ЕС о водных ресурсах дает ясное свидетельство того, как внимание к региональной проблематике повышает эффективность усилий по достижению устойчивого развития. Следует систематизировать и обобщить наработки в этой области.

Инновационная активность предпринимателей является ключевым условием для достижения целей устойчивого развития. Во многих странах уже есть примеры того, как местные идентичности и культурные символы переориентировали бизнес на увеличение его полезности для местных общин, например, на снижение их транспортных расходов и затрат на средства связи. В свою очередь, это связывает бизнес с местной экологией, с пользой для окружающей среды и для устойчивого развития регионов. «Европейской Комиссии следует приложить усилия, – считают участники конференции, – чтобы объединить ценности и опыт регионального устойчивого развития с инновационной политикой во благо экономики регионов.

Перевод Андрея Маклакова

Полный текст отчета доступен по адресу: www.prosus.uio.no 

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Втеча до Румунії

Автономия двойного подчинения

Крымский акцент Виктора Януковича

Неприятность эту мы переживем?

У чесність виборів вірять 8 відсотків виборців - опитування

ПРЕС-КОНФЕРЕНЦІЯ «СУСПІЛЬНІ ОЧІКУВАННЯ ТА АКТИВНІСТЬ ПАРТІЙ НА МІСЦЕВИХ ВИБОРАХ. РЕЗУЛЬТАТИ ДОСЛІДЖЕНЬ» (ГРОМАДСЬКИЙ ПРЕС-ЦЕНТР «МІСЦЕВІ ВИБОРИ — 2010»)

Фавориты и лузеры октября

С кем бьются наши губернаторы

Операція "Утилізація"

Промежуточные цели украинской элиты

Адміністративна реформа по-київські: зразок для майбутнього України?

Подорож в Амбуків зі спогадами про адмінреформу

Партиям отдают главную роль

Безпорадна Рада. Парадокси нинішнього діалогу влади та кримських татар

Инициатива районного значения

Куди дрейфує півострів

«Фронт» без линии фронта

Суверенный полуостров

Новый Бюджетный кодекс: финансовых революций не ждите

Девальвація «золотої акції»

Законопроект №6601: топтання по демократії

Сон разума рождает монстра. Это — впечатления от той части Налогового кодекса, которая посвящена финансовым ресурсам, поступающим в местные бюджеты

Кінець місцевого самоврядування, або Хто захистить позапартійних?

Подарунок для Януковича

Експерти: законопроект про місцеві вибори провокуватиме корупцію

Альтернатива пришлась не к месту

«Ручные» выборы

Система місцевих виборів: з однієї крайності в іншу

Тяжка арифметика із приводу дати місцевих виборів

Законопроект Партии регионов о местных выборах: основные аспекты

«Регионы» силой заставят оппозицию работать

Партії й місцеві вибори

Выигрышная партия

Нові макіївські проти старих кримських

Местные выборы по коалиционным правилам

Нужна ли сегодня Украине административно-территориальная реформа?

Виборам бути восени

Конституционный суд сориентировался на местных

Чому з усіх можливих сценаріїв на місцеві вибори ПР обрала для себе найневигідніший?

В Партии регионов разблокировали выборы

Местное расстройство

Президент, який не відчуває болю...

А що ми зробили щоб не втратити Крим?

«Донецк – разбогатевший простолюдин, а Киев – обедневший аристократ»

Мажоритарні вибори до місцевих рад: кому це вигідно?

Президент взял регионы

Мічені Нобелем: регіональна активістка Елінор Остром

Сергей Соболев: Местные выборы должны проходить на мажоритарной основе

Кримські татари, влада й опозиція

Севастополь меняет статус

 

page generation time:0,198