В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Резюме темы «мультикультурализм vs национализм»

Версия для печати
18 окт 2012 года

В целом тема очень хорошо освещена в западной прессе, хотя большая часть наиболее серьезных публикаций вышла в 2010-2011 году, после известных заявлений западных лидеров. Что характерно, в основном это критические материалы, и отыскать публикации в защиту мультикультурализма гораздо сложнее. Материалы о подъеме национализма в Европе и за ее пределами по времени распределены гораздо ровнее, и они начали появляться еще 10 лет назад, хотя в последние годы их число заметно увеличилось, что лишний раз говорит о злободневности поднятой темы, особенно в Европе.


Обзор переводов

Наиболее широким по охвату и ярким по стилю является текст Кая Мурроса «Национализм на подъеме: будущая война в Европе». Кай Муррос - финский визионер и общественный деятель, один из наиболее выдающихся мыслителей т.н. «Новых Правых», неоднократно выступавший со своими лекциями в Москве. Мурроса в Европе считают радикалом, хотя его взгляды близки к американскому либертарианству. Несколько его текстов переведены на русский. Хотя он автор высказывания, что все важнейшие политические проблемы нашего времени можно решить только военным путем, в своих выступлениях он дает вполне объективную картину происходящего.


Известный голландский политик, Герт Вайлдерс, создатель и руководитель «Партии Свободы», в своей речи «Провал мультикультурализма или как остановить исламское нашествие» (произнесенной в Риме, в фонде «Магна Карта», 2011), заявил о том, что конечном счете мультикультурализм привел не к экономическому обновлению, а к исламизации Европы и разложению европейского общества. По его мнению, «Если Европа падет… она падет потому, что глупо верит в равенство всех культур, а потому и не понимает, почему мы должны бороться за свою культуру, чтобы сохранить ее».


Оппонентом этих двух политиков, безусловно относящихся к лагерю правых, является Мигель Урбан Креспо, представитель испанских левых, и Четвертого Интернационала. В статье под названием «Европа: когда на континенте кризис, правые поднимают голову», он обнажает «ахиллесову пяту» правых критиков мультикультурализма - правые партии не способны вывести Европу из кризиса, вызванного политикой неолиберализма, поскольку они обращают внимание на культуру и проблему иммиграции, но не обращают внимания на экономику.


Историю мультикультурализма в Германии раскрывает Джордж Фридман в статье «Германия и провал мультикультурализма». Он обращает внимание на то, что критика мультикультурализма одновременно говорит об укреплении германской национальной идентичности, а учитывая нацистское прошлое этой страны, это весьма щекотливый вопрос, имеющий геополитическое значение для всего мира. «Если дальнейшее объединение Европы для Германии становится необязательным, то также могут поступить и остальные страны, а учитывая, что Германия остается лидирующей страной в Европе, то история Европы начнется заново».


Уильям Хупер в работе «Провал мультикультурализма и подъем крайне правых» больше смотрит в будущее, обращая внимание политическую психологию масса. С его точки зрения, закат мультикультурализма и политкорректности, подъем правых – все это признаки приближающегося «социального нервного срыва», и, ни много, ни мало - перехода к новой политической философии. Эта новая философия отнюдь не будет либеральной. Наоборот, она должна иметь крепкие духовные (читай – религиозные) основания, и в то же время она будет более коллективистской, чем нынешняя идеология правящих элит Запада.


В зарисовке «Как я утратил веру в мультикультурализм» австралиец Грег Шеридан рассказывает о своем личном опыте разочарования в мультикультурализме. Он обращает внимание на один тонкий и очень «неполиткорректный» момент: большинство культур и иммигрантов вполне успешно вливаются в новое общество – за исключением арабов и мусульман, а особенно выходцев из стран с мощными традициями экстремизма – Афганистана, Пакистана, Ирака и других. «Экстремисты есть в любой религии, но, ни в одной другой религии, кроме ислама, нет столь многочисленных и столь мощных экстремистских групп». Более того, дети иммигрантов-мусульман оказались еще хуже, чем их родители - для них крайне характерно антиобщественное поведение. «Ничего подобного не происходит ни с буддистами, ни с сикхами, иудеями или христианами, и говорить подобное о них, значит сваливать в кучу все религии, то есть просто отрицать реальность».


Ответом на провал политики мультикультурализма стал подъем национализма. В статье «Три вида национализма в Европе: классический, макро и региональный» Уилл Харвард, во-первых, различает три вида национализма, а во-вторых, обращает особое внимание на местечковый, или региональный национализм, который может привести к федерализации ряда стран Европы, или даже их дроблению. Кроме того, «Возрождение классического национализма вызывает глубокое недоверие к европейской валюте, евро, поскольку нации начинают рассматривать утрату контроля над национальной валютой серьезнейшей угрозой их национальному суверенитету и национальным интересам».


Иван Симич в эссе с поэтическим названием «Добро пожаловать в национализм: туда, где нации обретают надежду» смотрит на перспективы национализма с большим оптимизмом.

Считая национализм «тайным двигателем истории» он утверждает, что нарастание националистических настроений – это важный политический тренд как в странах Запада, так и на Ближнем Востоке. «Прежде всего, национализм – это выгодный политический бизнес, ведущий к большим переменам, хотя в данный момент ему не стоит слишком доверять».


In Summa

Фактически неудачу политики мультикультурализма признают как его противники, так и сторонники, хотя де-факто эта политика продолжает проводиться как в Евросоюзе (имеется в виду на уровне его руководства), так и, например, в Канаде. В то же время четкой альтернативы ему не выработано, поскольку вопрос о национальной идентичности в Европе остается щекотливым и сложным. Тем временем экономический кризис и обостряющаяся проблема экспансии ислама в Европе вызвала реакцию - подъем правых партий, а также (микро- и макро-) национализмов, что делает будущее континента все более непредсказуемым.

А.Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Сумний кінець «русского мира» на Закарпатті

Кыргызстан: Преподавать русский язык становится некому

Закарпатський сепаратизм

Войовничий патріотизм українців походить не з націоналістичної ідеології – експерт

Іван Козленко: Якщо ми будемо мислити Україну в шароварах, то особливого майбутнього в країни немає

Виталий Портников: Меджлис в изгнании

Чи зможе працювати «обезголовлений» Меджліс?

Влада Сімферополя здійснює сегрегацію кримських татар – Чубаров

Філософ Фукуяма: Настали похмурі часи експансії Росії та Китаю

Большая брешь. Почему растет национализм в ЕС, России и США

Російська влада намагається знайти спосіб приборкання кримських татар

Национализм — именно то, что нужно Украине

Угроза экстремизма существует в восьми областях юго-востока Украины (ТАБЛИЦА)

В Крым и Донецк РПЦ принесут на штыках

В КРЫМ ПРИШЕЛ РУСИЗМ

Антисемитизм на Украине: вымыслы и реальность

"Художника нужно поддерживать, даже если он противостоит режиму"

Мовне питання: проблем нема, поки не втручаються політики

Церква і революція

Декларация общих ценностей современных украинцев

Донбас – колиска націоналізму

Украина: русский и украинский языки накануне Майдана

Москва предложила цену за Крым

"Ядром сьогоднішньої революції в Україні є націоналісти"

Священники молят майдан о мире

Мы по-прежнему живем в советской системе упрощения

Исламский фундаментализм проникает в Центральную Азию

Український Нью-Йорк

Віктор Єленський: «Релігія повертається в українську політику, але це не означає, що вона з’єднується з народним життям»

Спикер парламента Чечни — о Жириновском: «Я думал, он на виселице висит»

Дэвид Кэмерон держит оборону против трудовых мигрантов

"Вам, в Москве, надо, чтобы русские уехали из Татарстана?"

Ловите мигрантов

Иммиграция – маркер политического парадокса

Национальная идея состоит в том, чтобы быть нацией

Британия: конкуренция за иммиграцию

Братские погромы

Мені подобається порівняння про те, що кримські татари – це галичани мусульманського світу, - Рефат Чубаров

Лампедуза: мечта о Европе тонет вместе с мигрантами

Возможно ли в Украине «Бирюлево»?

Становится ли Россия мусульманской?

В Киеве опасаются волны мигрантов из России

Народ и «многонациональность» в Конституциях Российской Федерации

Цыгане в Европе: cын за отца не отвечает?

Венгры хотят создать анклав в Украине

Британія перегляне "права людини"

Национальный фронт претендует на главную роль

Страна победившего мультинационализма

"Хизб ут-Тахрир" замахнулся на Крым

Секретная напряженность

 

page generation time:0,125