В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Версия для печати
Доклад «DCAF’s Horizon 2015 project»
16 сен 2014 года

Большинство вооруженных конфликтов сегодня происходит не между, а внутри государств, причем в них участвует как минимум одна вооруженная негосударственная группировка, а порой и несколько. В этих конфликтах гуманитарные нормы нарушают как официальные власти, так и инсургенты. Кроме того, повстанцы часто контролируют значительные территории, так что для защиты местного населения нужно влиять не только на поведение властей, но и на вооруженные негосударственные силы (ВНС).

Изучение негосударственных сил не входит в общепринятую парадигму международных отношений, основанную на государство-центрической точке зрения. Что касается вооруженных группировок, то традиционно их считают нарушителями спокойствия, не несущими формальной ответственности; защитниками порядка и безопасности принято считать только государство. В то же время, постепенно приходит осознание ключевой роли ВНС в современных вооруженных конфликтах, причем интерес к ним растет и в академической среде, и в прикладных исследованиях.

С юридической точки зрения, однако, международное законодательство остается в основном государство-центрическим, а существующие договоры и механизмы их реализации касаются только государств, а ВНС не могут выступать ни стороной переговоров, ни участниками международных договоров.

Сейчас в мире нет согласия в том, могут ли ВНС способствовать выполнению международного гуманитарного законодательства. В то же время, некоторые ВНС способны уважать права человека и играть свою роль в защите граждан. Другими словами, они вполне могут стать частью решения по защите населения.


Вооруженные оппозиционные группировки.

Для начала дадим определение. Негосударственные вооруженные силы – это структуры, имеющие следующие отличительные особенности: для достижения своих целей они используют политическое насилие; имеют определенное отношение к территории; предоставляют определенный уровень материального и нематериального снабжения не только своим членам, но и проживающему на их территории населению; состоят в определенных отношениях с остальным населением, т.е. они либо маргинализированы, либо «встроены» в более широкие слои общества.

Учитывая накопленный нашей организацией уникальный опыт, мы считаем, что лучшее понимание ВНС важно не только потому, что оно позволяет снизить гуманитарный ущерб, наносимый гражданскому населению, но и открыть путь к разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в общество, а также провести мероприятия по укреплению безопасности и предотвращению подобных конфликтов в мирное время.

Рассмотрим основные аспекты деятельности ВНС.


Территория. Некоторые ВНС открыто выходят на международную арену и имеют представительства в разных странах, другие действуют тайно. Многие ВНС контролируют или активно влияют на жизни тысяч людей. В плане территориального контроля отметим «Исламский освободительный фронт Моро» на Филиппинах, «Тигры освобождения тамил Илама» на Шри Ланке, «Народную освободительную армию» южного Судана и маоистскую коммунистическую партию Непала.

Контроль над территорией часто рассматривается как показатель «успеха» ВНС. Общий контроль осуществляют фактические власти непризнанной или частично признанной республики, такой как Сомалиленд или Абхазия. Часто это удается им благодаря военной, политической или экономической поддержке страны-союзницы. Учитывая, что они могут действовать открыто, эти силы часто создают органы власти, подобные государственным (правительство, парламент, министерства, полицию и вооруженные силы, и т.п.). Они даже могут требовать, чтобы их считали не ВНС, а «государствами».

Интересно отметить, однако, что те ВНС, которые не контролируют определенную территорию, часто действуют на транснациональном уровне (конечно, в своих целях – набора сторонников и сбора средств). Это особенно верно в отношении LRA (Армия сопротивления Лорда), чьи атаки направлены не только на граждан ее родной Уганды, но и на жителей Демократической республики Конго, Центральноафриканской республики и Южного Судана.

Идентичность и ресурсы. Другой путь понимания ВНС, это оценка того, в какой степени они опираются на идентичность и ресурсы для организации и мобилизации членов. Даже территорию можно понимать как ресурс (причем дорогостоящий), который, в свою очередь, может открыть доступ к другим ресурсам. Такими ресурсами являются, например, оружие, деньги, экипировка, средства связи и транспорта. Кроме этих материальных благ в распоряжении ВНС могут оказаться и социальные службы – суды, здравоохранение, и др.

В то же время, ВНС обладают не только материальными ресурсами, они могут создавать и воспроизводить коллективную и индивидуальную идентичность. Нематериальные ресурсы ВНС включают групповую лояльность, чувство принадлежности, статус внутри и вне группы, знания и умения.

Отношения с более широким обществом. ВНС обладают множеством связей с другими организациями и внешними силами. Считается, что исключенность из более широкого общества делает участников ВНС сильнее. Это действительно происходит, если группировка получает ярлык террористической или преступной. Хотя в тотально маргинализированных группах (таких как террористические ячейки), могут установиться свои особые стандарты поведения, ВНС часто отнюдь не настолько исключены из жизни общества – они стремятся контролировать местное население, заключать контракты с внешними игроками, занимаются бизнесом, поддерживают веб-сайты, и т.п. При этом контроль над населением часто отнюдь не только военный, поскольку ВНС стремятся, чтобы население зависело от них в таких вопросах как безопасность, жизнеобеспечение и экономические отношения. Да и сами они зависят от населения, поскольку нуждаются в бойцах, в деньгах и поддержке.


Аполитичные вооруженные группировки

Вторая часть статьи предлагает краткий обзор аполитичных вооруженных группировок. Со временем их в мире становится все больше, поэтому их изучение становится все более важным.


Частная охрана. 90-е годы прошлого столетия были бумом частной полиции во всем мире, так как фактическая незащищенность подталкивала людей к поиску новых путей защитить себя. В Соединенных Штатах, например, соотношение частных и государственных правоохранительных органов составляет 1:3. Ниже речь пойдет о «нелегальных», но, тем не менее, действенных формах охраны правопорядка. Состоятельные лица могут себе позволить эту альтернативу. Живя закрыто, занимая приватизированные участки городов, живя буквально «за колючей проволокой», за высокими каменными стенами, имея в расположении видеонаблюдение и вооруженных до зубов охранников, они относительно защищены.

Иногда целые районы, как Санта-Фе в Мехико, представляют собой настоящие крепостные сооружения, оснащенные по последнему слову техники новейшими системами контроля. Численность таких VIP-зон постоянно растет, их появляется все больше в мировых мегаполисах. Естественно, способных позволить себе такую охрану - единицы.

Тех же, кто не располагает необходимыми средствами, можно грубо разделить на две группы: первые, имеющие определенные связи в госаппарате, что значительно упрощает для них всевозможные бюрократические процедуры. Вторые, это люди, не имеющие ни средств, ни связей, остаются «брошенными на произвол судьбы», попадая в руки организованных преступных группировок и банд.


Криминальные группы. В некоторых странах организованная преступность играет, как ни странно, далеко не последнюю структурную роль. Такое положение вещей вызвано отчасти (или во многом?) пробелами в работе госаппарата. Только один пример: наркобизнес в Мексике строился под официальной протекцией государства.

Криминальные группировки (в отличие от тех, которые известны как ВНС) работают в разных направлениях. У них нет намерений разрушить государство, они лишены политических амбиций. Они просто «присутствуют», пользуясь слабыми сторонами государства, иногда действуя вместо него, и преследуют свои собственные экономические интересы.


Ополченцы, банды, самосуд. Повстанческие группировки, в отличие от преступных организаций, в первую очередь обеспечивают безопасность. Их деятельность можно определить как «форму самообороны в условиях перекрытого доступа к государственным правоохранительным органам и неэффективности их работы». В случаях, когда невозможно получить адекватную официальную протекцию, равно как и обеспечить себя частной охраной, частным лицам остается только искать защиты со стороны нелегальных структур. Повстанческие группировки - результат беспредела и отсутствия достойной альтернативы самосуду.

В последние годы примером быстрого их распространения стал Ирак, где процветает приватизация структур госбезопасности, народное ополчение и рэкет.

В чем-то сродни Ираку ситуация в Колумбии, где боевики-повстанцы взяли на себя защиту гражданского населения. В Йоханнесбурге (ЮАР) рабочие-переселенцы из провинции Квазулу, испытывая давление в рамках общества, создают укрепленные общины самообороны.

Отдельной категорией в этой среде являются банды и шайки. Они имеют некоторые схожие характеристики с повстанческими группировками. Однако они часто заявляют о своем отличии от организованных преступных групп, так как, якобы не вовлечены в торговлю (наркотиками, оружием, людьми и т. д.) и проявляют меньшую агрессивность. В самом деле, возникновение банды это в большинстве случаев результат беззакония, а не его первопричина. Кроме того, такие формирования могут способствовать экономической стабильности в стране тогда, когда государство слабо, и нет лучших альтернативных решений.


Подходы для улучшения защиты граждан.

Существование ВНС, имеющих или нет политические цели, отнюдь не современное явление. Деятельность вооруженных групп описана еще в 14 веке до н.э. Таким образом, из-за их значения для развязывания вооруженных конфликтов, ВНС всегда, в какой-то степени, были предметом изучения. Тем не менее, даже, несмотря на то, что ВНС – явление не новое, отношение к этим силам существенно изменилось. Например, учитывая возросшее значение прав человека, активисты все громче говорят об их нарушениях, порой – силами незаконных вооруженных формирований.

Попытки привлечь ВНС к защите прав человека сталкиваются со сложными проблемами. Прежде всего, сами государства не всегда хотят таким заниматься. Государства порой просто не желают признавать то, что на их территории ведутся боевые действия, не желая становиться объектом международного внимания, а также опасаясь легитимации вооруженных групп. При этом третья статья Женевской конвенции от 1949 года четко запрещает придавать законный статус негосударственным сторонам, участвующим в вооруженном конфликте.

Второе, существование ряда списков «террористических организаций» усложняет работу с ВНС, из-за ограничений, налагаемых на отношения с такими организациями. Наконец, проблемы могут возникнуть из-за целей и стратегий самих НВС. Например, они могут отказаться уважать права человека, поскольку «цель оправдывает средства».


Последствия

Не все задачи по поддержанию безопасности – как старые, традиционные, так и новые, нетрадиционные, государства могут успешно решать – это практически неизбежно. Как следствие этого, возникают объединения людей, решающих эти задачи. Многие из них имеют легальный статус и сотрудничают с властями, частным сектором, и международными организациями. Так они получают многие преимущества и ресурсы.

Иное дело незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

В свою очередь, «мелкие» уголовные дела выходят из-под контроля и перерастают во всеобщий хаос и беззаконие. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

В сложившейся ситуации опасно то, что правительство практически лишается возможности реформировать институты государственной безопасности. Картина усугубляется тем, что приватные охранные структуры зачастую оказываются неспособными адекватно взаимодействовать с правительством и гражданским обществом.


Перевод А.Маклакова.

Источник: http://www.dcaf.ch

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Легализация оружия: за и против

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Україна йтиме до НАТО... Обережно

Євген МАРЧУК: «В умовах реальної воєнної загрози я приймаю рішення на основі логіки воєнного, а не мирного часу»

Цель Украины — холодный мир и широкая автономия от Донбасса

Йон Балдвін Ганнібальссон: Якщо Україна захоче стати членом НАТО, Ісландія підтримає її

Шесть вариантов развития конфликта в Донбассе в 2015 году

Представьте: если бы Обама говорил то же, что Путин

Куди ведуть усі Шовкові шляхи

Рік АТО. Які результати?

Сталин лучше Путина. Путин не оправдал доверие россиян

Триполяризація

Якби ми мали ядерну зброю, чи посилило б це нашу безпеку?

Податок на агресію. Які санкції змусять РФ відступити від України?

«Путин не мечтает о Великой России. Его интересуют личные бизнес-интересы»

Почему Донбасс – это фактически Чернобыль сегодня

Отложенная война за независимость Украины

Андрєй Піонтковскій: «Путін палко прагне знищити Українську державу»

Росія як цивілізаційний виклик

Со слабыми не договариваются

Как Далеко Упадет Евро?

Україна заважає Росії, Європі та Китаю створити Континентальний блок

Четыре заблуждения украинцев в информационной войне с Кремлем

Россия усиливает боеспособность "армий" "ДНР" и "ЛНР"

Донбас. З чого почати?

Останнє вашингтонське попередження

Противодействие российской пропаганде: о мессeджах, которые пытаются навязать миру путинские апологеты

Сезон прощаний

В торговле с врагом

Повод для карнавала

Китай спасла дешевая рабочая сила. Остальным это уже не поможет

Військово-ядерний тупик: український варіант

Європейська армія – реальність чи фантазія?

«Українська» доповідь Нємцова і країна брехунів

Коментар: Нова залізна завіса - мрія багатьох європейських обивателів

«За все время конфликта бизнес Донбасса не останавливался ни на минуту»

Иллюзия неприкосновенности развеется на наших глазах

Олег Микац: Диванные стратеги не учитывают массу нюансов войны

Что может сделать Запад

Клімкін: армія ЄС має діяти і за межами Євросоюзу. Україна її посилить

Україна та Росія. Складності перекладу

Год провалов: что сделала украинская власть для возвращения Крыма?

Дмитрий Кулеба: Сегодня нет альтернативы Минским соглашениям

Пять важнейших ошибок в реалистичной оценке России и Украины

Радзиховский: Путин будет максимально затягивать войну в Донбассе

Должны ли мы вооружать Украину?

Украине явно недостаточно финансовой помощи Запада

Запад совершает ошибку, отказывась помочь Украине оружием - экс-зам госсекретаря США

Чи будуть миротворці на Донбасі

 

page generation time:0,385