В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Управление: новая парадигма

Версия для печати
Пьер Каламе
17 мар 2015 года

Управление можно определить как совокупность понятий, представлений, учреждений, общественных органов, правил и различных процедур, которые вместе вносят свой вклад в управление обществом, причем на всех уровнях - от местного до мирового сообщества. Оно всегда было в центре каждого общества.

В настоящее время, в любом государстве аппарат управления усилен аппаратом принуждения, обеспечивающим принятие решений, а также представительской демократией, разделением законодательной, исполнительной и судебной ветвей, и распределением полномочий между различными уровнями, без чего мы просто уже не можем себе представить современное государство. Тем не менее, эти методы, наработанные веками, сегодня оказались под вопросом – мир ушел вперед.

Собственно, сами проблемы человечества в 21 веке и доступные нам технические системы (Интернет, в частности), (не говоря уже о степени глобальной взаимозависимости), все это делает революцию управления просто необходимой. В противном случае, мы будем продолжать «лить новое вино в старые меха», и не сможем решать насущные задачи.

Без революции в сфере управления человечество может просто погибнуть, подобно тому, как это происходило в прошлом с теми народами, которые не смогли адаптироваться к новым условиям. Нам необходим основательный пересмотр основополагающих целей и принципов управления, и их трансформация. Это сложная задача, потому что управление должно удовлетворять двум противоречивым требованиям: служить ориентиром для общества, что требует стабильности; служить инструментом решения возникающих проблем, что требует обновления и приспособления.

1. Новая основа управления.

В медленно развивающихся обществах система управления тоже развивается медленно, и движется по трем основным направлениям: институты (государственные администрации, местные сообщества, организации системы ООН); сферы компетенции учреждений, которые ведут институциональное строительство и разделяют функции между различными уровнями управления; законы и ограничения, которые должны соблюдаться всеми государственными и частными субъектами во имя общего блага. Эта тройственная основа столь привычна, что, когда мы сталкиваемся с новой проблемой, тут же возникает идея создать специальное учреждение, и дать ему место в уже существующей институциональной архитектуре.

Однако нам стоило бы занять более динамичную точку зрения: совместное преследование целей и решение задач; новая этика взаимоотношений; новые процедуры решения проблем. Разделенная, раздробленная система управления, которой мы пользуемся сейчас, не в состоянии работать должным образом, решая сложные проблемы.


2. Управление является искусством управления отношениями.

Существующие системы государственного управления, как на национальном, так и на международном уровне, основаны на механистическом видении мира. Они опираются на принципы, найденные для организации промышленности в начале 20 века, и убеждении, что каждую задачу необходимо разделить на отдельные, более мелкие задачи и решать особым образом. Но когда проблема становится сложной, этот принцип работы становится все более и более несоответствующим: принцип разделения полномочий упирается в проблемы, которые не могут быть сведены к массе отдельных задач. Система становится все более и более шизоидной, и деятельность одних учреждений все чаще противоречит деятельности других.

Это особенно заметно в современной международной системе, где масса организаций действует в соответствии с противоречивыми принципами и конкурирует друг с другом. Проблема усугубляется, когда общества начинают преследовать прямо противоположные цели, и когда им нужно избежать серьезного социального кризиса и сохранить биосферу.

Первый критерий качества системы управления в 21 веке это ее способность управлять отношениями между организациями разных уровней, решающих разные задачи.

Это означает, что новая система управления и новые правила сотрудничества могут быть построены путем перехода к новой системе, в которой будет определена главная цель и новая форма взаимоотношений между учреждениями, уровнями управления и субъектами. Это важно, например, для переопределения правил и критериев Всемирной Торговой Организации, чтобы вместо того, чтобы создавать агентство, специально занимающееся вопросами устойчивого развития, но не имеющее средств.


3. Управление: определение общих целей.

Прежде чем изобретать новые формы управления, нам нужен общий анализ, который стимулирует мышление и дает возможность извлечь пользу из опыта тысячелетий.

Два направления для нас особенно актуальны: цели управления и общие принципы управления. Три цели найдены на протяжении веков: безопасность общества от внешних угроз; социальная сплоченность; и сбалансированные отношения между обществом и окружающей средой.

Когда одна из этих целей не достигнута, это имеет последствия для двух других, в то время как все вместе они охватывают то, что биологи называют поддержание системы в сфере своей жизнеспособности.

Достаточно заметить, нынешняя система управления экономикой все более затрудняет достижение двух других целей. В свою очередь, несбалансированные отношения между деятельностью человека и биосферой, что особенно заметно по изменению климата или эрозии природных ресурсов, является угрозой для мира в среднесрочной перспективе.

Как было отмечено, сегментация среди систем управления делает невозможным достижение всех трех целей одновременно. Первым этапом, следовательно, является оценка местной, национальной и мировой систем управления в свете достижения этих трех целей, с этого и нужно начинать реформы.


4. Управление: пять основных принципов.

На первый взгляд, системы управления настолько различаются в зависимости от времени и культуры, что сравнение не представляется возможным. На Западе существует убеждение, что в 18 веке была разработана совершенная модель управления с участием верховенства права и представительской демократии.

Тем не менее, сравнительный подход позволяет выделить пять основных принципов: легитимность (когда власть является законной, большинство населения чувствует себя лучше и более удовлетворено властью); демократичность и гражданское общество (речь идет не о формальной демократии: каждый должен ощущать, что он действительно участвует в жизни своего общества); совместное производство общественного блага, возможное благодаря партнерским связям между субъектами различной природы (например, органы глобального управления, если он не стремятся наладить сотрудничество множества организаций и органов власти, вряд ли смогут чего-то добиться); сотрудничество между различными уровнями управления, до сих пор называют "многоуровневое управление", потому что ни одна проблема не может быть решена только одним уровнем власти.

Эти пять принципов имеют огромное значение в переходе к рациональному обществу. Без демократического обсуждения образа жизни и коллективного выбора, без новых механизмов распределения ограниченных ресурсов, без партнерства и сотрудничества между различными уровнями управления будет невозможно ни уменьшить потребление ископаемого топлива, ни решить проблему изменения климата, ни проблему бедности.


5. Управление: необходимость разнообразия в представлении интересов общества.

Давайте взглянем на организацию международных отношений: они практически сводится к отношениям между якобы суверенными государствами, каждое из которых претендует на монополию представления интересов своего населения, хотя эти "национальные интересы" увы, часто не более чем интересы наиболее влиятельных лоббистов.

По сути, за последние триста лет ничего не изменилось; триста лет назад жизнь разных обществ мало зависела от других, и этот принцип был приемлем. Теперь страны мира оказались в ситуации жильцов коммунальной квартиры, и им необходимо делиться своим пространством и ресурсами.

Таким образом, в международных отношениях необходимо смелое новаторство, нужно диверсифицировать представительство интересов народов мира, учитывая, что государства являются лишь одной из форм представления их интересов.

Идея создания международного форума с участием многих заинтересованных сторон стала шагом в ​​этом направлении, но не слишком успешной. На данный момент ни диалог, ни строительство глобальных сетей, соответствующих различным социально-профессиональным группам, пока так и не начаты.

6. Управление: учреждение общин.

Привыкнув к традиционной структуре управления в 20-м веке, системе государств, мы поддались иллюзии, что именно государство и должно всем управлять, поскольку оно наиболее компетентно.

Тем не менее, первое требование управления состоит в создании сообщества людей, которых объединяют общие ценности, представления, и судьба. Без этого осознания не может возникнуть чувство совместной ответственности. Это особенно важно сегодня для "мирового сообщества": это не сообщество в том смысле, который мы только что назвали. Члены «мирового сообщества» не ощущают реальных обязательств друг перед другом, не разделяют общие ценности, у них нет механизмов управления, нет диалога, который будет освещаться в средствах массовой информации.

Проблема организации сообщества важна на всех уровнях, особенно в плане крупномасштабной миграции и смешивания населения, ранее однородного. Принимая во внимание серьезность задач, стоящих перед странами, которые ранее были наиболее развитыми, и иногда в течение нескольких столетий получали самый большой кусок «глобального пирога», организация сообщества, в том числе и мирового сообщества, является весьма актуальной.

7. Многоуровневое управление: реализация принципа активной субсидиарности.

Многоуровневое управление предполагает новые механизмы диалога и сотрудничества между различными уровнями власти. Принцип активной субсидиарности вытекает, конечно, из принципа субсидиарности: чтобы найти лучшие решения в самых разнообразных ситуациях, и в сотрудничестве всех сторон, решения должны приниматься на максимально более «низком» уровне власти.

Мы добавляем прилагательное «активной», потому «высокий» уровень управления должен установить руководящие принципы для более низкого уровня, но не вмешиваться в конкретную работу. Эти руководящие принципы не могут быть навязаны сверху вниз; они выражаются в виде общих принципов, взятых из опыта. Эти общие принципы не падают с неба: они плод коллективного опыта.

От здоровья к энергии, от плодородия почв к энергетической эффективности, от сохранения хрупких экосистем к управлению устойчивым развитием городов - сфера применения этого основополагающего принципа огромна. На самом деле, он должен лежать в основе любых действий в области устойчивого развития.


8. Всемирное управление: усиление и роль регионов мира.

Мы не можем и дальше сколь угодно долго сохранять в международных переговорах фикцию общего собрания, где каждая страна имеет суверенный голос. Членов ООН слишком много, и они слишком разные.

Сама идея принятия решений квалифицированным большинством голосов, которые должны быть обязательны к исполнению, сейчас фактически отброшена. Она была заменена принятием решений на основе консенсуса, при котором страны, обладающие правом вето (а это самые мощные державы, члены G8 и G20), привели в итоге систему к полному параличу.

Сегодня движение к несколько более демократичной международной системе означает организацию порядка двадцати регионов мира из сопредельных стран сопоставимого размера (средний размер будет от 350 до 400 миллионов человек, а Китай, Индия, и Европа будут регионами из самих себя). При этом каждой стране будет предложено присоединиться к региону по собственному выбору, и они будут вести переговоры между собой.

В таких регионах могут быть образованы ранее упомянутые множественные формы представительства, а также созданы механизмы принятия решений квалифицированным большинством в каждом регионе, и между регионами. Этот механизм будет иметь крайне важное значение для всего, что связано с управлением биосферой планеты.

Управление и этика. Принцип всеобщей ответственности.

После первой международной конференции по окружающей среде в Стокгольме, международному сообществу стало понятно, что оно не может более полагаться исключительно на два других «столпа» международных отношений, принятых в конце сороковых годов: Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека. Эта третья основа должна принять форму принципа всеобщей ответственности.

Договор о всеобщих обязанностях даст точку отсчета для нового социального контракта между различными профессиями и остальной частью общества. Каждая профессия, каждая сфера человеческой деятельности, должна соблюдать этические принципы, она должна служить обществу. Это относится, в частности к ученым, преподавателям, журналистам, военным, руководителям компаний и другим; понятие ответственности должно лечь в основу создания нового общественного договора.

Применительно к государствам, принцип всеобщей ответственности поставит политических лидеров перед новой реальностью – ответственностью за принятые решения.

Управление и экономика.

Поскольку экономика является частью сферы управления, мы можем применить к ней все наши идеи о целях и принципах управления. Это будет полезно для разработки новых концепций, механизмов и инструментов. Мы приведем лишь несколько примеров.

Современная экономика направлена ​​на две вещи: товары и общественные блага. Режимы управления будущего должны будут соответствовать четырем категориям товаров и услуг: те, которые разрушаются, когда их распределяют, например, экосистемы и живые существа; те, которые распределяются, но при этом ограничены в количестве, например, вода и ископаемое топливо; те, количество которых ограничено только человеческим творчеством и трудом, как промышленные товары; и наконец, такие вещи как интеллект, опыт и нематериальный капитал, которые приумножаются, когда их распределяют, и которые должны стать основой завтрашнего процветания и благополучия.

Поскольку использование невозобновляемых природных ресурсов должно быть ограничено (с целью сохранения биосферы), то управлять их распределением нужно по принципу справедливости. Следовательно, необходима система оборотных квот, при которой те, кто потребляет меньше, может перепродать свои квоты тем, кто хочет поддерживать ресурсоемкий образ жизни. Эти оборотные квоты будут составлять своего рода «энергетическую» валюту. Это система, которая должна быть установлена на всех уровнях - от местного до глобального.

Управление и территории.

Что касается перехода к устойчивому обществу, государство часто являются частью проблемы, а не частью решения. Прогресс в управлении нужно искать в управлении территориями и регионами мира. Кроме того, если государство работает сверху-вниз, то территории научились организовывать «сетевую» систему, что намного лучше отражает новые реалии.

Тем не менее, мы все еще далеки от реализации нового, сетевого подхода к управлению. Слишком часто сети страдают чувством неполноценности по отношению к государствам, в частности на международной арене. Города и регионы должны лучше осознавать свою роль, отстаивать свои позиции, свои предложения и обязательства.

Что касается регионов, то они почти всегда слишком велики, чтобы эффективно бороться со своими проблемами. Вот почему территории и регионы должно стать главным полем для экспериментов и применения принципа активной субсидиарности.


Перевод А.Маклакова

Источник: http://rio20.net/en/propuestas/governance-paradigm-shifts-that-need-to-be-made-for-the-transition/

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,264