В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития?

Версия для печати
Бьорн Ломборг
25 мар 2015 года

Факты, вещь упрямая - коррупция в прошлом году обошлась миру больше, чем в триллион долларов. Этот триллион долларов мы не можем использовать, чтобы улучшить здравоохранение, образование, питание людей или улучшать состояние окружающей среды. И коррупция является лишь частью проблемы плохого управления - многие страны имеют неэффективную, безответственную, непрозрачную и не соблюдающую собственные законы, власть.

Конечно, парадигма «правильного управления» имеет очевидные преимущества. Это не только может снизить коррупцию, но и помочь тому, чтобы государство предоставляло населению больше услуг, которые от него ждет общественность, и в лучшем качестве. Вполне вероятно также, что будет ускоряться экономический рост. В недавнем обзоре, подготовленном ООН, в ходе которого было опрошено более семи миллионов человек по всему миру, честная и отзывчивая власть заняла четвертое место в списке приоритетов, его опередили только образование, здравоохранение и сфера занятости.

Однако встает вопрос, как нам добиться хорошего, правильного управления? Это важный вопрос, особенно в плане постановки целей. На рубеже веков, международное сообщество пришло к согласию в плане целей развития и улучшения жизни самых бедных слоев населения к 2015 году: так был принят документ «Цели развития тысячелетия». В нем внимание было сосредоточено на здравоохранении, борьбе с бедностью и улучшении образования, да много другого хорошего. Но – сфера государственного управления даже не была упомянута.

В сентябре прошлого года, ООН под руководством Пан Ги Муна приняло очередной (сколько их уже было?) «прогрессивный» документ: 193 страны установили новый набор целей развития вплоть до 2030 года. В нем они пожелали улучшить практически все основные сферы, начиная от здоровья и питания, до защиты окружающей среды, разрешения всевозможных конфликтов и улучшения образования, правда, при этом они сочли возможным поставить и кое-какие цели в плане улучшения управления. Однако, не решив проблемы управления, решение таких проблем, как обеспечение продовольствием и защита окружающей среды становятся все более трудным делом – особенно если в стране процветает коррупция.

Конечно, жизненно важно, что мы выбрали самые лучшие цели развития на 2030 год. Уже есть предложения по 169 целям (причем на каждой «сидит» какая-то группа особых интересов), но не все из них равноценны. Чтобы помочь правительствам в выборе лучших целей, аналитический центр «Копенгагенский консенсус», опросил более 60 групп экспертов, попросив их сделать экономический анализ наиболее перспективных предложений (чтобы достижение этих целей обходилось, по возможности, недорого, а эффект был максимальный), а какие наоборот, дорогостоящи, но малоэффективны, чтобы их можно было сравнить.

Мэри Э. Хильдербранд, (M. Hilderbrand, сотрудница Техасского университета и Центра международного развития Гарвардского университета) подготовила солидный доклад об усовершенствовании системы управления. Как отмечает она, очевидно, что хорошо управляемые страны чувствуют себя лучше, чем те, где власть работает плохо. Но есть две проблемы.

Первая проблема состоит в том, что неясно, является ли хорошее управление предпосылкой для успешного развития экономики, или ее следствием? Исторический анализ показывает, что хорошие институты управления, такие как гарантирование прав собственности, являются наиболее важным фактором роста благосостояния стран мира, а коррупция связана со слабым экономическим ростом. Это наводит на мысль, что защита прав собственности и борьба с коррупцией сделают народ богаче. Тем не менее, дальнейший анализ показал, что все может обстоять как раз наоборот, и что чем богаче страна, и чем выше ее экономический рост, тем эффективнее работает правительство и органы власти. В настоящее время трудно сказать, является ли хорошее управление причиной или следствием, и как выйти из порочного круга экономической отсталости, плохого управления и коррупции.

Вторая проблема заключается в том, что мы не знаем, как добиться хорошего, качественного, эффективного государственного управления. Исследование, проведенное в 80 странах, в которых Мировой Банк проводил свои программы по совершенствованию управления, показал, что управление улучшилось в 39% стран, но ухудшилась в 25% - это может выглядеть как умеренный успех. Тем не менее, в тех странах, клоторым Мировой Банк не помогал вовсе, были очень похожие показатели успехов и неудач – а это заставляет нас сделать предположение, что от программ Мирового Банка, вообще говоря, мало толку.

Все дело в том, и с чем все могут согласиться - было бы очень хорошо избавиться от коррупции и обрести более прозрачную и ответственную власть, но мы очень мало знаем о том, как этого достичь. Вот почему все те предложенные цели, типа «существенно снизить коррупцию и взяточничество во всех их формах» звучат здорово, но, по существу, в них мало смысла. По большей части это набор благих пожеланий или просто лозунги.

Действительно, и сама Хильдербранд считает, что многие цели были предложены в слишком обобщенном виде, а некоторые просто не обеспечены ресурсами. Тем не менее, она нашла одну вполне достижимую цель, которая принесет очень много пользы в перечете на каждый потраченный доллар. А именно: «К 2030 году обеспечить правовую идентичность для всех, в том числе регистрацию рождения». Для тех из нас, кому посчастливилось жить в благополучных демократических странах, это может звучать как нечто очень скучное и само собой разумеющееся, но для жителей многих развивающихся стран это стало бы большим шагом вперед.

Важно отметить, что это вполне измеримый результат, так что процесс можно контролировать. Это также означает, что должны работать государственные службы, обеспечивающие регистрацию людей, и ведущие учет. Налаживание работы одной такой службы дает четкую модель того, как строить подобные службы в другом регионе. Успешная работа регистрационной службы почти наверняка повысит качество работы и других государственных служб.

Есть также реальные выгоды для каждого гражданина, который ранее не имел необходимых документов (а таковых немало и в Украине – А.М.). Это помогло бы им отстаивать свои законные права, и, безусловно, помогло бы отстаивать права собственности, которые имеют жизненно важное значение для развития экономики и благополучия общества. Да и выборы станут менее уязвимыми от коррупции, когда избиратели соответствующим образом зарегистрированы. Также по мере развития экономики, надлежащая правовая идентичность будет обретать все большее значение для граждан, которым, например, нужно открыть банковский счет или получить водительские права.

Эффективное управление, конечно, очень важно. Но вместо банальностей мы должны сосредоточиться на ощутимых, конкретных, достижимых целях, которые в ближайшие пятнадцать лет будут иметь для нас наибольшее значение.


Перевод А.Маклакова.

Источник: http://www.forbes.com/sites/bjornlomborg/2015/01/22/good-governance-well-meaning-slogan-or-desirable-development-goal/


Об авторе: Бьорн Ломборг (Bjorn Lomborg), автор бестселлеров «The Skeptical Environmentalist», «Cool It» и многих других книг; входит в список 100 наиболее влиятельных глобальных мыслителей по версии журнала «Foreign Policy», и в сотню наиболее влиятельных людей мира по версии журнала «TIME».


Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,072