В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

30 лет реформ системы управления в Китае

Версия для печати
Ю Кепинь
1 апр 2015 года

Реформы, изменения и перемены в управлении. Начиная с 1990-х годов, слово «управление» стало популярным термином в западной социальной науке, а с начала 21-го века; оно также стало важным словом в китайских научных кругах. В Китае термин "управление" был принят экономистами одновременно с такими терминами, как "корпоративное управление" или "структуры корпоративного управления". С тех пор, политологи и социологи стали широко использовать этот термин.

В области политической науки, понятие управление трактуется двояко – как управление (чжили 治理) и правительственная власть (тонгжи 统治), которые имеют как общие моменты, так и существенные отличия. Так же, как есть различие между "хорошим правительством» и «плохим правительством", есть также различие между "хорошим управлением" и "плохим управлением." Хорошее управление направлено на то, чтобы максимально удовлетворить общественный интерес.

Стремление к хорошему управлению – это хорошая цель для правительства любой страны. Реформа управления является важной частью политической реформы и составной частью политической системы. Но в отличие от правительства, в системе управления формальности более важны.

Только через постоянные реформы и инновации, правительство может добиться хорошего управления. Поэтому в последние годы реформы системы управления и инновации стали глобальной тенденцией. Например, Государственный департамент США создан специальный «Центр административных инноваций." В качестве другого примера: ООН создало "Глобальный форум по вопросам формирования органов власти", который уже провел семь сессий. Это форум призван содействовать инновациям и реформам в сфере госуправления в странах всего мира, и улучшать государственное управление в любой стране, которая обратится за помощью.

Реформы в этой сфере в Китае начались 30 лет назад. Символом реформ стало 3-е пленарное заседание 11-й сессии ЦК КПК. 3-е пленарное заседание внесло коррективы в структуру власти КПК, и установило новую политическую линию. Без этого, последующие реформы экономической системы просто не могли начаться.

Некоторые западные ученые, считают, что реформы в Китае, по существу, были лишь экономическими, и не видят никаких существенных изменений в политической системе. Это результат предубеждения и недоразумения. Наряду с фундаментальными экономическими реформами, политическая система Китая также претерпела глубокие и даже радикальные изменения. В Китае влияние политической системы на экономическое развитие намного больше, чем в западных странах. Это имеет фундаментальное значение для Китая, поскольку без реформы политической системы, экономические реформы не могли бы привести к успеху.

Дэн Сяопин, лидер реформ в Китае, по этому вопросу высказался очень ясно. Он заявил: «Если нет реформ политической системы, успех экономических реформ не может быть гарантирован». «Если бы мы проводили только реформу экономической системы, без реформ системы политической, то реформа просто не будет иметь успеха, и в первую очередь потому, что есть люди, которые будут блокировать этот процесс. …В конечном итоге успех всего проекта реформ зависит от реформы политической системы».

Теперь мы видим вполне ясно, что проект реформирования системы управления Китая является частью процесса всеобъемлющих социальных реформ, которые охватили всю экономическую, политическую и культурную жизнь страны.


Основные особенности реформирования госуправления в китайской модели.

С началом реформ и открытия экономики страны, государственное управление в Китае претерпело кардинальные изменения. Итак, чем же являются, и какой след после себя оставили эти реформы управления? Или, говоря другими словами, что стало реальной основой этих реформ?

Основным моментом, определявшим характер китайской модели в течение последних 30 лет, стали социальные и экономические изменения в стране, сама логика политического развития, формирование нового типа политической культуры, и воздействие глобализации.

Тем не менее, китайская модель государственного управления имеет свои очевидные особенности.

За 30 лет экспериментов, проб и ошибок, Китай создал свою, особую модель управления, которая отличается как от традиционных моделей социалистических стран, так и западных капиталистических. Хотя, на наш взгляд, китайская модель управления все еще находится в процессе формирования, некоторые из ее основных характеристик уже очевидны.

Существует четыре основные особенности, отличающие китайскую модель управления от моделей западных стран.

Во-первых, политические реформы в Китае не стали своего рода шоковой терапией. Скорее, они были постепенными улучшениями, не нарушавшими ничьи экономические и политические интересы и традиции. Такой характер постепенных реформ вытекал из той предпосылки, что они не должны вредить людям или лишать их законных прав, и должны в максимально возможной степени увеличивать объем новых интересов, позволяя людям извлекать выгоды от реформ.

Такой подход больше ориентирован на инновации, создание новых учреждений, в то же время он обращает внимание на сохранение традиций, что очень важно для традиционной политической культуры. Это метод, который подчеркивает важность постепенности реформ, без резких движений. Наоборот, реформаторы терпеливо выжидают, когда созреют условия для прорывов и достижений. Прорывные реформы часто оказываются в итоге неполными и узконаправленными, они не позволяют сохранить традиции и преемственность. С точки зрения стратегии, самое важное, в процессе таких постепенных реформ, это движение «от точки к открытой поверхности» (или, по-китайски, «яй диан дай миан» 一点 带 面). Или, иными словами, реформы начинаются с испытаний и пилотных программ, осуществляемых в ограниченном масштабе, в некоторых районах, а после этого накопленный опыт может передаваться дальше, и реформа может проводиться на большей территории.

Во-вторых, в Китае существует плюралистическая структура управления, но она находится под руководством партии. Органы власти и управления в Китае уже довольно разношерстны по составу, но организации КПК на всех уровнях являются наиболее важными структурами. В западных странах эту упорядочивающую роль обычно играет правительство, которое является основным учреждением для всех органов государственной власти. В отличие от этого, система госуправления Китая является примером страны с одной единственной правящей партией. В сфере государственного управления партийные организации имеют большее влияние, чем сами государственные организации. Если сравнивать партком и орган власти одного уровня, то партком имеет больше власти в принятии политических решений.

По сравнению с партийными организациями, роль государства в сфере государственного управления больше в плане выполнения политических решений, принятых партией. Кроме того, в настоящее время существует более 3 миллионов парторганизаций всех уровней, это число, которое намного превышает количество государственных организаций. Во многих сферах общества, где не существует государственных органов, обычно именно партийная организация выполняет функции государственного управления.

В-третьих, вертикально-горизонтальная структура управления. Китай это унитарная страна. Центральное правительство управляет государством через две системы власти, одна – вертикальная, а другая - горизонтальная. Вертикаль власти часто упоминается как «столбец, колонка» (тяо 条). Горизонтальную систему власти часто называют «строчной» (Куай 块), поскольку она выстроена в поперечном направлении, и состоит из множества региональных уровней партийных и государственных организаций. Комбинация «столбцов» и «строк» составляет весьма сложную «матричную структуру» государственной власти Китая. Это матричная структура отражает отношения между центром и регионами, высокими и более низкими административными уровнями, а также отношения между партийными комитетами и органами власти, парткомами и народными собраниями, а также взаимоотношения между различными госучреждениями.

В-четвертых, превыше всего ставится стабильность. Поддержание социальной стабильности и порядка является важнейшей ценностью и целью для всего государственного управления. Для Китая, органы власти которого находятся в процессе реформирования, а вся страна – в периоде быстрых социальных изменений, это имеет особое значение. Без социальной и политической стабильности не может быть быстрого экономического развития или хорошего уровня жизни населения.

Все лидеры Китая, начиная от Дэн Сяопина говорят, что «стабильность – превыше всего», и ставят ее основной ценностью для государственного аппарата.

В политическом дискурсе традиционного Китая, стабильность режима и сохранение статус-кво всегда имело принципиальное значение. Однако в ходе реформ, даже такое традиционное понятие претерпело существенные изменения. Социальная стабильность сейчас трактуется как важность общественного порядка, и понятие «динамической устойчивости» на основе «текучести» постепенно начало вытеснять «статическую стабильность» на основе «барьеров». Традиционное понятие статической устойчивости сейчас трактуется как замораживание статус-кво путем применения репрессивных мер.

Современное понятие динамической устойчивости, считается поиском равновесия в процессе постоянных изменений с целью его сохранения. Суть динамической устойчивости заключается в использовании нового равновесия, чтобы заменить им старое, и превратить былой застой в более динамичный процесс. Отчет 15-го съезда КПК отразил именно такое понимание ​​динамической устойчивости: «продвижение реформ и развитие в контексте социальной и политической стабильности, достижение социальной и политической стабильности в контексте реформ и развития».


Законность и человечность.

В конце концов, важными элементами любой системы управления является власть закона и значение человека. В любом аппарате государственного управления, как сама система, так и люди, работающие в ней, играют важную роль. Однако в случае с Китаем, в котором отсутствует традиция верховенства закона, роль отдельных лиц приобретает особое значение. После реформ и раскрытия страны перед внешним миром, Китай придает все большее значение соблюдению законности, и в 1990 году Китай официально поставил задачу построения социалистического правового государства, после чего в этом отношении действительно был достигнут значительный прогресс.

Тем не менее, в Китае все же сохраняется традиция верховенства человека, которой уже более 2000 лет, и создание новой традиции – соблюдения законности, займет очень много времени. Все это время власть человека будет продолжать доминировать в органах общественного управления, пока ситуация, наконец, не переменится.

Документы, политика и указания партии и правительства, выступления, доклады, а также инструкции высших органов власти и партийных комитетов, по-прежнему действуют как «неписаные правила» политической жизни, и сохраняют свой приоритет перед правами человека. Если государственный аппарат стремится к достижению наилучших результатов, то необходимо, чтобы государственные администраторы стремились реализовать практическое значение прав человека. Что касается государственного управления Китая, то поиск необходимого баланса между властью закона и правами человека представляет собой важный шаг на пути к более эффективному управлению.

Конечная цель китайской реформы госаппарата это достижение более эффективного управления. По нашему мнению, есть 10 элементов хорошего управления.

1) Законность. Граждане должны сознательно соблюдать порядок и уважать власть, которая также должна приносить обществу пользу.

2) Верховенство закона. Соблюдение закона должно стать высшим приоритетом для государственного аппарата, и все люди должны быть равны перед законом.

3) Прозрачность власти. Должен быть открыт доступ к политической информации.

4) Ответственность. Чиновники должны взять на себя ответственность за свои действия.

5) Оперативность и чувствительность. Чиновники и органы власти должны оперативно реагировать и ответственно относиться к нуждам и требованиям граждан.

6) Эффективность. Управление должно иметь высокую эффективность.

7) Участие. Граждане должны пользоваться широкими возможностями участия в политической и социальной жизни.

8) Стабильность. В стране должен быть мир, жизнь должна быть упорядоченной, жители должны быть защищены, а граждане - едины, государственная политика должна быть последовательной.

9) Целостность. Правительственные чиновники должны быть лояльны обществу (а не отдельным группам особых интересов), и честно соблюдать закон.

10) Справедливость. Граждане должны иметь равные политические и экономические права, независимо от пола, класса, национальности, культурного уровня, религии или политических убеждений.

В соответствии с этими критериями можно сделать вывод, что хотя реформы управления в Китае достигли знаменательного прогресса, остается много очевидных недостатков. Например, власть не имеет высокого уровня общественного доверия. Верховенство закона все еще не на достаточном уровне. Уровень коррупции и частные привилегии по-прежнему велики. Работа государственных служб недостаточно эффективна. Механизмы динамической устойчивости еще не полностью разработаны. Неравенство социальных доходов продолжает увеличиваться. Система ответственности чиновников пока не установлена, административные расходы чрезмерно велики, а их эффективность низкая. Роль общественных организаций в сфере государственного управления второстепенна, участие общественности не гарантируется, и в целом органы власти работают недостаточно демократично.

Все эти проблемы весьма остры. Будущее системы управления Китая в значительной степени зависит от успешного решения этих проблем. Тем не менее, то, что политические реформы в Китае все же идут, заставляет нас сделать вывод, что какая бы модель управления не сложилась в Китае в будущем, для дальновидных лидеров Китая цель реформ уже вполне ясна: демократия, верховенство закона, справедливость, ответственность, прозрачность, честность, эффективность и, столь любимая китайцами, гармония.


Перевод А.Маклакова.

Источник: https://www.uni-due.de

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,117