В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Версия для печати
15 апр 2015 года

Сравнительный анализ по разным странам показал, что результаты этих реформ выглядят неоднозначно, и общего рецепта реформ пока нет. Неоднозначные результаты принесла и децентрализация, относительно которой в научном сообществе сложилось положительное мнение. Более того, оказалось, что в некоторых ситуациях (внутренний конфликт в стране, стихийные бедствия и т.п.) ее проведение нежелательно. Примером является Британия, в которой глубокая децентрализация лишь усугубила рост сепаратизма в Шотландии. Похоже, что простые решения в плане реформ (одноразовая децентрализация, люстрация, сокращение), весьма ненадежны.

На этом фоне интересным выглядит опыт реформ в США и Китае. В первом случае администрация Клинтона взялась за кропотливую работу с чиновниками, создав стимулы для улучшения их работы и специальные группы, занимавшиеся «мозговым штурмом» проблем каждого ведомства. Во втором случае велась долгая и упорная работа по созданию специальных институтов власти и внедрению новых ценностей в бюрократическом аппарате. Это принесло ощутимые плоды – отношение граждан к органам власти за прошедшие десятилетия существенно улучшилось, а госаппарат стал работать лучше.

Ряд критиков взялись за поиски новой парадигмы управления. Основная идея – привлечение к управлению гражданского общества, использование информационных технологий, широкая демократизация. Один из активно обсуждаемых вариантов – т.н. сетевое или многостороннее управление, то есть управление с привлечением широкого круга негосударственных организаций и гражданских активистов. Правда, на практике такую идею реализовать оказалось непросто, поскольку для этого чиновникам необходимы совершенно другие навыки.

Большой интерес, причем не только у специалистов, вызвала и идея «холократии», то есть радикальной «де-иерархизации». На практике она была реализована в компании «Заппос». О результатах пока говорить рано, но в любом случае, поиски новых путей улучшения работы организаций и государственного аппарата не прекращаются. И хотя надежных рецептов реформирования нет, бесспорно одно: чтобы достичь успеха, реформаторам нужно запастись терпением, начиная с решения сравнительно простых, конкретных задач, и постепенно переходя к более сложным, при этом помня, что реформы проводятся, прежде всего в интересах простых граждан.


Государственная бюрократия: «за» и «против».

В защиту государственной бюрократии. Дуглас Эми. Большая часть массовых представлений о работе аппарата госуправления основана на предрассудках; на самом деле эти учреждения работают вовсе не так плохо, и играют незаменимую роль в жизнеобеспечении общества.

Бюрократия убивает: уроки Рима. Уильям Генри Чемберлен. История падения Римской империи содержит уроки, которые актуальны и сегодня: чрезмерное администрирование, централизация власти, поощрение социального паразитизма (не говоря уже об утрате гражданами желания защищать свою страну), это опасные симптомы ослабления народа и вырождения его государства.


Опыт реформ: запад и восток.

Уроки реформы системы управления: опыт 20 лет. Элейн Камар. Опыт реформирования госаппарата в США, начатый более 20 лет назад, показал, что есть три основные направления реформы: повышение производительности работы чиновников, улучшение обслуживания населения и технологическое обновление, то есть использование информационных технологий.

30 лет реформ системы управления в Китае. Ю Кепинь. Политические реформы в Китае идут уже 30 лет, и, несмотря на то, что они находятся «в тени» экономических успехов страны, они крайне важны; основная цель реформ госуправления – создание социалистического правового государства, демократичность, прозрачность, ответственность и эффективность власти.


Простые решения: упрощение и децентрализация.

Почему власть нуждается в радикальном упрощении. Филип К. Ховард. Органы власти нуждаются не в «косметическом ремонте», а в радикальной дебюрократизации (радикальном упрощении) на основе принципа личной ответственности.

Как исправить правительство и восстановить демократию. Дуглас Дж. Эми. Главный способ повышения качества управления это не простая передача полномочий, а решительная демократизация – причем сразу в нескольких направлениях, и, прежде всего в плане выравнивания политического влияния граждан и т.н. «групп особых интересов».

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития? Бьорн Ломборг. По мнению Б.Ломборга, вместо того, чтобы ставить абстрактные цели улучшения государственного управления, мы должны сосредоточиться на конкретных, достижимых целях; как вариант – обеспечить всех граждан необходимыми им идентификационными документами.

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса. В.Гнис. Все попытки улучшить управление через укрупнение или дробление территорий, введение регионального уровня и пр., в странах Европы приносят очень разные результаты; общий рецепт удачных реформ пока так и не найден, хотя и есть отдельные интересные примеры.

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор. С.Уайт. Децентрализация власти считается естественной частью реформы госуправления, и что она непременно приносит пользу; обзор научной литературы показывает, что это далеко не так – а в странах, переживших внутренние конфликты ее проведение вообще нежелательно.


Новая парадигма управления.

Управление: новая парадигма. Пьер Каламе. Сами проблемы человечества и новые технические возможности требуют решительного обновления аппарата управления, и даже более того – принятия новой парадигмы управления.

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы. А.Гуогис, Д.Феррас, и др. Опыт реформ стран Европы за последние полвека показывает, что важны не только модель реформирования, и не только упорство реформаторов, но и активное участие в реформах гражданского общества; без активных действий самих граждан любая реформа стопорится.

Принципы и проблемы инновационной политической парадигмы: многостороннее управление. Бертран де ла Шапель. Нарастающие проблемы традиционных форм принятия политических решений, а также новые коммуникационные технологии требуют не просто «демократизации управления», а принятия новой политической парадигмы, идеи «многостороннего управления».


Новые идеи.

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии. Энрике Дэнс. Новые идеи в сфере управления (в т.ч. принцип субсидиарности) традиционно испытываются сначала корпоративной сферой, прежде чем переносятся в иные области; такова идея холократии, ставшая «последним писком» в построении организации на Западе, и позволившая решить проблему бюрократизма.

Переменчивая природа власти: сетевое управление. Уильям Д. Эггерс. Сегодняшняя иерархическая государственная машина просто не отвечает требованиям нашего времени – общество существенно усложнилось, круг задач расширился; необходим переход к принципиальной иной, сетевой системе управления. Однако для этого не просто потребуется привить чиновникам новые навыки, потребуется изменить само представление о том, что есть государственный служащий.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,102