В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Пробуждение Украины должно породить двустороннюю стратегию безопасности Евросоюза

Версия для печати
Вольфганг Ишингер - (Wolfgang Ischinger) председатель Мюнхенской Конференции по Безопасности и вице-президент берлинского аналитического центра «Stiftung Neue Verantwortung»
26 июн 2015 года

Недавно я спросил Арсения Яценюка, нынешнего премьер-министра Украины, что является самой важной вещью, которой Запад может помочь Украине? Он ответил «просто оставаться сплоченным». Однако оставаться сплоченным – это легче сказать, чем сделать. Вот почему, вообще говоря, то, как европейские лидеры справляются с кризисом, так важно. Нам нужно, чтобы они оставались вместе. Хотя мы все очень обеспокоены состоянием наших отношений с Россией, мы все же можем найти некоторое утешение в нашем единстве и нашей ответственности.

Украинский кризис возбудил дискуссии по многим вопросам, включая создание европейского энергетического союза, обновление НАТО и долгожданный пересмотр европейской стратегии безопасности. Здесь я хочу подчеркнуть еще три важных вопроса.

Первый из них, это громадный разрыв между риторикой и реальной ситуацией с европейской безопасностью и обороной, проблемы, которых нужно решать. Если украинский кризис это действительно худший кризис в сфере безопасности на континенте после окончания Холодной войны, то чего же мы ждем? Когда, если не сейчас, браться за европейскую оборонную интеграцию?

Мало какое решение Евросоюза или кого-то еще больше впечатлит Москву, чем решение ЕС стать стратегическим глобальным игроком с крепким и глубоко объединенным оборонным сообществом. И только это сообщество может служить второй опорой трансатлантического альянса, для которого разделение расходов на оборону это больше, чем расхожая фраза. Именно это и нужно Европе, независимо от любого кризиса. В конце концов, это просто нелепо, как мало Европа занимается собственной безопасностью. Раздробленность нашей оборонной системы это проявление финансовой безответственности, и в плане ее дееспособности, и взаимодействия. Оборонная интеграция Европы поднимает много трудных вопросов, однако никому нельзя позволить не замечать их.

В 1996 году Ричард Холбрук, американский дипломат, писал: «Если Запад создаст надежную и стабильную систему безопасности в Европе, она должна решить большинство застарелых стратегических проблем Европы и вовлечь нации бывшего Советского Союза, особенно Россию, в стабильную европейскую систему безопасности. Сегодня, к несчастью, мы вынуждены вернуться к этой проблеме, и это вторая моя идея.

Нам нужна двусторонняя стратегия, которая отнимет у России возможность расколоть Европу, одновременно налаживая диалог с Путиным о сотрудничестве, каким бы трудным он ни был. Нам также нужно прояснить свои ближайшие и отдаленные цели. Ближайшие цели, это установить контроль над кризисом, гораздо более серьезно относиться к помощи Украине и в дальнейшем использовать потенциальные обходные пути в отношениях с Россией. Это может включать международный мониторинг под эгидой ОБСЕ.

В отдаленной перспективе, мы должны возобновить обсуждение построения более устойчивой системы европейской безопасности. Причем не из-за того, что Путин бросил ей вызов, а потому, что мы понимаем, что нынешнее положение дел никому не идет на пользу.

Процесс взаимного пересмотра ситуации может привести к продолжению Парижского саммита 1990 года, что позволит России и Западу совместно укреплять принципы безопасности и сотрудничества в Европе. Утверждая это, мы не можем согласиться с аннексией Крыма или так называемой «доктриной Путина». Любое широкое соглашение с Россией должно основываться на уважении Россией суверенитета ее соседей. Здесь возможны компромиссы, но недопустимо нарушение основных принципов, о которых договаривались в Хельсинки, в Париже и в последующие годы.

«Размораживание» наших восточных соседей это третий важный момент, который я хочу подчеркнуть. Стратегия европейской безопасности 2003 года установила, что «наша задача – продвигать кольцо хорошо управляемых стран на востоке Евросоюза, и на Средиземноморье». Однако это не означает, что нам нужно заставлять эти страны выбирать между Западом и Россией.

Ключевым принципом должно быть самоопределение, а не сферы влияния. Выработка надежной стратегии создания этого «кольца хорошо управляемых» стран это одна из наиболее важных задач для нового руководства Евросоюза. В конце концов, один из наиболее важных уроков, полученных благодаря Украине это то, что мы не можем заниматься политикой добрососедства мимоходом, считать ее чем-то второстепенным. Страны европейской периферии это не «сумеречная зона», а их будущее не столь далеко от нас, и это проблема, важность которой нельзя отрицать.

Размах этих проблем должен быть очевиден каждому, но также очевидна, должна быть и их важность. За последние годы лидеры ЕС в основном занимались кризисом евро, и его последствиями для всего Евросоюза в целом. Однако сегодня кризис на европейском континенте и среди его восточных и южных соседей делает совершенно очевидным то, что мы вынуждены смотреть в будущее. Мы вступили в новую эру, в которой европейская политика и стратегия должны обращать внимание не только на европейские процессы, а также служить внутреннему укреплению ЕС. Чем быстрее новая команда в Брюсселе поймет это и возьмется за дело, тем лучше будет для Европы.


Перевод А.Маклакова

Источник: www.europesworld.org


Об авторе: Вольфганг Ишингер

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Материалы по теме

 

page generation time:0,103