Язык, на котором разговаривает власть, не пригоден для понимания процессов, которые реально происходят в обществе.

Владимир Золотарев

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Стратегический план представительства USAID в Украине на 2003–2007 финансовый год (извлечение)

Версия для печати
1 апр 2004 года

«Для того, чтобы ускорить переход Украины к демократии, Миссия USAID будет продолжать работать по двум направлениям: усиление гражданского общества, чтобы сами украинцы все в большей степени требовали от своего правительства прозрачности и открытости, и улучшение реагирования правительственных институтов на законодательные нужды и укрепление демократической системы взаимного контроля и противовесов, особенно через упрочение власти закона как основы экономической и политической жизни». – Из «Стратегического плана…» USAID

Судьба украинской демократии, не в последнюю очередь, оказывается, зависит от руки «дяди Сэма». Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с кое-какими его внутренними бумагами. 49-страничный «Стратегический план представительства в Украине, Белоруссии и Молдавии Агентства США по международному развитию (USAID)” был принят в сентябре 2002 года. Он состоит из двух неравных частей: треть документа отведена описанию состояния Украины, достижений Агентства и прочих моментов, и две трети – непосредственно планированию. На первом месте в списке приоритетов стоит, разумеется, улучшение инвестиционного климата в Украине – Соединенные Штаты прежде всего преследуют свои интересы. Однако большинство целей находится не в области экономики, а в гуманитарной сфере и политике: усиление гражданского общества и т.д. Общее направление – диверсификация власти в Украине, рассредоточение властных полномочий от центра к периферии, к негосударственным организациям и рядовым гражданам. Бросается в глаза демократическая направленность документа, хотя принят он был уже после появления в Белом Доме республиканской администрации. И хотя объемы финансирования программ USAID в Украине в последние годы были сокращены на треть, в целом, соблюдается преемственность политики США по отношению к нашей стране. Но об этом весьма красноречиво рассказывает сам документ, приведенный ниже.

(От переводчика)

РЕЗЮМЕ

Сфера приложения усилий Агентства сильно изменилась с тех пор как была разработана предыдущая стратегия на 1999–2002 годы. Предыдущая стратегия разрабатывалась в 1998 году, во время коллапса Российской финансовой системы, и отражала большую обеспокоенность его ударом по украинской экономике, которая и без того переживала семь лет спада. Украина отставала по макроэкономическим и структурным реформам, а исполнительная власть господствовала во многих важных сферах экономики. В таком контексте прежняя стратегия обращала особое внимание на местное самоуправление и стремилась к проведению наиболее фундаментальных реформ на пути перехода к рыночной экономике в русле программ МВФ. Тогда представлялось критически важным усилить структуры функциональной демократии, вместе с поддержкой социальных гарантий.

Экономическое состояние Украины теперь лучше. Экономический рост в 2000 и 2001 годах может быть частично объяснен успехом в структурном реформировании таких ключевых отраслей как энергетика и сельское хозяйство. Широта и глубина этого улучшения предполагает, что оно может быть устойчивым. Что касается политики, то парламент начал играть более независимую роль по отношению к исполнительной власти, местное управление улучшилось, и, хотя президентство остается доминирующим, общественные организации начинают принимать более активное участие в публичной жизни. Парламентские выборы 2002 года показали явный спад коммунистов и наиболее левых сил, что создает подходящий момент для выдвижения реформистской повестки дня. В своей новой стратегии USAID будет помогать Украине закрепить ее прогресс на пути реформ, и продвинуться дальше, для того чтобы обеспечить будущее страны как демократического государства с рыночной экономикой.

В некоторой мере предложенные в новой стратегии направления работы продолжают те, в которых Агентство уже добилось успеха. (…) Агентство содействовало успеху в одобрении парламентом и президентом Земельного кодекса.

Новое направление активности, предложенное Миссией Агентства в Украине, состоит в поддержке сельскохозяйственного маркетинга. Это стало возможным частично благодаря тем крупным успехам, которые Украина добилась в реформировании сельскохозяйственного сектора, и высокому уровню роста в этом секторе. Основные институты гражданского общества были укреплены благодаря предыдущей стратегии. Теперь требуется многоцелевая помощь для того, чтобы эти институты стали более эффективны.

Основы помощи Украине

По мнению экспертов USAID, экономические успехи Украины представляют собой результат многолетних усилий украинцев в демократических и экономических реформах, а также помощи со стороны USAID и других доноров. Стратегия Миссии базируется на этом и стремится продвинуть Украину к новому периоду устойчивого экономического роста, в котором все украинцы получат пользу от новой социальной, экономической и политической системы. Миссия определяет эту основную стратегическую цель как возрастание социального и экономического благосостояния для всех украинцев в рамках демократического управления.

Для того, чтобы ускорить переход Украины к демократии, Миссия будет продолжать работать по двум направлениям: 1) усиление гражданского общества, чтобы сами украинцы все в большей степени требовали от своего правительства прозрачности и открытости, и 2) улучшение реагирования правительственных институтов на законодательные нужды и укрепление демократической системы взаимоконтроля и противовесов, особенно через упрочение власти закона как основы экономической и политической жизни. В дальнейшем Миссия будет поддерживать развитие социального, гуманитарного сектора, которые являются критически важными для того, чтобы одновременно решать как текущие проблемы и нужды населения, так и долгосрочные, через повышение эффективности социальных служб. Программа USAID на 2003–2007 годы имеет пять стратегических целей (СЦ):

1. Улучшение инвестиционного климата.

2. Ускорение развития малых и средних предприятий и аграрного сектора.

3. Способствовать активизации граждан, защищающих свои интересы и права, для становления более демократичной, рыночно-ориентированной Украины.

4.Более эффективные, прозрачные и ответственные перед своими гражданами правительственные учреждения.

5. Улучшение социальных условий и состояния здоровья населения.

Обзор переходного периода

По сравнению с ситуацией 1999 года, USAID выражает осторожный оптимизм относительно будущего Украины. После двух лет экономического роста, народ Украины также становится более оптимистичным. Общее чувство состоит в том, что худшее, возможно, уже позади. Предприниматели и фермеры зарабатывают деньги. Пенсионеры получают свои пенсии вовремя. Государственные доходы возрастают. Гражданское общество сейчас гораздо более активно, чем ранее, хотя доходы общественных организаций должны увеличиваться и консолидироваться. Эти факторы делают принятие реформ правительством Украины более легким. В то же время стало ясно, что процесс проведения реформ в социальной и политической сферах займет больше времени, чем считалось ранее. Способность к их проведению на всех уровнях, от правительственных чиновников до фермеров – продолжает оставаться слабой.

Недавние парламентские выборы 2002 года, так же как и исход президентских выборов 2004 года будут влиять на скорость переходных процессов в Украине и ее интеграции в Европу.

Области возможных конфликтов

Несмотря на значительные размеры страны и разнообразие ее народонаселения, Украина относительно мало потревожена этническими и лингвистическими конфликтами, которые досаждают многим ее соседям. Только темы крымских татар и социальной стратификации расцениваются как такие, которые могут стать причиной внутренних беспорядков.

Второй возможной областью потенциального конфликта является тот факт, что лишь небольшое число украинцев извлекло очевидную выгоду от процесса перехода [к рыночной экономике – С.М.], в то время как большинство ощущает себя бедными. Такое неравенство создает недостаток уверенности в будущем и неопределенность относительно демократии и свободной рыночной экономики для многих украинцев. Хотя это и не вызвало серьезных инцидентов до настоящего времени, до тех пор, пока не начался экономический рост, опирающийся на широкую экономическую базу, и выгоды от такого роста не распространились более широко, сползание назад остается возможным.

Третий потенциальный район для конфликтов – это восточная Украина. Экономическая депрессия в регионе из-за растущей безработицы в угольной и сталелитейной промышленности может провоцировать социальные беспорядки. Угледобывающая промышленность имеет историю «горячей точки» общественного недовольства.

Достижения Агентства в Украине 1999–2002

Программы USAID достигли заметного успеха в продвижении демократических реформ и децентрализации. Успех был наиболее заметен на муниципальном уровне, где USAID и другие доноры помогли в создании правовой инфраструктуры, в которой города становились более автономными. Принятие ключевого законодательства, включая Закон о местном самоуправлении и Бюджетный кодекс, которые обеспечили прозрачные, построенные на формулах бюджетные трансферты от национального правительства к муниципалитетам, стали кульминацией многолетних усилий. Поддержка USAID, доступная для 448 украинских городов, проявила себя в 365 городах, вступивших в Ассоциацию городов Украины; 152 города учредили гражданские консультативные комитеты и 121 город регулярно проводил публичные слушания по местным проблемам. Большинство крупных городов установило у себя улучшенный с помощью Агентства бюджет и системы финансового менеджмента.

USAID также помогал парламенту стать более независимым и прозрачным, улучшать работу комитетов и внутреннего менеджмента. Новая «малая» судебная реформа и прохождение в феврале 2002 года Закона о судах усилило надежду на судебную реформу в целом.

USAID играло ведущую роль [среди негосударственных организаций] на парламентских выборах 2002 года, благодаря заблаговременной поддержке развития групп гражданского общества и тренингу политических партий. Агентство способствовало большей объективности масс-медиа, НГО смогли проинформировать больше избирателей, политические партии лучше прислушивались к нуждам избирателей. Избирательный процесс был более прозрачным в результате мониторинга выборов 28 тысячами членов избирательных комиссий, прошедшими подготовку в USAID. ОБСЕ отметило значительное улучшение их проведения по сравнению с выборами 1998 года. Важным результатом стало то, что люди на выборах выражали их собственное мнение, их голосование не зависело от давления центральной власти. Теперь важно закрепить эти улучшения. Программы Агентства усилили гражданское общество, ассоциации граждан, НГО, неправительственные аналитические центры, а также вдохновляли граждан быть более активными в политической жизни и принятии участия в выработке политических и экономических решений. Поддержка Агентством независимых масс-медиа способствовала обеспечению граждан лучшим доступом к информации, так чтобы они могли быть конструктивно вовлечены в процессы выработки решений.

Перевод Андрея Маклакова

Полный текст документа доступен по адресу: www.usaid.gov

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Материалы по теме
Текущий диалог

Демократия по-украински

Зал периодики

Як партії забули свої обіцянки, розсівшись у Раді

Модель на выбор

Битва за місце в історії

Снова во времена Руины? О вызовах перед украинскими элитами

Сім очікуваних несподіванок

Євген Кисельов: З приводу «виборів»

Все будет, как при бабушке

Выборы в Донбассе. Фарс и трагедия

Дефолт понтов

«Бегство от свободы» Эриха Фромма как «полевая» хрестоматия Донбасса

Чому б граблі не повчали, а серце вірить в чудеса…

Парламентські вибори, які не відбулися

Вибори в Україні. «Противсіхи» працюватимуть на Путіна

Пастка мажоритарки: як уникнути провалу на виборах

Філософ Фукуяма: Настали похмурі часи експансії Росії та Китаю

Три эшелона имитаторов

Путін злякався масштабів свободи в Україні, але стратегії не змінив

За кулисами президентской гонки

Кино за миллиард: где веб-камеры с прошлых выборов

Self-made країна. Самоорганізація українців випереджає дії влади

Главный бой украинцев с олигархами – еще впереди

Украинские прецеденты

Мартін Поллак: Як працює машина пропаганди

Неравная борьба: почему газетные издатели в Германии боятся Google

К чему мозги – когда пьянит от власти?!

«Європейці зраджують власним принципам, залишаючи українців без допомоги»

Границы и дороги: Судьба Украины в мировом контексте

Боротьбу за демократію час поширити на виборчу систему

Информирован – вооружен

Инфографика: Выборы-2014: сравнение программ пяти кандидатов

Насколько реален срыв президентских выборов

Сепаратизм на востоке: регионалы переиграли сами себя

Декларация общин человечества

Украинская социология: о чем хочет знать российский МИД

"Люди, які голосували "за гречку", нікуди не ділись. На Майдані гинули не вони"

Росія у безвиході

Чому нинішні вибори президента нетипові для України (Аналіз)

Країна Online: прозора країна – успішна країна! П’ять пропозицій

Машина пропаганди Путіна та інформаційна недолугість України

Революція в Україні як проблема системи

Пятилетка за митинговый рецидивизм

Дуэль невидимок

Боротьба за незалежність України починається саме тепер

Майдан інспірував не Захід. Він стався, бо цього прагнув Путін

«Геть!» и «Слава!»: роль майданов в управлении державой

«Если деньги будут разворовываться, то поднимется еще и третий Майдан — антикоррупционный»

Бизнес в последние годы отдавал на взятки половину оборота - ФРУ

Генеруємо ідеї щодо необхідних реформ в Україні

Время судить судей. Как вернуть доверие к системе

Как провести люстрацию, и кого нужно навсегда отлучить от власти

 

page generation time:0,400