В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Этнические германские меньшинства в Чешской республике, Польше и Словакии

Версия для печати
Д.Воген (David Vaughan) Международная служба чешского радио.
25 янв 2007 года

Насколько сложны этнические проблемы в странах ЕС показывает разница в положении немецкого и цыганского меньшинств – первое не вызывает практически никаких проблем и его культура угасает, второе – несмотря на острую антипатию остального населения, растет и даже грозит стать своеобразным нищенствующим большинством.

В Чехии перепись 2001 года выявила 40 тысяч чешских граждан немецкой национальности, что чуть больше половины процента населения, однако число чехов, которые имеют немецкие корни, вероятно, достигает сотен тысяч. Радио гимназии Томаса Манна дважды в неделю вещает для немецкого меньшинства. Ее аудитория это в основном пожилые люди.

Им пришлось нелегко в атмосфере горечи послевоенного времени и в годы грубого национализма коммунистического режима, как, например, Герману Бергеру, жителю горной деревни Пек-под-Снежкой. «Туго было после войны. Начнем с того, что местные власти отказались внести мое имя в список жителей деревни. Я получил лишь начальное образование, и мне было отказано в кредите, когда я строил мой дом. Все эти годы я имел кучу проблем и я, скорее всего, эмигрирую».

С падением коммунизма ситуация резко изменилась. Спустя пять лет, после десятилетий недоверия, был создан «Чешско-германский Фонд за Будущее». Фонд имеет двух директоров, один чех, а другой немец. Немецким директором фонда является Герберт Вернер. «Положение немцев в Чешской республике вполне хорошее. Я вижу, что они имеют такие же права. Это значит, что и в повседневной жизни они имеют такие же шансы, как и все».

Герберт Бергер из Пек-под-Снежкой согласен с ним. «Я не думаю, что сейчас между немцами и чехами есть какие-то проблемы, особенно здесь, в горах. Людей с предубеждениями вы можете найти только в тех местах, где никогда не было немцев».

В соседней Польше немцев гораздо больше, чем в Чехии, особенно в юго-западной провинции Силезия, где в 1990 году их было 200 тысяч. Когда после войны границы Польши сдвинулись на запад, около 10 миллионов немцев было изгнано, однако Силезия стала исключением. Здесь осталось значительное число немцев славянского происхождения и католического вероисповедания. Они говорили по-немецки и на силезском диалекте польского языка. Многим было разрешено остаться, хотя немецкий язык был официально запрещен, а власти проводили политику «реполонизации» немецкого меньшинства. Эта политика вызвала возмущение, и как считает польский социолог Данута Берлинська, она ослабила связь меньшинства с польским государством. Однако сегодня положение меньшинства постепенно стало нормальным.

По польской конституции меньшинствам гарантировано политическое представительство, и для них не установлен 5% проходной барьер, как для политических партий. Как результат – двое членов парламента из немецкого меньшинства. После десятилетий запретов, сегодня в школах в Силезии преподают немецкий. Сегодня система образования в Чехии направлена на поддержание культуры немецкого меньшинства.

Можно предположить, что и ситуация в Словакии будет подобна польской или чешской. Однако есть фундаментальные различия. Немецкое меньшинство в Словакии появилось 800 лет назад и после Второй Мировой войны было около 150 тысяч так называемых «карпатских немцев».

Сегодня, после послевоенного изгнания, численность немецкого меньшинства составляет всего около 5000 человек. Однако некоторая напряженность, которая есть между чехами и немцами, в Словакии отсутствует. Нынешний (на момент написания материала – прим. переводчика) президент Словакии Рудольф Шустер сам немец по происхождению, он бегло говорит по-немецки, и его корни никогда не создавали ему политических проблем.

Герберт Вернер: «словаки и немцы никогда не были так далеки друг от друга, как чехи и судетские немцы. Я думаю, причина этого в том, что словаки были вынуждены воевать против венгров за свое выживание, и не нужно забывать, что словаки и немцы были во время войны союзниками». Добавим - пусть даже и в негативном смысле…

По мере того, как память о Второй Мировой войне постепенно блекнет, а европейская интеграция продолжается, положение немецких меньшинств в центральной Европе постепенно становится нормальным, однако ясно и то, что от их когда-то богатой культуры в этом регионе остаются лишь жалкие крохи.

Текст доступен по адресу: http://www.radio.cz/en/article/27184

Венгрия и этнический код молчания

Дж. Хорват (John Horvath), «Telepolis», 19.10.2006

Жуткая трагедия, случившаяся в воскресенье, оставила многих венгров в состоянии шока. В отдаленном селе Олашличка, что на севере Венгрии, учитель начальной школы и отец троих детей был забит насмерть группой цыган, после того как зеркалом своей машины он зацепил молоденькую девушку на велосипеде, которая внезапно выскочила на дорогу. Толпа решила, что он ее переехал, хотя на самом деле она просто бросила велосипед и убежала. Когда мужчину забивали до смерти, за всем этим ужасом наблюдали двое его детей, и никому не пришло на ум посмотреть, что случилось с той девочкой, которая убежала, заглянуть под машину или вообще куда-нибудь.

Жертвы политкорректности

Неудивительно, что новость об этом разнеслась быстро. В основном негодование было направлено на полицию и масс-медиа, которые поначалу пытались скрыть детали инцидента из-за этнического кода молчания, политкорректности. Причина такой самоцензуры в опасении, что столь жесткое преступление, совершенное членами нацменьшинства может возмутить основное население и привести к взрыву расизма. Проблема в том, что шила в мешке не утаишь, детали все равно стали известны и лишь подлили масла в огонь.

Для многих венгров это еще один пример серьезной проблемы, которая долго скрывалась. Хуже того, этнический код молчания усиливает позиции правых экстремистов, включая тех, кто требует возобновления смертной казни. Голоса умеренных людей, тем временем, тонут в словесных баталиях между правыми и левыми.

К несчастью, в прошлом был ряд крайне политизированных инцидентов. Наиболее известный из них это случай цыган в Замоли, когда похожим образом был насмерть забит молодой человек. В убийстве так никого и не обвинили, а группа цыган вылетела во Францию и попросила политического убежища.

То, как социальные конфликты используются в политических интересах, лучше всего иллюстрирует случай, произошедший несколько лет назад, когда один цыганский подросток был зарезан другим подростком. Инцидент вызвал крик среди левых интеллектуалов, таких как Гаспар Томаш Миклош и лидер цыганского меньшинства Аладар Хорват. Даже премьер-министр Ференс Гюрчани с парламентской трибуны осудил это преступление, заявляя, что Венгрия не потерпит такие расистские выходки. Однако, как вскоре выяснилось, преступник сам оказался цыганом. Это классический пример того, что может случиться, когда работает этнический код молчания.

К этому стоит добавить, что хотя мужчину в Олашличке избивали трое, более 50 человек окружили машину и просто наблюдали. К счастью, нашлась одна цыганка, которая набралась смелости и отвела детей мужчины в безопасное место. Это поставило полицию в очень трудное положение. Во многих странах бездеятельность в подобной ситуации считается преступлением.

Когда весть об убийстве разнеслась по округе, в деревню нагрянули скинхеды – отомстить за убийство. Около сотни цыганских женщин и детей вынуждены были спасаться бегством, укрывшись в соседнем лесочке. Однако к концу недели все успокоилось, и они вернулись домой.

Скептики считают, что весь инцидент был сфабрикован, чтобы вызвать сострадание к цыганам, которых теперь изображают жертвами. Они обращают внимание, что хотя убийство произошло в субботу, бегство началось лишь вечером в понедельник и утром во вторник. Более того, хотя у скинхедов больше волос, чем мозгов, они не настолько тупы, чтобы придти в общину, в которой намного больше желающих их отколошматить. Кроме этого, полиция послала несколько человек, чтобы предотвратить драку.

Вскоре стало известно, что за последние несколько дней в стране произошло еще три подобных инцидента, когда цыгане избивали не-цыган. Что общего во всех подобных случаях, это то, как в Венгрии используется концепция политкорректности. В действительности вместо слова «цыгане» часто используется термин «рома», хотя они называют друг друга цыганами, а не «ромами».

Культура насилия

Вскоре после того, как в 1989 году политкорректность стала модной, цыган, участвующих в «негативных инцидентах» стали называть «креолами» или «людьми смешанного цвета кожи». Теперь, когда происходят инциденты с участием цыган, об этничности не говорят вовсе.

В отсутствии контроля решение этнических проблем в Венгрии, таким образом, остается очень трудным делом. После жестокого убийства в Олашличке обозреватели стали спорить о возможных причинах этого нападения. Большинство заметили, что район страдает от хронической и высокой безработицы, которая достигает 20%, и идет уже второе поколение, которое никогда не имело работы. Нет сомнения, что цыгане представляют собой низший слой венгерского общества. Однако, это вовсе не результат подавления их венгерским большинством. Скорее, цыганское меньшинство стало жертвой превратностей глобализации. Многие традиционные занятия были стерты с лица земли экономическим рационализмом или корпоративным капитализмом.

Наконец, бессмысленность убийства в Олашличке выходит за пределы этничности и затрагивает растущую культуру насилия в Венгрии, импортированную из Америки, с ее ценностями потребительского капитализма. Бессмысленные и жестокие акты насилия выходят за пределы меньшинств и низших классов, хотя они и наиболее уязвимы. Например, недавно женщина убила двоих своих детей из-за финансового спора со свекровью.

До тех пор, пока политики будут заниматься мелочами, прикрываясь политкорректностью и этническим кодом молчания, до тех пор, пока общество не осознает это – решение растущих социальных проблем вряд ли будет найдено. Легко сказать, что виновата высокая безработица. Однако, если мы во всем обвиним безработицу, бессмысленные акты насилия, подобные произошедшему в Олашличке, так и останутся загадкой для будущих поколений.

Текст доступен по адресу:

http://www.heise.de/tp/r4/artikel/23/23794/1.html

Все этнические проблемы решены?

М. Нахабедян ( Matilda Nahabedian )

Болгарию часто описывают как модель этнической терпимости на Балканах. Власти гордо заявляют, что они успешно решили все этнические проблемы и, за исключением изгнания турок в годы коммунизма, страна никогда не имела межэтнических осложнений.

В то же время многие международные организации, в том числе Европейская Комиссия против расизма и нетерпимости осуждают Болгарию за дискриминацию меньшинств, а именно цыган.

Нет ли здесь парадокса? Стоит отметить, что все болгарские правительства после падения коммунизма выражали доброе отношение к цыганам, теперь они имеют сотни (384 по последним данным) организаций, и каждая фракция парламента имеет депутатов цыганского происхождения.

С другой стороны, есть много фактов о жестокости в отношении цыган, фактов дискриминации при приеме на работу, и практически все они живут в исключительной бедности – в их кварталах обычно нет даже электричества и воды, а условия в их домах намного хуже каких-либо жизненных стандартов.

Безработица среди них крайне высока, достигая в некоторых регионах шокирующей цифры 90%. Более того, всего один процент из них имеет высшее образование, 36% имеет лишь начальное образование, 40% едва закончили школу, а 16% полностью неграмотны – по официальным данным 1998 года.

Народ в интересном положении

В то же время, среднее образование бесплатно для всех болгарских граждан, независимо от их национальности, и хотя другие меньшинства, такие как турки, евреи или армяне хорошо интегрированы в общество, с цыганами этого не происходит. На их интеграцию в общество затрачены огромные деньги, и хотя эти проекты дали позитивные результаты, цыгане все еще не живут вместе со всем обществом, продолжая жаловаться на дискриминацию.

Это странное положение дел хорошо заметно. Например. Европейская Комиссия против расизма и нетерпимости в марте 2000 года признала, что программа болгарского правительства о равной интеграции цыган в общество может служить образцом для других европейских наций, однако при этом Комиссия раскритиковала правительство за «плохое отношение к ромам».

Найти ответ на вопрос, кто виноват в этом, нелегко. Считается, что неизвестно даже настоящее число цыган в стране, из-за их нежелания раскрывать свое происхождение. Их примерную численность оценивают от 600 тысяч до миллиона (при 8,5 миллионах всего населения в стране).

Большинство в 2050-м?

Лидеры ромов прекрасно знают о негативных демографических тенденциях в Болгарии. Во время недавней конференции Национальной ассоциации организаций ромов, они предсказали, что в 2050 году цыгане будут составлять в Болгарии большинство.

Очевидно, что у Болгарии есть серьезная проблема с меньшинством, составляющими 10% населения страны, живущими отдельно от всех и в нищете. Но кто должен первым начать ее решать – болгары или сами цыгане? Многие люди подрабатывают летом, но если студенты зарабатывают деньги, чтобы съездить на каникулы к Черному морю, а простые бедные люди – чтобы прокормить свою семью, цыгане просто попрошайничают на улицах.

Вот в чем главная проблема в принятии цыган в общество – если попрошайничество является составной частью их культуры, стоит ли быть к ней терпимым? Если 90% цыган безработны только потому, что они получают больше денег, побираясь на улицах или совершая мелкие преступления, как могут помогать им простые налогоплательщики? И должны ли?

«Я их ненавижу»

«Я ненавижу цыган», сказала мне на днях моя подруга. «Они ленивы, шумны, необразованны, грязны, от них воняет, все они воры и преступники». По данным недавнего опроса общественного мнения, проведенного среди не-цыган, менее одного процента болгар допускает, что может вступить в брак с ромами, и менее одного процента желали бы иметь их в числе соседей.

Их можно ненавидеть или нет, но как сказал президент Болгарии Петр Стоянов, «дорога в ЕС проходит через решение цыганской проблемы». Однако если в основе проблемы лежит негативное отношение, то решить ее будет нелегко. В Болгарии есть несколько популярных выражений, например «ты валяешься как старый цыган», и даже попкорн на дне пакета, который не хрустит, называют «цыганами». Болгарское выражение «цыганская работа» означает работу, которая не очень хорошо сделана.

Конечно, неудивительно, как заявил один из политических лидеров цыганского меньшинства, у них есть аналогичная по смыслу поговорка «болгарская работа». Что именно она означает, мне выяснить не удалось, хотя я и опросила нескольких человек на улице. «Позолоти ручку», сказала мне нищенствующая цыганка с младенцем в подземке, когда я спросила ее о проблемах ее общины.

Текст доступен по адресу:

http://www.pages.drexel.edu/~dpm32/articles/ethnicarticle.pdf

Перевод и обзор подготовил Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Через что в себе должна переступить нация для успеха страны

Хто розділить харківський пиріг на таці України

e-Естонія: як вдалось і що далі?

Инфографика: Что может потерять Украина вместе с Донбассом

В КРЫМ ПРИШЕЛ РУСИЗМ

Ребрендинг Украины

Федерализация для Донбасса: эвтаназия под видом автономии

Втрата прив’язаності до рідного — виродження етносу

Якою бути Україні?

Київ грає в націоналізм

Не банановая республика

Ксенофобия и воспитание толерантности

Недетский взгляд на галичан

Перетворення України в «націю без ідентичності»

В Украине растут ксенофобские настроения

Пресс-конференция: Последствия внесения изменений в Конституцию

Февзі ЯКУБОВ: Міжнаціональні відносини мають оцінюватися з погляду етичних критеріїв...

Когда утрачивается вера в государственную справедливость

Ксенофобія не повинна стати обличчям української національності

Обережно: агітдиверсанти! Але чому наш ворог – не росіяни

Сергей Дацюк: "Или вперед, или в Средние века"

Языковая политика Украины: действия власти, мнения граждан

Русских любят от выборов до выборов

Уся справа — в нас самих

Хто оплатить національні проекти

Взять штурмом

«Мазепа forever!»

«Краткий курс» для України не писатимемо

Українізація неминуча

Перспективи української мови

Комплекс заздрості і страху, як ідеологія української системної Совдепії

Україна на зламі епох: непрості відповіді на складні запитання

Украинцев будут учить быть бедными, но гордыми

Про уявні та реальні загрози

Разжигание искры межэтнических противоречий в Центральной Европе

Місія України - об’єднувати світ

Бренд «Україна»

Ксенофобія, якої нема

Право на місто

Сколь бы сложна ни была история, Крым без сомнения входит в состав Украины

Крымские татары вызывают Кремль

Из множества - Единое

Образование для меньшинств: идентичность плюс интеграция

Міграційна політика в Україні та питання інтолерантності

Чи є в Україні расова нетерпимість та ксенофобія?

Синдром залежності

Мова Криму. Як вивчають і викладають в Україні мову корінного народу — кримських татар?

Кримсько-слов’янська автономія

Крым – поле битвы за землю

300-тисячну болгарську діаспору хочуть позбавити центру

 

page generation time:0,420