В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Как развивающиеся страны могут получить пользу от глобализации: пример Китая

Версия для печати
27 апр 2004 года

Почему мы так подчеркиваем значимость реформ, когда проводим курс на экономическую открытость? В Китае реформы и открытость никогда не разделялись, и только благодаря реформам страна сумела повысить способность нации впитывать все новое и выиграть от политики открытости

Китай часто приводят как пример того, что и развивающиеся страны могут получить пользу от глобализации. В этой статье, опубликованной в «China & World Economics» (№6, 2003) рассматривается, что, как и почему Китай выиграл от глобализации. Не обошла статья и «узкие места», в которых выигрыш Китая оказался минимальным

Фан Ган, (Fan Gang), директор Национального института экономических исследований

Жан Ксяоджин, (Zhang Xiaojing) профессор Института экономики

Академии социальных наук Китая

С развитием глобализации и возникновением все новых связанных с ней проблем, споры о ее приемлемости для мирового сообщества становятся все более ожесточенными. Основной вопрос состоит в том, могут ли развивающиеся страны получить пользу от глобализации? Факты говорят скорее об обратном. Латиноамериканские страны пережили долговой кризис в 80-х, а азиатские – угодили в финансовый кризис в конце 90-х. Призывы бороться с глобализацией раздаются все громче. И лишь Китай, несмотря на подобный негативный фон, служит примером успеха.

Всем очевидно, что Китай получил выгоду от глобализации. Каким образом он этого добился, и какую пользу могут извлечь для себя развивающиеся страны? Вообще говоря, опыт Китая можно обобщить в трех приемах, которые он использовал: 1) сопоставлять степень открытости экономики с уровнем развития; 2) проводить реформы в соответствии с уровнем открытости; 3) уделять особое внимание привлечению в страну прямых иностранных инвестиций.

1. Соответствие степени открытости уровню развития

Еще на заре экономической науки, как подчеркивал Ф.Лист в 1841 году, считалось, что при проведении открытой экономической политики нельзя забывать о соответствующей защите. Это означало, что открытая экономическая политика должна соответствовать уровню развития. Китайский опыт постепенного раскрытия экономики подтверждает этот принцип.

Открытость шаг за шагом

Экономическая открытость повышалась шаг за шагом, и, прежде всего, географически, начиная со специальных экономических зон, прибрежных районов, и до регионов вдоль национальной границы или больших рек, вплоть до внутренних районов в западном Китае.

Во-вторых, она повышалась постепенно в разных отраслях, от обрабатывающей промышленности, которая была наиболее конкурентоспособна, до слабого сельского хозяйства и сферы услуг. То же самое происходило в торговле и в сфере финансов. В 90-е годы соотношение экспорта и импорта быстро росло, и Китай постепенно стал экспортно-ориентированной страной. В то же время, либерализация финансовой сферы происходила медленно. Конечно, вступление Китая в ВТО повысило открытость не только экономики, но и финансовой сферы. Правда, это не касалось иностранных инвестиций в финансовую сферу и страхование, которые оставались незначительными. Лишь в 2002 году Китай допустил крупных иностранных инвесторов на свой рынок капиталов.

Открытость в «защищенном режиме»

Снижение пошлин и уровня протекционизма в экономике происходило постепенно, шаг за шагом. Общий уровень пошлин снизился с 35,9 % в 1996 до 12 % в 2002-м. Следует подчеркнуть еще два фактора в протекционистской политике Китая: она является структурной, то есть имеются значительные отличия по отраслям. Например, в 1994 году пошлина на телевизоры равнялась нулю, в то время как пошлина на мотоциклы была 120 %. Во-вторых, были и другие ограничения.

Валютное регулирование и валютный курс являются ключевыми средствами в протекционистской политике. Например, в 1994 году правительство импортировало зерно, удобрения, масло, сахар и другие товары по курсу 5,8 юаня за доллар, в то время как фиксированный валютный курс был 8,6 юаня за доллар.

Протекционистская политика была в основном нацелена на импорт, хотя она могла направляться и на экспортные операции. Например, экспортерам предоставлялись налоговые льготы. В основном выиграла от этого перерабатывающая промышленность. В то время как льготы возрастали, возрастала и конкурентоспособность китайских экспортеров. Контроль над доступом на рынки это еще один пример подобной практики. Открытие рынков с товарами обрабатывающей промышленности, как правило, не создает серьезных проблем для развивающихся стран. Однако сфера услуг, банковский сектор, до сих пор остается одним из наиболее слабых мест Китая. Потому они хотя и либерализируются, как того требует ВТО, но постепенно, шаг за шагом.

Процесс раскрытия экономики Китая научил нас тому, что определенная степень протекционизма, когда она совпадает с уровнем развития страны, может дать стране многое. Но остается еще ряд дискуссионных вопросов. Какой именно должна быть степень открытости экономики в данный момент? Кто это решает – рынок или правительство? Более того, протекционизм ведет к экономическим перекосам. Как уменьшить эти перекосы до приемлемой степени, как повысить эффективность – это серьезные вопросы, на которые должна дать ответ любая страна, решившая прибегнуть к защите своих производителей.

2. Реформы в соответствии с уровнем открытости

В Китае реформы и открытость никогда не разделялись. Тогда почему мы так подчеркиваем значимость реформ, когда проводим курс на экономическую открытость? Только благодаря реформам мы можем повысить воспринимающую способность нации и выиграть от политики открытости.

Теоретическое объяснение порогового эффекта

Вообще говоря, для того, чтобы что-то выиграть, проводя политику открытости, нация должна выполнить ряд условий. В противном случае, открытость причинит лишь одни неприятности. Существует литература по этому вопросу. Например, некоторые исследователи считают, что прямые иностранные инвестиции приводят к экономическому росту лишь в том случае, когда достигнут определенный уровень человеческих ресурсов.

Пороговый эффект показывает важность воспринимающей способности и с другой стороны. Мы можем оценить ее через такие аспекты, как человеческий капитал, финансовое развитие и уровень менеджмента. Следовательно, чтобы усилить воспринимающую способность нации, необходимы реформы.

Координация между открытостью и реформами

Не скоординированное проведение реформ в разных сферах закономерно приводит к появлению различных «узких мест», как в отдельных отраслях, так и в отношениях между ними.

3.Практика китайских реформ

Политика открытости и реформы в Китае проводились одновременно, и временами было трудно отличить их результаты друг от друга.

Реформа внешней торговли

Реформирование в этой сфере включало в себя: слом монополий, ликвидацию плана по экспорту и импорту, свободную конвертируемость юаня, снижение государственного контроля над экспортно-импортными операциями, значительное снижение пошлин. Общим руководящим принципом проводимых реформ стало развитие экономики в интегрированную, полную и стандартную систему, отвечающую требованиям ВТО. В дальнейшем проводимые реформы будут включать в себя: снижение количества и разнообразия товаров, контролируемых государством, регулирование рынка с целью создания на нем равных, справедливых условий для всех. Например, ликвидация системы незаконных поборов и совершенствование управления торговлей; улучшение использования общепринятых мер по защите своего рынка (например, таких как антидемпинг, система гарантий) и т.п.

Реформы в корпоративном секторе для улучшения микроменеджмента

Во многом они совпадают с реформами во внешней торговле. Еще на 13 Национальном собрании, прошедшем в 1988 году говорилось о необходимости того, чтобы компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, брали на себя полную ответственность за свои доходы и потери. Для этого, начиная с января 1999, государство решило изменить и реформировать систему валютных курсов, унифицировать проценты валютной прибыли, отменить экспортные субсидии, и заставить весь внешнеторговый сектор взять на себя полную ответственность за свои прибыли и убытки.

Эти реформы сыграли свою важную роль для улучшения качества менеджмента, но они могут быть полезны не только во внешней торговле, но и в других секторах экономики. Такая практика может быть полезной и для улучшения менеджмента в любой компании. Кроме того, реформы привели к созданию современной корпоративной системы акционерных обществ и холдингов. Это еще больше продвинуло предприятия государственной формы собственности. Может показаться, что все эти реформы не имеют отношения к политике экономической открытости, но на практике они были направлены на усиление поглощающей способности Китая.

Реформы в правительстве для улучшения макроменеджмента

Это версия предыдущих реформ в миниатюре. Министерство внешней торговли и Экономической кооперации было учреждено около полувека назад для продвижения китайского экспорта. В 2003 оно было реорганизовано в Министерство торговли, интегрировав в себя как внешнюю, так и внутреннюю торговлю, чтобы отвечать требованиям открытости ВТО. Через три года после вступления Китая в ВТО все предприятия получат право заниматься внешнеэкономической деятельностью, которая больше не будет индивидуальной привилегией. Создание Министерства торговли, которое также взяло на себя функции бывших госкомиссий по торговле, экономике и планированию, продвинуло вперед эту историческую тенденцию. Кроме того, создание Комиссии по регулированию банковской деятельности означает фактическую независимость функции регулирования, которая отныне должна улучшать макроменеджмент на пути дальнейшей либерализации банковской деятельности.

Все перечисленные реформы имели основной своей целью координировать реформирование экономики и рост ее открытости, улучшение поглощающей способности страны и развитие экономики.

3.Особая важность прямых иностранных инвестиций

Китай всегда считал прямые иностранные инвестиции (ПИИ) очень важными. Например, они могут обеспечить такие факторы экономического роста как капитал, технологии и даже институциональные реформы. Преобладание прямых инвестиций над портфельными позволило Китаю, до некоторой степени, смягчить последствия Азиатского финансового кризиса 1998 года, а также некоторые последствия глобализации.

Прямые и портфельные инвестиции

С 1979 по 2002 года Китай получил $623.418 миллионов иностранных инвестиций, в которых часть ПИИ составляла 71,6 %. Хотя Китай был крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран, он плетется далеко позади Соединенных Штатов. В соответствии с исследованием МВФ, Китай получил в 2001 году всего 20 миллионов долларов портфельных инвестиций (0,16 % от их мирового объема), в то время как Соединенные Штаты привлекли их на сумму в три миллиарда долларов, что составляет четверть от мирового объема.

Малые объемы портфельных инвестиций легко могут негативно отразиться на китайской экономике. Когда же финансовый сектор Китая станет более открытым, как ожидается, эта негативная пропорция также будет исправлена.

Распределение ПИИ в Китае

Более 60 % инвестиций пришли в обрабатывающую промышленность, в то время как сельскому хозяйству досталось всего 2 %, а финансовый сектор и страхование получили менее 1 %. По грубым оценкам, полученным в 2001 году, всего 21,6 % иностранных инвестиций пришли в сектор услуг, включая транспорт, складирование, оптовая и розничная торговля, почта, культура и искусство, спорт, недвижимость, образование, социальное обеспечение, наука и прочее.

Если вычесть недвижимость, количество иностранных инвестиций в секторе услуг и вовсе составило немногим более 10 %. Таким образом, распределение инвестиций отражает политику китайского правительства, которое поставило обрабатывающую промышленность в авангарде на пути раскрытия своей экономики.

Вклад ПИИ

Китайские экспортеры расширяли свою экспансию с очень большой скоростью. Компании с иностранным капиталом составили 50,1 % общего объема экспорта в 2001 году, а в первой половине 2003 пропорция достигла 53,9 %. Причем их вклад в расширение экспорта был даже значительнее, если учитывать то, что государственные компании переживали в это время резкий спад. Вклад ПИИ в расширение китайского экспорта можно оценить в 60-80 %. Очень похоже на то, что ПИИ играли ключевую роль в создании китайской экспортно-ориентированной экономики.

Инвестирование в основные фонды

Между 1993 и 2001 годами часть прямых иностранных инвестиций достигла более чем 10 % от всей массы инвестирования. Лишь тогда, когда китайское правительство усилило свою фискальную политику, усилило инфраструктуру и начало поддерживать урбанизацию, что привело к росту внутренних инвестиций, ПИИ стали возрастать и в структуре инвестирования в основные фонды.

Занятость

ПИИ создают рабочие места для китайских рабочих. За последние годы часть рабочих, занятых на фирмах с иностранным капиталом, колебалась между 2,7 и 2,8 %. И хотя эта цифра незначительна, она смягчает проблему безработицы в Китае. Стоит представить себе ту массу проблем, которая бы возникла, если бы безработица выросла хотя бы на 1 %, и нетрудно становится понять всю важность создания рабочих мест иностранными инвесторами.

Заключение

С экономической точки зрения, в то время как правительства развитых стран, ТНК и международные организации, такие как МВФ и ВТО преследовали свои собственные цели в продвижении глобализации, она скорее является мировой тенденцией, естественным результатом развития рыночной экономики. Это означает, что развивающиеся страны должны решить один вопрос: как принять участие в глобализации, а не как ее избежать.

Поскольку Китай имеет свои собственные, уникальные характеристики, его опыт не совершенен. Однако, Китай не либерализировал всю свою экономику сразу, как предлагали некоторые иностранные эксперты и экономисты. Он попытался получить свою часть выгод от глобализации. Этот важный элемент является основным для китайского опыта и вполне заслуживает внимания других развивающихся стран.

Перевод Андрея Маклакова

Полный текст (с графиками и диаграммами) доступен по адресу: www.eldis.org/cf/search/disp/docdisplay.cfm?doc=DOC14434&resource=f1

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Г. Почепцов: "Западный мир ожидает революция среднего класса"

Період напіврозпаду

«Виклики для безпеки України давно вже не стояли так гостро, як сьогодні»

Без самоврядування немає демократії

Рух і формування концептуальних засад зовнішньої політики незалежної України

Останнє слово залишилося не за Юлією Тимошенко

Кавказский конфликт и судьба Каспия

Глобализация приходит через сериалы

Сепаратизм в арабском мире — насколько реальна угроза?

Паралелі історії. Плата за егоїзм

Туркменистан: не отвечая Западу ни да, ни нет

Пятый элемент. Арабские страны укрепляют свои позиции в Центральной Азии

От геополитики к геоэкономике - вызовы для национальных правительств. Часть 2

Внешнеполитические капитуляции Украины

Политические цели глобализации

Латинская Америка АЛБАнизируется

Индия и Китай -- братья на XXI век

Очень центральная Азия для Украины

Глобальная экономика: Выйти в плюс

Дать альтернативу

План Чавеса -- победа Венесуэлы

Азиатский локомотив разогнался

Будущее мирового рынка

Рост нефтяных цен приводит к глобальному перераспределению богатств

Неопределенность смещается в сторону Китая

Реформирование политики мачо

Индия выпала из российской орбиты

Если цена барреля нефти перевалит за сотню, начнутся большие проблемы

Обреченная на провал гегемония Америки

Индекс трансатлантических отношений

Мировая экономика замедляет рост

Всемирная торговая нейтрализация

Турецкий гамбит

Кризис начнется в 2008-м?

Зростання цін на природні ресурси

Время односторонних подходов ушло

Может и нам чего перепадет?

Раздваивающаяся целостность

Подъем держав среднего уровня

Китайский вызов Латинской Америке

Политика Китая в Центральной Азии

Мэйд ин Чайна. Римейк

ГУАМ. Дискусія у Криниці

Мир раскалывается. . . на кону демократия

Новая миссия Европы в Африке

Китай и Россия в новом мировом беспорядке

Черноморский коридор для экспорта

Англия и Шотландия

Неуязвимая Бразилия?

О сильных мира сего

 

page generation time:0,118