В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Предвыборная гонка началась. В ближайшие три месяца мы будем слышать только о «Прекрасном Далеко», которое нам будут обещать все без исключения кандидаты в президенты. Но вот парадокс – избиратели-то уже ничего не ждут, и мало кто верит в какие-либо серьезные политические изменения. «Раскол Украины», «вопросы языка», «проблемы Черноморского флота», впрочем, как и геополитического выбора, – в целом все меньше трогают людей. Люди опасаются лишь дальнейшего ухудшения экономической ситуации и потери возможности кормить свои семьи.

Именно поэтому мы хотели бы предложить нашим читателям пристально взглянуть на повестку дня этих выборов сквозь призму ожиданий избирателей. Насколько они коррелируют между собою? И не отсюда ли фиксируемый социологами скепсис и желание голосовать «против всех», которого не было на предыдущих выборах?

Все большего внимания заслуживает взвешенная оценка произошедшего за 2004–2009 годы. В Украине, где в последнее время «верхи» и «низы» утратили какую-либо связь, политики забыли о таком понятии как ответственность, демократические свободы либо открыто попираются путем манипуляций с законодательством на самом высоком уровне, либо их содержание выхолащивается путем доведения до абсурда ситуаций, требующих моральных оценок общества.

При этом все 5 прошедших лет мы наблюдали, как корабль украинской экономики терял управление, а функционирование социальной инфраструктуры приходило в упадок, зачастую превращаясь в угрозу для жизни людей.

Поэтому мы и предлагаем обсудить на страницах нашего Интернет-журнала, что же произошло с Украиной за последние 5 лет, чтобы понять: где мы находимся, куда нам двигаться дальше, и что будет с нашей страной в ближайшие пару-тройку лет.

Еще один парадокс нынешней предвыборной гонки состоит в том, что целенаправленно создается впечатление, что грядущие выборы – это выход из сложившейся ситуации в стране. Вот выберем правильного кандидата и решим все наболевшие вопросы. Будет хороший, правильный президент, он и управлять страною будет с чувством, с толком, с расстановкой…

Ан, нет! Все нынешние кандидаты кричат о том, что нужны изменения и прочее, но при этом никто из них на самом деле провести их не способен. Ибо в той политической системе, которую реформировали да не дореформировали, украинский президент не может управлять всем, – у него для этого просто нет полномочий. Сегодня функция президента – контролировать. Как гарант Конституции он контролирует и еще иногда вмешивается в те вопросы, в которые ему позволяет вмешиваться Конституция.

Эти выборы не являются Рубиконом для Украины еще и потому, что их результаты – промежуточные; они так или иначе будут корректироваться уже в ближайшем будущем. Даже чувство политического самосохранения нашей элиты не подсказало ей необходимости проведения в 2004–2009 гг. ряда реформ, которые объективно были бы полезны для всей страны. Теперь же отказ от проведения этих реформ уже в ближайшее время, как раз после президентских выборов, гарантирует повторение очередного кризиса законодательной и исполнительной власти.

Другими словами, президентские выборы 2010 года получат продолжение в последующих досрочных парламентских выборах, или, в крайнем случае, в выборах в местные органы самоуправления, запланированные на май 2010-го. А еще политическая борьба сосредоточится вокруг изменений в Конституции, которые, как декларируют заинтересованные лица, должны будут создать сбалансированную систему власти, тем или иным образом интегрирующую все основные политические силы на общегосударственном уровне, и максимально высвободят инициативу на уровне местном.

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Элита – лишь отражение общества, которым она правит. Несмотря на брутализацию политики – коррупционные, алкогольные, «артековский» и прочие скандалы – вряд ли стоит идеализировать и народ. Да, люди сегодня переживают свои кризисы и катастрофы. Все чаще можно встретить очень тревожные сигналы: по разным оценкам, от 15 до 26 млн. граждан Украины живут за чертой бедности, в условиях раздвоения морали, кризиса базовых социальных институтов. Это выражается в тотальной беспризорности, массовой миграции, деморализации широких слоев населения. Такие процессы создают условия для новых социальных конфликтов, более острых и более сложных, чем те, которые мы наблюдаем в политической сфере, а выборы могут оказаться недостаточным инструментом для того, чтобы избежать социальных взрывов в Украине. Когда народ не ждет ничего хорошего, мало кто из политиков способен обмануть его ожидания.

Так какой все-таки выбор ожидает наше общество? И что принесут ему предстоящие выборы? И когда у Украины, наконец, появится шанс сделать достойный выбор?

Свернуть

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Будущие выборы станут началом смены политической элиты

2 ноя 2009 года

Пять лет назад, когда развернулись бурные события осени 2004-го, все ждали, что тогдашние выборы станут своего рода Рубиконом, принесут в страну ветер перемен – к лучшему. К сожалению, большинство из нас ошиблось, получив травму неудовлетворенных ожиданий. На этих выборах настроение совершенно иное. Чем обещают стать для нас выборы-2010? Какую страну мы выбираем?

Я думаю, что эти выборы станут настоящим Рубиконом для правящей политической элиты. Они очень многое решат для украинского государства. Тот подход к государственному управлению, который существовал эти пять лет – а это постоянные политические конфликты, системная коррупция, привел к формированию того, что можно назвать партикуляристским государством, то есть таким, которое защищает только частные интересы. Государства как формы реализации общего, общественного интереса, в Украине не существует. Страной управляет по своему разумению и в своих интересах группа лиц численностью, условно говоря, около тридцати тысяч человек. Причем уровень такого управления настолько низкий, что он понижает и уровень всей страны, из-за чего у многих возникает впечатление, что в 46-миллионной стране просто нет людей, которые могли бы составить альтернативу.

На самом деле это совершенно не так, так не бывает никогда и нигде, вопрос только в том, какие существуют каналы для привлечения таких новых людей в органы власти. В Украине таких каналов нет вообще. Они перекрыты полностью и прочно. Более того, сформировалась «корпорация монстров», передающая власть по наследству и расставляющая на ключевые посты уже и своих детей. Эта корпорация фактически сожрала государство, разрушив все то положительное, что оставалось со времен советской власти. При этом ничего нового она предложить не может. Потому сегодня нельзя говорить о какой-то конкуренции кандидатов в президенты – все они являются представителями корпорации монстров, ее порождениями.

Не думаю, что я буду особо оригинальной, если скажу, что большинство избирателей понимает, что на самом деле на этих выборах выбирать не из кого. Потому и голосовать за них никто не хочет.

Какова политическая «повестка дня», предложенная конкурирующими кандидатами – конечно, насколько об этом можно судить сейчас?

На политическую повестку дня этих выборов кандидаты ставят вопросы частного порядка, хотя и страна, и геополитическая ситуация в мире сильно изменились. Вопрос не в том, кто из них выиграет, а состоятся ли выборы вообще, и станут ли они завершающим моментом в жизни этой корпорации, которая оказалась не в состоянии управлять ни экономикой, ни поддерживать существование социальной инфраструктуры, не говоря уже об ее модернизации и развитии. Все нынешние кандидаты кричат о том, что нужны изменения и прочее, но при этом никто из них на самом деле провести их не способен. Не способны они ничего сделать и на внешнеполитической арене. Политика последних пяти лет, к которой приложили руку «оранжевые», да и Янукович, привела к тому, что для всего мира Украина выглядит неполноценным, «провалившимся» государством.

Недавно в одном итальянском политологическом журнале Украину и вовсе разделили на две части, одна из которых принадлежит России, и только вторая собственно и является Украиной. Об этом говорят британские эксперты, об этом говорят в Евросоюзе. Из этого я делаю вывод, что нынешняя политическая элита в Украине недееспособна.

Пришла новая администрация Обамы, произошло усиление России. Есть западные аналитические исследования, показывающие, что Россия в ближайшие 15-20 лет будет укрепляться – но нашу правящую корпорацию это все не интересует. Никто не в состоянии оценить не то что внешнюю ситуацию, но даже тренды внутри страны. Общество дезориентируется. Людям бросают какие-то подачки перед выборами – и все. Мы имеем правящую элиту, которая фактически нелегитимна. Если бы те, кому уже обрыдла наша политическая возня, встали и проголосовали «против всех», то их бы оказалось до 60%.

И в самом деле – что бы произошло, если бы большинство избирателей проголосовало «против всех»?

Скорее всего, избиратели будут «голосовать ногами», потому что идти на избирательные участки, чтобы проголосовать против всех – это тяжелый выбор. Потому сейчас в парламенте и пытаются изменить закон о выборах, чтобы они считались состоявшимися независимо от того, сколько людей на них придет.

Ни у одного из трех или трех с половиной кандидатов в президенты в действительности нет ответов на судьбоносные для страны вопросы. Все их программы развития это в действительности программы поддержки их собственного бизнеса за счет государственного бюджета. Чего ждать от выборов, если кандидатам не с чем идти к людям? Кроме пиара, рекламы личностей у них ничего нет. «Вона працює» - когда я услышала этот предвыборный лозунг, я подумала, что это какой-то стёб, розыгрыш. По смыслу он противоположен тому, что есть в действительности. В действительности «працює» кризис. Уголь не продается – вот и создан его стратегический запас. Притихла газовая мафия – значит, мафиози между собой что-то не поделили. И в чем тут заслуга Тимошенко?

На самом деле все это страшно. Я вижу два основных сценария событий в стране на выборах и после них. На прошлых президентских выборах не были активно задействованы внешние силы воздействия, не были реализованы худшие сценарии. Но выборы-2010 не дают избирателям никакого политического выбора, и потому выбор будет геополитическим. Все зависит от того, как пройдут выборы, будут ли они признаны легитимными, зависит и то, что будет дальше происходить со страной. А дальше будут задействованы сценарии внешнего влияния.

Я не исключаю, что ни один из кандидатов не сможет пойти на политический компромисс. Политический компромисс, это всегда вещи системного плана. История последних пяти лет показала, что наши основные политические игроки не могут договориться ни о чем. Компромисс, это ведь не закулисный сговор, касающийся чьих-то частных интересов. А когда нет компромисса, значит, выборы могут быть оспорены одним из кандидатов. Говорят, что у нас много демократии. Эти выборы покажут, как ее много. Демократия начинается тогда, когда проигравший на выборах готов признать свое поражение. Но этого у нас нет. Либо Янукович будет оспаривать выборы, потому что у него сейчас нет админресурса, либо Тимошенко, либо кто-то еще. Друг другу они не доверяют, и будут биться до последнего. Их партии не выполняют важнейшие задачи –объединять ту или иную часть общества, и интегрировать политические и нравственные ценности. Это партии интересов, это партии корпораций, это партии лидеров. Когда нет нормальных партий, политика превращается в борьбу частных интересов, лоббистов и борьбу амбиций – что мы и наблюдаем.

После выборов 2010 года я вижу два сценария развития событий. В первом из них – после борьбы, судов, и прочего все же будет достигнут некий компромисс, или какой-то сговор, образуется временное равновесие сил. Это не может продолжаться долго, и за ним последует разгон парламента и новый виток борьбы.

Второй сценарий – выборы будут отменены или признаны недействительными. Это будет явный сигнал для общества, что нынешняя политическая элита пришла к полному банкротству. Да, она контролирует аппарат управления, суды и силовые структуры. Но – кроме мирного стояния на Майдане у общества есть и другие формы протеста. Возможна консолидация новых политических сил, и это происходит прямо сейчас. Есть известные обществу молодые политики, которые готовы воспользоваться ситуацией. Те из них, кто не будет участвовать в этих выборах, получат в будущем хороший шанс если не на президентских выборах «дубль два», то на парламентских – точно. Та грязная борьба, что уже началась, приведет к полной дискредитации нынешних политических лидеров, всей «большой тройки». Это же касается и Яценюка, который ввязался в эту борьбу, и является таким же представителем правящей элиты, как и они.

В любом случае, если не на президентских, то на парламентских выборах будет происходить смена правящей элиты. Она будет происходить довольно драматично. Крупные политические силы слились с крупным бизнесом и, естественно, отстаивают его интересы. Им есть что терять, и они будут активно сопротивляться. Многое будет зависеть от способностей новых лидеров использовать инновационные формы организации людей. И если им это удастся, и они смогут создать новую мощную силу, победа будет за ними. Если же они будут действовать разрозненно – их передушат по одиночке и надежда на обновление будет уничтожена еще в зародыше.

Худший сценарий – если так и не произойдет никакой ротации элит, не появится никаких новых проектов. В этом случае кризис, разворачивающийся под прикрытием «той, що працює», разрушит нынешнюю стабильность, в действительности шитую белыми нитками. Поскольку системная коррупция в Украине только усиливается, притока инвестиций нет, то в этом случае страну ждет усиление проблем в экономике.

Как говорят, «где тонко, там и рвется». Так где же у нас тоньше всего? Какая из сфер может стать детонатором серьезных перемен? Похоже, мы ведь уже ко всему привыкли. Безработица, развал в ЖКХ, цены на газ – что?

Трудно сказать, потому что у нас «тонко» уже все. Социальная ткань истончилась и обветшала. Скорее всего, это падение уровня жизни. Даже высокооплачиваемые работники получили в этом году 30%-ное снижение своих доходов. У остальных такое снижение еще больше. За чертой бедности у нас около 15 миллионов человек – это треть страны. Это уже критическая масса.

Падение уровня жизни очень серьезно снизит доверие людей к нынешним политическим лидерам. Стабильность последних пяти лет была обеспечена повышением уровня доходов. Это сыграет свою роль в активизации политических процессов. Есть обостряющаяся проблема неплатежей. Дефицит бюджета огромный, такого дефицита еще никогда не было, и это критически важный момент. Социальные выплаты под вопросом. Это значит, что люди поставлены на грань выживания элитой, которая не в состоянии ни делиться с обществом, ни позаботиться о нем. У нас в стране создана долговая экономика, как в США, а это очень опасно – у нас ведь не Америка, и нет тех возможностей, которые есть у американцев. У нас одна система управления недоразвалена, а вторая недопостроена, нет логики развития. Проблема обострения бедности в стране может привести к тому, что у нас в итоге просто не окажется ресурсов для модернизации социальной инфраструктуры – мостов, дорог, водопроводов и канализации, ничего.

Более того, из-за системной коррупции не вкладываются средства даже в обычное поддержание функционирования инфраструктуры, в текущий ремонт сетей. Идет дикий дерибан.

Один мой знакомый из министерства, не буду говорить какого, рассказал, что размеры «откатов» достигли 25%. Во времена Кучмы они составляли порядка 5%. Любая государственная должность покупается и занимается через взятки, коррупция – это основа работы госаппарата. С тех пор как ушел Р.Бессмертный, уже никто не говорит о реформе государственного управления, о регионально-административной реформе, которая могла бы решить очень многие проблемы, в том числе и территориальной целостности страны.

Вопрос территориальной целостности после выборов может зазвучать совершенно по-иному, и часть Украины может оказаться под своего рода протекторатом России. Россия, благодаря своей эффективной внешней политике добилась того, что все ее позиции – и перед Соединенными Штатами, и перед Евросоюзом – приняты. Из наших позиций не принята ни одна.

Наши нынешние политические лидеры, это люди не того уровня, чтобы успешно реализовать внешнюю политику. И это совершенно очевидно, особенно когда они подписывают договоренности с Москвой, а затем едут и подписывают противоположные договоренности в Брюсселе. Это не политика, а нечто на грани проституции. При нынешней политической элите Украина стала не субъектом, а объектом международной политики. Что более всего поражает – и это надо повторить – политики, выдвигающие себя на пост лидера нации, не предлагают ни одного проекта решения важнейших проблем страны. Их программы, это профанация, но они ведь даже не говорят о действительных проблемах страны – и это катастрофа.

Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина»

Осмелится ли новый президент на реформы?

Павел Фролов, заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии

Выборы-2009 – выборы разочаровавшихся

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

Наскільки смачними виявляться наші «огірки» покаже зима

Катерина Щербак, соціолог, експерт Харківського центру співпраці молодих політичних аналітиків

Українська cosa nostra

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Когда нет завышенных ожиданий, то не будет и сильных разочарований

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Новый президент и новая элита не улучшат положение дел в стране

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Силы, которые стоят за основными кандидатами в Президенты, не заинтересованы в концентрации власти в одних руках»

Владимир Золоторев, журналист

Выборы – ребрендинг неизменного товара

Александр Литвиненко, ведущий эксперт Центра Разумкова

Новый президент не сможет быстро вывести страну из старых политических тупиков

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Політики втягують виборця у «розмову»

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Новий президент має сказати правду стосовно положення в країні

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

От следующего президента я не жду ничего, кроме демонтажа старой системы управления

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Все они профессионалы в том, как сумели растащить страну

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,104