В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Предвыборная гонка началась. В ближайшие три месяца мы будем слышать только о «Прекрасном Далеко», которое нам будут обещать все без исключения кандидаты в президенты. Но вот парадокс – избиратели-то уже ничего не ждут, и мало кто верит в какие-либо серьезные политические изменения. «Раскол Украины», «вопросы языка», «проблемы Черноморского флота», впрочем, как и геополитического выбора, – в целом все меньше трогают людей. Люди опасаются лишь дальнейшего ухудшения экономической ситуации и потери возможности кормить свои семьи.

Именно поэтому мы хотели бы предложить нашим читателям пристально взглянуть на повестку дня этих выборов сквозь призму ожиданий избирателей. Насколько они коррелируют между собою? И не отсюда ли фиксируемый социологами скепсис и желание голосовать «против всех», которого не было на предыдущих выборах?

Все большего внимания заслуживает взвешенная оценка произошедшего за 2004–2009 годы. В Украине, где в последнее время «верхи» и «низы» утратили какую-либо связь, политики забыли о таком понятии как ответственность, демократические свободы либо открыто попираются путем манипуляций с законодательством на самом высоком уровне, либо их содержание выхолащивается путем доведения до абсурда ситуаций, требующих моральных оценок общества.

При этом все 5 прошедших лет мы наблюдали, как корабль украинской экономики терял управление, а функционирование социальной инфраструктуры приходило в упадок, зачастую превращаясь в угрозу для жизни людей.

Поэтому мы и предлагаем обсудить на страницах нашего Интернет-журнала, что же произошло с Украиной за последние 5 лет, чтобы понять: где мы находимся, куда нам двигаться дальше, и что будет с нашей страной в ближайшие пару-тройку лет.

Еще один парадокс нынешней предвыборной гонки состоит в том, что целенаправленно создается впечатление, что грядущие выборы – это выход из сложившейся ситуации в стране. Вот выберем правильного кандидата и решим все наболевшие вопросы. Будет хороший, правильный президент, он и управлять страною будет с чувством, с толком, с расстановкой…

Ан, нет! Все нынешние кандидаты кричат о том, что нужны изменения и прочее, но при этом никто из них на самом деле провести их не способен. Ибо в той политической системе, которую реформировали да не дореформировали, украинский президент не может управлять всем, – у него для этого просто нет полномочий. Сегодня функция президента – контролировать. Как гарант Конституции он контролирует и еще иногда вмешивается в те вопросы, в которые ему позволяет вмешиваться Конституция.

Эти выборы не являются Рубиконом для Украины еще и потому, что их результаты – промежуточные; они так или иначе будут корректироваться уже в ближайшем будущем. Даже чувство политического самосохранения нашей элиты не подсказало ей необходимости проведения в 2004–2009 гг. ряда реформ, которые объективно были бы полезны для всей страны. Теперь же отказ от проведения этих реформ уже в ближайшее время, как раз после президентских выборов, гарантирует повторение очередного кризиса законодательной и исполнительной власти.

Другими словами, президентские выборы 2010 года получат продолжение в последующих досрочных парламентских выборах, или, в крайнем случае, в выборах в местные органы самоуправления, запланированные на май 2010-го. А еще политическая борьба сосредоточится вокруг изменений в Конституции, которые, как декларируют заинтересованные лица, должны будут создать сбалансированную систему власти, тем или иным образом интегрирующую все основные политические силы на общегосударственном уровне, и максимально высвободят инициативу на уровне местном.

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Элита – лишь отражение общества, которым она правит. Несмотря на брутализацию политики – коррупционные, алкогольные, «артековский» и прочие скандалы – вряд ли стоит идеализировать и народ. Да, люди сегодня переживают свои кризисы и катастрофы. Все чаще можно встретить очень тревожные сигналы: по разным оценкам, от 15 до 26 млн. граждан Украины живут за чертой бедности, в условиях раздвоения морали, кризиса базовых социальных институтов. Это выражается в тотальной беспризорности, массовой миграции, деморализации широких слоев населения. Такие процессы создают условия для новых социальных конфликтов, более острых и более сложных, чем те, которые мы наблюдаем в политической сфере, а выборы могут оказаться недостаточным инструментом для того, чтобы избежать социальных взрывов в Украине. Когда народ не ждет ничего хорошего, мало кто из политиков способен обмануть его ожидания.

Так какой все-таки выбор ожидает наше общество? И что принесут ему предстоящие выборы? И когда у Украины, наконец, появится шанс сделать достойный выбор?

Свернуть

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Выборы – ребрендинг неизменного товара

15 ноя 2009 года

Бытует мнение, что наша страна с 2004 года топчется на одном и том же месте. Насколько справедливо такое замечание?

Замечание справедливо, но абсолютно не негативно. Это называется относительной стабильностью и это замечательно. В Германии социал-демократы и ХДС существуют уже не первое десятилетие и лица их основных политических актеров не менялись так же, как и не меняются наши главные персоналии. То же самое наблюдается и во Франции, и в Великобритании. А это, как вы понимаете, не самый плохой показатель.

Гораздо хуже была бы ситуация полнейшего хаоса и темпоральной политической ротации, когда новые лица не перестают светиться с экранов и каждый пророчит свою революцию, а главное – имеет потенциальную возможность ее (то есть власть) заполучить. Такие себе дворцовые перевороты. И Африка, и Латинская Америка долгое время так жили, и некоторые страны живут так до сих пор.

Наша политика, по крайней мере, системна. Ее функциональность может быть недостаточно рациональна или эффективна, ее политические решения недостаточно тверды и однозначны, а политический процесс преисполнен разновекторными тенденциями. Но зато мы можем похвастаться системой, в которой есть несколько составных частей, а не одна персона на все века, как это было в середине 90-х годов, Вы понимаете, о чем я говорю.

Нам есть из кого выбирать, нам есть в ком разочаровываться, кого критиковать и на кого уповать, а это и называется – политикой. В какой-то степени в Европе с этим гораздо сложнее. Точнее предсказуемой. Их политические силы заведомо стратифицированы и все сценарии известны. Придут «правые» и будет урезан социальный пакет, зато после этого определенно придут «левые» и повысят налоги, чтоб сбалансировать вопиющую несправедливость, которую наделали «правые». И так от выборов к выборам, грубо говоря «от пятилетки к пятилетке».

У нас же повезло и не повезло одновременно всем, так как партии наши, к счастью или к несчастью, не имеют четких идеологий, скажем прямо, над этим они не заморачиваются вовсе и ориентируются на самый широкий спектр электората, который можно захватить, - то есть призывают голосовать за себя всех, начиная от пенсионеров, заканчивая бизнесменами, для каждого, мол, лакомый кусочек электоральных обещаний найдется.

К тому же грядущие выборы непросты еще и в том смысле, что голосовать-то мы пойдем скорее «против», чем «за», учитывая те урезанные полномочия, которые получит новоизбранный глава государства. Выбирать, по большому счету, стоит того, кого мы желаем загнать в «глухой президентский угол» минимального влияния на политическую ситуацию в стране. Ныне позиция президента является не такой уж и привлекательной, именно поэтому предвыборная кампания проходит так, скажем, мягко и больше формально, чем наполнена по сути. Не наблюдаются (по крайней мере, пока) истинные предвыборные перегоны, на которые способна Украина, про что свидетельствовал наш предыдущий опыт, ныне все очень скромно, хотя возможно это пока затишье перед бурей.


То есть голосовать мы пойдем за имя, а не за программу/стратегию этой персоны?

Вы наблюдали хоть раз в Украине две кардинально противоположные политические программы? Вы думаете, программа коммунистов чем-то отличается от программы бело-голубых?

Да, голосовать мы пойдем за симпатию, при чем вероятнее всего иррациональную, но в результате не стоит бояться ошибиться, так как выберем все равно то же самое, что выбрали бы в любом другом случае.

У меня вообще есть подозрение, что на этот раз выборы – это симуляция, общая галлюцинация, за которой на самом деле не стоит ни малейшего передвижения фигур по шахматной доске.

Политика это самый крупный бизнес в стане, при чем в любой стране, и дело не в коррумпированости, просто такова природа вещей. Выборы – это лишь ребрендинг, товар остается тот же. Но ведь дизайн упаковки тоже важен. Но наше отличие от Европы в том, что у них представители электората – это как высококвалифицированные кадры на рынке труда, за которыми охотятся сразу несколько крупных корпораций, пытаясь привлечь в ряды сотрудников, - одна компания предлагает высокую зарплату и перспективу развития в долгосрочной перспективе, другая делает больший упор на бонусах и социальном пакете, например служебной машине и посещении спортзала. И электорат-кадры решают, с кем им больше нравится сотрудничать, в итоге присоединяясь «в лавы» той или иной корпорации, то есть, голосуя за ту или иную партию.

Мы же, наш украинский электорат, далеко не так уважаемы и ценны, если проводить аналогичную параллель, то мы скорее похожи на сотрудников, которые решают, расположение какого топ-менеджера стоит завоевать, чтоб не уволили, а если повезет, может еще и повысили. Наша позиция слабее и заранее не выигрышная.


Какие основные задачи сразу же возникнут перед новоизбранным президентом? Как много нерешенных дел унаследует он от предыдущего главы государства?

Главное, на чем я считаю, новому президенту нужно будет сконцентрировать свое внимание – это международные отношения. Тут ему все карты в руки, - это, пожалуй, та единственная сфера, приоритетность в которой у него еще не успели отнять. Европа Украину не понимает и с каждым новым скандалом отводит от нас свой целебный взор все настойчивей, оставляя место формальной помощи и подсознательно уже относя нас в разряд третьих стран мира. Одной дипломатией делу не поможешь, но у нас и этого не сделано. Я не говорю о вступлении в Евросоюз, я говорю о доверии и о том, что восприятие нас со стороны пока еще погрузло в ассоциациях и дискурсе прошлого века.

Главе государства необходимо довести до конца дело в Евро-2012 и просто сделать так, чтоб все «они» к нам приехали и видели, как у нас тут хорошо. Я думаю не стоит подчеркивать, что для этого нужно действительно постараться сделать все хорошо. Дипломатия – это первый шаг к признанию. Как себя продашь, так тебя и купят.

И на самом деле ошибочным стереотипом является то, что нам необходимо «выбрать» между Россией и Европой. Кто вообще такой нонсенс придумал? Нас никто не просит и не просил выбирать, зато нам необходимо научиться продавать себя и то, чем мы располагаем как той, так и другой стороне.

Готово ли наше общество к переменам?

Общество никогда не знает к чему оно готово, а к чему нет, пока его лицом с этим не столкнут. Украинское общество априори готово ко всему и мы гораздо гибче воспринимаем перемены, чем их переживают те же консервативные, привыкшие к комфорту, европейцы. Мы гораздо мобильнее и ситуативней реагируем на внешние факторы, у нас всегда нос по ветру. И как-только в этом ветре запахнет переменами, я не сомневаюсь, что наши парусники подстроятся под новое направление движения, просто потому что старое уж точно никуда бы не привело. А обмануться еще раз кажется более приятной перспективой. Ведь вдруг все-таки повезет.


Беседовала Мария Ещенко

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина»

Осмелится ли новый президент на реформы?

Павел Фролов, заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии

Выборы-2009 – выборы разочаровавшихся

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

Наскільки смачними виявляться наші «огірки» покаже зима

Катерина Щербак, соціолог, експерт Харківського центру співпраці молодих політичних аналітиків

Українська cosa nostra

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Когда нет завышенных ожиданий, то не будет и сильных разочарований

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Новый президент и новая элита не улучшат положение дел в стране

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Силы, которые стоят за основными кандидатами в Президенты, не заинтересованы в концентрации власти в одних руках»

Александр Литвиненко, ведущий эксперт Центра Разумкова

Новый президент не сможет быстро вывести страну из старых политических тупиков

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Політики втягують виборця у «розмову»

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Новий президент має сказати правду стосовно положення в країні

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Будущие выборы станут началом смены политической элиты

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

От следующего президента я не жду ничего, кроме демонтажа старой системы управления

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Все они профессионалы в том, как сумели растащить страну

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,255