В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Предвыборная гонка началась. В ближайшие три месяца мы будем слышать только о «Прекрасном Далеко», которое нам будут обещать все без исключения кандидаты в президенты. Но вот парадокс – избиратели-то уже ничего не ждут, и мало кто верит в какие-либо серьезные политические изменения. «Раскол Украины», «вопросы языка», «проблемы Черноморского флота», впрочем, как и геополитического выбора, – в целом все меньше трогают людей. Люди опасаются лишь дальнейшего ухудшения экономической ситуации и потери возможности кормить свои семьи.

Именно поэтому мы хотели бы предложить нашим читателям пристально взглянуть на повестку дня этих выборов сквозь призму ожиданий избирателей. Насколько они коррелируют между собою? И не отсюда ли фиксируемый социологами скепсис и желание голосовать «против всех», которого не было на предыдущих выборах?

Все большего внимания заслуживает взвешенная оценка произошедшего за 2004–2009 годы. В Украине, где в последнее время «верхи» и «низы» утратили какую-либо связь, политики забыли о таком понятии как ответственность, демократические свободы либо открыто попираются путем манипуляций с законодательством на самом высоком уровне, либо их содержание выхолащивается путем доведения до абсурда ситуаций, требующих моральных оценок общества.

При этом все 5 прошедших лет мы наблюдали, как корабль украинской экономики терял управление, а функционирование социальной инфраструктуры приходило в упадок, зачастую превращаясь в угрозу для жизни людей.

Поэтому мы и предлагаем обсудить на страницах нашего Интернет-журнала, что же произошло с Украиной за последние 5 лет, чтобы понять: где мы находимся, куда нам двигаться дальше, и что будет с нашей страной в ближайшие пару-тройку лет.

Еще один парадокс нынешней предвыборной гонки состоит в том, что целенаправленно создается впечатление, что грядущие выборы – это выход из сложившейся ситуации в стране. Вот выберем правильного кандидата и решим все наболевшие вопросы. Будет хороший, правильный президент, он и управлять страною будет с чувством, с толком, с расстановкой…

Ан, нет! Все нынешние кандидаты кричат о том, что нужны изменения и прочее, но при этом никто из них на самом деле провести их не способен. Ибо в той политической системе, которую реформировали да не дореформировали, украинский президент не может управлять всем, – у него для этого просто нет полномочий. Сегодня функция президента – контролировать. Как гарант Конституции он контролирует и еще иногда вмешивается в те вопросы, в которые ему позволяет вмешиваться Конституция.

Эти выборы не являются Рубиконом для Украины еще и потому, что их результаты – промежуточные; они так или иначе будут корректироваться уже в ближайшем будущем. Даже чувство политического самосохранения нашей элиты не подсказало ей необходимости проведения в 2004–2009 гг. ряда реформ, которые объективно были бы полезны для всей страны. Теперь же отказ от проведения этих реформ уже в ближайшее время, как раз после президентских выборов, гарантирует повторение очередного кризиса законодательной и исполнительной власти.

Другими словами, президентские выборы 2010 года получат продолжение в последующих досрочных парламентских выборах, или, в крайнем случае, в выборах в местные органы самоуправления, запланированные на май 2010-го. А еще политическая борьба сосредоточится вокруг изменений в Конституции, которые, как декларируют заинтересованные лица, должны будут создать сбалансированную систему власти, тем или иным образом интегрирующую все основные политические силы на общегосударственном уровне, и максимально высвободят инициативу на уровне местном.

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Элита – лишь отражение общества, которым она правит. Несмотря на брутализацию политики – коррупционные, алкогольные, «артековский» и прочие скандалы – вряд ли стоит идеализировать и народ. Да, люди сегодня переживают свои кризисы и катастрофы. Все чаще можно встретить очень тревожные сигналы: по разным оценкам, от 15 до 26 млн. граждан Украины живут за чертой бедности, в условиях раздвоения морали, кризиса базовых социальных институтов. Это выражается в тотальной беспризорности, массовой миграции, деморализации широких слоев населения. Такие процессы создают условия для новых социальных конфликтов, более острых и более сложных, чем те, которые мы наблюдаем в политической сфере, а выборы могут оказаться недостаточным инструментом для того, чтобы избежать социальных взрывов в Украине. Когда народ не ждет ничего хорошего, мало кто из политиков способен обмануть его ожидания.

Так какой все-таки выбор ожидает наше общество? И что принесут ему предстоящие выборы? И когда у Украины, наконец, появится шанс сделать достойный выбор?

Свернуть

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Українська cosa nostra

30 ноя 2009 года
Українська  cosa nostra: Українська  cosa nostra

Катерина Щербак, соціолог, експерт Харківського центру співпраці молодих політичних аналітиків

Чим особливі для України вибори 2009/2010? Яким є сучасний український виборець і чим він мотивує для себе необхідність голосувати – вірою в краще життя «після нового президента»?

Скористаймося давнім правилом, - будь що можна виразити через будь що. Коли виборець іде на вибори – він ніби стоїть перед стендом з шоколадками і вибирає смачнішу на вигляд. Смак деяких він вже знає і якщо вони йому не сподобались, то він навряд ще раз її придбає. Ще ж може на поличці лежати небрендова, нерозрекламована шоколадка і смак її невідомий, - будуть і такі покупці, що куплять її, адже вже «наїлися» інших. Але часто покупка залежить і від особистої мотивації, - хтось купує аби самому наїстися, комусь потрібно дітей нагодувати, комусь – сотку розбити, а є й такі, що заводом, де шоколадки ці випускають, володіють, так їм виторги більші потрібні, от вони самі свою продукцію і купують. У цій простій на перший погляд метафорі міститься глибокий зміст.

Проблема в тому, що наших кандидатів порівняти можна хіба що з шоколадками. З бігбордів на нас дивляться не майбутні лідери держави, а максимум топ-менеджери. Як дуже влучно сказав один мій колега політичний експерт - президент не повинен обіцяти того, що повинен робити прем’єр і не повинен хвалитися своєю командою. Для побудови сильної держави, «команди» замало – весь народ повинен захотіти працювати на гарну мету разом з президентом. За всю історію України такого лідера у нас ще не було, людини, яка пробачала б навіть помилки.

Ми - нація швидких сподівань та швидких розчарувань. Саме тому нам легко повірити у «нове життя після нового президента», але так само швидко прийде і розчарування, як тільки той припуститься хоча б однієї помилки.

З якими думками українці підуть на вибори? Ви знаєте, в цей раз таке відчуття, що не ми йдемо на вибори, а вибори самі вриваються у наші двері. І ви, і я знаєте, що кого б ми не обрали – нічого не зміниться. На цей раз навіть передвиборні агітації протікають трохи сухувато. Ніби результат відомий заздалегідь.

Один відомий англійський політолог сказав ще на початку 90-х років, що голосування людей, оце ставлення галочки навпроти бажаного прізвища, - це як наклеїти марку на конверт, на якому вже давно зазначено адресу. Просто останній штрих в операції, в якій ми навіть не виконавці. Політику роблять політики і справжні вибори проходять у них в кулуарах, в кабінетах, а потім розігрується зовсім інший спектакль, для нас з вами.

Передивіться фільм «Хвіст, який крутить собакою», в якому кандидат та його піар-служба придумали та прокрутили по телебаченню вигадану війну, яку кандидат успішно розв'язав та виграв, рівнесенько вклавшись у строки передвиборчої кампанії. Ви вже чули, мабуть, що і українські політики достатньо цинічні, аби провернути таку аферу. Тільки замість війни буде щось інше, може надзвичайний стан в державі чи газ?

Знаєте, на щастя, Україна втягнута у глобальний процес повністю та безповоротно, ми не зможемо перетворитися на закриту систему та самі гратися у свої ігри. На жаль, але в даному випадку на щастя, існують такі глобальні речі як криза, газ, грип, які побороти самотужки неможливо. Тому українському виборцю боятися нічого, - якщо буде біда, прийде Європа і нас порятує! (Сміється).


Кажуть, що Україна багато в чому відстає від Європи та Сполучених Штатів. Очевидно, під цим мають на увазі рівень життя населення чи ВВП. Але чи є у нас хоч якісь переваги перед рештою світою, скориставшись якими, новий президент міг би «дотягнути» Україну до рівня прогресивних розвинених держав?

Є. Я скажу вам навіть більше! Ми могли б собі дозволити не втягнутися у світову фінансову кризу, якби займалися тим, чим нам сама природа велить займатися – сільським господарством, а не створювали все нові та нові віртуальні гроші, як це роблять у всьому світові.

Чи хтось задумувався колись, в черговий раз критикуючи надпис «мейд ін Чайна» на новому светрі чи калькуляторі, наскільки потужна в цієї «Чайни» економіка, якщо там все «мейдають»? Реальний продукт, - ось чим ми б цілком впевнено могли займатися, маючи той хвалений усіма «потенціал». Саме в цьому наша велика перевага над Європою, - ми маємо настільки багаті промислові групи, що їхніх капіталовкладень у сферу сільського господарства вистачило б на те, щоб Україна годувала всю Європу.


Ідеальний лідер для України 2009 року – хто він?

Знаєте, що потрібно Україні? Фільм «Хрещений Батько» про італійську мафію дивились? Так от. Якщо вже так сталося, що наша держава корумпована з голови до п'ят, що усі наші політики – це одночасно дуже крупні бізнесмени та якщо за кожною публічною особою стоїть багатий спонсор-олігарх, а політика – це не більше, ніж пуста демагогія, то чому ми не можемо використати цей «недолік» собі на користь та не почати керувати нашою рідною українською мафією?

Ідеальний президент для України на момент 2009/2010 року – це людина, яка має достатньо харизми та репутації, щоб вона могла керувати тим, хто скільки і де краде, хто, що і як приватизує, ділить тощо. Це людина, яка може у них там в кулуарах сказати – «хлопці, ану давайте скинемось по парі лимонів та піднімемо українське поле, щоб ті європейці нашим хлібом та кукурудзою захлинулися». І браві «хлопці», керуючись власними амбіціями та тактовним натяком керівництвом інвестують в те, що принесе користь не лише їхнім кишеням, а і репутації держави в цілому.

І нічого поганого в такій системі немає. Це цілком виправдана стратегія, це єдиний спосіб відкрити наші чорні ринки та направити грошопотоки у потрібне русло.


Чи готове наше суспільство до такого кардинального кроку? Чи можемо ми визнати самі перед собою, що нами керують суто злочинці? Що скаже на це цивілізований світ?

У нашій державі існують хабарі не тому що хтось ці хабарі «бере», а тому що кожен другий їх «дає». Ми любимо і ненавидимо той факт, що все можна купити, за все можна заплатити і про все «домовитись». Ми критикуємо такий стан речей, але нам так набагато зручніше.

Так, суспільство має ту владу, на яку заслуговує, бо влада – це не інопланетяни чи дар з небес, - це реальні представники реальної нації, які шляхом поступової промоції (тобто визнання у колективі, масштаби якого доросли до загальнодержавного) досягли посад, за яких стали керувати суспільними процесами. Не так-то просто стати політиком чи тим паче олігархом. Для цього потрібно, щоб таким тебе бачило оточення і визнавало твоє право таку позицію займати. А оточення складається з тих самих українців, ми ж не колонія, в яку штучно «завезли» міністрів, - тримайте-керуйте. Тому зв'язок між владою та суспільством тісніший, ніж нам здається. А увесь цивілізований світ теж так живе, тільки вони вже навчилися своїми мафіями керувати тихо та непомітно.

Навчимось і ми.


Катерина Щербак, соціолог, також є дописувачем громадського порталу «Майдан» (www.maidan.org.ua)

Бесіду вела Марія Єщенко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина»

Осмелится ли новый президент на реформы?

Павел Фролов, заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии

Выборы-2009 – выборы разочаровавшихся

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

Наскільки смачними виявляться наші «огірки» покаже зима

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Когда нет завышенных ожиданий, то не будет и сильных разочарований

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Новый президент и новая элита не улучшат положение дел в стране

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Силы, которые стоят за основными кандидатами в Президенты, не заинтересованы в концентрации власти в одних руках»

Владимир Золоторев, журналист

Выборы – ребрендинг неизменного товара

Александр Литвиненко, ведущий эксперт Центра Разумкова

Новый президент не сможет быстро вывести страну из старых политических тупиков

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Політики втягують виборця у «розмову»

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Новий президент має сказати правду стосовно положення в країні

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Будущие выборы станут началом смены политической элиты

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

От следующего президента я не жду ничего, кроме демонтажа старой системы управления

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Все они профессионалы в том, как сумели растащить страну

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,123