В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Предвыборная гонка началась. В ближайшие три месяца мы будем слышать только о «Прекрасном Далеко», которое нам будут обещать все без исключения кандидаты в президенты. Но вот парадокс – избиратели-то уже ничего не ждут, и мало кто верит в какие-либо серьезные политические изменения. «Раскол Украины», «вопросы языка», «проблемы Черноморского флота», впрочем, как и геополитического выбора, – в целом все меньше трогают людей. Люди опасаются лишь дальнейшего ухудшения экономической ситуации и потери возможности кормить свои семьи.

Именно поэтому мы хотели бы предложить нашим читателям пристально взглянуть на повестку дня этих выборов сквозь призму ожиданий избирателей. Насколько они коррелируют между собою? И не отсюда ли фиксируемый социологами скепсис и желание голосовать «против всех», которого не было на предыдущих выборах?

Все большего внимания заслуживает взвешенная оценка произошедшего за 2004–2009 годы. В Украине, где в последнее время «верхи» и «низы» утратили какую-либо связь, политики забыли о таком понятии как ответственность, демократические свободы либо открыто попираются путем манипуляций с законодательством на самом высоком уровне, либо их содержание выхолащивается путем доведения до абсурда ситуаций, требующих моральных оценок общества.

При этом все 5 прошедших лет мы наблюдали, как корабль украинской экономики терял управление, а функционирование социальной инфраструктуры приходило в упадок, зачастую превращаясь в угрозу для жизни людей.

Поэтому мы и предлагаем обсудить на страницах нашего Интернет-журнала, что же произошло с Украиной за последние 5 лет, чтобы понять: где мы находимся, куда нам двигаться дальше, и что будет с нашей страной в ближайшие пару-тройку лет.

Еще один парадокс нынешней предвыборной гонки состоит в том, что целенаправленно создается впечатление, что грядущие выборы – это выход из сложившейся ситуации в стране. Вот выберем правильного кандидата и решим все наболевшие вопросы. Будет хороший, правильный президент, он и управлять страною будет с чувством, с толком, с расстановкой…

Ан, нет! Все нынешние кандидаты кричат о том, что нужны изменения и прочее, но при этом никто из них на самом деле провести их не способен. Ибо в той политической системе, которую реформировали да не дореформировали, украинский президент не может управлять всем, – у него для этого просто нет полномочий. Сегодня функция президента – контролировать. Как гарант Конституции он контролирует и еще иногда вмешивается в те вопросы, в которые ему позволяет вмешиваться Конституция.

Эти выборы не являются Рубиконом для Украины еще и потому, что их результаты – промежуточные; они так или иначе будут корректироваться уже в ближайшем будущем. Даже чувство политического самосохранения нашей элиты не подсказало ей необходимости проведения в 2004–2009 гг. ряда реформ, которые объективно были бы полезны для всей страны. Теперь же отказ от проведения этих реформ уже в ближайшее время, как раз после президентских выборов, гарантирует повторение очередного кризиса законодательной и исполнительной власти.

Другими словами, президентские выборы 2010 года получат продолжение в последующих досрочных парламентских выборах, или, в крайнем случае, в выборах в местные органы самоуправления, запланированные на май 2010-го. А еще политическая борьба сосредоточится вокруг изменений в Конституции, которые, как декларируют заинтересованные лица, должны будут создать сбалансированную систему власти, тем или иным образом интегрирующую все основные политические силы на общегосударственном уровне, и максимально высвободят инициативу на уровне местном.

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Элита – лишь отражение общества, которым она правит. Несмотря на брутализацию политики – коррупционные, алкогольные, «артековский» и прочие скандалы – вряд ли стоит идеализировать и народ. Да, люди сегодня переживают свои кризисы и катастрофы. Все чаще можно встретить очень тревожные сигналы: по разным оценкам, от 15 до 26 млн. граждан Украины живут за чертой бедности, в условиях раздвоения морали, кризиса базовых социальных институтов. Это выражается в тотальной беспризорности, массовой миграции, деморализации широких слоев населения. Такие процессы создают условия для новых социальных конфликтов, более острых и более сложных, чем те, которые мы наблюдаем в политической сфере, а выборы могут оказаться недостаточным инструментом для того, чтобы избежать социальных взрывов в Украине. Когда народ не ждет ничего хорошего, мало кто из политиков способен обмануть его ожидания.

Так какой все-таки выбор ожидает наше общество? И что принесут ему предстоящие выборы? И когда у Украины, наконец, появится шанс сделать достойный выбор?

Свернуть

В демократических обществах выборы представляют собою элемент развития, дают возможность менять закостенелые общественно-политические устои с определенной периодичностью, а также по мере необходимости. В результате этого, появляется возможность корректировать или углублять в необходимом направлении стратегический курс страны, а в крайнем случае – и кардинально обновлять его. Украина же с каждым избирательным циклом вместо того, чтобы найти ответ на простые вопросы – Что нужно стране для развития? Что мешает переломить укоренившийся тренд постоянного падения? – наступает на одни и те же грабли выборов без выбора.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Все они профессионалы в том, как сумели растащить страну

Александр Майборода: Все они профессионалы в том, как сумели растащить страну

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Какова моральная основа нашего политического класса, мы уже это все увидели. Вся беда в том, что они оказались в замкнутом кругу аморальности, создав свой собственный, отдельный мир, они не живут в обществе, оно их не интересует. В этом мире свои законы и свои интересы.

Читать далее

От следующего президента я не жду ничего, кроме демонтажа старой системы управления

Юрий Романенко: От следующего президента я не жду ничего, кроме демонтажа старой системы управления

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Упущены пять лет, которые надо было использовать для модернизации. Это был исторический шанс, когда у нас были для этого и необходимые ресурсы, и мир был наполнен потоками дешёвых спекулятивных денег. Но вместо того, чтобы набрать дешёвых денег и постараться провести модернизацию, Украина продолжала существовать в каком-то паразитическом режиме. Причём паразитизм правящей верхушки распространился на народ. Сейчас в Украине разворачивается гуманитарная катастрофа, что выражается и в сокращении численности населения, и в деградации образования, медицины, и даже веры. Надо признать, что мы умирающая страна, с безудержным оптимизмом и, одновременно, тотальным пессимизмом.

Читать далее

Будущие выборы станут началом смены политической элиты

Виктория Подгорная: Будущие выборы станут началом смены политической элиты

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Более всего поражает, что политики, выдвигающие себя на пост лидера нации, не предлагают ни одного проекта решения важнейших проблем страны. Их программы, это профанация, но они ведь даже не говорят о действительных проблемах страны – и это катастрофа.

Читать далее

Новий президент має сказати правду стосовно положення в країні

Олександр Шморгун: Новий президент має сказати правду стосовно положення в країні

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Якщо правда про негативні процеси, боротьба з якими є передумовою будь-яких змін на краще, не буде сказана, якщо поведінка влади не зміниться, ніякого майбутнього українська державність не має.

Читать далее

Політики втягують виборця у «розмову»

Євген Головаха: Політики втягують виборця у «розмову»

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

У майбутнього президента буде 5 років попереду і йому треба буде наважитись робити непопулярні реформи і приймати непопулярні рішення, а не линути за електоральними вимогами

Читать далее

Новый президент не сможет быстро вывести страну из старых политических тупиков

Новый президент не сможет быстро вывести страну из старых политических тупиков: Новый президент не сможет быстро вывести страну из старых политических тупиков

Александр Литвиненко, ведущий эксперт Центра Разумкова

Повестка дня у нового президента будет многослойной, так как страна находится в многоплановом кризисе. В первую очередь он будет решать кадровые вопросы и проблемы отношений с Верховной Радой, которая останется в старом составе. Формирование предпочтительной для себя коалиции, Кабинета министров - всё это потребует и времени, и определённых компромиссов. В общем, лёгкой жизни для президента не предвидится.

Читать далее

Выборы – ребрендинг неизменного товара

Владимир Золоторев: Выборы – ребрендинг неизменного товара

Владимир Золоторев, журналист

Выборы – это симуляция, общая галлюцинация, за которой на самом деле не стоит ни малейшего передвижения фигур по шахматной доске.

Читать далее

«Силы, которые стоят за основными кандидатами в Президенты, не заинтересованы в концентрации власти в одних руках»

Олександр Вишняк: «Силы, которые стоят за основными кандидатами в Президенты, не заинтересованы в концентрации власти в одних руках»

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

И по Конституции, и де-факто первый человек в стране – Премьер-министр. Поэтому после президентских выборов основная битва разыграется за пост премьера. Кто бы ни победил в президентской гонке, через полгода на досрочных парламентских выборах у него будут большие проблемы, поскольку ему придется побывать в ситуации, в которую попал в свое время Виктор Ющенко. Ведь рейтинг и Януковича, и Тимошенко в десятки раз выше, чем рейтинг вторых лиц в их партиях. Кто поведет Партию регионов и БЮТ на парламентские выборы после выборов президентских, если таковые состоятся?

Читать далее

Новый президент и новая элита не улучшат положение дел в стране

Александр Стегний: Новый президент и новая элита не улучшат положение дел в стране

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Пока базовый тип политической культуры в нашей стране – пассивно-демократический, но когда люди теряют ориентиры, они не могут ответить даже самим себе, в какой стране они хотели бы жить. И все же главная моя мысль – «розовые очки» спали, и мы все более трезво оцениваем положение дел в нашей стране, да и самих себя.

Читать далее

Когда нет завышенных ожиданий, то не будет и сильных разочарований

Владимир Фесенко: Когда нет завышенных ожиданий, то не будет и сильных разочарований

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Первое, что придется делать новому главе государства – бороться за свое самоутверждение в системе власти, за обеспечение своего влияния на парламент и правительство, за проведение кадровых решений, которые закрепят его влияние на силовые и правоохранительные структуры. Если новый Президент не сможет решить эти задачи, то все его планы и предвыборные обещания будут «маниловщиной».

Читать далее

Українська cosa nostra

Українська  cosa nostra: Українська  cosa nostra

Катерина Щербак, соціолог, експерт Харківського центру співпраці молодих політичних аналітиків

Наша держава корумпована з голови до п'ят, тому що усі наші політики – це одночасно дуже крупні бізнесмени, нам потрібен лідер, що харизматично керував би українською мафією.

Читать далее

Наскільки смачними виявляться наші «огірки» покаже зима

Тимур Алексеєнко: Наскільки смачними виявляться наші «огірки» покаже зима

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

На противагу нинішньому часу, на момент 2009 року, ми не бачимо ніякого конфлікту. Всі поливають всіх, всі проти всіх, кожен говорить з однакових позицій і протиставляє себе іншим. Кожен кандидат хоче показати, що містить в собі все, всі ідеології, всі стратегії, всі реформи одночасно.

Читать далее

Выборы-2009 – выборы разочаровавшихся

Павел Фролов: Выборы-2009 – выборы разочаровавшихся

Павел Фролов, заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии

Новых лиц среди кандидатов нет, и искать среди них новые политические идеи я бы не стал. Я не думаю, что там вообще может быть что-то новое, так как для наших политиков характерно не выдвижение, не поиск идей, а следование за ожиданиями масс. Бывает трансформационный тип лидерства, когда лидер генерирует идеи и увлекает за собой, а наши лидеры набирают очки, играя на ожиданиях людей, стараясь соответствовать им в наибольшей степени, конечно, на словах.

Читать далее

Осмелится ли новый президент на реформы?

Андрей Ермолаев: Осмелится ли новый президент на реформы?

Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина»

Будущий победитель президентской гонки не имеет реальной возможности сформировать правительство, не имеет возможности прямо поручить ему реализацию своей программы или каких-то своих идей. Он будет вынужден либо идти на поклон к парламенту в поисках широкого компромисса, либо стать тираном и навязывать свою волю нелегитимными методами.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,032