В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Соблазн и искушение диктатурой

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

И хотя диктатура может принимать внешне очень разные формы, по своей сути все они имеют много общего: диктатура не падает с неба, для ее возникновения должны существовать влиятельные группы интересов, способствующие ее появлению различными методами. Это может быть и финансовая поддержка авторитарных политиков, и манипуляции общественным сознанием, и последовательная дискредитация демократических процессов и, наконец, применение силы.

Возникновение таких групп также имеет свою историческую подоплеку, поскольку, чтобы извлекать выгоду из несовершенного экономического устройства общества, опираясь на диктатуру, надо быть ее составной частью, если не основным стержнем.

Пять лет назад перспективы демократии в Украине воспринимались обществом достаточно оптимистично, но сейчас мы оказались в состоянии какой-то «недодемократии». Сложившаяся система власти привела к неконтролируемой конкурентной борьбе, противоборству амбиций, претензий, и интересов.

В условиях экономического роста и общественного спокойствия демократия кажется прекрасной вещью, даже если широкие слои населения живут у черты бедности. В последние годы мы привыкли думать о нашей стране как о демократической, но, быть может, мы просто плохо знаем себя?

Ответом на этот вопрос стал экономический кризис, который очень быстро развеял миф о демократичности украинцев и существенно активизировал «запрос на сильную руку». Система эрзац-демократии подошла к своему опасному завершению, и большая часть общества склоняется к тому, что в стране должна быть сильная стабильная власть.

Запрос этот тут же по-своему интерпретировали и подхватили «верхи». Впервые в истории Украины кандидаты в президенты обещают не углубление демократических процессов, а их сворачивание – в нынешней президентской кампании четко видно желание кандидатов продемонстрировать свою способность «навести порядок», доказать, что у них есть «воля и сила». Тоталитарные ценности, такие как «ручное управление», «право для одних, а не других», «руководитель может заменить закон», – также появляются на «сцене», но пока где-то сзади, на вторых ролях. И опасность сегодня заключается в том, что из-за ширмы экономических трудностей политические элиты изо всех сил стараются внушить, что наш народ ждет «сильной руки».

При этом очевидна подмена. Когда народ поддерживает идею сильной руки, то имеется в виду порядок, законность и эффективность власти. Причем порядок не в смысле закручивания гаек, а в том, чтобы власть на всех уровнях работала на общество, а не на карманы отдельных политиков, партий или бизнес групп. Людей интересует именно такой порядок, а не ограничения свободы слова, «темники» или запрет каких-то массовых акций. Отсюда – огромная разница в том, как понимают идею сильной руки претенденты на пост президента и простые граждане Украины.

Понимание условий, при которых люди предпочитают авторитарное правление, сегодня более важно, чем когда-либо в прошлом. Украина, как и многие постсоветские страны, жестоко пострадала от глобального экономического кризиса. Инфляция в стране – одна из самых высоких в Европе, реальный ВВП снизился, по разным оценкам, вдвое и более. И все это на фоне нарастающего внешнего долга.

В тоже время, те, кто сегодня собирается стать главой государства, практически не скрывают, что стремятся к единоличной власти, к полному контролю над силовыми структурами, судами всех уровней, над местным самоуправлением. Эффективность вертикали власти для них означает только одно: дал команду – она сразу исполняется. Но при этом никто не намерен нести ответственность за то, что из этого получится… Свое правление кандидаты, по-прежнему, видят в отрыве от влияния общества на принимаемые решения, принципиально не замечают неравенства и поляризации, основных социальных противоречий и выдают желаемое за действительное.

Мы предложили для обсуждения вопрос – а спасет ли Украину диктатура, может ли диктатура стать выходом из сложившегося кризиса? Какова возможная украинская версия диктатуры, и как далеко может зайти в своих действиях украинский диктатор?

В то же время, хорошо известно, что диктатура сама по себе еще никогда и никого не спасала. В нашей стране диктатуру порождает взрывоопасная смесь неконтролируемой власти, паразитирующего на национальных ресурсах бизнеса и «забитое», бесправное общество. В этом смысле предпосылки к установлению диктатуры в Украине действительно есть. Тем более что и в мире уже давно бродит призрак диктатуры и тирании.

Зрелищный подъем Китая до статуса сверхдержавы всего лишь за жизнь одного поколения при авторитарном правлении представляет собой первый прямой вызов либеральной демократии со времен нацистской Германии. Все последние десятилетия Китай рекламирует авторитаризм, уверяя мировое сообщество, что именно он предлагает более быстрый и простой путь к процветанию и стабильности, а не суматошная демократия с ее выборами и оглядкой на права человека.

Благодаря успехам Китая и провалам внешней политики США в наши дни не только затормозилось распространение демократии, но и сама политическая идея демократии оказалась подорванной. По всей видимости, ближайшее будущее принадлежит авторитарным политическим режимам.

Сегодня основной вызов мировому распространению демократии брошен со стороны политической модели, в которой слиты воедино политический авторитаризм и государственный капитализм. «Диалог.UA» предлагает поразмышлять о том - что, если такой авторитарный капитализм станет лицом будущего для большей части мира? И что ожидает Украину, вступающую в очередную фазу сворачивания своей, так и окрепшей за годы независимости, демократии?

Свернуть

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украинцам сегодня не хватает не «сильной руки», а веры в себя и опоры на собственные силы

29 янв 2010 года
Украинцам сегодня не хватает не «сильной руки», а веры в себя и опоры на собственные силы: Украинцам сегодня не хватает не «сильной руки», а веры в себя и опоры на собственные силы

Владимир Петрович Семиноженко, лидер Гражданского блока «Новая Украина», академик НАН Украины

Впервые в истории Украины кандидаты в президенты обещают не углубление демократических процессов, а их сворачивание. Что ждет Украину, если предположить самое худшее? Неужели Украину может спасти только одно – диктатура?

Диктатура сама по себе еще никогда никого не спасала. Украине нужна сильная, ответственная, профессиональная власть. Политическая и экономическая анархия последних пяти лет вызывает вполне предсказуемую реакцию – возрастающий запрос на политику «сильной руки», порядок и стабильность.

Именно этот запрос, который давно назрел в обществе, эксплуатируют сегодня кандидаты в президенты. Обещают, что «Украина станет сильной». Что такое «сильное государство»? Одни говорят, что это сильный президент. Другие усматривают силу в оружии или авторитаризме. На самом деле, сильная страна – это сильное гражданское общество. Ведь сильное гражданское общество никогда не допустит прихода к власти непрофессионалов, воров и авантюристов. Без сильного гражданского общества невозможна сильная власть, действующая, я подчеркиваю, в интересах граждан.

Напротив, диктатуру порождает такая взрывоопасная смесь, как неконтролируемая власть, паразитирующий на национальных ресурсах бизнес и «забитое», бесправное общество. В этом смысле предпосылки к установлению диктатуры в Украине действительно есть. Есть и реальный шанс не допустить этого. Все зависит от нас.

Когда о диктатуре так много говорят, возникает опасение, что вероятность того, что она постучится в окна маленьких украинцев, вполне реальна. Все чаще можно услышать, мол, «народ соскучился по сильной руке». Так ли это?

Не совсем так. Несмотря на то, что некоторые политики пугают украинцев авторитаризмом, который якобы может прийти на смену нынешнему хаосу, само общество этого не хочет. По итогам социологического исследования «Украинского форума», проведенного в прошлом году, авторитаризм идеальной моделью власти для Украины считает всего лишь 4,5% респондентов.

Людьми востребована, прежде всего, логичная система власти с четким распределением полномочий и ответственности. Действительно, падение экономики и политическая неопределенность у многих вызывают готовность согласиться с любыми мерами для преодоления этих проблем. Тем не менее, высказываясь в пользу прихода к власти диктатора, люди оговаривают, что его правление следует ограничить периодом выхода из кризиса.

Так что проблема не в «сильной руке» самой по себе, а в том, как должна развиваться страна и кто сможет обеспечить это развитие. Гораздо более очевидный общественный запрос, выявленный нашими фокус-группами, это чувство гордости за страну и уважение к власти. Именно этого не хватает украинцам сегодня. Экономические и политические трудности отходят на второй план, когда у граждан есть ощущение сопричастности к событиям в государстве и, соответственно, чувство собственного достоинства и значимости.

Не кажется ли вам, что авторитарная власть не прибавит ответственности и порядка в стране, а вот ограничения, и в том числе на свободу слова, у нас появиться могут?

На самом деле, в Украине уже сформирована диктатура – партийная или, точнее, недопартийная, ведь полноценных демократических партий у нас нет. Система закрытых партийных списков привела к тому, что вся полнота власти узурпирована тремя-четырьмя финансово-промышленными группами, которые «держат на коротком поводке» партийную верхушку.

Стоит ли удивляться, что сегодня провалены все направления – внешняя политика, социальная защита, экономические преобразования, развитие науки и образования? В итоге люди отворачиваются от партий. Две трети украинцев признаются, что они разочарованы в многопартийной демократии. Это означает, что власть, сформированная по партийному признаку, абсолютно нелегитимна с точки зрения общества. Остановить «сползание к диктатуре» можно одним способом – прорвать эту партийную блокаду.

Михаил Булгаков когда-то сказал, что даже террор в Украине принимает опереточные формы. Для большинства украинских лидеров власть – это самоцель. Главное ее получить. А вот что с ней делать потом? Чтобы стать диктатором, недостаточно абсолютистских амбиций, нужно уметь управлять – бюрократией, госкорпорациями, обществом. С этой точки зрения ни один из сегодняшних политиков на роль диктатора не годится.

Каковы рамки возможностей подобного рода «недопартийной» диктатуры? Может ли она быть успешной?

Вопреки достаточно устоявшемуся мнению, диктатуре не дано главное – проведение успешной модернизации государства и общества. 20-й век наглядно продемонстрировал: все модернизации, которые инициировались диктаторами, были способны обеспечить, к примеру, индустриальный прорыв, однако очень быстро сходили на нет.

Главная причина этого – отсутствие опоры на согласие общества. Общество, грубо говоря, «ломают через колено», и оно начинает попросту саботировать реформы. Соответственно, исчерпывается и инновационный импульс, без которого невозможно удерживать лидерские позиции.

Напротив, эффективные модернизации всегда опираются на ресурсы всего общества и удовлетворяют интересы всех социальных групп. Собственно, примеры таких стран, как послевоенные Франция, ФРГ и Япония, а впоследствии – Индия, Южная Корея и Ирландия, дают четкое представление о необходимых условиях успешных преобразований.

Первое – это четкое представление о целях модернизации. Второе – объединение вокруг этих целей широкой национальной элиты. Не только политиков, но и предпринимателей, интеллектуалов, чиновников, лидеров гражданского общества. Третье и, пожалуй, главное – страны хотят доказать миру, что они чего-то стоят. Это непреложное правило: опора на собственные силы и вера в себя. Успех невозможно повторить. Мы можем сколько угодно восхищаться экономическим ростом Китая или «хотеть такого, как Путин», однако обречены изобретать собственную стратегию развития, искать свой путь.

Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Квитка Остап, директор Центра социологических исследований «КМС»

Вздумай наш новый президент поиграть в диктатора, - его политика будет беспощадной

Сергій Телешун, доктор політичних наук, професор, завідуючий кафедрою політичної аналітики та прогнозування Національної Академії державного управління при Президентові України, голова Платформи «Діалог Євразії» в Україні

У нас «сильных рук» много, а сильной власти нет

Коваль Іван, політтехнолог, кандидат історичних наук, незалежний політичний оглядач

Розшукується талановитий диктатор на посаду Президента

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Від месії до порожнього місця

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Политикам, жаждущим единоличной власти, нечем соблазнить общество

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Диктатура в Украине будет успешной только в том случае, если она будет отвечать требованиям времени

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

Безвідповідальний плюралізм

Дмитрий Выдрин, политолог

В нашей стране сложно осуществить и власть закона, и власть диктатора

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Протистояти встановленню тиранії може тільки диктатура

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Наши люди хотят защиты своих прав и наведения порядка, а не Пиночета

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Никто из кандидатов, представленных в этой избирательной кампании, не в состоянии обеспечить демократическое развитие Украины

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,312