В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Соблазн и искушение диктатурой

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

И хотя диктатура может принимать внешне очень разные формы, по своей сути все они имеют много общего: диктатура не падает с неба, для ее возникновения должны существовать влиятельные группы интересов, способствующие ее появлению различными методами. Это может быть и финансовая поддержка авторитарных политиков, и манипуляции общественным сознанием, и последовательная дискредитация демократических процессов и, наконец, применение силы.

Возникновение таких групп также имеет свою историческую подоплеку, поскольку, чтобы извлекать выгоду из несовершенного экономического устройства общества, опираясь на диктатуру, надо быть ее составной частью, если не основным стержнем.

Пять лет назад перспективы демократии в Украине воспринимались обществом достаточно оптимистично, но сейчас мы оказались в состоянии какой-то «недодемократии». Сложившаяся система власти привела к неконтролируемой конкурентной борьбе, противоборству амбиций, претензий, и интересов.

В условиях экономического роста и общественного спокойствия демократия кажется прекрасной вещью, даже если широкие слои населения живут у черты бедности. В последние годы мы привыкли думать о нашей стране как о демократической, но, быть может, мы просто плохо знаем себя?

Ответом на этот вопрос стал экономический кризис, который очень быстро развеял миф о демократичности украинцев и существенно активизировал «запрос на сильную руку». Система эрзац-демократии подошла к своему опасному завершению, и большая часть общества склоняется к тому, что в стране должна быть сильная стабильная власть.

Запрос этот тут же по-своему интерпретировали и подхватили «верхи». Впервые в истории Украины кандидаты в президенты обещают не углубление демократических процессов, а их сворачивание – в нынешней президентской кампании четко видно желание кандидатов продемонстрировать свою способность «навести порядок», доказать, что у них есть «воля и сила». Тоталитарные ценности, такие как «ручное управление», «право для одних, а не других», «руководитель может заменить закон», – также появляются на «сцене», но пока где-то сзади, на вторых ролях. И опасность сегодня заключается в том, что из-за ширмы экономических трудностей политические элиты изо всех сил стараются внушить, что наш народ ждет «сильной руки».

При этом очевидна подмена. Когда народ поддерживает идею сильной руки, то имеется в виду порядок, законность и эффективность власти. Причем порядок не в смысле закручивания гаек, а в том, чтобы власть на всех уровнях работала на общество, а не на карманы отдельных политиков, партий или бизнес групп. Людей интересует именно такой порядок, а не ограничения свободы слова, «темники» или запрет каких-то массовых акций. Отсюда – огромная разница в том, как понимают идею сильной руки претенденты на пост президента и простые граждане Украины.

Понимание условий, при которых люди предпочитают авторитарное правление, сегодня более важно, чем когда-либо в прошлом. Украина, как и многие постсоветские страны, жестоко пострадала от глобального экономического кризиса. Инфляция в стране – одна из самых высоких в Европе, реальный ВВП снизился, по разным оценкам, вдвое и более. И все это на фоне нарастающего внешнего долга.

В тоже время, те, кто сегодня собирается стать главой государства, практически не скрывают, что стремятся к единоличной власти, к полному контролю над силовыми структурами, судами всех уровней, над местным самоуправлением. Эффективность вертикали власти для них означает только одно: дал команду – она сразу исполняется. Но при этом никто не намерен нести ответственность за то, что из этого получится… Свое правление кандидаты, по-прежнему, видят в отрыве от влияния общества на принимаемые решения, принципиально не замечают неравенства и поляризации, основных социальных противоречий и выдают желаемое за действительное.

Мы предложили для обсуждения вопрос – а спасет ли Украину диктатура, может ли диктатура стать выходом из сложившегося кризиса? Какова возможная украинская версия диктатуры, и как далеко может зайти в своих действиях украинский диктатор?

В то же время, хорошо известно, что диктатура сама по себе еще никогда и никого не спасала. В нашей стране диктатуру порождает взрывоопасная смесь неконтролируемой власти, паразитирующего на национальных ресурсах бизнеса и «забитое», бесправное общество. В этом смысле предпосылки к установлению диктатуры в Украине действительно есть. Тем более что и в мире уже давно бродит призрак диктатуры и тирании.

Зрелищный подъем Китая до статуса сверхдержавы всего лишь за жизнь одного поколения при авторитарном правлении представляет собой первый прямой вызов либеральной демократии со времен нацистской Германии. Все последние десятилетия Китай рекламирует авторитаризм, уверяя мировое сообщество, что именно он предлагает более быстрый и простой путь к процветанию и стабильности, а не суматошная демократия с ее выборами и оглядкой на права человека.

Благодаря успехам Китая и провалам внешней политики США в наши дни не только затормозилось распространение демократии, но и сама политическая идея демократии оказалась подорванной. По всей видимости, ближайшее будущее принадлежит авторитарным политическим режимам.

Сегодня основной вызов мировому распространению демократии брошен со стороны политической модели, в которой слиты воедино политический авторитаризм и государственный капитализм. «Диалог.UA» предлагает поразмышлять о том - что, если такой авторитарный капитализм станет лицом будущего для большей части мира? И что ожидает Украину, вступающую в очередную фазу сворачивания своей, так и окрепшей за годы независимости, демократии?

Свернуть

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

В нашей стране сложно осуществить и власть закона, и власть диктатора

8 фев 2010 года

О возможности установления диктатуры в Украине после президентских выборов уже кто только не говорил, включая и президента Ющенко. И в самом деле, преимущества демократии в последние пару лет население страны как-то не очень ощущает, да и все кандидаты в президенты, как один, обещали «навести порядок». Насколько вероятен такой поворот событий?

Вероятность такая есть, но я ее на сегодняшний день расцениваю как невысокую, меньше 30%. Для установления диктатуры нужны предпосылки внутренние и внешние. Для этого люди должны признать ее, и поддерживать ее. Я бывал в странах, которые считают диктаторскими. Там диктатура реализуется элитой при поддержке масс. Мне приходилось бывать в Венесуэле, и я видел, на чьих спинах держится политический режим. Я видел, как собираются стотысячные толпы «мотоциклетос», вооруженных мачете и битами, когда какой-то телеканал осмеливается критиковать президента Чавеса.

Мне сложно представить себе, чтобы сотни тысяч украинских крестьян с вилами собирались в толпы, окружая здание телеканала, который начнет критиковать, скажем, Тимошенко, если она станет диктатором. У нас нет никаких традиций социальной, массовой поддержки власти, приятия диктатуры, и нет на это запроса внутри политических элит. Мне сложно себе представить, чтобы олигархи, депутаты или журналисты – а их я тоже причисляю к элите, дружно поддержали чьи-то диктаторские замашки. За многие годы у нас сложилась традиция вольницы. У нас люди не только не уважают закон, но и не хотят уважать никакого правителя. Для них диктатор – это абсолютное воплощение беззакония. У нас сложно осуществить и власть закона, и власть диктатора.

Вторая причина внешняя. Как правило, диктатура устанавливается в странах, которые имеют большой ресурсный потенциал. Любая диктатура балансирует на грани каких-то международных конфликтов, и если она не обладает достаточными энергетическими, финансовыми и другими ресурсами, то такой режим, как правило, живет очень недолго. Поэтому диктаторские страны, это страны с большими запасами энергоносителей, которые всегда можно обменять на продовольствие, как это было в Ираке, либо это страны с большим сельскохозяйственным потенциалом, как это было в ЮАР, которая сама себя всем обеспечивала. Поскольку таких условий в Украине нет, то этот внешний фактор не срабатывает.

Укажу еще третий фактор. Любая диктатура должна строиться либо на определенной идеологии, либо на единой и мощной религиозной основе. Вспомним диктаторские страны Латинской Америки, где церковь часто выступала на стороне правящей хунты. Другой пример – Северная Корея, где режим опирается на идеологию. Эти три фактора – экономический, внешнеполитический и идеологический и создают основу для установления диктатуры, чего в Украине не наблюдается.

Со словом «диктатура» связан определенный негатив, но есть и более мягкие виды недемократических режимов. Например, есть признаки того, что в последнее время мир переживает некий «ренессанс авторитаризма». Влияние Соединенных Штатов с их политикой силового навязывания демократии слабеет, а влияние старейшей автократии планеты, Китая, усиливается. Есть примеры весьма успешных недемократических режимов, например, Сингапур. Какова вероятность, что и наша страна станет на путь отказа от демократических норм?

Я бы четче разделил диктатуру и авторитаризм. Авторитарный режим это производное от слова «авторитет». Например, авторитарный режим в Сингапуре зиждется на колоссальном авторитете политического лидера страны, и его не поддающейся никакому сомнению компетентности. Авторитарный режим Китая основывается, как мне кажется, на отличных менеджерских качествах правящей верхушки страны. Да, там существует тысячелетняя традиция, но любые императоры сбрасывались, если они переставали справляться со своими обязанностями, с вызовами времени. А Китай сейчас лучше всех справляется с вызовами времени, у него самые большие золотовалютные запасы в мире, отличные показатели роста производительности труда и роста ВВП, самый большой рост геополитического влияния, на нем держится практически вся мировая экономика. Поэтому если в Украине появится группа лиц, или политический лидер, который докажет свою исключительную эффективность и завоюет исключительный авторитет, тогда возможно и авторитарное правление, но диктатура и авторитарное правление – это совершенно разны вещи.

Президентская избирательная кампания, это «парад-алле» политического честолюбия. Список кандидатов был немал, но есть также и такие политики, которые пока не участвовали в кампании, хотя и способны на это. Есть ли у нас потенциальные кандидаты в «большие авторитеты»?

Всех кандидатов я лично знаю, но ни среди них, ни в их окружении я пока не вижу людей с набором качеств, которые соответствуют силе вызовов, стоящих перед страной. Поэтому должно пройти несколько смен генераций политиков, пока методом проб и ошибок, методом отбора не определятся наиболее дееспособные.

Данные соцопросов последних лет заставляют предположить, что в действительности население Украины стремится не к установлению жесткой власти в стране, о чем говорят журналисты, а к восстановлению законности? Как вы считаете, что должно стать первым шагом нового президента - концентрация власти в одних руках, или все же восстановление власти закона?

Первое, к чему он должен стремиться, это восстановить в стране законность. В Украине разрушена судебная система, разрушен авторитет закона. Первым шагом президента должно стать восстановления авторитета судов, причем всех инстанций, от районных, до высших. Для этого нужна судебная, судебно-административная реформа. Для этого нужен принципиально новый подход к подбору судебных кадров, к их подготовке, к контролю над их работой. Это ключевая задача нового президента.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Квитка Остап, директор Центра социологических исследований «КМС»

Вздумай наш новый президент поиграть в диктатора, - его политика будет беспощадной

Сергій Телешун, доктор політичних наук, професор, завідуючий кафедрою політичної аналітики та прогнозування Національної Академії державного управління при Президентові України, голова Платформи «Діалог Євразії» в Україні

У нас «сильных рук» много, а сильной власти нет

Коваль Іван, політтехнолог, кандидат історичних наук, незалежний політичний оглядач

Розшукується талановитий диктатор на посаду Президента

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Від месії до порожнього місця

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Политикам, жаждущим единоличной власти, нечем соблазнить общество

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Диктатура в Украине будет успешной только в том случае, если она будет отвечать требованиям времени

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

Безвідповідальний плюралізм

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Протистояти встановленню тиранії може тільки диктатура

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Наши люди хотят защиты своих прав и наведения порядка, а не Пиночета

Владимир Петрович Семиноженко, лидер Гражданского блока «Новая Украина», академик НАН Украины

Украинцам сегодня не хватает не «сильной руки», а веры в себя и опоры на собственные силы

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Никто из кандидатов, представленных в этой избирательной кампании, не в состоянии обеспечить демократическое развитие Украины

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,110