В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Соблазн и искушение диктатурой

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

И хотя диктатура может принимать внешне очень разные формы, по своей сути все они имеют много общего: диктатура не падает с неба, для ее возникновения должны существовать влиятельные группы интересов, способствующие ее появлению различными методами. Это может быть и финансовая поддержка авторитарных политиков, и манипуляции общественным сознанием, и последовательная дискредитация демократических процессов и, наконец, применение силы.

Возникновение таких групп также имеет свою историческую подоплеку, поскольку, чтобы извлекать выгоду из несовершенного экономического устройства общества, опираясь на диктатуру, надо быть ее составной частью, если не основным стержнем.

Пять лет назад перспективы демократии в Украине воспринимались обществом достаточно оптимистично, но сейчас мы оказались в состоянии какой-то «недодемократии». Сложившаяся система власти привела к неконтролируемой конкурентной борьбе, противоборству амбиций, претензий, и интересов.

В условиях экономического роста и общественного спокойствия демократия кажется прекрасной вещью, даже если широкие слои населения живут у черты бедности. В последние годы мы привыкли думать о нашей стране как о демократической, но, быть может, мы просто плохо знаем себя?

Ответом на этот вопрос стал экономический кризис, который очень быстро развеял миф о демократичности украинцев и существенно активизировал «запрос на сильную руку». Система эрзац-демократии подошла к своему опасному завершению, и большая часть общества склоняется к тому, что в стране должна быть сильная стабильная власть.

Запрос этот тут же по-своему интерпретировали и подхватили «верхи». Впервые в истории Украины кандидаты в президенты обещают не углубление демократических процессов, а их сворачивание – в нынешней президентской кампании четко видно желание кандидатов продемонстрировать свою способность «навести порядок», доказать, что у них есть «воля и сила». Тоталитарные ценности, такие как «ручное управление», «право для одних, а не других», «руководитель может заменить закон», – также появляются на «сцене», но пока где-то сзади, на вторых ролях. И опасность сегодня заключается в том, что из-за ширмы экономических трудностей политические элиты изо всех сил стараются внушить, что наш народ ждет «сильной руки».

При этом очевидна подмена. Когда народ поддерживает идею сильной руки, то имеется в виду порядок, законность и эффективность власти. Причем порядок не в смысле закручивания гаек, а в том, чтобы власть на всех уровнях работала на общество, а не на карманы отдельных политиков, партий или бизнес групп. Людей интересует именно такой порядок, а не ограничения свободы слова, «темники» или запрет каких-то массовых акций. Отсюда – огромная разница в том, как понимают идею сильной руки претенденты на пост президента и простые граждане Украины.

Понимание условий, при которых люди предпочитают авторитарное правление, сегодня более важно, чем когда-либо в прошлом. Украина, как и многие постсоветские страны, жестоко пострадала от глобального экономического кризиса. Инфляция в стране – одна из самых высоких в Европе, реальный ВВП снизился, по разным оценкам, вдвое и более. И все это на фоне нарастающего внешнего долга.

В тоже время, те, кто сегодня собирается стать главой государства, практически не скрывают, что стремятся к единоличной власти, к полному контролю над силовыми структурами, судами всех уровней, над местным самоуправлением. Эффективность вертикали власти для них означает только одно: дал команду – она сразу исполняется. Но при этом никто не намерен нести ответственность за то, что из этого получится… Свое правление кандидаты, по-прежнему, видят в отрыве от влияния общества на принимаемые решения, принципиально не замечают неравенства и поляризации, основных социальных противоречий и выдают желаемое за действительное.

Мы предложили для обсуждения вопрос – а спасет ли Украину диктатура, может ли диктатура стать выходом из сложившегося кризиса? Какова возможная украинская версия диктатуры, и как далеко может зайти в своих действиях украинский диктатор?

В то же время, хорошо известно, что диктатура сама по себе еще никогда и никого не спасала. В нашей стране диктатуру порождает взрывоопасная смесь неконтролируемой власти, паразитирующего на национальных ресурсах бизнеса и «забитое», бесправное общество. В этом смысле предпосылки к установлению диктатуры в Украине действительно есть. Тем более что и в мире уже давно бродит призрак диктатуры и тирании.

Зрелищный подъем Китая до статуса сверхдержавы всего лишь за жизнь одного поколения при авторитарном правлении представляет собой первый прямой вызов либеральной демократии со времен нацистской Германии. Все последние десятилетия Китай рекламирует авторитаризм, уверяя мировое сообщество, что именно он предлагает более быстрый и простой путь к процветанию и стабильности, а не суматошная демократия с ее выборами и оглядкой на права человека.

Благодаря успехам Китая и провалам внешней политики США в наши дни не только затормозилось распространение демократии, но и сама политическая идея демократии оказалась подорванной. По всей видимости, ближайшее будущее принадлежит авторитарным политическим режимам.

Сегодня основной вызов мировому распространению демократии брошен со стороны политической модели, в которой слиты воедино политический авторитаризм и государственный капитализм. «Диалог.UA» предлагает поразмышлять о том - что, если такой авторитарный капитализм станет лицом будущего для большей части мира? И что ожидает Украину, вступающую в очередную фазу сворачивания своей, так и окрепшей за годы независимости, демократии?

Свернуть

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Безвідповідальний плюралізм

12 фев 2010 года

На тлі виборів все гострішим стає дискурс про якість влади, яка потрібна на разі Україні. Серед можливих варіантів все частіше лунають «диктаторські настрої», мовляв Україну врятує тільки сильна рука. Якого характеру диктатура можлива в Україні та чи є сила, здатна її уособити?


В Україні диктатура неможлива. Найближчі років 20 – це точно. І усі ці розмови не більше, ніж профанація і пусті фантазми. Таку свою думку я обґрунтовую двома теоріями. Перша з них належить Хантінгтонові, який відніс Україну до групи держав третьої хвилі демократизації.

Друга теорія – transitional democracy (теорія переходу до демократії), яка була популярна наприкінці 90-х, але про яку всі чомусь забули зараз. Ця теорія, одним з авторів якої є Гільєрмо О’Доннел – лауреат премії ім. Келлога у сфері міжнародних досліджень, вивчає перехідні процеси у країнах цієї вищезгаданої хантінгтонської «третьої хвилі» та наводить ряд спостережень. Тож презентую вам наступну логіку, яка і укріпила моє переконання в тому, що в Україні диктатура неможлива. Держави, в яких у наслідок колапсу або поступових реформ відбувся перехід від авторитарного режиму, автоматично стають на шлях transition, тобто «переходу», або, як деталізує автор теорії – на шлях відходу від авторитаризму.

Цей шлях є непростим та комплексним і розвиватися він може за декількома варіантами траєкторій. Траєкторія перша – відкат назад до авторитаризму, стосується держав, які, не встигши стати на шлях перетворень, знов відкочуються у попередній стан та фактично всі «благі починання» нічим не закінчуються і в країні відновлюється диктаторський (увага!) режим – так, наприклад, відбулося у Демократичній Республіці Конго (від демократії якої хіба що тільки назва лишилася), Мавританії тощо.

На протилежному «боці вулиці» від цієї траєкторії знаходиться шлях rapid transition, яким пішли держави, де за 10 років відбулися помітні позитивні трансформації та не лишилося жодного сліду від попереднього авторитарного режиму, - Польща, Чехія, Словенія.

Україну ми не знаходимо у жодній з цих двох груп і тому знайомимося з теорією далі. А далі автор зазначає, що є ряд держав, яких більшість, що лишаються у «сірій зоні», тобто вони не йдуть ні по траєкторії «відкату», ні по «rapid transition». Тут і знайшла собі прихисток Україна.

То чим же характерні політичні системи країн, що застрягли у «сірій зоні»? Варіантів знову декілька. Якщо у країні, що належить до сірої зони є лімітований, але реальний простір для політичної боротьби, в якій присутні декілька сил, але одна з них є домінуючою, - така країна належатиме до “dominant power politics” (політична система з наявною домінуючою силою). Характерні представники – Росія, Білорусія, Камерун, Малайзія, Камбоджа тощо. І нарешті варіант другий – наш – домінуючої політичної сили немає, натомість наявні: декларована політична свобода, велика кількість партій, регулярні (і часто позачергові) вибори, корумповані еліти.

В результаті маємо те, що автор теорії назвав “feckless pluralism”, тобто безвідповідальний плюралізм. Безвідповідальний, тому що жодна з політичний сил не бере на себе відповідальність за те, що відбувається в державі в цілому, а просто продовжує боротися за «шматок сфери впливу» (pie-slice of influence). Держави можуть перебувати у сірій зоні роками та десятиліттями, для них вирватись звідти стає не так-то і просто.

Держави “dominant power politics”, за умови повного захоплення домінуючою силою адміністративного та електорального ресурсу, завжди мають шанс перескочити на траєкторію «відкату назад до авторитаризму» та повернутися до того самого диктаторського режиму, від якого пішли. Що ж стосується держав “feckless pluralism”, куди відноситься і Україна, а також Молдова, Боснія, Непал та більшість країн Латинської Америки, то ситуація інша. Тут основою існування політичного простору є нестабільний еквілібриум, тобто почерговий рух маятника в бік різних політичних сил.

Шанс, що котрась з них отримає домінантний відсоток електоральної підтримки, або матиме змогу захопити повністю адміністративній ресурс – вкрай малий. Адже найчастіше у таких державах спостерігається феномен коабітації – представленість різних гілок влади різними партіями (президент – лівий, а коаліція у парламенті – права, наприклад).

Таким чином, завдяки праві вето та ряду «справедливо розділених» повноважень, жодна з політичних сил не може сподіватись на повне домінування, а відповідно про яку диктатуру ми можемо говорити?


Ви не могли б розділити поняття «авторитаризму» та «диктатури», які Ви часто взаємопідміняєте?

Диктатура є авторитарним режимом, представленим однією людиною, харизматичним лідером чи вождем, наприклад. Крім того, авторитарний режим може уособлюватися і правлінням домінуючої партії, тоді можна говорити про «диктатуру партії», але на мою думку, це не дуже грамотно.

Проте в Україні поки що не можливо ні те, ні інше, адже ми у своїй «сірій зоні» досі граємося з терезами, - то нас в той бік потягне, то в інший. У державі, в якій суспільство обирає Президента між двома кандидатами, розділяючись фактично 50 на 50, - не може бути диктатури, інакше вона вже була б.


Ви сказали, що якщо диктатура в Україні і можлива, то точно не найближчі 20 років. Чому саме такий прогноз?

А вона раніше нам і не потрібна. Основна задача зараз, - щоб виборець розчарувався в обох силах, - і в повному складі колишньої «помаранчевої», і в «синій». А розчаруватися в політиках можна тільки тоді, коли вони приходять до влади.

В опозиції бути легко, - усім завжди здається, що от якби ти був при владі усе було б краще. А коли нарешті прийде момент розчарування в обох «сторонах медалі», Україна нарешті почне шукати нову монету. Можливо нею буде диктатор, можливо збалансована команда лідерів, можливо – нова політична сила. Покаже час.


Бесіду вела Марія Єщенко

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Квитка Остап, директор Центра социологических исследований «КМС»

Вздумай наш новый президент поиграть в диктатора, - его политика будет беспощадной

Сергій Телешун, доктор політичних наук, професор, завідуючий кафедрою політичної аналітики та прогнозування Національної Академії державного управління при Президентові України, голова Платформи «Діалог Євразії» в Україні

У нас «сильных рук» много, а сильной власти нет

Коваль Іван, політтехнолог, кандидат історичних наук, незалежний політичний оглядач

Розшукується талановитий диктатор на посаду Президента

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Від месії до порожнього місця

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Политикам, жаждущим единоличной власти, нечем соблазнить общество

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Диктатура в Украине будет успешной только в том случае, если она будет отвечать требованиям времени

Дмитрий Выдрин, политолог

В нашей стране сложно осуществить и власть закона, и власть диктатора

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Протистояти встановленню тиранії може тільки диктатура

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Наши люди хотят защиты своих прав и наведения порядка, а не Пиночета

Владимир Петрович Семиноженко, лидер Гражданского блока «Новая Украина», академик НАН Украины

Украинцам сегодня не хватает не «сильной руки», а веры в себя и опоры на собственные силы

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Никто из кандидатов, представленных в этой избирательной кампании, не в состоянии обеспечить демократическое развитие Украины

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,084