В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Соблазн и искушение диктатурой

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

И хотя диктатура может принимать внешне очень разные формы, по своей сути все они имеют много общего: диктатура не падает с неба, для ее возникновения должны существовать влиятельные группы интересов, способствующие ее появлению различными методами. Это может быть и финансовая поддержка авторитарных политиков, и манипуляции общественным сознанием, и последовательная дискредитация демократических процессов и, наконец, применение силы.

Возникновение таких групп также имеет свою историческую подоплеку, поскольку, чтобы извлекать выгоду из несовершенного экономического устройства общества, опираясь на диктатуру, надо быть ее составной частью, если не основным стержнем.

Пять лет назад перспективы демократии в Украине воспринимались обществом достаточно оптимистично, но сейчас мы оказались в состоянии какой-то «недодемократии». Сложившаяся система власти привела к неконтролируемой конкурентной борьбе, противоборству амбиций, претензий, и интересов.

В условиях экономического роста и общественного спокойствия демократия кажется прекрасной вещью, даже если широкие слои населения живут у черты бедности. В последние годы мы привыкли думать о нашей стране как о демократической, но, быть может, мы просто плохо знаем себя?

Ответом на этот вопрос стал экономический кризис, который очень быстро развеял миф о демократичности украинцев и существенно активизировал «запрос на сильную руку». Система эрзац-демократии подошла к своему опасному завершению, и большая часть общества склоняется к тому, что в стране должна быть сильная стабильная власть.

Запрос этот тут же по-своему интерпретировали и подхватили «верхи». Впервые в истории Украины кандидаты в президенты обещают не углубление демократических процессов, а их сворачивание – в нынешней президентской кампании четко видно желание кандидатов продемонстрировать свою способность «навести порядок», доказать, что у них есть «воля и сила». Тоталитарные ценности, такие как «ручное управление», «право для одних, а не других», «руководитель может заменить закон», – также появляются на «сцене», но пока где-то сзади, на вторых ролях. И опасность сегодня заключается в том, что из-за ширмы экономических трудностей политические элиты изо всех сил стараются внушить, что наш народ ждет «сильной руки».

При этом очевидна подмена. Когда народ поддерживает идею сильной руки, то имеется в виду порядок, законность и эффективность власти. Причем порядок не в смысле закручивания гаек, а в том, чтобы власть на всех уровнях работала на общество, а не на карманы отдельных политиков, партий или бизнес групп. Людей интересует именно такой порядок, а не ограничения свободы слова, «темники» или запрет каких-то массовых акций. Отсюда – огромная разница в том, как понимают идею сильной руки претенденты на пост президента и простые граждане Украины.

Понимание условий, при которых люди предпочитают авторитарное правление, сегодня более важно, чем когда-либо в прошлом. Украина, как и многие постсоветские страны, жестоко пострадала от глобального экономического кризиса. Инфляция в стране – одна из самых высоких в Европе, реальный ВВП снизился, по разным оценкам, вдвое и более. И все это на фоне нарастающего внешнего долга.

В тоже время, те, кто сегодня собирается стать главой государства, практически не скрывают, что стремятся к единоличной власти, к полному контролю над силовыми структурами, судами всех уровней, над местным самоуправлением. Эффективность вертикали власти для них означает только одно: дал команду – она сразу исполняется. Но при этом никто не намерен нести ответственность за то, что из этого получится… Свое правление кандидаты, по-прежнему, видят в отрыве от влияния общества на принимаемые решения, принципиально не замечают неравенства и поляризации, основных социальных противоречий и выдают желаемое за действительное.

Мы предложили для обсуждения вопрос – а спасет ли Украину диктатура, может ли диктатура стать выходом из сложившегося кризиса? Какова возможная украинская версия диктатуры, и как далеко может зайти в своих действиях украинский диктатор?

В то же время, хорошо известно, что диктатура сама по себе еще никогда и никого не спасала. В нашей стране диктатуру порождает взрывоопасная смесь неконтролируемой власти, паразитирующего на национальных ресурсах бизнеса и «забитое», бесправное общество. В этом смысле предпосылки к установлению диктатуры в Украине действительно есть. Тем более что и в мире уже давно бродит призрак диктатуры и тирании.

Зрелищный подъем Китая до статуса сверхдержавы всего лишь за жизнь одного поколения при авторитарном правлении представляет собой первый прямой вызов либеральной демократии со времен нацистской Германии. Все последние десятилетия Китай рекламирует авторитаризм, уверяя мировое сообщество, что именно он предлагает более быстрый и простой путь к процветанию и стабильности, а не суматошная демократия с ее выборами и оглядкой на права человека.

Благодаря успехам Китая и провалам внешней политики США в наши дни не только затормозилось распространение демократии, но и сама политическая идея демократии оказалась подорванной. По всей видимости, ближайшее будущее принадлежит авторитарным политическим режимам.

Сегодня основной вызов мировому распространению демократии брошен со стороны политической модели, в которой слиты воедино политический авторитаризм и государственный капитализм. «Диалог.UA» предлагает поразмышлять о том - что, если такой авторитарный капитализм станет лицом будущего для большей части мира? И что ожидает Украину, вступающую в очередную фазу сворачивания своей, так и окрепшей за годы независимости, демократии?

Свернуть

Демократия и диктатура – это две стороны одной медали. Возврат незрелой демократии к диктатуре или тирании – закономерность, обусловленная издержками становления демократических процессов и связанных с ними изменений в сознании и привычках людей. С исторической точки зрения, резкий переход от демократии к диктатуре может иметь множество форм, включая военный переворот, гражданскую войну, махинации на выборах или создание «чрезвычайных» ситуаций, требующих вмешательства «сил особого назначения».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Розшукується талановитий диктатор на посаду Президента

22 фев 2010 года
Розшукується талановитий диктатор на посаду Президента: Розшукується талановитий диктатор на посаду Президента

Коваль Іван, політтехнолог, кандидат історичних наук, незалежний політичний оглядач

Наша держава вже не перший рік перебуває у пастці плюралізму, який проявляється у всьому: від кількості партій до різноплановості намірів, які висловлюють одні й ті самі політичні сили. Але якщо в Україні стане можливою диктатура, якого характеру вона набуде?

Давайте не будемо розкидуватися такими словами, як диктатура. Для того, аби оперувати таким терміном у політичному дискурсі, треба щонайменше усвідомлювати, що мається на увазі. Коли кажуть «Україну врятує тільки диктатура можновладного політика, який усе поставить на місця», - уявляють доброго царя, але аж ніяк не Кім Чен Іра, хоча правильніше було б задуматись, чи готові ми стати наступною Північною Кореєю.

Згадаймо, в яких «сильних руках» бував наш світ. Звісно абсолютні монархії – це цікавий історичний феномен, який збагатив собою цілу епоху. Диктатура королівського двору, у центрі якого традиційний лідер (за типологією Макса Вебера) – система, в якій влада диктатора має божественне походження, а отже і беззаперечне право на існування та повагу. Монарх за визначенням не знає про свавілля вельмож і до «доброго короля» ідуть на поклін, щоб розказати йому про безчинства, які землями його гуляють. Він, у свою чергу, встановлює справедливість та захищає усіх скривджених. Гарна середньовічна картинка. Приміряємо її до України, - очевидно, що ні, такого диктатора у нас вже бути не може. На його роль певний час підходив Віктор Андрійович, який зміг переконати суспільство у своїй незадіяності в корупційних схемах, проте у відповідальний момент, коли наступив його час покарати усіх, хто зловживав владою, - сил на повну ліквідацію зла у «монарха» не вистачило і неминуче прийшло розчарування.

Рухаймося далі. Ще одні «сильні руки» на цей раз харизматичних лідерів у свій час породили комунізм та фашизм. Повторення такого сценарію, дасть Бог, нам вже не світить, проте не забуваймо про цей урок історії наступного разу, коли з легкістю кидатимемо на вітер фразу про те, що «нас врятує залізна хватка того, хто знає, як воно має бути».

До речі, про залізні хватки. Найближчими до нашого історичного контексту є приклади таких «модерних диктатур» як тетчеризм та рейганоміка. Це вже «тепліше» та більше схоже на омріяний український сценарій: розумна та вчасна економічна політика + послідовність прийняття рішень у часовому відрізку тривалістю мінімум в 5 років, - час необхідний для зріння плодів будь-яких реформ.

Здавалося б – так, саме про таку диктатуру і йдеться, коли кажуть, що вона може когось врятувати, але є низка умов:

1) наявність в державі легітимного лідера, який володіє економічним та політичним знанням,

2) наявність політичної системи, за якої цей лідер мав би змогу безперервно, протягом як мінімум 5-ти років, впроваджувати свої реформи без: ветувань його законів, блокувань парламенту, коабітації з іншою політичною силою, що підтримана такою ж великою частиною електорату. Список можна продовжувати.

Тож тепер скажіть самі, - має Україна в розпорядженні такий потенційний сценарій чи ні?


Як щодо російської чи білоруської моделі? За яких умов можливий такий поворот подій? Хоча чи може бути страшним нехай і довічний президент, але з «обрізаними» повноваженнями?

Ми вчасно перетворились на парламентсько-президентську республіку. Хоча це ще нічого не означає. У найперший же момент «стику кольорів», тобто тоді, коли і парламентська більшість, і президент будуть представлені однією політичною силою, - проблеми з ще одним перешиванням Конституції не буде. Декілька натискань на кнопки в Парламенті і нова форма правління забезпечена. Так, це цілком можливо.


Що чекає на державу, в якій, якщо лідер і є, то він не один, а їх двоє, при чому кожен має левову долю електорату?

Варіантів два. Перший – якщо одному з лідерів вдасться правдами і неправдами спаплюжити репутацію іншого або повністю дискредитувати його в очах електорату і тим самим «забрати собі» його прихильників, - матимемо одного лідера-переможця, який скоріше за все перетвориться на тирана і буде триматися за владу зубами, адже вона йому надто дорого дісталася і у разі електорального розчарування (яке неодмінно відбудеться рано чи пізно), почне радикальні дії.

Варіант другий – якщо обидва лідери зберуть кожен собі віддану команду професіоналів та пройдуть до парламенту забравши фактично 50 на 50 місць (+ ще пройде партія з золотою акцією, яка обере до кого їй доєднатись, щоб була коаліція), - матимемо надію на американо-британську систему почергової зміни. Одне скликання попрацюють одні, інше – другі і буде збалансована втілена «американська мрія».

Проте наші лідери - люди затяті і індивідуалістичні. Вони до компромісів ще не дозріли, тому вірогіднішим є перший варіант.


Йдучи на вибори 2010 року, чи не йдемо ми обирати собі диктатора? Обидва лідери вже не новачки в політиці і найвірогідніше те, що борються вони на цей раз далеко не за банальний 5-річний термін, а за щось більше.

Тут вже справа за народом та його волевиявленням. Я вам чесно скажу, - немає великої різниці, хто саме переможе на виборах, головне – щоб з вагомим процентним розривом, а то сидіти нам з вами без Президента до літа, адже жоден з кандидатів так просто не програє і буде битися до останнього, підключаючи суди, звинувачення у фальсифікаціях та інше. Тож нехай би народ все ж визначився, домовився і дав змогу такому розривові відбутися, - тоді б ми автоматично «найняли» б собі у Президенти диктатора і на практиці б перевірили, чи упорався б він з такою місією. І щось підказує мені, що ні. Це велика відповідальність – бути «сильною рукою», м'язів потрібно багато мати. Бути диктатором в Україні – не просто і навіть страшно, потрібно знати, як увесь цей хаос до купи скласти. Проте тільки час це покаже.

Бесіду вела Марія Єщенко

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Квитка Остап, директор Центра социологических исследований «КМС»

Вздумай наш новый президент поиграть в диктатора, - его политика будет беспощадной

Сергій Телешун, доктор політичних наук, професор, завідуючий кафедрою політичної аналітики та прогнозування Національної Академії державного управління при Президентові України, голова Платформи «Діалог Євразії» в Україні

У нас «сильных рук» много, а сильной власти нет

Євген Головаха, Заступник директора Інституту соціології, Завідуючий відділу історії, теорії та методології соціології, професор

Від месії до порожнього місця

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

Политикам, жаждущим единоличной власти, нечем соблазнить общество

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Диктатура в Украине будет успешной только в том случае, если она будет отвечать требованиям времени

Тимур Алексеєнко, науковий співробітник Vienna School of Governance

Безвідповідальний плюралізм

Дмитрий Выдрин, политолог

В нашей стране сложно осуществить и власть закона, и власть диктатора

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Протистояти встановленню тиранії може тільки диктатура

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Наши люди хотят защиты своих прав и наведения порядка, а не Пиночета

Владимир Петрович Семиноженко, лидер Гражданского блока «Новая Украина», академик НАН Украины

Украинцам сегодня не хватает не «сильной руки», а веры в себя и опоры на собственные силы

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Никто из кандидатов, представленных в этой избирательной кампании, не в состоянии обеспечить демократическое развитие Украины

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,096