В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Вместе с нашими авторами и экспертами, мы хотим оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед нынешним президентом.

Главный вопрос сегодня заключается в том, какие качественные изменения произойдут с украинской экономикой в ближайшие месяцы, а затем и в первый год президентства Виктора Януковича. Удастся ли нашей стране сохранить за собой индустриальный статус и на этом основании занять место в мировом разделении труда? Будут ли на этой территории развиваться высокотехнологические производства и фундаментальная наука?

Сможет ли новая власть преодолеть последствия кризиса и начать работу на перспективу, не зациклившись на решении массы неотложных сиюминутных вопросов. Мнения на этот счет в экспертной среде разделились.

Европа готова к сотрудничеству с новым Президентом Украины, понимая, как нелегко приходится стране, зажатой между двумя цивилизациями, двумя мирами. «Есть дела неотложные, – говорит посол Польши, – это возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом и одобрения государственного бюджета, преодоление последствий экономического кризиса. Но есть дела важные, хотя и не такие срочные, – и мы могли бы привести польский пример, – это существенное реформирование систем местной власти, преодоление коррупции, улучшения инвестиционного климата».

Многие зарубежные наблюдатели изначально отмечают, что Янукович является не столько сторонником России, сколько представителем крупного национального украинского капитала. Но вопрос еще и в том, захочет ли клуб олигархов, который привел нового президента к власти, восстановления элементарного правового порядка и легитимности органов власти в Украине. В этом новому президенту будет гораздо сложнее, чем Леониду Кучме, который стоял над олигархами, поскольку сам давал «добро» на их создание.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня будущего президента. Однако, поиск альтернативных путей, прорывных алгоритмов развития, реализация долгосрочных проектов – все это, похоже, также остается задачей на будущее. Отсюда отсутствие веры в реальность скорых перемен к лучшему, поголовное невосприятие гражданами страны риторики первых лиц государства и их обещаний на фоне полного отсутствия реальных альтернатив и пользующейся доверием народа оппозиции. Будут ли столь снисходительны к действиям новой власти сограждане Виктора Януковича?

Новому президенту, намеренному строить независимое цивилизованное государство, необходимо будет прислушаться к мнению зарождающегося гражданского общества, воспользоваться наработками тех, кто из тысяч нерешенных проблем, стоящих перед Украиной, способен увидеть решения, которые определят стратегию успеха нашего государства.

В любом случае команда Виктора Януковича имеет шанс закрыть страницу утопий и начать действовать в духе «реальной политики». Пожалуй, это и есть сверхзадача нового Президента Украины на ближайшую перспективу.

Свернуть

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

«Все политические силы Украины сплотятся перед угрозой превратиться в ничто при новом президенте»

15 мар 2010 года

Нынешняя президентская кампания отличается тем, что она не формулирует новую повестку дня для страны. Почему так происходит? Какие тенденции заложены в эту ситуацию?

Полномочия президента Украины действительно не позволяют определять повестку дня для страны. Хотя все ведущие участники президентской гонки, и не только те, кто вышли во второй тур – Янукович и Тимошенко – но и следующие за ними кандидаты – Тигипко, Яценюк, частично Ющенко – все они пытались формировать повестку дня для страны. То есть цели их предвыборных программ явно выходили за пределы конституционных полномочий президента. Они обещали то, что президент Украины в принципе не может выполнить, если будет действовать в рамках Конституции и законов Украины. Тем более, что победил на этих выборах президент-директор. Виктору Януковичу можно дать такую же ментальную характеристику, как и Леониду Кучме. Оба были директорами предприятий, и могли мыслить в категориях «я начальник всему». Директор предприятия может быть демократическим или авторитарным управленцем, но ему подчиняются все – от заместителей директора, до уборщиц.

В государстве – не так. Даже в президентских республиках президенты не являются начальниками для всех. Существует парламент, существуют местные органы власти, которые напрямую не подчиняются президенту. В парламентско-президентской системе правления, да еще в такой хаотичной, как в Украине, единственное, что может попытаться сделать президент, – это восстановить, хотя бы на минимальном уровне, работу всех государственных институтов. Чтобы они действовали в рамках существующих законов.


Можно ли уже сегодня сформулировать стратегические цели, которых должен будет добиваться будущий президент?

Эти цели как раз и есть восстановление легитимности институтов власти в Украине. На сегодня окончились полномочия главы НБУ, Высшего хозяйственного и Высшего административного судов. То же самое касается и руководителей городов и районов, глав областных администраций. Многие из них назначены незаконно – без представления Кабинета Министров. Особенностью пятилетия, которое закончилось в Украине, является то, что систему государственной власти, которая существовала в Украине в предыдущие годы – и при президенте Кравчуке, и при Кучме, президент Ющенко сломал, но вместо нее ничего не построил. Отсюда и хаос в стране. Он сломал действие всех институтов власти: полностью дискредитировал институт президента, фактически разрушил работу Верховной Рады – его фракция фактически не входила ни в одну коалицию, и это лишало парламент устойчивого большинства. Он всячески мешал работе Кабинета Министров, злоупотребляя своим правом вето.

Например, в Германии за 50 лет сменилось десять президентов, но право вето было использовано только четыре раза. А Ющенко иногда четыре раза в неделю использовал свое право вето, возвращая в парламент принятые законы. Президент Ющенко практически разрушил работу Конституционного Суда и других судебных институтов. Он разрушил работу губернаторской структуры власти тем, что и в областях, и в районах руководители подолгу не назначались, – бывали периоды, когда до четверти районов возглавляли исполняющие обязанности руководителей. Все это разрушено, и восстановить институты власти – это и есть сверхзадача президента Януковича. И если ему удастся, хотя бы частично восстановить систему власти в стране – это и будет его главным успехом, как президента. Бороться с бедностью, решать финансовые и другие экономические вопросы – это выходит за рамки компетентности нового президента.

Но тут мы сталкиваемся с проблемой, что впервые в Украине президентом избран лидер крупной политической партии, имеющей сильную фракцию в парламенте. Формально президент может реализовывать и свои внешнеполитические, и внутриполитические, и экономические устремления, опираясь на партию. Но Конституция Украины запрещает президенту быть одновременно еще и председателем политической партии. Таким образом, возникает вопрос: когда после инаугурации Виктор Федорович сложит свои полномочия председателя партии. Причем в Украине еще ни разу не было, чтобы председатель партии ушел, а партия сохранилась – не потеряла рейтинг или вообще не развалилась.

Еще один вопрос, захочет ли клуб олигархов, который привел нового президента к власти, восстановления элементарного правового порядка и легитимности органов власти в Украине, сказать сегодня сложно. В этом новому президенту будет сложнее, чем Леониду Кучме, который стоял над олигархами, поскольку сам давал «добро» на их создание.


Какие первоочередные задачи стоят перед будущим президентом?

Первоочередная задача президента – это создать дееспособную администрацию или секретариат, канцелярию – не важно, как она будет называться, – которая и займется всеми стоящими перед новым президентом проблемами. Но без своего дееспособного большинства, которое пока с трудом вырисовывается в нынешней Верховной Раде, и без своего правительства решать их невозможно. По действующей Конституции, даже те назначения, которые делает лично президент, или подаются, или утверждаются парламентом. Нужно иметь поддержку парламента, чтобы назначить своего главу СБУ, председателя Национального банка Украины и руководителей других институтов, которых назначает президент. И даже те, кто назначается личным указом президента, – я имею в виду губернаторов и руководителей районов, – согласно действующей Конституции назначаются по представлению Кабинета Министров. Если Кабмин враждебен президенту, на то, чтобы провести нужные назначения, необходимо немало времени.

Поэтому после утверждения президентской администрации и попыток создать необходимое большинство в Верховной Раде и утвердить свое правительство, в случае неудачи, первоочередной задачей президента станет роспуск Верховной Рады и проведение досрочных парламентских выборов.

При всем этом выиграть такие выборы будет очень непросто – в условиях не очень убедительной победы на президентских выборах и при наличии новых политических игроков, которые, скорее всего, попадут в Верховную Раду и будут требовать немало, чтобы войти в пропрезидентскую коалицию. На президентских выборах они не связали себя ни с одним из двух кандидатов в президенты и вполне могут поддержать того из них, кто предложит более выгодные условия для создания коалиции.

Как уже говорилось, после вступления в президентство, Януковичу придется сложить полномочия лидера Партии регионов, а без него она вполне может набрать меньше голосов на парламентских выборах, чем набрал Виктор Янукович в первом туре президентских выборов. И это не только проблема регионалов. Что такое Блок Юлии Тимошенко без Тимошенко или Блок Тигипко без Тигипко?


Какие внутренние и внешние вызовы ожидают будущего президента?

Внутренние и внешние вызовы ожидают не будущего президента, а всю страну в целом. Потому что они касаются всех людей страны, всех органов власти. Внутренние вызовы – это катастрофическая ситуация с государственными финансами. Выполнить бюджет-2010 будет значительно труднее, чем бюджет прошлого года. И хотя нынешнее правительство уже рапортует о начале экономического роста (в январе нынешнего года по сравнению с январем 2009-го), однако в казначействе уже нет тех резервов, которые накопились к началу прошлого года. Не будет и таких объемов кредитов МВФ. Чем затыкать бюджетные дыры, да еще в условиях, когда будущий президент в своей программе обещал повысить социальные стандарты?

Финансовая ситуация в государстве будет крайне тяжелой. А невыплаты в течение месяца-двух пенсий и зарплат бюджетникам обострят и политическую ситуацию.

Что касается внешних вызовов, то, с одной стороны, Януковичу проще. Потому что Запад от него ничего особенного не ожидал, и при отсутствии резких движений ничего требовать не будет. Но уже после выборов новый президент столько наобещал России, что трудно себе представить, как он будет выходить из положения, в которое сам себя поставил. Поэтому ожидать существенного улучшения отношений с Россией и надеяться на ее экономическую помощь, не приходится, тем более что у наших соседей также имеются финансовые трудности. Снижать цену на газ никто никому не будет, даже в обмен на создание консорциума по эксплуатации украинской газотранспортной системы, а ведь именно на это рассчитывает новый президент, и люди, которые финансировали его избирательную кампанию.


Какой будет украинская политика в сфере государственного строительства и национальной безопасности после выборов?

Естественно, в нынешних политических условиях неминуемо возобновятся разговоры о необходимости новой политической реформы, об изменении полномочий президента. Команда, которая идет к власти, обязательно попытается вернуть новому президенту полномочия Леонида Кучмы, а, возможно, и в чем-то его превзойти. Но рассчитывать что в парламенте, даже после завершения президентских выборов найдется 300 голосов депутатов, чтобы принять новую Конституцию или поправки к ней, тоже не приходится.

Такая ситуация была в стране в прошлом году, когда всем стало ясно, что президент Виктор Ющенко не будет избран на второй срок, результат предстоящих выборов был далеко не очевиден. В таких условиях конституционная реформа была возможна. В начале срока работы нового президента – это практически исключено, поскольку все политические силы сплотятся перед лицом угрозы превратиться в ничто при новом президенте. Поэтому разговоры и «пиар» на этой теме будут, а практических шагов в сфере государственного строительства ожидать не стоит. Трудно представить, что депутаты отдадут свои голоса за то, чтобы урезать собственные полномочия.

Да и отмена выборов в органы местной власти, инициированная фракцией нового президента, – антиконституционна в отношении мэров. Все мэры с марта 2010-го года станут не легитимными. А это – продолжение политики Ющенко по развалу в Украине источников легитимной власти. Что касается Рад всех уровней, то срок их полномочий пять лет, и они в эту категорию, в отличие от мэров, которые избираются на четыре года, пока не попадают. Даже проведение выборов в мае уже было отходом от буквы Конституции. А их отмена – это узурпация власти на местах. Ясно, что это ненадолго, но на сколько – пока неизвестно. До того как президент не назначит своих губернаторов и руководителей районов, на такие выборы ни президент, ни его партия не пойдут. А о том, что для их легитимного назначения нужно представление премьер-министра, мы уже говорили.


Какие реформы сегодня реальны? Чем задается «узость» коридора для маневрирования у нового главы государства?

Ограниченность маневра, узость полномочий нынешнего главы государства задается как Конституцией Украины, так и Законом Украины о Президенте, так и экономической ситуацией в Украине. Но для того, чтобы «перезагрузить» Верховную Раду, получить там большинство, а потом создать новую коалицию и назначить новый Кабинет Министров, переподчиненный президенту «де факто», для этого нужно продолжать проводить популистскую политику. Но финансовых ресурсов для этого в стране нет. Если этого не делать, а проводить реформы за счет электората, можно очень скоро лишиться всех рычагов власти – и большинства в парламенте, и поддержки правительства. А в таких условиях трудно не то что проводить реформы, но и реализовать на практике те конституционные полномочия, которые у президента имеются.

Без поддержки устойчивого большинства в Верховной Раде президенту не обойтись. Ситуативное большинство, которое будет складываться при каждом конкретном голосовании, не может обеспечить реформы последовательной правовой поддержкой.


С какими проблемами неизбежно столкнется новый президент?

Таких проблем очень много. Проще ответить на вопрос, где их не будет. Наверное, единственное – это формирование новой президентской администрации, поскольку это личный выбор президента. Что касается всех других решений, ему придется преодолевать массу препятствий. Проблемы возникнут и при формировании большинства в парламенте, и по проведению досрочных парламентских выборов, если президент на это пойдет, и формирование лояльных областных и городских Рад в регионах, где он проиграл выборы, и реформирование судебной системы после парламентских и местных выборов. Он столкнется даже с проблемой очистки от снега улицы Банковой, и его команде придется обращаться по этому вопросу в Киевскую городскую госадминистрацию.


Какие ресурсы для решения названных проблем у будущего президента все же имеются?

Пока никаких. Возможно, таким ресурсом станет назначение своих людей на руководство Нацбанком, СБУ, Генеральной прокуратурой. Но для того, чтобы провести эти решения нужно договариваться или с отдельными депутатами, или с отдельными фракциями. А договариваться – значит, искать компромисс, поскольку «продавить» нужное решение не всегда возможно. И в этом плане ресурсов может оказаться недостаточно.

Другим ресурсом нового президента является его характер. Он у Януковича есть, в отличие от предыдущего президента. Но характер этот, хоть и сильный, но весьма прямолинейный – в очень сложной ситуации можно наломать дров, учитывая ментальность и склонность к самостоятельному принятию решений нового президента.


Не является ли еще одним ресурсом возможность введения в стране, например, чрезвычайного экономического положения, чтобы ограничить действие некоторых законов, увеличить возможности «ручного» управления?

Во-первых, введение чрезвычайного положения требует одобрения Верховной Рады. Это маловероятно, поскольку депутаты таким решением должны передать некоторые свои полномочия президенту, а политики в Украине никогда добровольно не ограничивают своих полномочий. Но даже если это произойдет, чрезвычайное положение в экономике означает, что ни один иностранный инвестор сюда не придет. Улучшит это экономическую ситуацию в стране? Нет. Улучшит это политическую ситуацию? Нет, наоборот, ухудшит. В стране будет расти недовольство граждан, и на фоне сложной экономической ситуации удержаться в своем кресле президенту будет очень сложно. И нищая милиция, нищая армия вряд ли будут защищать такого президента от своего народа. Генералы не будут бороться с демократией – это можно сделать только руками «сержантов». А у президента нет ресурсов, чтобы впятеро увеличить им зарплату. Чрезвычайные меры эффективны лишь в тех странах, где офицеры армии и полиции принадлежат к высшим слоям общества.


Каковы общественные ожидания, связанные со следующим 5-летием Украины?

Следующее пятилетие для Украины является ключевым. Пойдет ли страна, пусть медленно и противоречиво, по пути создания общих правил игры и в экономике, и в политике и найдет возможности обеспечить выполнение этих правил или останется коррумпированной олигархической страной, где несколько «семей» фактически избирают себе президента. И тот, и другой вариант возможен, тем более что страна еще долго будет оставаться в состоянии кризиса. А никто – ни крупный бизнес, ни население страны не заинтересованы в продолжении кризисных явлений, и ожидания общества связаны, прежде всего, со стабилизацией экономики и повышением жизненного уровня.


И последний вопрос: что бы вы посоветовали будущему президенту?

В первую очередь, – не повторять ошибок предыдущего президента. Это значит не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, и не переоценивать свои возможности.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

В нашій частині Європи немає консенсусного бачення справедливого світоустрою

Владимир Золоторев, журналист

Наш новый Президент – начальник

Володимир Стус, керівник Українського центру стратегічних ініціатив

Україна робить неможливе – лишається демократією

Максим Лациба, керівник програм Українського незалежного центру політичних досліджень

Безправне право

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Сверхзадача Януковича – модернизация страны и технократизация власти

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

Нужно выводить общество на модернизационный путь развития

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Новому Президентові – старі борги

Николай Ожеван, зав. отд. инф. безопасности и международных инф. отношений Национального Института проблем международной безопасности при СНБУ, д.ф.н., профессор.

Дружба дружбой, а табачок врозь

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Аморфность может помочь в решении ближайших задач, но приведет к стратегическим потерям

Алексей Крысенко, к.ф.н., заведующий отделом украино-российского регионального сотрудничества НИСИ

Общество ожидает от нового президента кардинальных перемен, назревших реформ и качественных изменений

Ігор Когут, Голова Ради Лабораторії законодавчих ініціатив

У президента достатньо повноважень і ресурсів для розробки проекту модернізації України

Віталій Кулік, директор Центру досліджень громадянського суспільства

Приближается время новых политиков и качественно новой политики

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

Ключове стратегічне завдання нового президента – це подолання економічної депресії та наслідків кризи

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,111