В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Вместе с нашими авторами и экспертами, мы хотим оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед нынешним президентом.

Главный вопрос сегодня заключается в том, какие качественные изменения произойдут с украинской экономикой в ближайшие месяцы, а затем и в первый год президентства Виктора Януковича. Удастся ли нашей стране сохранить за собой индустриальный статус и на этом основании занять место в мировом разделении труда? Будут ли на этой территории развиваться высокотехнологические производства и фундаментальная наука?

Сможет ли новая власть преодолеть последствия кризиса и начать работу на перспективу, не зациклившись на решении массы неотложных сиюминутных вопросов. Мнения на этот счет в экспертной среде разделились.

Европа готова к сотрудничеству с новым Президентом Украины, понимая, как нелегко приходится стране, зажатой между двумя цивилизациями, двумя мирами. «Есть дела неотложные, – говорит посол Польши, – это возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом и одобрения государственного бюджета, преодоление последствий экономического кризиса. Но есть дела важные, хотя и не такие срочные, – и мы могли бы привести польский пример, – это существенное реформирование систем местной власти, преодоление коррупции, улучшения инвестиционного климата».

Многие зарубежные наблюдатели изначально отмечают, что Янукович является не столько сторонником России, сколько представителем крупного национального украинского капитала. Но вопрос еще и в том, захочет ли клуб олигархов, который привел нового президента к власти, восстановления элементарного правового порядка и легитимности органов власти в Украине. В этом новому президенту будет гораздо сложнее, чем Леониду Кучме, который стоял над олигархами, поскольку сам давал «добро» на их создание.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня будущего президента. Однако, поиск альтернативных путей, прорывных алгоритмов развития, реализация долгосрочных проектов – все это, похоже, также остается задачей на будущее. Отсюда отсутствие веры в реальность скорых перемен к лучшему, поголовное невосприятие гражданами страны риторики первых лиц государства и их обещаний на фоне полного отсутствия реальных альтернатив и пользующейся доверием народа оппозиции. Будут ли столь снисходительны к действиям новой власти сограждане Виктора Януковича?

Новому президенту, намеренному строить независимое цивилизованное государство, необходимо будет прислушаться к мнению зарождающегося гражданского общества, воспользоваться наработками тех, кто из тысяч нерешенных проблем, стоящих перед Украиной, способен увидеть решения, которые определят стратегию успеха нашего государства.

В любом случае команда Виктора Януковича имеет шанс закрыть страницу утопий и начать действовать в духе «реальной политики». Пожалуй, это и есть сверхзадача нового Президента Украины на ближайшую перспективу.

Свернуть

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Общество ожидает от нового президента кардинальных перемен, назревших реформ и качественных изменений

24 мар 2010 года

Прежде чем думать над тем, что предпримет новый президент страны, наверное, неплохо бы задуматься над тем, какое наследие достается ему, как во внутренней, так и во внешней политике?

- Как это парадоксально не прозвучит, но наследие, полученное Виктором Януковичем, не будет принципиально отличаться от того, которое пять лет назад досталось его предшественнику от Леонида Кучмы. Внутриполитическая ситуация как и прежде характеризуется застойными явлениями: политические процессы администрируются в системе патронажа и клиентелы, государственный аппарат прочно встроен в инфраструктуру реализации отдельных частных интересов, политический класс превращается в узкое сословие элит с характерной для сословного средневековья передачей политического участия по наследству.

Во внешней политике – не только отсутствие постоянных союзников, но и отсутствие демонстрации адекватного понимания национальных интересов, практика ярких деклараций и закрывающееся окно нереализованных возможностей, неспособность использовать геостратегические и геокультурные преимущества страны.

Нет смысла иллюстрировать, что вызовы, стоящие перед Украиной, превратились в один из контекстов национального и государственного строительства, это естественная ситуация для большинства современных государств. Неестественным является отсутствие желания или неспособность эти вызовы устранять. Смогут ли новый президент и его команда найти адекватные данным вызовам ответы – основной вопрос в нынешней повестке дня.

Ситуация, которую обрисовывают отечественные СМИ, разнится от катастрофизма «все пропало, гривна валится» до благодушия, мол, все в порядке, кризис окончен и так далее. Какие первоочередные задачи стоят перед новым президентом?

Задачи всегда являются второстепенными по отношению к цели, именно цель прихода во власть зачастую определяет приоритетность поставленных задач и как следствие – конкретную политику. Если целью является обладание властью как политическая целесообразность, то первейшей задачей будет укрепление института президента, как посредством ревизии Конституции, так и с помощью традиционных способов политического контроля над законодательным процессом, органами исполнительной и судебной власти и т.д.

Нельзя сказать, что усиление президентской вертикали в данном случае это плохо. Я, например, считаю, что опасности олигархического парламентаризма с канцлером во главе, для нашей страны гораздо выше, чем абстрактная угроза президента с «диктаторскими полномочиями». Эффективность демократии как способа принятия политического решения вещь достаточно противоречивая: демократический фасад, ритуалы публичной политики не могут быть самодостаточны, т.к. их предназначение - повышать эффективность процесса принятия политических решений.

Если политический рынок не работает по «идеальным правилам» закрепленным в Конституции, а существующие институты публичной политики неразвиты, не готовы к принятию адекватных политических решений – выход в усилении полномочий президента при одновременном увеличении его политической ответственности.

Однако можно с достаточной уверенностью предположить, что политический расклад сил в ближайшей перспективе не предоставит возможности новому президенту усилить свой институт до уровня единственного центра принятия решений. Как следствие президент будет вынужден искать дополнительные ресурсы власти в политических союзах, одновременно как модифицируя Партию Регионов, так и обращаясь к народу напрямую без партийных посредников, пользуясь приемами т.н. плебисцитарной демократии.

Несомненно, политические перспективы нового президента лежат в плоскости выхода экономики страны из кризисного состояния. По сути, преодоление перманентных кризисных явлений в национальной экономике является самостоятельной и важнейшей задачей стоящей перед всей украинской властью. Хотя справедливости ради стоит отметить, несмотря на то, что построение адекватной экономической организации украинского общества это задача на 5-6 президентских каденций - от того насколько успешно В. Янукович поведет борьбу с политико-экономическим кризисом зависит и дальнейшая траектория всего отечественного государственного строительства.

Определенно, возможности Януковича более ограничены, чем возможности Ющенко пять лет назад, но ожидания, как и тогда, немалые, в первую очередь на востоке и юге Украины. Каковы возможности нового президента в том, чтобы избежать дефолта в этом году, а в более широком плане – оправдать возлагаемые на него надежды? Каковы его ресурсы?

Конечно, возможности для маневра достаточно ограничены, хотя это не означает, что В.Янукович не сможет их расширить, он опытный игрок, выросший в «реальной политике». Достаточно ограниченными являются и ресурсы: ни Россия, ни Запад не готовы выступать ни в качестве экономических доноров, ни в качестве доноров легитимности режима.

Скорее наоборот, новый президент будет поставлен в жесткие рамки «политики перезагрузки» стимулирующей поиск новых внешнеполитических решений, альтернативой которым будет являться отказ от части суверенитета и геостратегических преимуществ страны.

Не менее ограниченными являются и внутренние ресурсы: истощенный кризисом крупный бизнес, низкоукладная модель промышленности, катастрофический уровень теневой экономики. Выполнение любых задач, в основе которых будут лежать реформы экономики, потребует от президента не только отказа от значительного числа социальных программ, но и поиска технических премьеров и политических союзников, способных взять на себя или разделить ответственность.

Судя по электоральной карте, социальные ожидания могут быть абсолютно разными: выжидательные с недоверием на Западе и завышенные на Востоке. Сейчас еще сложно спрогнозировать какой полюс ожиданий является наиболее адекватным, скорее всего первые полгода на посту покажут: отличается ли новый президент от предыдущего.

Хотя конечно в целом от В. Януковича, как и от любого новоизбранного президента ждут новых, более популярных решений, более эффективного управления государством, быстрого роста общественного благосостояния. Достаточно похожими являются ожидания среди разных социальных групп: военных, учителей, врачей, пенсионеров это ожидания социально-бюджетной ренты от «правильного политического выбора». Значительные ожидания связаны с кадровыми решениями нового президента, т.е. назначением новых чиновников, заменой одиозных министров, губернаторов и т.д. В значительной своей части, общество ожидает от нового президента кардинальных перемен, назревших реформ и качественных изменений.

Будет ли в политике Януковича наблюдаться преемственность в отношении прежней политики, и если да, то в чем?

Вопрос интересный и одновременно сложный. Достаточно вспомнить предшественника В. Януковича, чтобы понять – не так просто проиллюстрировать: чем политика В. Ющенко принципиально отличалась от политики Л. Кучмы. К 2004 г. политические алгоритмы кучмовской эпохи перестали работать, значительная часть общества во многом была не готова «жить по старому», по сути «майдан» выступил таким себе «библейским Потопом», своеобразной карой свыше за нежелание режима жить по новым правилам и приспосабливаться к общественным изменениям.

Однако Майдан и постмайдановская политика, как оказалось затем – отражения разных реальностей. Постмайдановская политика В. Ющенко по своей сути оказалась «Ноевым Ковчегом» для тех политиков, кто не воспринимал реальности общественно-политических изменений. Благодаря политическим решениям В. Ющенко патронажная форма института президента сохранилась, а физиология прежнего режима благополучно трансформировалась под новые исторические условия.

Достаточно простых, но знаковых примеров: отсутствие общественного телевидения в эпоху Л.Кучмы идентично его отсутствию в каденции В. Ющенко, многие видные деятели прежнего режима были отмечены режимом В. Ющенко высокими государственными наградами, достаточно активной в постмайдановской политике была и роль ближайших родственников Президента. Естественно, отдельного обсуждения заслуживает неизменно высокий уровень криминализации и коррумпированности судебной и правоохранительной систем. Как видим: разница между режимами не настолько глубокая, как иногда это преподносится.

Что же касается преемственности в политике нового президента, то с высокой степенью уверенности можно предположить, что в гуманитарной сфере произойдут серьезные подвижки, наверняка будет существенно изменен сам фокус гуманитарной политики, хотя вопросы языковой политики наверняка будут вынесены за скобки и здесь перемены вряд ли произойдут.

Определенный пересмотр произойдет во внешнеполитических приоритетах, внешняя политика скорее станет более сбалансированной, без ярко выраженных геополитических приоритетов. Определенная преемственность ожидается и в кадровой политике: у нового президента нет ни времени, ни возможностей для кадровой зачистки по образцу 2005 г., скорее кадровые изменения коснутся лишь командных высот в аппаратах государственного управления.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

В нашій частині Європи немає консенсусного бачення справедливого світоустрою

Владимир Золоторев, журналист

Наш новый Президент – начальник

Володимир Стус, керівник Українського центру стратегічних ініціатив

Україна робить неможливе – лишається демократією

Максим Лациба, керівник програм Українського незалежного центру політичних досліджень

Безправне право

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Сверхзадача Януковича – модернизация страны и технократизация власти

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

Нужно выводить общество на модернизационный путь развития

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Новому Президентові – старі борги

Николай Ожеван, зав. отд. инф. безопасности и международных инф. отношений Национального Института проблем международной безопасности при СНБУ, д.ф.н., профессор.

Дружба дружбой, а табачок врозь

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Аморфность может помочь в решении ближайших задач, но приведет к стратегическим потерям

Ігор Когут, Голова Ради Лабораторії законодавчих ініціатив

У президента достатньо повноважень і ресурсів для розробки проекту модернізації України

Віталій Кулік, директор Центру досліджень громадянського суспільства

Приближается время новых политиков и качественно новой политики

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

Ключове стратегічне завдання нового президента – це подолання економічної депресії та наслідків кризи

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Все политические силы Украины сплотятся перед угрозой превратиться в ничто при новом президенте»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,063