В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Вместе с нашими авторами и экспертами, мы хотим оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед нынешним президентом.

Главный вопрос сегодня заключается в том, какие качественные изменения произойдут с украинской экономикой в ближайшие месяцы, а затем и в первый год президентства Виктора Януковича. Удастся ли нашей стране сохранить за собой индустриальный статус и на этом основании занять место в мировом разделении труда? Будут ли на этой территории развиваться высокотехнологические производства и фундаментальная наука?

Сможет ли новая власть преодолеть последствия кризиса и начать работу на перспективу, не зациклившись на решении массы неотложных сиюминутных вопросов. Мнения на этот счет в экспертной среде разделились.

Европа готова к сотрудничеству с новым Президентом Украины, понимая, как нелегко приходится стране, зажатой между двумя цивилизациями, двумя мирами. «Есть дела неотложные, – говорит посол Польши, – это возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом и одобрения государственного бюджета, преодоление последствий экономического кризиса. Но есть дела важные, хотя и не такие срочные, – и мы могли бы привести польский пример, – это существенное реформирование систем местной власти, преодоление коррупции, улучшения инвестиционного климата».

Многие зарубежные наблюдатели изначально отмечают, что Янукович является не столько сторонником России, сколько представителем крупного национального украинского капитала. Но вопрос еще и в том, захочет ли клуб олигархов, который привел нового президента к власти, восстановления элементарного правового порядка и легитимности органов власти в Украине. В этом новому президенту будет гораздо сложнее, чем Леониду Кучме, который стоял над олигархами, поскольку сам давал «добро» на их создание.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня будущего президента. Однако, поиск альтернативных путей, прорывных алгоритмов развития, реализация долгосрочных проектов – все это, похоже, также остается задачей на будущее. Отсюда отсутствие веры в реальность скорых перемен к лучшему, поголовное невосприятие гражданами страны риторики первых лиц государства и их обещаний на фоне полного отсутствия реальных альтернатив и пользующейся доверием народа оппозиции. Будут ли столь снисходительны к действиям новой власти сограждане Виктора Януковича?

Новому президенту, намеренному строить независимое цивилизованное государство, необходимо будет прислушаться к мнению зарождающегося гражданского общества, воспользоваться наработками тех, кто из тысяч нерешенных проблем, стоящих перед Украиной, способен увидеть решения, которые определят стратегию успеха нашего государства.

В любом случае команда Виктора Януковича имеет шанс закрыть страницу утопий и начать действовать в духе «реальной политики». Пожалуй, это и есть сверхзадача нового Президента Украины на ближайшую перспективу.

Свернуть

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Аморфность может помочь в решении ближайших задач, но приведет к стратегическим потерям

26 мар 2010 года

Приходу нового президента предшествовал ряд знаковых действий президента старого. Что бы ни делал Янукович, ему придется иметь дело со страной, которая за годы президентства Ющенко несколько изменилась, с «наследием Ющенко». Что оно собой представляет?

Для политика важно уйти красиво. Я не член фан-клуба Виктора Андреевича Ющенко, но ему это удалось. И сделал он это знаково, забрав свои пять с половиной процентов, сделав Степана Бандеру героем Украины и помпезно отметив героев Крут. Поиграв на нервах у Юлии Владимировны, сделав всё для победы Виктора Фёдоровича, он уходит вполне довольный собой.

Но ярко отыгранная концовка не может заслонить всю жутковатость ситуации, в которой оказалась Украина. Концептуальный лозунг «Вперёд в Европу» потерпел поражение. Не потому что Ющенко где-то недоработал, скорее сама философия этого лозунга оказалась очень далёкой от его рационализации, от соотнесения с социальной, экономической и политической ситуацией в Европе. Европа не переварила ещё ни в экономическом, ни в психо-культурном отношении Болгарию, Словакию, Прибалтику, да и Польшу, по большому счёту. Достаточно одной Румынии, с её трудовой миграцией, заполонившей Юг Европы.

Оказалось, что Европа нас не ждёт, ей выгоднее стабилизировать Украину в некоем статус-кво: в полу-шаге к Европе, но и, не разорвав отношения с Россией. Западный истеблишмент очень аккуратно воспринимал несколько навязчивые потуги Ющенко сделать нас европейцами в обозримом будущем. Собственно говоря, те люди, которые начинали прорабатывать западный вектор с Виктором Андреевичем, очень сильно разочаровались. Примером является избирательная программа Арсения Яценюка, где видно, как либеральный прозападный политик, в ходе своего развития, пришёл к левоцентристским, социал-демократическим лозунгам. Он поработал некоторое время министром иностранных дел и узнал, как в посольствах западно-европейских стран относятся к украинцам, желающим попасть туда.

То есть, демагогия о движении к Западу не соответствует действительности. Специалисты по работе с посольствами говорят, что за последние пять лет гражданам Украины значительно труднее стало посещать западные страны, даже если надо, к примеру, попасть на международную конференцию, или в гости, или на экскурсию. Европейцы возвели «железный занавес» в отношении Украины и он усилился за время правления Ющенко. Тут провал, и его видно, стоит только зайти в какое-нибудь иностранное посольство.

В отношениях с Россией при Ющенко была стабильно недружественная ситуация. Рост цен на газ был зависим от этого, и вместо возможных поблажек, Россия шла на демонстративное закрывание трубы. И Россией двигал не столько экономический интерес, сколько политический. Это и реакция на открытое проявление антироссийских настроений. В результате, даже на рынке рабочей силы украинцев заменили молдаване, таджики, что видно в подмосковном коттеджном строительстве.

Таким образом, можно констатировать, что и с Россией отношения ухудшились, и Запад нас отдалил, уменьшилось и присутствие американских инвесторов. То есть, внешняя политика провалена. А под завязку ещё и с Польшей возник конфликт из-за Бандеры, который в своё время убил гражданина Польши и за это отсидел.

Что касается внутреннего положения. Совершенно очевиден рост цен и особенно на товары первой необходимости. Зарплаты при этом реально заморожены, индексация добавляет какие-то копейки. Простой украинец сейчас в положении боксёра, которого по голове бьют, бьют, бьют, и он не успевает ни осмотреться, ни опомниться, ни оценить ситуацию.

У нового президента нет большинства в парламенте, да и победа в три процента это не слишком много для резких действий. Каковы его возможности? Что он может изменить?

Три с половиной процента достаточно для утвердительной победы на выборах, но они же показывают и то, что разделение Украины не преодолено. У нового президента нет большинства в парламенте, и есть связывающие договорённости с тем же Литвиным, с НУНСом, чтобы Рада осталась как есть, чтобы попытаться переформатировать её без досрочных выборов в парламент. А на волне состоявшейся победы он получил бы значительно лучший результат, чем после критической паузы.

Какая же возможна переформатировка? Учитывая, что уже и Жвания выразил готовность сотрудничать с Партией Регионов, может сложиться коалиция в виде, грубо говоря, «все, кроме БЮТ». Это позволит быстро заменить премьер-министра, но с другой стороны, столь широкая коалиция, этакая солянка ситуационных союзников, не позволит Януковичу чувствовать себя полноправным победителем. В результате возникает сложная задача, когда люди ждут быстрых перемен, трансформации, а он вынужден иметь дело с уже давно отыгравшими и всем надоевшими партнёрами. Ещё нужно учесть большую вероятность быстрой девальвации гривны и рост цен на бензин. Его качество на порядок хуже европейского, но цена упорно растёт от доллара к евро.

Теперь возьмём майские выборы в местные органы власти. Сейчас Янукович имеет, можно сказать, половину местного ресурса, а вторая половина разделена между Ющенко, Тимошенко, Литвиным и др. Можно спрогнозировать, что блок Тимошенко воспользуется первой пробуксовкой Виктора Януковича и отыграет места у того же Ющенко, который, по факту, войдёт в коалицию с Януковичем. И тот ресурс, который она получит, может позволить ей опять вернуться к власти на белом коне.

Слово «реформы» с Януковичем как-то не очень ассоциируется. Даже его избирательная кампания была построена на идее стабильности, но в то же время, даже чтобы просто усидеть в президентском кресле, нужно много двигаться, многое изменить – и не в одной лишь внешней или гуманитарной политике. В то же время, команда Виктора Федоровича напоминает команду Кучмы, какие тут могут быть реформы?

Программа на поднятие пенсий и зарплат, конечно, была популистской. Но есть определённый ресурс в налоговой системе. Возвращение Азарова, а это вопрос решённый, всё-таки заставит налоговиков больше работать на государственный карман, а не на свой. Разговоры Ющенко о борьбе с коррупцией подняли её уровень на порядок, размеры откатов и взяток увеличились в разы. Рядовые граждане знают, сколько стоит сейчас решить любой, самый банальный вопрос. Каждое столкновение гражданина с государством требует значительной официальной платы и весьма приличной, иногда до неприличия, «благодарности» чиновнику. Государство уже воспринимается строго враждебно, как Гоббсовский левиафан, огромное зло, с которым если свяжешься, то будешь точно разорён и растоптан.

Что может Азаров? Он, во всяком случае, понимает, что его ведомство - это основное звено в выполнении социальных обещаний. Давайте откровенно: процентов восемьдесят специалистов, работающих в негосударственной сфере, получают зарплату в конвертах. Это значит, что 80% негосударственной сферы экономики в тени или полутени. Деньги крутятся вне налоговой системы, а на зарплату отбираются путём конвертации. Ющенко это представитель финансового, банковского капитала; его эта ситуация устраивала. Наполнение бюджета не проблема для финансового капитала, где капитал делает капитал. Янукович представляет промышленный капитал и вынужден будет теневиков прижать. Несмотря на победу в выборах, позиции его шаткие и союзники ненадежные. «Золотая акция», эти 5-6%, постоянно будут держать на крючке и его, и Тимошенко. Поэтому мой прогноз: ведомство Азарова заработает эффективно и через несколько месяцев мы увидим наполнение бюджета.

Вторая часть прогноза менее оптимистична. Крупный национальный капитал не монолитен. И одного только налоговика для сбора бюджетных средств мало, понадобится национализация некоторых стратегических отраслей. Сейчас эти деньги уплывают в частный карман, а они не помешали бы Януковичу для его социальных программ, на которых он выиграл выборы. Значит, необходимо пойти на национализацию и не с пиарной целью, как делала Тимошенко, а со стратегической программой. Так делали лейбористы в Англии и социал-демократы в Европе, когда либералы доводили страну «до ручки». Но я не могу точно сказать, как это будет у нас. Неясно, насколько наше государство свободно от олигархов, или это попросту государство олигархов. Если оно окажется некой самодостаточной сущностью, получит какую-то низовую поддержку, как у Чавеса, то может и удастся кого-то «пощемить», как это сделал Путин.

Может быть, Янукович найдёт предлог сойти с коалиционных договорённостей, чтобы не стоять на этой «бомбе замедленного действия». Тогда будут досрочные парламентские выборы, он сможет увеличить свою фракцию и чувствовать себя более стабильно, сблокировавшись с какой-нибудь одной нейтрально-дружественной силой. В общем, возможны варианты.

Не будем заглядывать далеко наперед, это дело неблагодарное. Каким будет этот год?

Будет год «резких телодвижений». Часть из них будут демонстративно-популистского характера, но будут и системные. Во всяком случае, Янукович имеет как опыт поражений, так и небольшой опыт побед; он наверняка сделал вывод, что аморфность может помочь в решении ближайших задач, но приводит к стратегическим потерям. Имея такую силу, как Партия регионов, можно продавливать собственную политику и осуществлять долгосрочные проекты.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

В нашій частині Європи немає консенсусного бачення справедливого світоустрою

Владимир Золоторев, журналист

Наш новый Президент – начальник

Володимир Стус, керівник Українського центру стратегічних ініціатив

Україна робить неможливе – лишається демократією

Максим Лациба, керівник програм Українського незалежного центру політичних досліджень

Безправне право

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Сверхзадача Януковича – модернизация страны и технократизация власти

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

Нужно выводить общество на модернизационный путь развития

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Новому Президентові – старі борги

Николай Ожеван, зав. отд. инф. безопасности и международных инф. отношений Национального Института проблем международной безопасности при СНБУ, д.ф.н., профессор.

Дружба дружбой, а табачок врозь

Алексей Крысенко, к.ф.н., заведующий отделом украино-российского регионального сотрудничества НИСИ

Общество ожидает от нового президента кардинальных перемен, назревших реформ и качественных изменений

Ігор Когут, Голова Ради Лабораторії законодавчих ініціатив

У президента достатньо повноважень і ресурсів для розробки проекту модернізації України

Віталій Кулік, директор Центру досліджень громадянського суспільства

Приближается время новых политиков и качественно новой политики

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

Ключове стратегічне завдання нового президента – це подолання економічної депресії та наслідків кризи

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Все политические силы Украины сплотятся перед угрозой превратиться в ничто при новом президенте»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,375