В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Вместе с нашими авторами и экспертами, мы хотим оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед нынешним президентом.

Главный вопрос сегодня заключается в том, какие качественные изменения произойдут с украинской экономикой в ближайшие месяцы, а затем и в первый год президентства Виктора Януковича. Удастся ли нашей стране сохранить за собой индустриальный статус и на этом основании занять место в мировом разделении труда? Будут ли на этой территории развиваться высокотехнологические производства и фундаментальная наука?

Сможет ли новая власть преодолеть последствия кризиса и начать работу на перспективу, не зациклившись на решении массы неотложных сиюминутных вопросов. Мнения на этот счет в экспертной среде разделились.

Европа готова к сотрудничеству с новым Президентом Украины, понимая, как нелегко приходится стране, зажатой между двумя цивилизациями, двумя мирами. «Есть дела неотложные, – говорит посол Польши, – это возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом и одобрения государственного бюджета, преодоление последствий экономического кризиса. Но есть дела важные, хотя и не такие срочные, – и мы могли бы привести польский пример, – это существенное реформирование систем местной власти, преодоление коррупции, улучшения инвестиционного климата».

Многие зарубежные наблюдатели изначально отмечают, что Янукович является не столько сторонником России, сколько представителем крупного национального украинского капитала. Но вопрос еще и в том, захочет ли клуб олигархов, который привел нового президента к власти, восстановления элементарного правового порядка и легитимности органов власти в Украине. В этом новому президенту будет гораздо сложнее, чем Леониду Кучме, который стоял над олигархами, поскольку сам давал «добро» на их создание.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня будущего президента. Однако, поиск альтернативных путей, прорывных алгоритмов развития, реализация долгосрочных проектов – все это, похоже, также остается задачей на будущее. Отсюда отсутствие веры в реальность скорых перемен к лучшему, поголовное невосприятие гражданами страны риторики первых лиц государства и их обещаний на фоне полного отсутствия реальных альтернатив и пользующейся доверием народа оппозиции. Будут ли столь снисходительны к действиям новой власти сограждане Виктора Януковича?

Новому президенту, намеренному строить независимое цивилизованное государство, необходимо будет прислушаться к мнению зарождающегося гражданского общества, воспользоваться наработками тех, кто из тысяч нерешенных проблем, стоящих перед Украиной, способен увидеть решения, которые определят стратегию успеха нашего государства.

В любом случае команда Виктора Януковича имеет шанс закрыть страницу утопий и начать действовать в духе «реальной политики». Пожалуй, это и есть сверхзадача нового Президента Украины на ближайшую перспективу.

Свернуть

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Дружба дружбой, а табачок врозь

29 мар 2010 года
Дружба дружбой, а табачок врозь: Дружба дружбой, а табачок врозь

Николай Ожеван, зав. отд. инф. безопасности и международных инф. отношений Национального Института проблем международной безопасности при СНБУ, д.ф.н., профессор.

Выборы президента в нашей, да и любой стране, это всегда надежды и ожидания. Пять лет назад мы также надеялись на лучшее, а сегодня пришло время задать вопрос: какое, образно говоря, «наследие» получает новый президент? Интересен и вопрос преемственности политики нового президента – будет ли она, и в чем?

Непростое наследие досталось новому президенту. В чём-то оно вдохновляющее, в чём-то разочаровывающее и надо сохранить некий элемент преемственности, не отвергая сразу всё, что сделала оранжевая власть. Всё поменять - это для выборов была хорошая риторика.

Есть такой термин, кажется, Гегеля, «зряшное отрицание». Так вот этого не надо, наследие Ющенко в идеологической сфере содержит положительное зерно и надо его оттуда взять и дальше взращивать ростки украинской независимости, суверенности. Очень плохо, если президент сделает то, что в диалектике называлось отрицание отрицания, то есть возврат к старому на новом основании. Не надо возвращаться к идеям времён Кучмы, хотя бы, потому что Ющенко начал употреблять красивое слово нация. Его надо употреблять почаще и добавлять «консолидация», потому что общество расколото, и этот раскол каждые выборы углубляют. Правда, не такой он драматический, как кому-то хотелось бы, но Запад и Центр противостоит Востоку и Югу по многим вопросам. Надо ценить момент образования политической нации, не выплеснуть с водой ребёнка. В первых шагах президента Ющенко было плохо то, что он разогнал сразу старых чиновников, около восьмидесяти тысяч только на низовом уровне. Но со старой властью надо бороться конструктивно, а не посредством «зряшного отрицания».

Конечно, в экономике и финансах тяжелейшее положение. В Интернете гуляют цифры 35 миллиардов долгов, а может их и больше. Причём неотложных долгов, которые надо немедленно возвращать. Украина оказалась на грани дефолта и если Международный Валютный Фонд или дружественная страна (Россия, Китай) не помогут, то этот дефолт может стать реальностью. Альтернативой могут быть только серьёзные сокращения бюджетных расходов, что вызовет бурю «оваций», в смысле возмущения народных масс, поскольку это сокращение зарплат, пенсий, социальные невыплаты. Мы были уже знакомы с этим в 90-е годы. С 2000-го года выросло уже целое поколение украинцев, которые не помнят этого безденежья, но теперь придется с ним познакомиться. Этим я объясняю и тот факт, что Юлия Владимировна не очень активно борется за эту президентскую должность, как-то у неё не очень убедительно получается. Так что наследие так называемой «Оранжевой команды» со всех точек зрения проблематичное.

«Регионы» часто говорят в последнее время о переменах, но не уточняют о каких - плавных, резких, эволюционных, скачкообразных или ещё каких-нибудь. Я бы посоветовал, если мне это будет позволено, не делать в идеологии и информационной сфере никаких революций.

Также хорошим делом было возвращение исторической памяти, хотя и делалось оно у Виктора Андреевича с деформациями. Не надо переписывать историю по сто раз на день, но каждая родившаяся нация должна переосмыслить свой исторический путь, ведь без прошлого нет будущего.

В последнее время мы как-то забыли, что одним из главных предвыборных обещаний Ющенко было «привести Украину в Европу». Считалось, что это та идея, которая способна объединить украинское общество. Не пришло ли время ее пересмотреть – исходя из новых реалий?

В отношении Западного курса положительный момент у Ющенко был. Ему не удалось его реализовать, и не по его вине. Просто когда он этот курс провозгласил, то Западу этого хотелось меньше всего. Поменялась команда Клинтона на команду Буша, а у него интересы были, прежде всего, в Центральной Азии. И сейчас там эти поиски продолжаются, военными и дипломатическими путями. В последнее время наблюдается даже охлаждение Америки к Европе, президент Обама второй раз подряд не изъявляет желания участвовать в саммитах ЕС – США. Это знаковый момент, дальше некуда. Он своим вниманием вообще не балует Брюссель, столицу ЕС, и складывается впечатление, что ближайшие 10-15 лет Америка будет занята в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Там она будет искать свою формулу мирового господства, или лидерства. В данный момент её очень интересует Китай, который быстро растёт экономически, и будет претендовать на роль ведущей державы. Сейчас на слуху война в киберсфере. Из секретного доклада ФБР называется огромная цифра - 180 тысяч китайских «кибервоинов», из них тридцать тысяч в военных структурах. Эти, попросту говоря, хакеры, совершают нападения на сети американских компаний и ведут шпионаж на новом витке спирали. То есть, будущая война, или кибервойна - уже сегодня реальность. Надо иметь смелость называть вещи своими именами - это уже не пропагандистская война, это более серьёзно.

Я думаю, что в ближайшей перспективе Украине не придётся участвовать в разрешении противоречий по линии США – Европа. Дональд Рамсфельд, бывший министр обороны США, взял курс на новую Европу. Он говорил: «Что нам старая Европа? (то есть Франция, Бельгия, Германия и др.), зато нас поддерживает новая». Это те страны, которые недавно считались странами советского блока, как Венгрия, Словакия и т.д. Тогда их Украина интересовала, поскольку могла усилить новый блок государств, или Новую Европу. Сейчас американцы на этом поле не играют. Если кто-то из европейских стран проявляет к этому интерес, то лишь надеясь получить от Америки экономические дивиденды.

Например, как Румыния заявила о готовности разместить у себя ракеты ПРО. Очень проблематичное заявление, которое не остаётся для Украины без последствий. Но всё же, по большому счёту, это не тенденция, а эпизод. Американцы теперь будут искать взаимопонимания с Россией, чтобы достойно завершить войну в Афганистане. Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин открытым текстом заявляет, что ему известно о планах США и НАТО уйти из Афганистана и что Россия этого не может позволить. В свою очередь, американцы говорят: «раз вы такие, и вам угрожает наркотрафик, то север Афганистана ждёт ваших войск». Но слышат в ответ: «мы там уже побывали, нам там не понравилось». И далее в таком духе, но, тем не менее, смычка интересов России и США в этом вопросе заметна, о чём и свидетельствует соглашение о транзите военных грузов через территорию России. Если и слышна в России ещё антинатовская риторика от некоторых политиков, то это просто дань традиции. Много поколений выросло на этой риторике, и оскорблять их слух политические руководители не намерены.

Так что, когда наш новый президент, а это Виктор Фёдорович Янукович, расставляет приоритеты не так, как Ющенко (Вашингтон – Брюссель – Москва), а наоборот,- то сильного впечатления это не производит, потому что в любой момент они могут сместиться. Мы знаем, что с Москвой договариваться очень сложно. Пример Александра Григорьевича Лукашенко доказывает, что самые благие намерения в отношениях с Москвой оборачиваются очень большими проблемами. Московские монополии, прежде всего природные монополии, включая Газпром, откровенно демонстрируют свои экспансионистские устремления. Они и белорусскую трубу не против взять, чему белорусы оказывают определённое сопротивление, и, конечно, нацелились на украинскую. Поэтому формула этого консорциума, о котором говорят уже десять лет, должна быть достойной для Украины.

Здесь давление на нового президента со стороны Москвы будет очень сильное. Если он выдержит его достойно, то поднимется в глазах сторонников национальной идеи, не желающих превращения Украины в сателлит или доминион Российской Федерации. Ведь Россия это уже совсем не та страна, которой был Советский Союз, щедро раздававший разную помощь, дотации и т.п. Эта страна уже хорошо умеет считать свои деньги и свою пользу. Тут отношения пламенной дружбы, славянского братства, конечно, не будут подкреплены материально.

Риторика такого рода будет и есть, но финансово-экономического подкрепления она не получит. Таможенный союз, куда входят пока только Россия, Белоруссия и Казахстан, показывает, что Москва совсем не склонна снижать тарифы и дальше некоторых бумажных соглашений дело не двигается. Если туда войдёт Украина, то станет ли этот союз более пламенным, бескорыстным и благородным? Здесь, мне кажется, вполне уместно русское выражение «Дружба дружбой, а табачок врозь». Это надо новому президенту помнить, да я думаю, что Виктор Фёдорович и не питает никаких иллюзий. Романтические элементы не сопрягаются с его имиджем.

И это хорошо. В данной ситуации Украине и нужен такой президент, который не обращал бы наши взоры к Трипольскому наследию, к разным образам сомнительных героев и т.д. А нужен такой, который умел бы считать деньги и наполнять хотя бы скромными поступлениями государственную казну. Она совсем опустела.

С той же Москвой напрасно испортили отношения, их нужно было развить. Ну, зачем понабилось так громогласно праздновать по собственному сценарию годовщину Полтавской битвы? Явный был вызов Москве. И как там чувствовал себя господин Нарышкин, когда Россия свой сценарий реализует, а Украина - свой...

Нездоровая тенденция так же и в отбрасывании русского языка и литературы, ссылаясь на десятую статью Конституции. Конечно, нация должна идентифицировать себя в мировом информационном пространстве и с помощью языка. Но почему бы не пользоваться обоими языками, как при Советском Союзе? Мы только проигрываем в культурном и цивилизационном отношении, реализуя лозунг Хвыльового «Геть від Москви, рівняння на культурну Європу». Я не стал бы утверждать, что Москва некультурна или антикультурна по отношению к нам. Так думают только экстремисты, которые пытаются утверждаться за счёт того, чтобы кого-то унижать и выпячивать отличительные черты. Получается комплекс украинской «більшовартості» за счёт «меншовартості». Такая психология расценивается как мазохизм, самоутверждение через то, что «мы – не». У Кучмы было написано, что мы не Россия. С таким же успехом можно написать, что мы не Польша, не Турция, не Чечня. Ну а кто же мы? А тут молчание, потому что не знаем, ещё не додумались.

На месте отрицаемого нужно создавать достойную замену. При отрицании русского языка должно быть нечто, достойное перевода в другую сторону. Но, насколько я знаю, в этом смысле мало есть у нас вещей, которые их интересуют.

В экономике у Виктора Фёдоровича позиции более серьёзные по сравнению с предыдущей командой. Не будем забывать, что Донецкая область, которой он много лет руководил, самая крупная в Украине и по населению, и по экономическому потенциалу. Тут у него будут относительные успехи в ближайшем будущем, хотя и не в этом году. Этот год будет тяжёлый, дай бог его пережить.

Особенно заметные изменения за последние пять лет заметны в информационной сфере, и в первую очередь, в отношении языка, ставшего настоящим «яблоком раздора». Но если отойти от этой вечной темы – что мы можем ждать от работы новой президентской команды?

В информационной сфере есть хорошие перспективы, если тезис о русскоязычности довести до ума. Я не говорю, что надо собрать триста голосов и преодолеть десятую статью. Но хотя бы развить украинское вещание на русском языке. И не только на свою русскоязычную аудиторию, но и на соседнюю российскую. В Тюменской области, к примеру, все нефтяники по происхождению украинцы, они ещё не совсем забыли украинский, но их родной язык уже русский. Надо смотреть правде в глаза и развивать соответственно теле- и радиовещание.

Позор для Украины то, что у нас нет коммуникационных спутников. Спутник «Сич», кажется, уже выработал свой ресурс, и то ли уже упал на Землю, то ли скоро упадёт. Есть ещё один, но этих полтора спутника не хватит, чтобы охватить вещанием земной шар. Специалисты говорят, что надо четыре. Об этом говорили еще, когда председателем РНБО был Евгений Кириллович Марчук. Украина не имеет серьёзного международного вещания. Вот если она заговорит на русском, на английском, на арабском языках, это будет огромный прорыв.

Другой прорыв, который надо непременно сделать новому президенту, это общественное вещание. Ющенко обещал это в 2005-м году, и если Янукович это сделает, то даст этим достойный ответ старой команде.

Также нужна серьёзная государственная газета, типа «Российской», или какой-нибудь другой мировой. То, что мы имеем в образе «Голоса Украины» или «Урядового курьера», то это просто «тяжкі зітхання».

Так что, деятельность государства в информационной области у нас под большим вопросом. Нацрада по радио и телевидению занята тем, что воюет с кабельными телеканалами и изгоняет оттуда российские телеканалы на каких-то сомнительных основаниях. Все перекосы надо устранить и наладить а): государственное, б): общественное, в): международное вещание.

Я надеюсь, что президент Янукович наладит то, что называется «электронным правительством». Эту воду в ступе мы толчём уже давно. Наверное, в любой серьёзной корпорации, уже давно наладили электронное управление. Так и эффективность управления повышается, и демократия крепнет. Хотя и существуют проблемы с информационной безопасностью.

Наконец, ещё один «перезревший» вопрос - это электронный паспорт с биометрической страничкой. Сейчас в мире уже принята биометрика второго поколения, где есть и электронные отпечатки пальцев, и радужная оболочка глаза. Уже и Таджикистан заказал себе такие паспорта, а в Украине с 2007-года слышны одни разговоры, споры вокруг ЕДАПС и др. Пора уже президенту вмешаться и разобраться, кто за это будет отвечать и кому денежки потекут в карман. А без электронной идентификации нашему гражданину, например, очень сложно будет делать трансакции в том же «электронном правительстве», где надо ставить электронную подпись. В общем, область деятельности здесь обширная, деньги требуются не такие уж большие, а на выходе ожидается значительная экономия государственных средств.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

В нашій частині Європи немає консенсусного бачення справедливого світоустрою

Владимир Золоторев, журналист

Наш новый Президент – начальник

Володимир Стус, керівник Українського центру стратегічних ініціатив

Україна робить неможливе – лишається демократією

Максим Лациба, керівник програм Українського незалежного центру політичних досліджень

Безправне право

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Сверхзадача Януковича – модернизация страны и технократизация власти

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

Нужно выводить общество на модернизационный путь развития

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Новому Президентові – старі борги

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Аморфность может помочь в решении ближайших задач, но приведет к стратегическим потерям

Алексей Крысенко, к.ф.н., заведующий отделом украино-российского регионального сотрудничества НИСИ

Общество ожидает от нового президента кардинальных перемен, назревших реформ и качественных изменений

Ігор Когут, Голова Ради Лабораторії законодавчих ініціатив

У президента достатньо повноважень і ресурсів для розробки проекту модернізації України

Віталій Кулік, директор Центру досліджень громадянського суспільства

Приближается время новых политиков и качественно новой политики

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

Ключове стратегічне завдання нового президента – це подолання економічної депресії та наслідків кризи

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Все политические силы Украины сплотятся перед угрозой превратиться в ничто при новом президенте»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,032