В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Вместе с нашими авторами и экспертами, мы хотим оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед нынешним президентом.

Главный вопрос сегодня заключается в том, какие качественные изменения произойдут с украинской экономикой в ближайшие месяцы, а затем и в первый год президентства Виктора Януковича. Удастся ли нашей стране сохранить за собой индустриальный статус и на этом основании занять место в мировом разделении труда? Будут ли на этой территории развиваться высокотехнологические производства и фундаментальная наука?

Сможет ли новая власть преодолеть последствия кризиса и начать работу на перспективу, не зациклившись на решении массы неотложных сиюминутных вопросов. Мнения на этот счет в экспертной среде разделились.

Европа готова к сотрудничеству с новым Президентом Украины, понимая, как нелегко приходится стране, зажатой между двумя цивилизациями, двумя мирами. «Есть дела неотложные, – говорит посол Польши, – это возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом и одобрения государственного бюджета, преодоление последствий экономического кризиса. Но есть дела важные, хотя и не такие срочные, – и мы могли бы привести польский пример, – это существенное реформирование систем местной власти, преодоление коррупции, улучшения инвестиционного климата».

Многие зарубежные наблюдатели изначально отмечают, что Янукович является не столько сторонником России, сколько представителем крупного национального украинского капитала. Но вопрос еще и в том, захочет ли клуб олигархов, который привел нового президента к власти, восстановления элементарного правового порядка и легитимности органов власти в Украине. В этом новому президенту будет гораздо сложнее, чем Леониду Кучме, который стоял над олигархами, поскольку сам давал «добро» на их создание.

Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня будущего президента. Однако, поиск альтернативных путей, прорывных алгоритмов развития, реализация долгосрочных проектов – все это, похоже, также остается задачей на будущее. Отсюда отсутствие веры в реальность скорых перемен к лучшему, поголовное невосприятие гражданами страны риторики первых лиц государства и их обещаний на фоне полного отсутствия реальных альтернатив и пользующейся доверием народа оппозиции. Будут ли столь снисходительны к действиям новой власти сограждане Виктора Януковича?

Новому президенту, намеренному строить независимое цивилизованное государство, необходимо будет прислушаться к мнению зарождающегося гражданского общества, воспользоваться наработками тех, кто из тысяч нерешенных проблем, стоящих перед Украиной, способен увидеть решения, которые определят стратегию успеха нашего государства.

В любом случае команда Виктора Януковича имеет шанс закрыть страницу утопий и начать действовать в духе «реальной политики». Пожалуй, это и есть сверхзадача нового Президента Украины на ближайшую перспективу.

Свернуть

Выборы закончились, наступило время выполнять предвыборные обещания. У нового Президента достаточно ограниченный спектр возможностей. Лимит времени на принятие решений, дефицит ресурсов, бремя внешних и внутренних долгов, обещаний, договоренностей. Но решать и действовать ему придется в любом случае. Украина жаждет и боится перемен одновременно – вот неизбежный парадокс, связанный с новым периодом в жизни нашей страны, с повесткой дня нового президента. Вместе с нашими авторами и экспертами, «Диалог.UA» попробует оценить масштаб кратко- и долгосрочных задач, стоящих перед страной.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Сверхзадача Януковича – модернизация страны и технократизация власти

7 апр 2010 года

Чтобы правильно оценить то, чего можно ожидать от новой власти – и на что рассчитывать, я думаю, неплохо бы оценить то наследие, которое досталось новому президенту от его предшественника.

Янукович получил страну примерно в том состоянии, в котором большевики получили Россию. Разруха, нищета, массовая безработица, и так далее и тому подобное. Политика «налоговой разверстки», которая проводилась на протяжении двух последних лет, себя изжила, и теперь перед Януковичем стоит главная задача – внедрение новой экономической политики, как это делалось в 1921-22 годах. Огромный внешний долг, огромный внутренний долг, развал целых отраслей экономики, сокращение ВВП на 40%, фактическая разруха тех отраслей, которые ранее наполняли бюджет, это металлургическая отрасль, машиностроение, сельское хозяйство, химическая промышленность и так далее. Плюс к этому и огромное увеличение долгов, беря которые правительство пыталось залатать наши бюджетные дыры.

Что касается нынешнего состояния дел, приходится констатировать, что необходимы абсолютно новые подходы, необходимо стимулирование экспорта, а не импорта, как это делала Тимошенко, необходимо налаживать кооперацию с другими странами, в первую очередь с Россией и Европейским Союзом.

На подходе новый транш МВФ. Новое правительство и хотело бы, но не может не брать в долг. Что значат в этой ситуации для нас внешние заимствования?

Это сложный вопрос. С одной стороны, это сползание в долговую яму, с другой стороны, это некий шанс. Все дело в том, как мы распорядимся деньгами. Будет ли это транш «проедания» или транш развития.

Есть расхожее выражение, что «политика, это искусство возможного». Каковы рамки возможного у нового правительства?

Азаров дважды доказывал свою эффективность – на посту вице-премьера и министра экономики. Очевидно, чтобы составить проект бюджета, сейчас он должен будет дать абсолютно честный прогноз, что ждет страну, каким будет уровень инфляции, дефицит бюджета и так далее. Второе – ему придется заниматься выведением экономики из тени, вести наступление на теневые схемы.

Если так, то ему придется наступать и на интересы «донецких», людей давно и хорошо ему знакомых. Готов ли Николай Янович к такому нелегкому испытанию?

Я уже не раз говорил, что донецкая команда неоднородна, а потому и многие члены его команды тоже пострадают.

Прерогативой президента по Конституции является внешняя политика. Какие перемены нас ждут во внешней политике?

Во внешней политике в целом нас ждет многовекторность. В отношениях с Евросоюзом – своего рода «ритуальные танцы». Евросоюз не интересуют люди, которые умеют красиво разговаривать. Его интересуют люди, с которыми можно договариваться и делать дело. Янукович, в отличие от Тимошенко, которая провалила целый ряд договоров, доказал свою «договороспособность», чем и понравился Западу. В данной ситуации Запад больше всего интересует то, насколько четко Украина будет выполнять взятые на себя обязательства.

Я думаю, что красиво зарисовавшись в Брюсселе, Виктор Федорович начнет по-новому выстраивать линию отношений с Россией. У Януковича уже есть несколько инициатив, которые понравились России. Например, предложение, чтобы Медведев и Обама именно в Киеве подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Со стороны России возможны послабления в отношении поставок энергоносителей в форме создания неких фирм-посредников типа «РосУкрэнерго», тем более что и в окружении Януковича, и в окружении Медведева работают люди, которые в свое время создавали «РосУкрэнерго».

То есть опять возникнет теневой канал, по которому будут течь государственные средства…

Да. Но это теневой канал был эффективен. У нас был такой теневой канал, и был газ по 180 долларов за тысячу кубов. Убрали этот теневой канал – и газ стал в два раза дороже.

В Верховной Раде создана новая коалиция. Излишне и говорить, насколько важно для правительства и президента иметь большинство в парламенте. Но насколько стабильно такое большинство?

Очень нестабильно. В данной ситуации существует несколько групп влияния и несколько узлов противоречий, которые уже к середине лета могут проявить себя. То есть к концу нынешней сессии уже можно ожидать появления инициатив по роспуску Верховной Рады.

Каковы задачи новой власти в этом году, понятно: удержать страну от дефолта, обеспечить стабильность в стране, чтобы не рухнула социальная инфраструктура, а зиму мы встретили в тепле – иначе любой власти конец. Ющенко был президентом, стоявшим на определенных идеологических позициях, новый президент, скорее, прагматик, а потому возникает вопрос: какова его сверхзадача? Человек пришел к власти, спрашивается, с какой целью?

Он будет тасовать людей в своей команде, и укреплять свои позиции. Его задача – создав идеальную команду, «сшить» страну. Я не удивлюсь, если в его будущей команде окажутся люди, которые сегодня находятся в БЮТе или «Нашей Украине», то есть наиболее толковые из них. Его сверхзадача – модернизация страны и технократизация власти.

Сейчас звучат голоса, что скоро период «гиперактивности» президента закончится, а там он переложит свои дела на свое окружение, на Левочкина, на Азарова, а сам уедет в «Межигорье», и будет там сидеть, появляясь только на протокольных мероприятиях…

Я тоже этого опасался, но сейчас я так не думаю. У Януковича достаточно сильно работает инстинкт самосохранения. Я уверен, что он понимает, что если он хотя бы на день оставит власть, то неизбежно придет к тому же финалу, что и Ющенко. Янукович будет активно работать с Конституционным Судом в плане отмены решений Верховной Рады от 8 декабря 2004 года и возврату к Конституции 1996 года, чтобы с этой стартовой площадки начинать новый процесс политического реформирования. То есть нас ожидает очередной поворот в сторону президентской республики.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

В нашій частині Європи немає консенсусного бачення справедливого світоустрою

Владимир Золоторев, журналист

Наш новый Президент – начальник

Володимир Стус, керівник Українського центру стратегічних ініціатив

Україна робить неможливе – лишається демократією

Максим Лациба, керівник програм Українського незалежного центру політичних досліджень

Безправне право

Анатолій Гуцал, радник директора Національного Інституту стратегічних досліджень при Президентові України

Нужно выводить общество на модернизационный путь развития

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Новому Президентові – старі борги

Николай Ожеван, зав. отд. инф. безопасности и международных инф. отношений Национального Института проблем международной безопасности при СНБУ, д.ф.н., профессор.

Дружба дружбой, а табачок врозь

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Аморфность может помочь в решении ближайших задач, но приведет к стратегическим потерям

Алексей Крысенко, к.ф.н., заведующий отделом украино-российского регионального сотрудничества НИСИ

Общество ожидает от нового президента кардинальных перемен, назревших реформ и качественных изменений

Ігор Когут, Голова Ради Лабораторії законодавчих ініціатив

У президента достатньо повноважень і ресурсів для розробки проекту модернізації України

Віталій Кулік, директор Центру досліджень громадянського суспільства

Приближается время новых политиков и качественно новой политики

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

Ключове стратегічне завдання нового президента – це подолання економічної депресії та наслідків кризи

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

«Все политические силы Украины сплотятся перед угрозой превратиться в ничто при новом президенте»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,053