В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Существовавшая до 2005 года мажоритарная система выборов в местные советы не удовлетворяла общество и была заменена на пропорциональную, которая также оказалась малоэффективной. Сегодняшний закон о выборах в органы местной власти предполагает смешанную систему, но скажется ли этот очередной эксперимент на эффективности работы местных советов, прежде всего, с точки зрения защиты местных интересов? Уже сегодня эксперты свидетельствуют, что даже при новой системе выборов местных советов увеличить потенциал самоуправления на местах вряд ли удастся. Более того, скептики утверждают, что нынешние местные выборы не только не станут новым этапом в развитии демократического процесса, но и окончательно отодвинут идею местного самоуправления на второй план, превратив его выборные органы в часть государственного аппарата.

Как отмечают многие наблюдатели, «избирателю на этих выборах отводится роль статиста, волеизъявление которого будет очень легко откорректировать». Не потому ли явка на эти выборы прогнозируется очень низкая?! Спорят лишь о том, какова будет доля «участия партии власти» в корректировках – 20 или 30%?

Очередные выборы в местные органы власти могли бы вынести на повестку дня уже давно наболевшие вопросы о состоянии и перспективах местного самоуправления, но этого, увы, не произошло. Идущие на выборы партии даже не думают предлагать электорату свои модели регионального управления и развития. В то же время, Украина остается достаточно плохо управляемой территорией, особенно если речь заходит о местном уровне. Практически все поступления, собранные в виде налогов и отчислений во всевозможные фонды, остаются «в верхах», не доходя до реальных пользователей. Не потому ли у нас вымирают и деградируют не отдельные города и села, а целые районы и территории, а пропасть между богатыми и бедными областями все нарастает?

Регион региону – рознь. И местные выборы в Винницкой области радикально отличаются от выборов в Луганской или Ивано-Франковской областях. Поэтому «одна гребенка» и единый централизованный (партийный) подход к территориальному управлению вряд ли окажется эффективным. Объединяет лишь то, что практически везде мы наблюдаем нежелание передавать полномочия и ресурсы на места. Этому мешает и коррумпированность чиновничества, и нехватка ресурсов, и исключение из общественной жизни мнения избирателей, и значительный разрыв в развитии между регионами. Но главное – это постоянное пренебрежение центральной власти конституционными гарантиями местного самоуправления.

Сторонники идеи Монтескье о разделении властей считают, что самоуправляющиеся общины или автономные местные власти можно рассматривать как «противовес власти центра». Европейская Хартия о местном самоуправлении 1985 года считает самоуправление местных общин краеугольным камнем настоящей демократии. А Программы Мирового Банка и Программа человеческого развития ООН (ПРООН) настаивают на том, что децентрализация власти является эффективным орудием экономического развития – благодаря именно усилению независимости местного самоуправления и повышению его активности, укреплению демократии на местах.

В этом контексте «Диалог.UA» хотел бы предложить для обсуждения ряд вопросов. Почему в повестке дня местных выборов не идет речь о реформе местного самоуправления? Почему несколько попыток реформировать местное самоуправление провалились уже на стадии обсуждения? Быть может, эти реформы вообще никому не нужны?

Реальное местное самоуправление – это пробуждение инициативы миллионов. Сегодня эта энергия законсервирована. Нежелание Центра понять это и изменить ситуацию – является серьезной преградой для развития бизнеса, реализации социальных программ. Мыслящая власть непременно должна использовать децентрализацию для укрепления своих позиций и повышения управляемости государства ради его стабильности и улучшения жизни людей. Однако, централизация власти в Украине продолжается. Полномочия местных рад по распоряжению и учету использования земли, недр, формирования местных бюджетов плавно переходят к центру. Что остается местной власти? Чем она будет заниматься? И какой должна быть модель управления территориями, чтобы она была эффективной?

Свернуть

Существовавшая до 2005 года мажоритарная система выборов в местные советы не удовлетворяла общество и была заменена на пропорциональную, которая также оказалась малоэффективной. Сегодняшний закон о выборах в органы местной власти предполагает смешанную систему, но скажется ли этот очередной эксперимент на эффективности работы местных советов, прежде всего, с точки зрения защиты местных интересов? Уже сегодня эксперты свидетельствуют, что даже при новой системе выборов местных советов увеличить потенциал самоуправления на местах вряд ли удастся. Более того, скептики утверждают, что нынешние местные выборы не только не станут новым этапом в развитии демократического процесса, но и окончательно отодвинут идею местного самоуправления на второй план, превратив его выборные органы в часть государственного аппарата.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никто остановить их не сможет

1 ноя 2010 года
Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никто остановить их не сможет: Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никто остановить их не сможет

Роман Коваленко, директор Центра законодательных инициатив, юрист, кандидат экономических наук, Донецк.

Известное решение Конституционного Суда вернуло Президенту прежние широкие полномочия. А ведь еще совсем недавно Президент фактически выступал за децентрализацию власти, говоря о необходимости развивать местное самоуправление и так далее. Как вы расцениваете последние шаги нашей власти?

Местное самоуправление – это очень чуткий механизм, который не реформируется у нас со дня получения независимости Украины. Хотя сегодня Украина имеет около двадцати разработанных и опубликованных концепций реформы местного самоуправления. Эти документы штампуются как горячие пирожки, однако ничего по ним не делается. Я специально изучал их – они похожи как близнецы и сводятся к лозунгам типа «достигнем, добьёмся, догоним и перегоним». Нынешнее правительство заслуживает комплимента хотя бы за то, что не занимается подобной штамповкой стратегий и концепций.

И тихо занимается централизацией власти?

Я бы так не сказал. Думаю, что в дальнейшем последуют шаги к децентрализации. И Президент неоднократно говорил о том, что его политика направлена на предоставление больших полномочий регионам.

Я хочу указать на один нюанс, который известен каждому, кто занимался реформой местного самоуправления. Он заключается в том, что нельзя единовременно просто спустить полномочия сверху вниз – есть большая опасность, что чиновники на местах просто не справятся с ними. Руководителей на местах, таких как председатели сельских и поселковых советов, сначала нужно научить и подготовить. Только после этого можно добавить им возможностей и доверить соответствующие финансы.

Сейчас мы переживаем такой период, когда правительство не торопится презентовать свою дальнейшую стратегию развития местного самоуправления. Но в ближайшем будущем она появится, а то, что нет спешки – только хорошо. Реформирование не может осуществиться лишь путем принятия той или иной стратегии, того или иного законопроекта. Мы в этом уже убедились на сто процентов. Прежде, чем проводить реформу, должны быть реализованы проекты, которые обеспечат ее успех. Ведь были уже неудачные попытки, хотя бы у того же Романа Бессмертного.

Я общался с творцами этой реформы и услышал главную причину неудач – народ не был готов. То есть, необходимо проводить предварительные мероприятия для того, чтобы активизировать людей. А, кроме того, нужно откорректировать и законодательство, регулирующее местное самоуправление, чтобы реформирование прошло плавно и как можно быстрее.

С похожими проблемами столкнулись реформаторы в Польше…

Я внимательно изучал польский опыт и общался с поляками, которые этим занимались. Могу сказать, что между ними и нами есть одно маленькое отличие: на территориально-административную реформу в Польше было затрачено, по разным подсчетам, порядка тридцати миллиардов долларов. У нас такой суммы, понятно, нет. Но по итогам нашей работы в Донецкой области можно с уверенностью сказать, что у нас есть возможность обойтись, так сказать, «малой кровью». Есть конкретные наработки и пути реализации и для терадминреформы, и для реформы местного самоуправления в целом.

В Европе существует несколько моделей местного самоуправления. Однако, что характерно, в последнее время на Западе появились авторы, выражающие сомнение в том, что децентрализация и самоуправление являются политической и экономической панацеей. Что вы думаете по этому поводу?

Мы движемся в Европу и нам нужно использовать европейский опыт. Если открыть любые аналитические статьи на эту тему, то они подтверждают, что чем больше децентрализация в стране, тем выше ее экономический уровень и политическое развитие. Вся Европа движется по пути децентрализации и даже автономизации своих регионов; нам тоже нужно двигаться в этом направлении.

Думаю, что Донецкая область готова пилотировать проект по админреформе и реформе местного самоуправления. Это сложно юридически, но правильно, по сути. Уверен, что именно вариант пилотирования в одном или нескольких регионах, например, в Донецкой и Львовской областях, поможет выбрать нужное направление реформы. Нужно проверить правильность наших идей, получить недостающий опыт.

Если заглянуть в недавнюю историю, то можно убедиться, что в нашей стране отношение к местному самоуправлению постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону, и наоборот. Понятно, что сейчас кризис, и тема самоуправления не стоит на первом месте. И все же нынешнее отношение со временем изменится в лучшую сторону. Как вы думаете, когда?

Я уверен, что это произойдет в ближайшие месяцы после выборов в местные советы. Насколько я увидел, нынешнее руководство страны поняло, что достаток куётся на местах. Выращивается зерно и металл плавиться на местах, а значит надо дать им больше полномочий и повысить заинтересованность. Этот вопрос нельзя считать второстепенным из-за плохого финансового состояния страны. Наибольшие выплаты по международным обязательствам нам предстоят в 2010 и в 2013 -м годах и если откладывать реформы, то они могут не состояться никогда. Я уверен, что отношение к реформе местного самоуправления и админтерреформе качественно изменится в ближайшее время.

Нынешние выборы в местные органы власти проводятся по смешанной, а не чисто пропорциональной системе. Как изменятся местные советы?

Смешанная система появилась из-за негативной практики прошлых местных выборов, когда, в частности, областные советы не имели представителей большинства территориальных громад, входящих в область. В этом смысле выборы 31 октября 2010 г. позволят каждой громаде выбрать своих персональных депутатов в совет. При этом, я непоколебимый приверженец преемственности, поэтому считаю, что все, что было наработано хорошего и полезного – должно развиваться. Я очень бы хотел, чтобы новые депутаты не старались всё начать сначала. Относительно качественного состава, то в Донецкой области по политическому спектру он не изменится. А в отношении профессионализма может вырасти.

Кроме политики центра в отношении местного самоуправления есть еще и движение «снизу», причем без него никакая реформа никогда не пройдет. На какие организации для проведения реформ может опереться центральная власть?

Прежде всего, на Фонд развития местного самоуправления. Это не общественная организация, а государственная, и работает она уже давно. Чтобы реформы шли в одном ключе, придерживались определенной концепции, нужно задействовать этот фонд. В середине весны прошлого года был принят Закон «Об ассоциациях органов местного самоуправления» и они стали активно создаваться по всей Украине. Из общественных организаций есть Украинская ассоциация местных и региональных властей, Всеукраинская ассоциация органов местного самоуправления «Ассоциация городов Украины», Всеукраинская ассоциация сельских и поселковых советов. В 2010 г. создан Национальный конгресс местного самоуправления, который объединил вышеупомянутые ассоциации, и это может быть именно та структура, на которую можно опереться.

Наконец, есть и наш Центр. Месяц назад мы отпраздновали десятилетие. У нас два основных направления. Первое – это законотворчество, то есть подготовка проектов нормативных актов. Сюда входят и базовые законопроекты, и изменения к действующим законам. Второе направление, которым мы занимаемся уже более пяти лет, – это реформирование местного самоуправления. Мы реализуем конкретные проекты в данной сфере в городах и селах Донецкой области. Пока только Донецкой области.

Движение снизу есть, однозначно есть. За что точно могу поручиться – так это за донецкий регион.

В нашей стране есть несколько планов админреформы и реформы местной власти, предусматривающие регионализацию страны. Но может ли это привести к росту сепаратистских настроений, ведь такая угроза существует во множестве европейских стран?

Наверное, в любом государстве есть опасность сепаратистских настроений. Чтобы избежать их, самое главное – не педалировать эту тему. У нас, к сожалению, последние пять-шесть лет любой значимый для государства вопрос переводится в политическую плоскость. Я уверен, что те люди, которым не на чем больше пиариться, начнут выдумывать сепаратизм, федерализм и всё прочее. Ничего с этим не поделаешь, опасность такая есть. Но не стоит ее преувеличивать, ведь народ, по большому счету, заботят совсем другие интересы. Людей больше интересует заработная плата, количество и качество услуг, оказываемых государством. Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никакой политик никакими призывами заглушить их не сможет.

Мы вместе с областным советом, с районной администрацией реализовали замечательный проект в Новоазовском районе Донецкой области. Причем в существующем правовом поле, без изменения законодательства. Мы помогли громаде принять уставы территориальных громад, разработать символику, продолжаем реализовывать проект «мини-гранты». Всё это помогает активизировать громаду. В этом году, в Артёмовском районе, на территории Краснолиманского госсовета Донецкой области мы добились того, что люди уже готовы к изменениям.

У нас есть наработки, позволяющие подготовить концепцию национального реформирования самоуправления. Она будет состоять из двух частей – стратегической и тактической. Причём тактика будет включать в себя конкретные проекты для активизации громад, таких у нас выписано уже около восемнадцати. Без этого нельзя. Ни одна реформа не сдвинется с места, пока простые люди и руководители не поймут, чего от них конкретно хотят. Думаю, в этом и есть ключ к успеху.

Какие конкретно проекты позволяют активизировать громады и что Вы предлагаете для развития территорий, где уже реализованы проекты активизации местных жителей?

Активизация громады – это первый этап той модели реформирования местного самоуправления, которую мы в экспериментальном порядке проводим в отдельных районах Донецкой области. Она включает: ранее упомянутые мной уставы территориальных громад, которые мы помогаем принять каждой громаде, а также внедрение систем управления качеством публичных услуг, предоставляемых местными советами, создание фондов развития громады и многие другие. На втором этапе мы планируем развивать эти территории через специальную комплексную программу создания благоприятной инвестиционной среды. Результатами ее реализации должны стать: динамичное развитие экономики района, привлечение средств в социально-культурную сферу, устойчивое повышение благосостояния жителей района. Убежден, что за этими моделями современного регионального развития будущее.



Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Юрій Третяк, виконавчий директор Асоціації агенцій регіонального розвитку України

Практика управління регіонами в Україні залишилась радянською

Віктор Кравченко, завкафедрою конституційного та адміністративного права Університету економіки та права (КРОК)

Місцеве самоврядування – це аксіома існування цивілізованого демократичного суспільства

Іван Паховчишин, кандидат у депутати до Львівської обласної ради.

Я вважаю, що те, що сьогодні робить президент і уряд, правильно

Павел Карайченцев, координатор проекта «MESTNYE.com».

Местное самоуправление идет к неизбежному коллапсу

Владимир Бревнов, экономист

Объективно назрела потребность в новой силе

Ігор Коліушко, експерт з публічного права, голова правління ГО "Центр політико-правових реформ"

Надій на те, що незабаром через рік-два прийде до нас хороша влада на державному рівні і наведе порядок, забезпечить розвиток, проведе реформи – просто немає.

Володимир Купрій, виконавчий директор Творчого центру ТЦК, кандидат наук з державного управління

Місцеві ради перетворилися на своєрідні збори акціонерів

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Где есть клановая олигархия, там нужна и централизация

Андрій Дуда, кандидат наук з державного управління, доцент кафедри політології Національного університету «Києво-Могилянська академія»

На сьогодні ніхто не зацікавлений в посиленні регіональної влади

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Якщо так піде далі, то відбудеться повна централізація влади. Але…

Анатолій Матвієнко, народний депутат, голова УРП «Собор»

Реальне місцеве самоврядування – це пробудження ініціативи мільйонів

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,060