В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

«Диалог.UA» решил обратиться к этой теме, чтобы разобраться в динамике и перспективах отношений Украины и Европейского союза. Большинство стран Центральной и Восточной Европы вошли в ЕС, тогда как Украина пока так и не получила конкретной перспективы членства в расширенной Европе. Получит ли? Нужно ли это нашей стране? Или может, еще действительно не пришло время? Мы нынче ближе или дальше от ЕС, чем были в 2005 году, когда Европа держала Украину – слишком большую, слишком бедную и слишком коррумпированную для легкой интеграции – на расстоянии от себя. Что-то изменилось с тех пор? Мы стали меньше, богаче или менее коррумпированными? Так что, – «осторожно, двери закрываются!»?

Турция устала идти в Европу, о чем недавно заявил премьер-министр этой страны. Турция ждет приглашения в ЕС уже 50 лет, являясь членом НАТО. Неужели дело только в соблюдении прав человека? У Украины куда меньший опыт и багаж успехов на этом пути. Как свидетельствуют эксперты, Украина выполнила только 4 из более чем 60 проанализированных приоритетов реформ, предусмотренных Повесткой дня ассоциации (ПДА) – ключевым документом, который сегодня регулирует отношения между Украиной и Евросоюзом. Об этом свидетельствуют результаты второго этапа (июль-октябрь 2010 года) общественного мониторинга выполнения ПДА. Но и это еще не все. Похоже, что многие в нашей стране все чаще задумываются о целесообразности европейского будущего Украины. Сегодня многие оценивают охлаждение отношений Украины и ЕС как оптимистичную стагнацию, утверждая, что реальное движение есть, и ряд шагов уже сделаны сегодня Киевом, но перерастет ли это в будущем в продуктивное партнерство? Все чаще встречается мнение, что рушится миф о европейской интеграции Украины.

Нет, конечно же, территориально мы как были, так и останемся в Европе, вопрос лишь о формах сотрудничества с другими странами, находящимися по западную сторону нашей границы. И не только потому, что мы вновь разворачиваемся в своих внешнеполитических предпочтениях на восток, но также и потому, что экономический кризис, охвативший весь мир, нанес Европе наверное самый болезненный удар. «Подсевшая» евровалюта, снижение социальных стандартов, рост безработицы и бюджетных дефицитов в странах-членах ЕС… ослабляют силу притяжения европейского экономического и политического «магнита». Приходится констатировать, что сегодня ни ЕС, ни Украина не готовы двигаться дальше слов о взаимных интересах.

В нашем новом диалоге мы предлагаем для обсуждения вопрос: что может и что должно стать катализатором переговоров «Украина–ЕС»? Давайте более пристально рассмотрим тот ряд изменений, который произошел за последние 2–3 года внутри ЕС. В последнее время там происходят события, казавшиеся невозможными еще несколько лет назад. Ведь еще совсем недавно Евросоюз стоял перед дилеммой: «куда в первую очередь нужно привносить свои ценности», «куда расширяться?» А варианты были – хоть на Юг, хоть на Восток! А сегодня главный вопрос – каким образом и за чей счет выйти из кризиса с наименьшими потерями? Поэтому, было бы интересно проанализировать как изменения, так и вызовы, стоящие перед ЕС сегодня.

Европейские страны столкнулись с проблемой бюджетного наполнения и невозможностью выполнять обширные социальные обязательства, растут налоги на потребление, увеличивается пенсионный возраст, растет число рабочих часов в неделю, сокращаются зарплаты. Означает ли все это, что экономический кризис и пути выхода из него – это конец концепции солидаризма? Что придет на смену столь привлекательному еще недавно европейскому обществу всеобщего благоденствия?

Европейская экономика строится на весьма зыбких основаниях – единая валюта при отсутствии единой фискальной политики; единый рынок на фоне 27 национальных проектов развития отдельных стран. А еще ЕвроТНК и европейский малый и средний бизнес; разные стандарты социального обеспечения в странах ЕС на фоне равных/одинаковых цен, – как все это может совмещаться, и может ли эффективно функционировать такая экономика?

И, конечно же, один из ключевых вопросов европейского проекта, – каковы перспективы развития наднациональных институтов в ЕС? Что будет представлять собой наш западный сосед, если ему удастся решить наболевшие проблемы?

Сегодня отношения Украины и ЕС переживают период определенного охлаждения, которое является результатом ряда кризисов – мирового экономического и финансового, кризиса системы европейской безопасности, кризиса отсутствия концепции «будущего ЕС». Эти кризисы имеют разное значение для Украины и ЕС, но приводят их к одному выводу – сближение пока никто официально не отменял, но и бороться за него не собирается ни одна из сторон.

Свернуть

«Диалог.UA» решил обратиться к этой теме, чтобы разобраться в динамике и перспективах отношений Украины и Европейского союза. Большинство стран Центральной и Восточной Европы вошли в ЕС, тогда как Украина пока так и не получила конкретной перспективы членства в расширенной Европе. Получит ли? Нужно ли это нашей стране? Или может, еще действительно не пришло время? Мы нынче ближе или дальше от ЕС, чем были в 2005 году, когда Европа держала Украину – слишком большую, слишком бедную и слишком коррумпированную для легкой интеграции – на расстоянии от себя. Что-то изменилось с тех пор? Мы стали меньше, богаче или менее коррумпированными? Так что, – «осторожно, двери закрываются!»?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

ЕС должен четко воспринять угрозу потери Украины для себя навсегда - в геополитическом плане, в качестве рынка и как партнера

6 дек 2010 года

Как Вы думаете, Украина-2010 ближе или дальше к Евросоюзу, чем была в 2005 году?

Если мы говорим о перспективе членства Украины в ЕС, то оно так же далеко, как и 5 лет назад. Это качественно новый уровень взаимоотношений, к которому абсолютно не готова Украина, и который вряд ли нужен ЕС на нынешнем этапе его развития. Маловероятно, чтобы что-то изменилось в среднесрочной перспективе. Хотя, конечно, декларации и заверения будут присутствовать в качестве пиар-флажков. Ведь геополитические расклады никто не отменял. ЕС не нужно усиление конкурирующей силы на территории Украины, вне зависимости от того, кто является этой силой. Мы находимся в поле интересов ЕС и будем в нем и далее.

Именно поэтому наше государство обречено, пока что, находиться на своеобразном поводке заверений и надежд, которые уже давно превратились в информационный ширпотреб для внутреннего пользования. Что касается длины поводка, то какая разница длинный он или короткий, главное, что он существует и качественно изменять ситуацию никто не собирается.

Есть и более широкая проблема, связанная с динамикой изменений. ЕС – это нестабильное образование. Никто не знает, что будет с Евросоюзом через 20 лет, и будет ли он существовать в том же виде, как и сейчас. Скорее всего, это будет что-то совершенно иное. Какие же тогда стратегические цели могут быть у Украины? Как нам подготовиться к вступлению в образование, о котором никто не имеет представления? Мы будем делать один шаг, а ЕС тем временем – два. В такой ситуации мы обречены на отставание.

Хотя, в любом случае, двигаться в сторону адаптации Украиной норм и принципов Евросоюза применительно к нашей стране, нам не помешает. Это полезно, прежде всего, для самой Украины. Главное, при этом не заняться любимым украинским делом – кружиться на месте в погоне за сиюминутным интересом, стратегически выполняя «па» танца, смысл которого не в силах понять никто.

Что касается экономической интеграции и подписания соглашения о ЗСТ, то это более насущный вопрос. Однако тут важно помнить, что никакие геополитические перспективы не заменят геоэкономического интереса.


А что может послужить катализатором переговоров «Украина-ЕС»?

Помочь максимально интегрироваться нам в Евросоюз или то, что получится вследствие его модернизации, может только геополитика. То есть, ЕС должен четко воспринять угрозу потери Украины для себя навсегда. Потерять в геополитическом плане, в качестве рынка и как партнера.

То есть, глобальные континентальные геоэкономические и геополитические конфликты могут повысить интерес к Украине. Все-таки пока что это стратегически важная территория. Сегодня причины для всплеска геополитического интереса к территории Украины сложно даже представить.

На сегодняшнем этапе взаимоотношений Украина-ЕС не должно быть ничего, кроме прагматизма. Украинской власти нужно рассуждать примерно следующим образом: что нам нужно, и что мы можем сегодня получить от ЕС? – Часть рынка. Как нам получить ее? – С помощью переговоров, экспансии и торгов. Что нам нужно для этого? – Сильные переговорные позиции и знание слабых мест партнера. Они у нас есть? – Нет. Как мы можем их получить? – С помощью анализа и прогноза.

Украина должна просчитать несколько вариантов развития торговых отношений со своими потенциальными партнерами. И проанализировать их с учетом различных раскладов на мировых рынках на ближайшие 3, 7 и 10 лет. Кроме того, необходимо выявить наиболее выгодные направления экспорта, плюсы и минусы, риски, конкурентов внутри ЕС и конкурентов-импортеров в ЕС, их позиции и заняться работой в этом направлении. Пока что эту тривиальную модель на государственном уровне никто не использует, не говоря уже об информационной борьбе, в отличие от наших внешнеэкономических партнеров. Разумное и стратегически просчитанное активное отстаивание и продвижение собственного интереса – лучший катализатор на нынешнем этапе.


Насколько справедливо утверждение о том, что только Украина ответственна за торможение интеграционных процессов?

Торможение интеграционных процессов – это объективная ситуация. Можно даже не вспоминать экономику и проблему рабочей силы, акцентировав внимание на более приземленных вещах. ЕС смотрит на Украину и представляет себе огромную головную боль: большие средства, которые идут неизвестно куда, ложь и коррупцию, с которой ничего нельзя сделать. ЕС, глядя на Украину, видит Румынию и Болгарию, вспоминает все проблемы, связанные с этими странами, скандалы, сотни миллионов ушедших в бездну. Большинство европолитиков прекрасно понимают, что украинские масштабы не идут ни в какое сравнение с тем, с чем ЕС приходилось сталкиваться ранее. И это абсолютно адекватная оценка реальности.

Здесь ничего не зависит ни от государства Украина, ни от ЕС. Наша страна не сможет преодолеть нынешний уровень коррупции ни законами, ни виселицами, ни чем-то еще. Это не вопрос выбора, демократии, хороших или плохих политиков. Это вопрос массового политического сознания и культуры. Наверное, за это ответственна вся наша история в целом и каждый из нас в отдельности.


Готова ли наша экономика структурно к интеграции в европейскую экономику?

Нет, мы не готовы. Самый простой пример – гипотетическое применение Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза по отношению к Украине. Бюджет ЕС не потянет нашу страну. Мы повиснем камнем на шее, от которого нельзя избавиться без реформы основополагающих принципов.

Реформировать принципы – означает наступать на интересы той же Франции. Сложно представить, сколько нужно сотен миллиардов евро для того, чтобы гарантировать справедливые стандарты жизни нашему сельскому населению. Трудно поверить, что немцы вдруг захотят платить за неэффективную украинскую экономику. Что вообще делать с 70% предприятий нашей страны, которые живут «в тени»?

Нельзя сказать, какой нужен период времени для готовности экономики Украины к интеграции. Никто не знает, в какую сторону мы движемся, и какую модель развития избрали. Боюсь, что никакой модели нет, и не предвидится.


Какие сектора украинской экономики могли бы быть интересны европейским предпринимателям?

Потенциально – это АПК, пищевая промышленность, альтернативная энергетика и сырье для нее, банковская сфера, добыча некоторых видов полезных ископаемых. Но тут все зависит от уровня лояльности к европейским инвестициям. Это не только вопрос налогообложения или разрешительной системы, хотя это важно. Это вопрос готовности принимать эти инвестиции в режиме «зеленого коридора». Но этого нет, так как любая инвестиция здесь начинается с работы лоббистов, если их можно так назвать. Такая ситуация, конечно, тормозит вложения, и Украина проигрывает борьбу за европейские деньги. Они идут туда, где работать проще и безопаснее.

Полномасштабной интеграции в европейское разделение труда также не может произойти в среднесрочной перспективе. В принципе, это возможно, но, вряд ли, выгодно Украине, а значит, не будет поддержано украинскими группами влияния. Что может быть нужно ЕС от Украины в этих рамках? В первую очередь, это сырье и транзит. Для нашей страны – это путь в никуда. Это понимают даже те, кто сегодня зарабатывает на экспорте сырья, но все же пытается смотреть в будущее. Ведь занять нишу сырьевого придатка – означает сделать огромнейшую ошибку, лишить себя возможности для развития.


Европейские страны столкнулись с проблемой бюджетного наполнения и невозможностью выполнять обширные социальные обязательства. Растут налоги на потребление, увеличивается пенсионный возраст (Франция и не только), растет число рабочих часов в неделю (до 45 в Германии), сокращаются зарплаты… Что придет на смену обществу всеобщего благоденствия в ЕС?

Этот вопрос является более глобальным, и затрагивает не только ЕС, но и всю современную архитектуру мира. Нет сомнения в том, что мировоззренческие экономические концепции сегодня терпят крах. Мир, в том числе и ЕС, использует старые идеи, пытаясь завернуть их в новую обертку, сгладив острые углы. Это, пока что, получается с переменным успехом, но вскоре не будет получаться вовсе.

Тот мир, который принято называть демократическим, находится в тупике. Устаревшие идеи доказывают свою неэффективность. Становится ясно, что в фундаменте строящейся социально-экономической башни была допущена ошибка, из-за чего по мере ее роста она начинает распадаться. Все понимают это, но не имеют никаких адекватных идей, что с этим всем делать, и как спасти строение. Все меры, которые Вы обозначили – это попытка быстро замазать наиболее очевидные пробоины и, поплевав через плечо, ожидать, что будет дальше. Но какой фундамент нужен в новых условиях, не знает никто.

Самый страшный кризис сегодня – это кризис новых идей для развития, характерный как для «правых», так и для «левых». Подчеркну, что речь идет о действительно новых идеях, которые смогли бы реанимировать систему, а не пролонгировать агонию.

Успехи «правых» в Европе и популярность их социальных идей – это всего лишь политический маятник и реакция общества на объективные социальные проблемы, связанные с современным глобальным переселением народов. Это опасная тенденция, основанная на популизме, и она не имеет ничего общего с попыткой найти настоящий выход из ситуации.

То, что придет на смену нынешним идеям, будет зависеть от характера, скорости и неотвратимости технологических изменений в мире. Максимально дешевые энергоносители, дешевые продукты питания, развитие и доступность информационных технологий – все это изменит мир и установит совершенно иной формат социально-экономических взаимоотношений на всех уровнях. Эти изменения потребуют нового подхода ко всем основополагающим категориям экономики и социальной сферы. Именно в этот период появятся новые идеи и новые концепции дальнейшего развития.


Европейская экономика таит в себе немало противоречий. Это, в частности, единая валюта при отсутствии единой фискальной политики; это единый рынок на фоне 27 национальных проектов развития стран. Это разные стандарты социального обеспечения в странах ЕС на фоне примерно одинаковых цен. Как все это может сосуществовать и служить эффективному функционированию экономики?

Пока что ЕС удается балансировать между практической реализацией принципов разнообразия и солидарности. Эффективность этого процесса различна. Но нынешнюю ситуацию нельзя назвать полностью эффективной, такой, которая бы использовала потенциальную возможность к синергии, которой вне сомнения обладает ЕС.

В любом случае, Евросоюз будет изменяться и, в первую очередь, исходя из социально-экономических причин. Если страны-участники смогут избавиться от экономического эгоизма и пойдут на взаимные уступки, то социально-экономическая, а за ней и политическая интеграция продолжится. Если же этого не произойдет, то мы увидим дробление евроэкономики и создание новых экономических союзов на базе нынешней системы, возможно в рамках одного весьма условного политического «зонтика». И новые альянсы будут гораздо более эффективными, чем то, что мы видим сегодня.

Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олег Швайковский и Светлана Тараненко,

«Информационная евроинтеграция Украины – все только впереди и хорошо бы не только в фантазиях»

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

«Каталізатором», який прискорив би наше зближення з Євросоюзом, можуть стати економічні реформи в Україні

Александр Чалый, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины

Притягательность Евросоюза для Украины бесспорна и безальтернативна

Святослав Денисенко, эксперт Института стратегических исследований «Новая Украина»

На сегодняшний день, мы дальше от Европы, чем были в начале 2000-ных

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Ідея вступу до ЄС є каталізатором розвитку України

Василь Юрчишин, к.ф-м.н., доктор наук з державного управління, директор економічних програм Центру Разумкова

Саме на шляху євроінтеграції нам потрібно шукати вирішення наших внутрішніх проблем

Юлія Тищенко, політолог, керівник програм розвитку громадянського суспільства Українського незалежного центру політичних досліджень

Україна просто приречена мати з ЄС добрі стосунки

Нико Ланге, глава Киевского бюро Фонда Конрада Аденауэра

«Не Украина нужна Евросоюзу, а Евросоюз Украине»

Григорій Перепелиця, директор Інституту зовнішньої політики Дипломатичної Академії при МЗС України

Європейський Союз побудував таку суспільну систему, яка спрямована на задоволення потреб кожної людини

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Євросоюз не хоче створювати привілейовані умови для країн з фіктивною демократією

Дмитро Шульга, старший менеджер Європейської програми Міжнародного фонду «Відродження»

Головна користь від вступу до ЄС полягає не в грошовій допомозі, а в новій філософії стосунків суспільства і влади

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Вступ України до ЄС з самого початку був примарним

Вероника Прохира, Глава Евразийского института свобод

Украина как никогда близко и почти недосягаемо далека от членства в ЕС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,092