В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

«Диалог.UA» решил обратиться к этой теме, чтобы разобраться в динамике и перспективах отношений Украины и Европейского союза. Большинство стран Центральной и Восточной Европы вошли в ЕС, тогда как Украина пока так и не получила конкретной перспективы членства в расширенной Европе. Получит ли? Нужно ли это нашей стране? Или может, еще действительно не пришло время? Мы нынче ближе или дальше от ЕС, чем были в 2005 году, когда Европа держала Украину – слишком большую, слишком бедную и слишком коррумпированную для легкой интеграции – на расстоянии от себя. Что-то изменилось с тех пор? Мы стали меньше, богаче или менее коррумпированными? Так что, – «осторожно, двери закрываются!»?

Турция устала идти в Европу, о чем недавно заявил премьер-министр этой страны. Турция ждет приглашения в ЕС уже 50 лет, являясь членом НАТО. Неужели дело только в соблюдении прав человека? У Украины куда меньший опыт и багаж успехов на этом пути. Как свидетельствуют эксперты, Украина выполнила только 4 из более чем 60 проанализированных приоритетов реформ, предусмотренных Повесткой дня ассоциации (ПДА) – ключевым документом, который сегодня регулирует отношения между Украиной и Евросоюзом. Об этом свидетельствуют результаты второго этапа (июль-октябрь 2010 года) общественного мониторинга выполнения ПДА. Но и это еще не все. Похоже, что многие в нашей стране все чаще задумываются о целесообразности европейского будущего Украины. Сегодня многие оценивают охлаждение отношений Украины и ЕС как оптимистичную стагнацию, утверждая, что реальное движение есть, и ряд шагов уже сделаны сегодня Киевом, но перерастет ли это в будущем в продуктивное партнерство? Все чаще встречается мнение, что рушится миф о европейской интеграции Украины.

Нет, конечно же, территориально мы как были, так и останемся в Европе, вопрос лишь о формах сотрудничества с другими странами, находящимися по западную сторону нашей границы. И не только потому, что мы вновь разворачиваемся в своих внешнеполитических предпочтениях на восток, но также и потому, что экономический кризис, охвативший весь мир, нанес Европе наверное самый болезненный удар. «Подсевшая» евровалюта, снижение социальных стандартов, рост безработицы и бюджетных дефицитов в странах-членах ЕС… ослабляют силу притяжения европейского экономического и политического «магнита». Приходится констатировать, что сегодня ни ЕС, ни Украина не готовы двигаться дальше слов о взаимных интересах.

В нашем новом диалоге мы предлагаем для обсуждения вопрос: что может и что должно стать катализатором переговоров «Украина–ЕС»? Давайте более пристально рассмотрим тот ряд изменений, который произошел за последние 2–3 года внутри ЕС. В последнее время там происходят события, казавшиеся невозможными еще несколько лет назад. Ведь еще совсем недавно Евросоюз стоял перед дилеммой: «куда в первую очередь нужно привносить свои ценности», «куда расширяться?» А варианты были – хоть на Юг, хоть на Восток! А сегодня главный вопрос – каким образом и за чей счет выйти из кризиса с наименьшими потерями? Поэтому, было бы интересно проанализировать как изменения, так и вызовы, стоящие перед ЕС сегодня.

Европейские страны столкнулись с проблемой бюджетного наполнения и невозможностью выполнять обширные социальные обязательства, растут налоги на потребление, увеличивается пенсионный возраст, растет число рабочих часов в неделю, сокращаются зарплаты. Означает ли все это, что экономический кризис и пути выхода из него – это конец концепции солидаризма? Что придет на смену столь привлекательному еще недавно европейскому обществу всеобщего благоденствия?

Европейская экономика строится на весьма зыбких основаниях – единая валюта при отсутствии единой фискальной политики; единый рынок на фоне 27 национальных проектов развития отдельных стран. А еще ЕвроТНК и европейский малый и средний бизнес; разные стандарты социального обеспечения в странах ЕС на фоне равных/одинаковых цен, – как все это может совмещаться, и может ли эффективно функционировать такая экономика?

И, конечно же, один из ключевых вопросов европейского проекта, – каковы перспективы развития наднациональных институтов в ЕС? Что будет представлять собой наш западный сосед, если ему удастся решить наболевшие проблемы?

Сегодня отношения Украины и ЕС переживают период определенного охлаждения, которое является результатом ряда кризисов – мирового экономического и финансового, кризиса системы европейской безопасности, кризиса отсутствия концепции «будущего ЕС». Эти кризисы имеют разное значение для Украины и ЕС, но приводят их к одному выводу – сближение пока никто официально не отменял, но и бороться за него не собирается ни одна из сторон.

Свернуть

«Диалог.UA» решил обратиться к этой теме, чтобы разобраться в динамике и перспективах отношений Украины и Европейского союза. Большинство стран Центральной и Восточной Европы вошли в ЕС, тогда как Украина пока так и не получила конкретной перспективы членства в расширенной Европе. Получит ли? Нужно ли это нашей стране? Или может, еще действительно не пришло время? Мы нынче ближе или дальше от ЕС, чем были в 2005 году, когда Европа держала Украину – слишком большую, слишком бедную и слишком коррумпированную для легкой интеграции – на расстоянии от себя. Что-то изменилось с тех пор? Мы стали меньше, богаче или менее коррумпированными? Так что, – «осторожно, двери закрываются!»?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Притягательность Евросоюза для Украины бесспорна и безальтернативна

22 дек 2010 года
Притягательность Евросоюза для Украины бесспорна и безальтернативна: Притягательность Евросоюза для Украины бесспорна и безальтернативна

Александр Чалый, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины

В последнее время мы увидели определенные подвижки в наших отношениях с Евросоюзом – открылась перспектива безвизового режима, ассоциации с ЕС. В то же время у нас осталось множество проблем. Каковы, по вашему мнению, наши отношения с Евросоюзом на данный момент, и главное - каковы перспективы?

Мне кажется, что новая команда, и прежде всего президент Янукович, - в нашу евроинтеграционную политику привнесли реализм и прагматизм. Вообще, это характерно для позиции Януковича. Когда он был ещё премьер-министром в 2002-04-х годах, то уже тогда сыграл довольно значительную роль в продвижении к евроинтеграции Украины. В частности, благодаря ему нам удалось завершить переговоры с ЕС по вопросам вступления в ВТО – всемирную организацию торговли. А ключевым лозунгом Партии регионов всегда было «построим Европу в Украине». Эта политика сейчас начала реализоваться и это плюс. С другой стороны, его взаимодействие с существующей дипломатической службой немножко добавило романтизма в том контексте, что мы опять очень много концентрируемся на перспективе членства.

На мой взгляд, реальности следующие. Евросоюз находится на таком этапе своего развития, в таком тяжёлом социально-экономическом кризисе, что он не способен сформулировать на своём уровне перспективу реального членства для Украины. Соответственно, постановка задачи о перспективе членства в ближайшие 15-20 лет абсолютно нереалистична и непрагматична. Это первое. Второе, и мало кто об этом знает, это то, что соглашение об ассоциации изначально не предполагает ассоциацию европейского типа, то есть, эта ассоциация не даёт автоматической перспективы членства в ЕС.

Таким образом, реальные перспективы для нас следующие. В ближайшие год-три, в зависимости от того, как пойдут переговоры по зоне свободной торговли, мы завершим соглашение об ассоциации. Кроме того, в течение пяти лет мы реально можем упростить визовый режим с Европейским Союзом, а в дальнейшей перспективе и отменить его. Это для нас достижимо и сегодня идут переговоры по каждому из этих направлений.

Наиболее сложным будет достижение согласия по зоне свободной торговли с ЕС. К сожалению, и это я считаю ошибкой как наших, так и европейских коллег, в 2005-06 годах формула зоны свободной торговли, по которой ведутся переговоры, была определена как всеобъемлющая и всеохватная. Это очень тяжёлая формула для Украины и сегодня в этом вопросе существует очень много проблем и расхождений. Экономика Украины крайне слабая, сравнительно со странами ЕС. Ключевым вопросом является то, что у нас нет значительного количества товаров, которые мы могли бы экспортировать в Евросоюз. А те, что есть - продукция сельского хозяйства, металлургии и химической промышленности, - ЕС существенно ограничивает их экспорт, не открывая доступ на свои рынки.

Так что трудно предвидеть, как будут продвигаться переговоры по этому блоку вопросов. Всё будет зависеть от готовности Европейского союза к сбалансированному подходу и украинской стороны к уступкам, которые могут быть неоправданными. Но после последних событий, связанных, в частности, с налоговым кодексом, - власть должна очень серьёзно оценить последствия несбалансированного соглашения о свободной торговле с ЕС как для экономики, так и для социально-экономического климата в Украине. По многим позициям оно может затронуть самые широкие круги наших бизнес-структур: от большого бизнеса до продавцов на рынках.

В целом, работа ведётся по трём направлениям. Первое - соглашение об ассоциации. Часть этого соглашения, и это ошибка, что его не вывели из соглашения об ассоциации, - это соглашение о зоне свободной торговли; это второе. Третье - это продвижение к безвизовому режиму в отношениях между Украиной и Европейским союзом. А что касается перспективы членства, то она может возникнуть у нас не раньше, чем через пятнадцать-двадцать лет. Я здесь очень прагматичен, потому что перспектива членства появится тогда, когда Европейский союз готов будет тратить деньги со своего бюджета на подготовку Украины к членству. Я реально знаю механизмы принятия таких решений, поэтому называю сроки не раньше середины двадцатых годов.

Но из этого абсолютно не надо делать трагедии. То, что Украина не имеет чёткой перспективы членства в ЕС, содержит также и большой плюс. Ведь эти ближайшие пятнадцать лет мы можем строить свои отношения с Евросоюзом как юридически равная страна. А страна, имеющая статус кандидата, практически не имеет возможности вести переговоры с ЕС - она должна автоматически принять все его принципы и стандарты. У нас есть возможность селективного подхода: мы можем интегрироваться только в те стандарты, которые усиливают нас как страну. То есть, мы имеем большую свободу взаимодействия с Европейским союзом.


В этом году ЕС столкнулся с тяжелыми проблемами в ряде стран-членов. Многие предвидят снижение жизненного уровня в странах Евросоюза. Увеличивается пенсионный возраст, увеличиваются налоговые нагрузки, падает реальная заработная плата. Не приведёт ли это к падению интереса со стороны стран, желающих присоединиться к ЕС?

На мой взгляд - нет. Потому что Евросоюз - это не только уровень жизни, это, если хотите, - культура жизни, способ жизни, философия жизни. И в этом плане, стандарты Евросоюза сегодня одни из самых привлекательных в глобальном мире. То есть, я готов допустить, что ЕС в экономике может не достичь тех целей, которые он декларировал десять лет назад, хоть он и ищет пути выхода из этой ситуации. Но главные ценности жизни, такие как уважение прав человека, толерантность к нацменьшинствам, умение находить решения через диалог и компромисс, культура исторического примирения, высочайшие стандарты экологической культуры – это будет присуще странам Евросоюза, это ключевые элементы их имиджа. Это основа их ценностного магнетизма, это суть той мягкой силы, которой они и сегодня влияют на глобальный мир, и в будущем это влияние не уменьшат.

С этой точки зрения, притягательность Евросоюза для Украины бесспорна и даже безальтернативна. Возможно, что при другом векторе стратегической интеграции мы могли бы на какой-то период получить более высокий экономический уровень жизни. Но системно мы нигде не сможем получить того, что есть в ЕС, что базируется на соблюдении прав человека и верховенстве права. Украинский народ всегда был европейским, на протяжении всей своей 1000-летней истории. Были периоды, когда он находился под влиянием других ценностей - более авторитарных, более тоталитарных. Но сейчас пришло время усиливать свою европейскую идентичность и здесь выбор сделан, в том числе и на уровне стратегической политики.

Вот смотрите: кто бы ни приходил к власти в Украине, ни одна политическая сила не снимала лозунг евроинтеграции как нашего стратегического курса. Или на уровне обыденного сознания: такие словосочетания, как евроремонт, еврокино, евростандарты - означают что-либо наилучшего качества, имеют положительную окраску. И это связано не только с уровнем экономического благосостояния, проще говоря - зарплаты. Ведь если мы посмотрим на Арабские Эмираты, то там зарплаты, возможно, и больше, чем в Евросоюзе. Но никто не стремится строить жизнь на тех началах, будь то на уровне семьи или на уровне государства. Там другая цивилизация. Поэтому наша евроинтеграция, и особенно для молодёжи, притягательна и безальтернативна как цивилизационный выбор.


Европейский союз меняется с каждой волной расширения. Каким вы видите будущее европейского проекта?

Ещё в 2005-м году я старался в своих публикациях привлечь внимание украинской общественности к тому, что Европейский союз вошёл в зону глубокого социально-экономического кризиса. Он до сих пор продолжается и касается всех сфер. Мы видели, какие проходят демонстрации в Европейских странах, и это ещё не конец. Мы видим, какие трагические события в экономической и валютной стабильности всё чаще происходят на периферии ЕС: Греция, Ирландия, на очереди Португалия. Думаю, скоро мы узнаем и ещё о ряде стран. Всё это вызывает законные вопросы о перспективе Европейского проекта. Однако, за время своего формирования и развития, Евросоюз показал, что он являет собой одну из самых оптимальных самоорганизовывающихся систем. Он способен к саморазвитию, к самокоррекции. В этом плане он имеет будущее, ответы будут найдены.

Конечно, Евросоюз в будущем будет не таким, каким его задумывали в 2004-м году в Афинах, когда состоялось самое большое в 21-м веке расширение этой структуры. Его задумывали как более централизованное, более иерархическое объединение. Это идеология таких стран, как Германия и Франция, которые являются локомотивами европейской интеграции. Но время показывает, что ЕС будет всё-таки более децентрализованным союзом. И, скорее всего, будут больше преобладать видения, которые присущи таким странам, как Великобритания, как Ирландия. Но это никоим образом не означает, что Евросоюз как межгосударственное объединение с наднациональными функциями прекратит своё существование. Он просто будет видоизменяться.


Беседу вел Андрей Маклаков.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Испытание рутиной

Эйфория от институциональных прорывов в интеграционных процессах России, Белоруссии и Казахстана развеялась. Пришло время тщательной притирки друг к другу наших непохожих хозяйственных комплексов

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олег Швайковский и Светлана Тараненко,

«Информационная евроинтеграция Украины – все только впереди и хорошо бы не только в фантазиях»

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

«Каталізатором», який прискорив би наше зближення з Євросоюзом, можуть стати економічні реформи в Україні

Святослав Денисенко, эксперт Института стратегических исследований «Новая Украина»

На сегодняшний день, мы дальше от Европы, чем были в начале 2000-ных

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Ідея вступу до ЄС є каталізатором розвитку України

Василь Юрчишин, к.ф-м.н., доктор наук з державного управління, директор економічних програм Центру Разумкова

Саме на шляху євроінтеграції нам потрібно шукати вирішення наших внутрішніх проблем

Юлія Тищенко, політолог, керівник програм розвитку громадянського суспільства Українського незалежного центру політичних досліджень

Україна просто приречена мати з ЄС добрі стосунки

Андрей Колпаков, управляющий партнер Аналитической группы «Da Vinci AG»

ЕС должен четко воспринять угрозу потери Украины для себя навсегда - в геополитическом плане, в качестве рынка и как партнера

Нико Ланге, глава Киевского бюро Фонда Конрада Аденауэра

«Не Украина нужна Евросоюзу, а Евросоюз Украине»

Григорій Перепелиця, директор Інституту зовнішньої політики Дипломатичної Академії при МЗС України

Європейський Союз побудував таку суспільну систему, яка спрямована на задоволення потреб кожної людини

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Євросоюз не хоче створювати привілейовані умови для країн з фіктивною демократією

Дмитро Шульга, старший менеджер Європейської програми Міжнародного фонду «Відродження»

Головна користь від вступу до ЄС полягає не в грошовій допомозі, а в новій філософії стосунків суспільства і влади

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Вступ України до ЄС з самого початку був примарним

Вероника Прохира, Глава Евразийского института свобод

Украина как никогда близко и почти недосягаемо далека от членства в ЕС

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,042