В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Когда заговорили, – оказалось, что никто не против реформирования пенсионной системы в Украине. Однако, у разных групп, заинтересованных в проведении пенсионной реформы, оказались и интересы свои, и средства. Одни стремятся увеличить возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж (вместе с выслугой лет), при этом, даже не заикаясь о повышении сумм пенсий как таковых, о соотношении их с реальным прожиточным минимумом. Другие – пытаются получить, если не уже заслуженное в полном объеме, то, по крайней мере, – не потерять то, что в состоянии отложить на старость из текущего потребления.

А о том, что „болезнь” весьма запущена красноречиво говорят цифры. Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран. Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно. Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц – это в 4–10 раз ниже, чем в других европейских странах. При этом государственную пенсию, превышающую 10 тысяч гривен, получают 3872 украинца.

Ныне работающий человек должен нести тройную нагрузку: обеспечивать отчисления в Пенсионный фонд, откладывать самостоятельно на свою старость, отказывать себе в текущем потреблении, ибо на все просто не хватает средств. Но кто может гарантировать сохранность самостоятельно накопленных средств, если даже Директор Мирового банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер считает, что этому должно предшествовать создание соответствующих предпосылок и наличие функционирующего рынка капитала. Без этого сегодняшний работник, не может быть уверенным, что его накопления не погибнут в новых «пирамидах МММ», что их не съест инфляция, и это не будут деньги, выброшенные на ветер.

В то же время очевидными становятся перекосы, как в части пенсионного обеспечения, так и в части взимания пенсионных платежей, уверяют эксперты. В чем состоят главные проблемы грядущей пенсионной реформы? В увеличении возраста выхода на пенсию или в отсутствии рабочих мест и росте безработицы? В предпочтении молодых при приеме на работу, и людей предпенсионного возраста – при любом сокращении штатов? Почему увеличение трудового возраста должно быть обязательным, если это не отражается на величине государственной пенсии? Если государство обеспечивает лишь прожиточный минимум, то не должен ли он быть ОДИНАКОВЫМ для ВСЕХ? В зависимости не от чего целесообразнее было бы определять размер пенсии? В этом мы и предлагаем разобраться в новой теме Интернет-издания «Диалог.UA». Ведь боязнь поднимать этот больной вопрос, сделает «течение болезни» еще более опасным.

И, наконец, где же выход из сложившегося положения? Не будут ли результаты пенсионной реформы противоположны ожиданиям?

Вопросов, действительно, накопилось немало. Однако, помимо обсуждения грядущих перемен в пенсионном обеспечении, не хотелось бы обойти стороною причины и следствия ситуации, в которой очутились будущие украинские пенсионеры. Когда возраст начал столь стремительно обесцениваться? Почему общество отошло от формулы: «Молодым - везде у нас дорога, старикам - везде у нас почет!»? И что идет на смену этой формуле - «Спасайся, кто может? И живи за свой счет или умирай»?

Свернуть

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения

18 мар 2011 года
Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения: Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения

Владислав Павловский, член политсовета Партии пенсионеров

Похоже, что законопроект пенсионной реформы Тигипко-Азарова стал своего рода законодательным Носферату – несмотря на то, что его похоронили, он восстал из могилы и бродит, пугая все живое. Как вы думаете, почему?

Повышение пенсионного возраста в развитых странах как-то можно понять, но уровень жизни наших граждан, да и сама ее продолжительность не соответствует западному уровню. И пенсионную реформу реформаторы должны бы начать с себя, с тех, кто живёт в Конча-Заспе, и тому подобных населённых пунктах. Потому что такой разницы в пенсиях, как между восьмистами и 80 000 гривен, нет ни в одной системе пенсионного обеспечения не то что в европейских странах, но даже в Африке.

Если взять любого бюрократа, который просидел свой трудовой стаж в тёплом кабинете с секретаршей и кофе, то его пенсия во много раз больше, чем у офицера или прапорщика, месившего грязь на полигоне и прошедшего через Афганистан. Чем чиновник лучше рабочего, проработавшего сорок лет у станка, или доярки, для которой даже поездка в райцентр – роскошь? Почему профессиональные взяточники получают пенсию в десятки раз больше, чем шахтёры, у которых и средняя продолжительность жизни чуть больше сорока лет?

Я много общаюсь с людьми, возглавляя городскую организацию Партии Пенсионеров и знаю, что говорят люди: чиновник должен быть по пенсии ниже, чем представитель рабочей профессии. У него и должность воровская, и условия труда лучше. Что в советское время, что сейчас столоначальники всех рангов бесплатно ездили и ездят в санатории, дома отдыха. И конечно, они лучше сохранили здоровье - так пусть они и уходят на пенсию после семидесяти, пусть послужат государству!

Возмущает и то, что если человек заслужил пенсию в армии, а затем ещё проработал двадцать лет, то может потом выбрать только одну из двух пенсий: заслуженную военную или заработанную цивильную. Но куда же тогда деваются его отчисления в Пенсионный Фонд? Неужели чиновники принесли больше пользы стране, чем трудовой люд или военнослужащие? Очень сомнительно. Особенно глядя на то, во что превратилась Украина. А ведь когда-то она была процветающей. Украина была одной из самых развитых и богатых республик СССР. Теперь её можно сравнивать лишь с африканскими странами, не хватает только открытой войны между олигархическими кланами. Так за какие такие «заслуги» народ должен выплачивать господам бюрократам заоблачные пенсии? Ответ, я думаю, ясен.


Каждые два года с подачи правительства в стране производится пересчет пенсий. Законом эта процедура не отрегулирована, что вызывает множество нареканий. К чему ведет такая политика?

Пересчитывать надо обязательно, но только в сторону увеличения. Пока что эта политика ведет только к уравниловке и порождает злоупотребления на самом высшем уровне государственного управления. Правительство может провести пересчет, а может и не провести, как ему удобно, под предлогом того, что ему не хватает денег и вообще пенсионеров слишком много, а демография все хуже и хуже. Спрашивается, причем тут демография? Сейчас у нас 13,7 млн. пенсионеров и 14,4 млн. плательщиков в Пенсионный Фонд. Даже если эти количества сравняются, в Украине должно хватить средств для выплаты пенсий, при одном условии – ликвидировать коррупцию и специальные пенсии для чиновников. Ведь каждое предприятие, каждый работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд и на социальное страхование почти 42% из фонда заработной платы. Это, наверное, самый большой процент в мире, но денег почему-то постоянно не хватает.

Классики по этому поводу давно сказали: «Так ведь воруют!» А кто же ещё ворует, если не господа чиновники? Если бы судьи, бюрократы и госслужащие, причем самого высокого ранга не организовали коррупционную систему управления, обирая эту страну до нитки – то, поверьте, у нас бы всего хватало. Поэтому пенсионная реформа может постоять и в десятом ряду, если на первом месте окажется другая реформа - антикоррупционная.

Почему бы у нас не ввести ответственность госслужащих по системе Петра Первого - согласно табели о рангах? Это, к примеру, когда служащий 14-го, низшего ранга за кражу ста гривен получает месяц тюрьмы, а служащий 1-го ранга, за те же сто рублей получит 14 месяцев лишения свободы. И отвечать он должен всем своим имуществом, имуществом семьи и всех близких родственников. Вплоть до смертной казни, как в Китае. И вплоть до бывшего президента, как во Франции.


С середины 1990-х годов Мировой Банк и Международный Валютный Фонд активно продвигают пенсионные реформы в странах, которые обращаются к ним за кредитами. Что вы можете сказать о трёхуровневой пенсионной системе, которую они так рекламируют?

Я не думаю, что подобная система жизнеспособна в нашей стране, или в ней есть какая-то потребность. Ещё раз скажу, что до тех пор, пока процветает коррупция, любая реформа, даже если она продумана и нужна людям, будет нести лишь зло и дальнейшее обнищание народа. У нас уже были «пирамиды», мы помним и «Элиту-Центр», и «Пингвин», и многие другие. Все эти накопительные системы будут лопаться, как пузыри, а государство умоет руки. Да и как можно доверять сбережения менеджерам частных компаний, у которых на уме одно, как «нацарювати рублів сто та втекти»?

Я глубоко убежден, что в наших условиях только государство может и обязано гарантировать выплату пенсий. Частные пенсионные фонды в нашей стране станут такими же мошенническими и ненадежными структурами, как и банки. Да и много ли найдется людей, способных делать дополнительные пенсионные взносы? С каких денег – с этих зарплат?


Наши пенсионеры всегда проявляли незаурядную политическую активность. Если правительство будет настаивать на своей реформе, насколько вероятны массовые акции протеста?

У нас есть несколько категорий населения, которые активнее других. Прежде всего, это студенты и пенсионеры. Пенсионерам нечего терять и нечего делать, но они часто продаются за жалкую подачку, идут на митинги за любого, кто пообещает хоть тридцать гривен. Хотя таких и не слишком много; когда их выходит даже тысяч десять, то это не 13,7 миллионов. И если подожмёт - то они выступят как надо. С ними пойдут и их внуки, и дети. Хотя бы потому, что многие безработные живут на эту крохотную пенсию своих матерей и бабушек.

Прежде, чем вводить свою реформу, правительству Азарова стоило бы еще раз подумать – стоит ли? Пенсионная реформа это ведь не Налоговый кодекс, зацепивший миллион предпринимателей. Здесь они затронут десятки миллионов людей, практически всё население. Вспомните, что делалось во Франции, где Саркози решил поднять пенсионный возраст на два года – на улицы вышли сотни тысяч, если не миллионы людей, причем и молодежи тоже. А у нас сразу на пять лет повышают. Понятно, что правительство очень хочет заполучить эти полтора миллиарда долларов, что дает МВФ, но если оно будет и дальше продавливать непопулярную, мягко говоря, реформу, то получит не кредит, а революционную ситуацию. Как у Маркса в «Манифесте» по Европе бродил «призрак коммунизма», так и у нас по Украине бродит призрак революции. Пенсионная реформа вполне может стать той последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения.

Учтите ещё и то, что многие пенсионеры воевали и знают, как обращаться с оружием. Это вам не чиновники, которые от первого же выстрела под стол полезут. Мы уже обсуждали такой вариант развития событий с отставниками, с «афганцами», с ребятами из Союза десантников, который я организовал. Если мы наденем военную форму со всеми орденами и медалями, и выступим, то даже если против нас пустят танки – что они смогут сделать? У меня на кителе более тридцати наград, если я скажу солдату или лейтенанту - «сынок, на кого ты руку поднимаешь, против кого идёшь?», то не думаю, что он останется по другую сторону от народа.

Несколько месяцев назад была проведена предупредительная акция от «афганцев». Они принесли гробы к Верховной Раде, которые символизировали похороны льгот участников боевых действий. Но тогда было всё тихо и мирно. Организаторы сами договорились между собой, чтобы съехалось не более пяти человек от крупного города и потому собралось их всего сотни две. К тому же была установка: только без формы. А представьте себе, если выйдут все и в форме? Сколько ещё людей за ними пойдёт, и как тогда это будет выглядеть? На чьей стороне будет общественное мнение? Не думаю, что правительство Азарова сможет отсидеться. Скорее всего, оно рассеется по островам курортных регионов.

Вообще странно, что наш народ до сих пор всё терпит. В отделениях Пенсионного Фонда всегда большие очереди, но недавно они увеличились еще больше - люди добиваются чернобыльских выплат. При этом заметьте: чтобы получить то, что причитается им по закону, они вынуждены все, и каждый индивидуально, обращаться в суд. Но и этого мало; сейчас суды просто перестали принимать такие заявления - не иначе, как получили соответствующие указания сверху.

Возникла совершенно дикая ситуация, когда права огромного количества граждан, гарантированные законом, принятым Верховной Радой, подписанным президентом и Кабинетом Министров, надо доказывать через суд. Четыре года назад я добивался, таким образом, повышения своей пенсии. Тогда за недоплаченную ранее пенсию я получил 23 тысячи гривен компенсации, из которых 6 тысяч отдал адвокату. Как вы понимаете, услуги адвоката сами по себе стоят гораздо меньше, но «услуги» судьи, с которым адвокат делится - отнюдь не дешевы.

Конечно, не все могут решиться на такое. Один из моих товарищей принципиально отказался участвовать в подобной коррупционной схеме отстаивания своих законных прав. Что вышло? Да ничего - ему не дали никакой компенсации, и пенсия у него осталась мизерной. Так что же ещё тут говорить о пенсионной реформе, если в государстве не только нет законности, но оно и просто вынуждает тебя нарушать закон? Повторяю - можно начать готовить самую прекрасную пенсионную реформу, рассчитывать, какие должны быть отчисления у предпринимателя, чтобы вывести его из тени. Но ее первым пунктом должно стоять одно: «Законность и Справедливость».


Беседу вел Андрей Маклаков.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Рогозинський, директор Київської школи економіки

Головне, що потрібно для накопичувальної системи - це довіра

Володимир Яценко, консультант Проекту USAID «Розвиток фінансового сектору» (FINREP)

Найкраще рішення – зробити диверсифікацію пенсійних ризиків

Галина Голеусова, руководитель департамента по вопросам социальной защиты ФПУ, член правления Пенсионного фонда

Наши реформаторы хотят просто залезть в карманы к пенсионерам

Марчин Свенчицки (Marcin S'wiecicki), Директор, Аналитический центр «Блакитна стричка» ООН

Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно

Анна Вахитова, PhD, профессор-ассистент Киевской школы экономики, старший научный сотрудник Киевского экономического института

Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Магістральний шлях вирішення пенсійних проблем країни – збільшення частки зарплат у ВВП

Ольга Пищулина, к.с.н., заведующая отделом социальной политики Национального института стратегических исследований.

Применять в каждой стране одни и те же пенсионные технологии МВФ, это и методологически, и стратегически неправильно

Анатолий Баронин, Директор Аналитической группы" Da Vinci AG"

Если государство выберет только «силовой» путь «выжимания» средств для бюджета, то реформа завершится дефолтом

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Это не пенсионная реформа, а попытка усиления эксплуатации народа Украины

В.Ф. Савелюшкин, пенсионер, ветеран труда, модератор ресурса www.pensia.in.ua

90% пенсионеров могут получать более высокие пенсии – если захотят

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,030