В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Когда заговорили, – оказалось, что никто не против реформирования пенсионной системы в Украине. Однако, у разных групп, заинтересованных в проведении пенсионной реформы, оказались и интересы свои, и средства. Одни стремятся увеличить возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж (вместе с выслугой лет), при этом, даже не заикаясь о повышении сумм пенсий как таковых, о соотношении их с реальным прожиточным минимумом. Другие – пытаются получить, если не уже заслуженное в полном объеме, то, по крайней мере, – не потерять то, что в состоянии отложить на старость из текущего потребления.

А о том, что „болезнь” весьма запущена красноречиво говорят цифры. Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран. Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно. Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц – это в 4–10 раз ниже, чем в других европейских странах. При этом государственную пенсию, превышающую 10 тысяч гривен, получают 3872 украинца.

Ныне работающий человек должен нести тройную нагрузку: обеспечивать отчисления в Пенсионный фонд, откладывать самостоятельно на свою старость, отказывать себе в текущем потреблении, ибо на все просто не хватает средств. Но кто может гарантировать сохранность самостоятельно накопленных средств, если даже Директор Мирового банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер считает, что этому должно предшествовать создание соответствующих предпосылок и наличие функционирующего рынка капитала. Без этого сегодняшний работник, не может быть уверенным, что его накопления не погибнут в новых «пирамидах МММ», что их не съест инфляция, и это не будут деньги, выброшенные на ветер.

В то же время очевидными становятся перекосы, как в части пенсионного обеспечения, так и в части взимания пенсионных платежей, уверяют эксперты. В чем состоят главные проблемы грядущей пенсионной реформы? В увеличении возраста выхода на пенсию или в отсутствии рабочих мест и росте безработицы? В предпочтении молодых при приеме на работу, и людей предпенсионного возраста – при любом сокращении штатов? Почему увеличение трудового возраста должно быть обязательным, если это не отражается на величине государственной пенсии? Если государство обеспечивает лишь прожиточный минимум, то не должен ли он быть ОДИНАКОВЫМ для ВСЕХ? В зависимости не от чего целесообразнее было бы определять размер пенсии? В этом мы и предлагаем разобраться в новой теме Интернет-издания «Диалог.UA». Ведь боязнь поднимать этот больной вопрос, сделает «течение болезни» еще более опасным.

И, наконец, где же выход из сложившегося положения? Не будут ли результаты пенсионной реформы противоположны ожиданиям?

Вопросов, действительно, накопилось немало. Однако, помимо обсуждения грядущих перемен в пенсионном обеспечении, не хотелось бы обойти стороною причины и следствия ситуации, в которой очутились будущие украинские пенсионеры. Когда возраст начал столь стремительно обесцениваться? Почему общество отошло от формулы: «Молодым - везде у нас дорога, старикам - везде у нас почет!»? И что идет на смену этой формуле - «Спасайся, кто может? И живи за свой счет или умирай»?

Свернуть

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…

28 мар 2011 года
Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…: Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…

Анна Вахитова, PhD, профессор-ассистент Киевской школы экономики, старший научный сотрудник Киевского экономического института

Законопроект по пенсионной реформе довольно активно критиковали на парламентских слушаниях и в прессе. О его достоинствах хорошо известно: сокращение дефицита Пенсионного фонда, снижение максимального размера пенсий и так далее. В то же время, складывается впечатление, что картина пенсионной реформы все равно неполна, и в ней есть важные упущения. Какие именно?

 

В принципе, это довольно стандартная пенсионная реформа, в некоторых странах ее провели уже давно. С моей точки зрения, в нашей стране недостаточно внимания уделяется стимулированию определенной (желаемой) модели поведения населения. То есть, проект реформы подразумевает, что люди будут себя вести себя так, хотелось бы правительству. Но это только предположение. И мне кажется, что правительственное моделирование ситуации упускает слишком много «если». Что если люди не понесут деньги в частные пенсионные фонды? А если они заберут оттуда свои деньги? А если какой-то из этих фондов обвалится, как это изменит поведение вкладчиков? Мне кажется, факторы риска в отношении того, что как будет вести себя население, недооцениваются.

 

То есть не учитывается национальная специфика…

 

Да. И мне кажется, что это будет фактор очень важный для проведения этой реформы. Если люди пенсионным фондам не доверяют, то они будут искать все способы, как бы уклониться от отношений с ними. В результате реформа не будет работать так, как это ожидает правительство.

 

Может ли повлиять на успешность проведения реформы такая особенность нашей страны, как высокая коррумпированность?

 

Конечно. И повлияет очень сильно. Взносы в частные пенсионные фонды и накопительная система – это долгосрочное вложение средств, причем в больших объемах. Все мы знаем про уровень доверия украинским банкам, насколько они надежны и как легко они могут обвалиться, хотя бы за последние пять лет, и помним про финансовые пирамиды. Соблазн распорядиться этими суммами для своего блага слишком велик. Безусловно, есть и пути снижения такого риска, это повышение прозрачности работы финучреждений, доступность информации, частота ее опубликования. Пусть эта информация будет понятна в основном экспертам, но ее доступность всем уменьшает возможности для манипуляций.

 

По опросу, проведенному летом прошлого года Агентством международного развития

США, подавляющее большинство населения Украины против назначения спецпенсий для чиновников. Нет ли тут неучтенного, скажем так, резерва?

 

Спецпенсии – это палка о двух концах. С одной стороны – да, от назначения спецпенсий нужно уходить. И давно надо было от них отказаться. С другой стороны, если эти спецпенсии сократить, пообрезать сегодня, то любой суд постановит, что это юридически неправильно, незаконно, и вся эта склока еще больше подорвет доверие к власти и реформе. Резерв в этой области может быть большим, но дело в том, что о том, какая часть Пенсионного фонда уходит на спецпенсии, доподлинно неизвестно, да и практическое осуществление такой меры очень затруднительно.

 

Пенсионная реформа в Украине, как известно, была начата еще давно, просто шла неважно. И только когда правительство стало набирать кредиты МВФ, нам выдвинули условием их предоставления проведение пенсионной реформы, причем по четко указанному образцу, который уже давно подвергается критике со стороны независимых экспертов. Не слишком ли это высокая цена за кредит в полтора миллиардов «зеленых рублей»?

 

Мой ответ очень простой – не хотите реформу, не берите деньги. Я не сторонник конспирологической теории, теории заговора, что на Западе все сидят и думают, как бы нас тут «закопать». Но надо признать, что какой бы ты ни был эксперт, ты тоже можешь ошибаться. В том числе и эксперты МВФ. Тот же Мировой Банк в свое время критиковали за ошибки в Азии и бывших соцстранах, и была целая дискуссия в экономических кругах на эту тему. Да, их программы очень жесткие и консервативные. Но если они такие плохие, так не берите у них деньги. Никто ведь не заставляет правительство брать кредит. Оно знает об условиях и сознательно соглашается на них.

 

Ключевой момент в пенсионной системе, которую нам предлагают внедрить институты Бреттон-Вудской системы, это так называемый второй и третий уровни – то есть приватизация части пенсионной системы и добровольно-принудительные накопительные счета. Сейчас говорят про 2012 год. Когда реально можно создать эти уровни?

 

Весь вопрос в том, когда будут созданы условия для того, чтобы эта система заработала. То есть будет достигнута бездефицитность бюджета Пенсионного фонда, принято необходимое законодательство и так далее. Реально ли это? Да, это реально. Но я пока не вижу движения к этому. Нет обсуждения, нет динамики. С другой стороны, я не вижу мотивации к созданию новой пенсионной системы. Погашать дефицит из госбюджета – да, это тоже возможно. Это может быть заложено отдельной статьей. Насколько это необходимо – это должно решать правительство. И как экономист, я пока не могу понять, насколько для нас важна проблема пенсионного дефицита как условия введения второго уровня пенсионной системы.

 

Вообще необходимость в пенсионной реформе очень острая. И ее надо было проводить еще 10 лет назад. Поэтому каждый год задержки только усугубляет положение. Конечно, когда ситуация стабильная, такого рода реформы проводить легче, но даже когда ситуация невыгодная, оттягивание реформ делает положение еще хуже.

 

Думаю, всем хорошо известно, насколько плохая ситуация на рынке труда, и насколько те цифры – 2,1% безработных, которые дает Госкомитет статистики, расходятся с действительностью. Не кажется ли вам, что проблему дефицита Пенсионного фонда можно было решать и другим путем – повышения занятости? Ведь повышение числа работающих всего на 1% уже даст Пенсионному фонду гораздо средств, чем сэкономить благодаря реформе. Разве не так?

 

Это хороший вопрос, и стоило бы подсчитать с карандашом в руках, сколько это даст даже при сохранении нынешнего уровня зарплат. К сожалению, у меня пока нет точного ответа на него, но это вопрос хороший. Конечно, пока на дворе кризис, занятость расти не будет, и соответственно, отчисления в Пенсионный фонд тоже.

 

Фактически правительство решило провести реформу, чтобы переложить часть забот с

государства на плечи самих людей. С моей точки зрения, при нашей демографической структуре, это разумный шаг. И как всегда, «дьявол кроется в деталях». Например, какой процент будет браться за обслуживание накопительных счетов, какой будет механизм обеспечения реальной прозрачности всех операций с ними, чтобы деньги вкладчиков не «уплыли» на Кипр, и люди не получили меньше, чем они вложили? Все эти механизмы работы будущих частных пенсионных фондов пока совершенно неясны. Совершенно неясно, каким будет соотношение пенсий вкладчиков государственного Пенсионного фонда и частных пенсионных фондов. И надо понимать, что разница в размере будущих пенсий может быть значительна – если ты всю жизнь получал минимальную зарплату, то и пенсия будет с гулькин нос. И частные пенсионные фонды тут мало чем помогут.

 

И все же я думаю, что на этот раз реформа будет проведена. Но тут нужно уточнить. Будут ли приняты нужные законы? Да, будут. А вот будут ли они работать так, как задумал Тигипко? Тут у меня есть сомнения – в людях нет веры. Особенно в тех, кто будет выходить на пенсию сейчас. У реформ нет поддержки среди населения. Многим специалистам не нравится, что не идет обсуждение этих реформ, а идет простое «информирование» о том, что задумало правительство, а это совершенно другое отношение к людям. И мне кажется, что это будет серьезной проблемой.

 

Беседу вел Андрей Маклаков.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Родился бедным? Тебе не повезло!

Артерии и «социальные лифты» общества закупориваются. Шансы карьерного роста, социальная мобильность снижается, и, что еще хуже, падает доверие людей друг к другу, что заметно среди всех классов общества, но более всего – среди бедных. Столь восхваляемый «гибкий рынок труда», означает лишь мир, в котором такая принципиально важная вещь, как профсоюз, оказывается не у дел, а с работниками обращаются как с собственностью. Это представляет смертельную угрозу семьям рабочих, и их шансам дать своим детям вдохновение и жизненные силы.

В Британии становится все меньше социального разнообразия и знаний: в условиях нынешнего капитализма компетентные люди просто не могут никуда пробиться; они становятся жертвами социальных предрассудков и настроений. Они просто не знают, что делать, поскольку эффективная государственная политика должна идти вразрез с господствующими инстинктами консерваторов.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Рогозинський, директор Київської школи економіки

Головне, що потрібно для накопичувальної системи - це довіра

Володимир Яценко, консультант Проекту USAID «Розвиток фінансового сектору» (FINREP)

Найкраще рішення – зробити диверсифікацію пенсійних ризиків

Галина Голеусова, руководитель департамента по вопросам социальной защиты ФПУ, член правления Пенсионного фонда

Наши реформаторы хотят просто залезть в карманы к пенсионерам

Марчин Свенчицки (Marcin S'wiecicki), Директор, Аналитический центр «Блакитна стричка» ООН

Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Магістральний шлях вирішення пенсійних проблем країни – збільшення частки зарплат у ВВП

Ольга Пищулина, к.с.н., заведующая отделом социальной политики Национального института стратегических исследований.

Применять в каждой стране одни и те же пенсионные технологии МВФ, это и методологически, и стратегически неправильно

Владислав Павловский, член политсовета Партии пенсионеров

Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения

Анатолий Баронин, Директор Аналитической группы" Da Vinci AG"

Если государство выберет только «силовой» путь «выжимания» средств для бюджета, то реформа завершится дефолтом

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Это не пенсионная реформа, а попытка усиления эксплуатации народа Украины

В.Ф. Савелюшкин, пенсионер, ветеран труда, модератор ресурса www.pensia.in.ua

90% пенсионеров могут получать более высокие пенсии – если захотят

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,134