В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Когда заговорили, – оказалось, что никто не против реформирования пенсионной системы в Украине. Однако, у разных групп, заинтересованных в проведении пенсионной реформы, оказались и интересы свои, и средства. Одни стремятся увеличить возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж (вместе с выслугой лет), при этом, даже не заикаясь о повышении сумм пенсий как таковых, о соотношении их с реальным прожиточным минимумом. Другие – пытаются получить, если не уже заслуженное в полном объеме, то, по крайней мере, – не потерять то, что в состоянии отложить на старость из текущего потребления.

А о том, что „болезнь” весьма запущена красноречиво говорят цифры. Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран. Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно. Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц – это в 4–10 раз ниже, чем в других европейских странах. При этом государственную пенсию, превышающую 10 тысяч гривен, получают 3872 украинца.

Ныне работающий человек должен нести тройную нагрузку: обеспечивать отчисления в Пенсионный фонд, откладывать самостоятельно на свою старость, отказывать себе в текущем потреблении, ибо на все просто не хватает средств. Но кто может гарантировать сохранность самостоятельно накопленных средств, если даже Директор Мирового банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер считает, что этому должно предшествовать создание соответствующих предпосылок и наличие функционирующего рынка капитала. Без этого сегодняшний работник, не может быть уверенным, что его накопления не погибнут в новых «пирамидах МММ», что их не съест инфляция, и это не будут деньги, выброшенные на ветер.

В то же время очевидными становятся перекосы, как в части пенсионного обеспечения, так и в части взимания пенсионных платежей, уверяют эксперты. В чем состоят главные проблемы грядущей пенсионной реформы? В увеличении возраста выхода на пенсию или в отсутствии рабочих мест и росте безработицы? В предпочтении молодых при приеме на работу, и людей предпенсионного возраста – при любом сокращении штатов? Почему увеличение трудового возраста должно быть обязательным, если это не отражается на величине государственной пенсии? Если государство обеспечивает лишь прожиточный минимум, то не должен ли он быть ОДИНАКОВЫМ для ВСЕХ? В зависимости не от чего целесообразнее было бы определять размер пенсии? В этом мы и предлагаем разобраться в новой теме Интернет-издания «Диалог.UA». Ведь боязнь поднимать этот больной вопрос, сделает «течение болезни» еще более опасным.

И, наконец, где же выход из сложившегося положения? Не будут ли результаты пенсионной реформы противоположны ожиданиям?

Вопросов, действительно, накопилось немало. Однако, помимо обсуждения грядущих перемен в пенсионном обеспечении, не хотелось бы обойти стороною причины и следствия ситуации, в которой очутились будущие украинские пенсионеры. Когда возраст начал столь стремительно обесцениваться? Почему общество отошло от формулы: «Молодым - везде у нас дорога, старикам - везде у нас почет!»? И что идет на смену этой формуле - «Спасайся, кто может? И живи за свой счет или умирай»?

Свернуть

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно

1 апр 2011 года
Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно: Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно

Марчин Свенчицки (Marcin S'wiecicki), Директор, Аналитический центр «Блакитна стричка» ООН

Предшествующие правительства занимались вопросами пенсионной реформы от случая к случаю. Нынешняя власть начинает продвигать эту идею, но, похоже, только для того, чтобы получить кредиты от МВФ. Но так ли уж действительно необходима пенсионная реформа? Быть может, нам нужна не реформа, а простое наведение порядка?

Во-первых, конечно, реформа необходима, поскольку принцип нынешней солидарной пенсионной системы, которая существует в Украине, был реализован еще в 19 веке, во времена канцлера Германии Отто фон Бисмарка. И все страны, которые создали свои пенсионные системы по этому образцу, теперь их меняют, потому что они не работают в новых экономических и демографических условиях. И Украина тоже начала это делать в 2004 году.

Во-вторых, теперь уже всем очевидны недостатки этой пенсионной системы. Большой дефицит пенсионного фонда, большой разрыв, между минимальными и максимальными пенсиями – в 20 раз и более. Уже 18% ВВП идет на пенсии, – это самый высокий процент в мире, – и очевидно, что очень мало остается денег на другие обязательства правительства. Например, Украина находится на 102 месте из 155 стран, по развитию транспортной инфраструктуры и логистики. Более 500 мостов не соответствовали стандартам безопасности в 2008 году. Только 280 км дорог по всей Украине отвечают стандартам ЕС. Здравоохранение, высшие учебные заведения– у всех наблюдается недостаток средств, чтобы развивать инфраструктуру, обслуживать больных, выплачивать стипендии студентам и развивать науку.

Невозможно всю экономику подчинить только пенсионным издержкам. При таком подходе уничтожается фундамент всей экономики. Поэтому реформа абсолютно необходима


Но складывается впечатление, что эту реформу Украине навязывают извне…

Если есть дефицит финансов и платежного баланса, его нужно покрывать, в том числе и за счет кредитов международных организаций. У Международного Банка и МВФ – эти кредиты самые дешевые, на самых хороших условиях. Нет таких условий кредитования на частном рынке. И потому были созданы и МВФ, и Международный Банк, и Украина является членом этих организаций. Уставы этих организаций защищают интересы своих членов. Они для них работают, там все прозрачно. Украина имеет доступ, как и другие страны, к документам, которые освещают работу этих институтов. Но, конечно, интересы этих банков представляют самые большие профессионалы, и они требуют, чтобы страна, которая берет от них на хороших условиях кредит, вела рациональную, ответственную политику. Такая политика должна гарантировать, что страна сможет возвратить деньги, полученные на самых льготных условиях. Кредиты надо возвращать всегда.

Требование пенсионной реформы и сокращение бюджетного дефицита требует Международный валютный фонд, в связи с кредитом стенд-бай, который он уже начал выдавать Украине несколькими частями. Будут предоставлены и остальные части, но лишь после того, когда будут исполнены условия получения кредита, среди которых и пенсионная реформа.


Одна из особенностей нашей страны – низкое доверие населения к власти. У нас огромный теневой сектор экономики. Как вы думаете, может ли это быть одной из причин того, что возник и продолжает нарастать дефицит Пенсионного фонда?

Предстоящие реформы направлены также и на то, чтобы выйти из теневого сектора. Потому что пенсии будут полностью зависеть от вкладов. Будет ли это виртуальный счет, в котором нет реальных денег или будет этот счет накопительным, который будет иметь реальные активы. В любом случае это будет индивидуальный счет и, с момента выхода на пенсию, деньги с этого счета будут перечисляться на ежемесячные выплаты пенсий. Точно в зависимости от того, сколько вы на этом счете собрали.

Это и будет стимулом, чтобы выйти из теневой экономики, чтобы полностью осуществлять выплату этих взносов из зарплаты, и чтобы смотреть, отчисляют ли работодатели эти деньги на счет работника, и полностью ли.

Но, тем не менее, пока дефицит Пенсионного фонда увеличивается, и не только потому, что экономика уходит «в тень». Он увеличивается также и в связи с определенными демографическими тенденциями в Украине, которые, кстати, происходят и во всем мире. Наши расчеты показывают, что только по демографическим причинам, без повышения возраста выхода на пенсию, если ничего не изменится, средняя пенсия в Украине, которая сейчас составляет 40% от средней зарплаты, в 2050 году упадет до 28%.

Но даже все эти меры – выход из теневой экономики, полная выплата взносов, – они еще не достаточны, чтобы сохранить уровень пенсий. Поэтому и нужно постепенно повышать возраст выхода на пенсию.


Забота о стариках – важный признак цивилизованного общества, и так было всю историю человечества. Не кажется ли вам, что в дискуссиях о пенсионной реформе вопросы экономии как-то незаметно взяли верх над этической стороной?

Нужно чтобы все поняли, что повышение возраста выхода на пенсию – это самый важный и эффективный шаг для сохранения интересов старшего поколения. Потому что он изменяет пропорции между людьми, которые работают и оплачивают взносы, и между теми, которые получают из этих взносов свои пенсии. Как я уже сказал, эта пропорция работает неудовлетворительно, – уже на одного оплачивающего взнос приходится один пенсионер, а через несколько лет будет так, что на одного человека, оплачивающего взнос, будет больше, чем один пенсионер. И, конечно же, мы не можем и дальше увеличивать ставки взноса, потому что она и так очень высокая, 35% – это очень высокая ставка отчислений. И чтобы оградить людей старшего поколения сейчас и в будущем от снижения пенсий, надо менять эти пропорции между работающими и пенсионерами. А для этого надо повышать возраст выхода на пенсию.

Некоторые говорят, что средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчины 62 года, и пенсии получать просто некому будет. Но не так уж мало мужчин доживают до 62 и у них впереди еще 15 лет активной жизни, а для женщин, у которых выход в 55 лет, у них еще 25 лет на пенсии. Это больше, чем в других странах.

Это очень красивая фраза, что «я заработал на свою пенсию». Те, кто работал 30 лет, и хочет жить еще 25 лет на пенсию, – они не заработали на себя, они заработали очень маленькую пенсию, и у государства нет возможности ее увеличить. Нужно работать дольше, чтобы получить достойную пенсию.

За последние 20 лет не было прогресса в плане увеличения продолжительности жизни, но она будет увеличиваться понемногу. И на сегодняшний день система просто не выдержит таких демографических тенденций, поскольку количество работающих будет уменьшаться. И они не смогут обслуживать и себя, и пенсионеров, и развивать инфраструктуру, здравоохранение и все, что мы оплачиваем из наших налогов. Это постепенно приведет к деградации всей экономики.

И конечно есть государственная поддержка людей незащищенных. Для тех, кто не может работать, – существует пенсия по инвалидности. Это нормальное цивилизованное решение, которое существует и работает, и кому будет 60 лет, и не будет возможности работать, он может перейти на пенсию по инвалидности. Но я думаю, что большинство людей-то могут работать, тут много людей, которым 60 лет и они, как и в других странах, могут работать. Еще есть такая важная вещь, как и везде, – есть институт бабушек. Я вам, скажу, что я во многих странах работал, и институт бабушек важен во всех странах. Я не знаю страны, где бы такого не было. Везде бабушки и дедушки занимаются внуками, но, тем не менее, во всех этих странах пенсионный возраст выше, чем в Украине. Уже, кроме Украины, Беларуси и России, все страны бывшего СССР и настоящего СНГ повысили возраст выхода на пенсию.


Если послушать, что говорят об этом представители Мирового Банка и некоторые депутаты, то второй уровень – обязательная накопительная система, это просто панацея. Но так ли это? Может ли у нас вообще работать такая система, если у нас нет для нее основы – развитого фондового рынка? Я уже не говорю о гарантиях вкладов. Ведь если от нас требуют, чтобы мы платили взносы, то нам должны гарантировать их сохранность!

Во многих странах сама накопительная система и размер пенсий зависят от того, как денежные взносы инвестировались, как они зарабатывали деньги на рынке. И это делает их более независимыми от воли правительства. Но, конечно, роль правительства здесь также высока – в надзоре, чтобы не было обманывающих схем, обманывающих структур, которые не выдерживают определенных стандартов, не работают на принципах финансовой предусмотрительности и оптимальных схем инвестирования. Здесь, конечно, надзор важен.

Но не менее важен и рынок ценных бумаг, который не развит в Украине. Нужно также иметь определенные возможности макрофинансовые, потому что если взносы идут не на финансирование текущих пенсионеров, но они идут на инвестиции, инвестиционные фонды это хорошо для экономики. Нужно больше денег, чтобы инвестировать, чтобы создавать больше рабочих мест. Но, с другой стороны, может возникнуть нехватка средств в текущих доходах пенсионного фонда или публичных финансовых накопительных фондах, чтобы оплачивать текущих пенсионеров. Это можно делать только тогда, когда сбалансированы государственные финансы. И, например, во многих странах часть взносов переключается с текущего финансирования на финансирование инвестиционных накопительных фондов.

На мой взгляд, в Украине нет равновесия в публичных финансах, нет фондового рынка ценных бумаг. Поэтому, я бы очень осторожно начинал внедрять эту обязательную накопительную систему. Здесь также нужен хороший государственный надзор и гарантии, чтобы институты, которые будут инвестировать накопленные взносы, работали ответственно. Но этих условий для Украины еще не достаточно. Здесь нужно смотреть, насколько уже развит рынок финансовых ценных бумаг, чтобы можно было переключить часть взносов на этот рынок.

Очень важен инвестиционный климат в стране, инвестиционное законодательство, корпоративное законодательство, чтобы оно привлекало инвесторов, – людей, которые хотели бы инвестировать, и чтобы было пространство для инвестирования этих денег из взносов будущих пенсионеров.


Но будут ли эффективно работать инвестиционные фонды при высоких темпах инфляции, какие время от времени наблюдаются в Украине?

Сейчас, конечно, не сравнить с инфляцией начала 90-х, когда она была 100% в год. Сегодня даже 10% – это уже высокие темпы. И есть много путей развития для Национального Банка, чтобы он был независимым и принимал активное участие в целевом обуздании инфляции; чтобы инструменты, которые имеет Национальный банк, были использованы для снижения инфляции – до 5,5; 4,5; 2,5%, – чтобы сойти на инфляцию, намного ниже 10%. Пока НБУ больше использует меры, чтобы стабилизировать курс валют, но есть и другой опыт многих стран (ведь началось все в 80х годах в Новой Зеландии). В этих странах считается, что самая лучшая и эффективная роль Национального банка состоит в том, чтобы держать инфляцию на рационально низком уровне, разрешив при этом колебания курса валюты. Он, конечно, регулирует приток и отток валюты, ее дешевизну и дороговизну. То есть, курс оставить гибким, а таргетировать инфляцию до рациональных процентов и все инструменты и меры, которые может использовать Национальный банк, необходимо использовать для этой цели.

И это требует, конечно, новой аналитики, новых инструментов – и НБУ уже декларировал, что пойдет в этом направлении. Но мне кажется, что он идет очень медленно в этом направлении, нужно быстрее. Но, в любом случае, на сегодня нет тех опасных условий, которые Украина пережила в начале 90-х годов.


На слушаниях в Верховной Раде были представители Мирового банка. Какова их роль в нашей пенсионной реформе, ведь Украина – далеко не первая страна мира, где проводятся реформы под диктовку институтов Бреттон-Вудской системы?

Специалисты Мирового банка и МВФ рекомендуют Украине эту реформу. Украина - член этих организаций и видит, как они работают, как защищают интересы своих членов. У них большой опыт кредитования многих стран. Бывают и у них ошибки, они не могут знать все, но они используют самые последние достижения науки, свои знания, опыт. Так что, можно полагаться на их советы.

То, что они требуют – это нормальные требования рациональной экономики. С точки зрения украинской экономики, это было бы хорошо сделать, да и займы они дают на очень хороших условиях, что касается процентов и сроков выплат.

Также к ним можно обратиться с просьбой о, так называемой, технической помощи, чтобы они помогли разработать все модели, – тут надо очень четко разработать новую пенсионную систему, чтобы она заработала. Можно сделать индивидуальные счета в ПФ, которые будут индексироваться – это вполне реалистично. Можно сделать накопительные счета, но они не смогут работать без достаточно развитого фондового рынка, чтобы инвестировать эти деньги. Можно подумать и про инвестиции в другие экономики и страны, – это тоже очень хорошо. Но, с точки зрения народной экономики, для Украины это не будет вкладом в развитие своей экономики. Пока лучше большинство инвестиций делать в саму Украину. Тут также можно использовать наработки Мирового банка или других международных институций – Программы развития ООН и USAID – по пенсионной реформе. Украина могла бы использовать экспертов этих организаций как технических советников, которые подскажут, как сделать пенсионную реформу по-настоящему эффективной.

Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Олександр Рогозинський, директор Київської школи економіки

Головне, що потрібно для накопичувальної системи - це довіра

Володимир Яценко, консультант Проекту USAID «Розвиток фінансового сектору» (FINREP)

Найкраще рішення – зробити диверсифікацію пенсійних ризиків

Галина Голеусова, руководитель департамента по вопросам социальной защиты ФПУ, член правления Пенсионного фонда

Наши реформаторы хотят просто залезть в карманы к пенсионерам

Анна Вахитова, PhD, профессор-ассистент Киевской школы экономики, старший научный сотрудник Киевского экономического института

Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Магістральний шлях вирішення пенсійних проблем країни – збільшення частки зарплат у ВВП

Ольга Пищулина, к.с.н., заведующая отделом социальной политики Национального института стратегических исследований.

Применять в каждой стране одни и те же пенсионные технологии МВФ, это и методологически, и стратегически неправильно

Владислав Павловский, член политсовета Партии пенсионеров

Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения

Анатолий Баронин, Директор Аналитической группы" Da Vinci AG"

Если государство выберет только «силовой» путь «выжимания» средств для бюджета, то реформа завершится дефолтом

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Это не пенсионная реформа, а попытка усиления эксплуатации народа Украины

В.Ф. Савелюшкин, пенсионер, ветеран труда, модератор ресурса www.pensia.in.ua

90% пенсионеров могут получать более высокие пенсии – если захотят

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,053