В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

Национальный характер есть то, что некоторые люди считают несуществующим. Другие – признают его существование, но полагают, что его обсуждение ведет лишь к обвинениям в национализме или расизме. В то же время, в западной философской и психологической литературе концепт национального характера представляет огромный интерес на протяжении многих десятилетий, а в научных трудах постоянно ведется дискуссия вокруг того, существует ли такая вещь, как национальный характер, и что он означает.

Открывая диалог, посвященный украинскому национальному характеру, мы хотим понять, можно ли установить значимые различия и факторы, которые могут помочь определить, как мы живем, и что ожидает нас в будущем.

Возникает большая путаница между расхожими представлениями о национальном характере наций и совокупными чертами личности. Люди часто говорят о «типичных» чертах характера разных народов: итальянцев считают эмоциональными, американцев – агрессивными, финнов – молчаливыми и так далее. Никто не отрицает существования различий между «южанами» и «северянами», «западенцями» и «схидняками». Однако здравый смысл подсказывает, что представление о национальном характере, возникшее из личного опыта, не может считаться достоверным. Кроме того, есть масса доказательств, что такие стереотипные представления часто имеют определенный перекос – этнический или ксенофобский.

От чего зависит характер наций? Определяется ли он историей, климатом, национальным богатством или его стоит рассматривать в связи с национальными ценностями и убеждениями? А может быть, те черты, которые мы считаем чертами национального характера представителя определенной нации или этноса, в действительности вытекают из характера государственного устройства и практик работы его институтов, и стоит говорить не о национальном характере, а о характере государства?

Каковы основные «маркеры»/«идентификаторы» украинского характера? Что нас отличает от жителей других стран? Как нас «вычисляют», стоит только покинуть границы Украины? Каково отношение украинцев к базовым институтам и ценностям – семья, страна, власть, образованность, прошлое и будущее? Является ли оно особенным, специфическим на фоне других стран и народов?

Принято считать, что украинскому характеру суждено было сохраняться и воспроизводиться на протяжении веков, благодаря консервации сельской культуры. Однако специфичность украинского характера существенно преобразовывается в условиях урбанистической доминанты. В тоже время, все более очевидным становится тот факт, что изменения в экономическом, правовом и социальном пространстве, растущая мультикультурность, поликонфессиональность общества ведут к разрушению привычной среды обитания, требуют постоянных изменений поведенческих стереотипов и психологической адаптации людей к происходящим переменам. Неизбежность тесного сосуществования и конкуренции культур и религий, а также необходимость постоянно избегать угрозы неоархаизации – все это требует куда более тонких настроек украинского общества, чем это было необходимо еще несколько десятилетий назад, в том числе, включающих смену складывавшихся годами, а быть может и веками, культурных кодов. И хотя культурные коды украинской нации методически разрушались на протяжении десятков и сотен лет, наибольшие изменения украинский характер претерпел за последние 10–20 лет, в эпоху глобализации.

Украинцы в своей «хате с краю» пережили и Речь Посполитую, и Российскую империю, и Советский Союз, потому что всегда видели смысл своего будущего в обретении свободы – воли и независимости, в сохранении украинской идентичности. Но сейчас, как отмечают наиболее проницательные эксперты, украинский народ близок к коллективному самоубийству – саморастворению, самоотречению, самоликвидации… Так ли это?

«Диалог.UA» приглашает Вас обсудить эти вопросы.

Свернуть

Национальный характер есть то, что некоторые люди считают несуществующим. Другие – признают его существование, но полагают, что его обсуждение ведет лишь к обвинениям в национализме или расизме. В то же время, в западной философской и психологической литературе концепт национального характера представляет огромный интерес на протяжении многих десятилетий, а в научных трудах постоянно ведется дискуссия вокруг того, существует ли такая вещь, как национальный характер, и что он означает.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

И при Российской Империи, и в советские времена на этой земле оставался жить тот, кто сидел тихо

13 май 2011 года

Недавно президент Янукович сказал, что за год новой власти удалось осуществить только треть от задуманного. Похоже на то, что Партия РРРегионов натолкнулась на некое пассивное «сопротивление материала». Хотелось бы разобраться, в чём его суть - в неких особенностях украинского характера, национальной души или тут нечто иное?

Я не наблюдаю сопротивления в обществе, заметно только недовольство. Но надо помнить, что властью всегда недовольны, в любом обществе, больше или меньше. Конечно, по сравнению с теми ожиданиями, что были перед выборами, теперь недовольства больше. Особенно среди населения востока Украины, ведь там избиратели не понимали, что своими голосами привели к власти именно тех, кто разрушил основной научный и промышленный потенциал, который там и был сосредоточен. Там же его и уничтожили, под вопли, что надо спасать Украину от насильственной украинизации, от возрождения бандеровщины, от навязывания украинского языка, и так далее.

Но мы сейчас говорим о сопротивлении. Оно есть, конечно, только не со стороны общества, а со стороны бюрократии. Партия Регионов, всё-таки, понимает, что Украина дошла до критической черты: если сохранится такой уровень коррупции, беззакония, самодурства на местах и прочего - то всё это чревато социальным взрывом. Они понимают, что надо менять характер отношений между властью и обществом, но тут-то и возникает сопротивление бюрократов.

Существует ли связь между национальным характером и характером национальной бюрократии или «бюрократы не имеют родины»?

Несомненно, это так, ведь бюрократия клонируется, не меняя свои характерные черты десятилетиями, если не веками. И когда попадает в её среду молодой человек с самыми радужными мечтами, то дальше происходит всё примерно так, как описывал это И. А. Гончаров в "Обыкновенной истории" ещё в девятнадцатом веке. Советская бюрократия возродила дореволюционную бюрократию, не имея других образцов для подражания. Затем, к самодурству царских времён, добавила всесилие сталинского репрессивного аппарата. Причём рекрутов себе бюрократия набирает не из марсиан, а прямо из народа; в нашем случае - из этнических украинцев. И не из выдающихся мыслителей, а из серой массы, которая бездумно повторяет привычки и характер предков.

В этом смысле, этническим украинцам свойственны такие черты, как мечтания о лучшей жизни, которая придёт без их усилий. Каждый хочет, чтобы всё вокруг вдруг стало хорошо, но так, чтобы самому ничем не рисковать. Ещё можно добавить к этому наш традиционный конформизм, сформировавшийся со времён Речи Посполитой. Когда постоянно меняется власть и порядки, народ старается всё тихо пересидеть, привыкает приспосабливаться, чтобы выжить. Выжил, в итоге, тот, кто приспособился. И при Российской Империи, и в советские времена на этой земле оставался жить тот, кто сидел тихо.

Вот такой конформизм приучал народ решать вопросы не по закону, а "через своих", через использование родственных связей и знакомства. То есть, максимально избегая контактов с органами власти. В таких условиях проводить реформы трудно даже для Партии Регионов, потому что большинство людей привыкло к своей местной бюрократии, и не верит, что другая будет лучше. Прошлая власть у нас пришла под лозунгом борьбы с коррупцией, но оказалось, что это нужно только для многократного повышения размеров взяток. Вымогание взяток и каких-то сомнительных платежей стало явлением повсеместным. Теперь, услышав красивый девиз реформ всего и вся, народ боится снова «наступать на грабли».

Можно немного поприжать бюрократию с помощью террора от первого лица государства, как это делал Сталин. Но это никогда не решало проблему в корне, а в наше время - не решит тем более. Теперь нужно идти по пути развития гражданского общества, а вот тут Партия Регионов и перепугалась. Проявилась ещё одна наша характерная черта - неверие в свой народ. Это когда каждый по отдельности думает, что он хороший и благородный, все окружающие - жуткие мерзавцы, негодяи и предатели. На уровне власти это вызывает страх, что если призвать к действию продуктивные силы общества, то общество эту власть очень сильно потеснит.

Таким образом, эта власть в целом отображает характер народа, но предпочитает свой народ припугнуть. Украинцы - не трусливый народ, но если нашего человека припугнуть, то он подумает: а надо ли мне связываться с государством, не лучше ли тихо сидеть и что-то себе делать, пока не всё ещё отобрали?

Так и получается, что когда проходит акция "податковый Майдан", то власть выходит, мирно беседует, а затем тихо берёт активистов "Майдана" под локотки - и в кутузку. Они, видите ли, тротуарную плитку испортили. Предлог смешной и мелочный, почти такой же, как и в деле против Луценко, где чётко видна мелочная месть. Или как в деле против Кучмы, где бывший завгар таксопарка хочет показать бывшему строителю ракет, что он не лучше, чем тот был в молодости… Видимо, сделать кому-то мелкую подлость - это тоже нечто наше национальное. Как говорится, если моя корова издохла - отравлю соседскую, чтобы не радовался.

Культурные коды украинской нации постоянно менялись, меняются и сейчас. Например, Олег Скрипка со своей национальной и одновременно современной музыкой – это замечательное явление, но подобных явлений – единицы. Такое впечатление, что все национальное в нашей стране поглощает некая агрессивная, кричащая, но при этом безликая масса – как в культуре, так и в политике. К чему мы идем, к какому новому состоянию – оцепенелого порядка или наоборот, социального всплеска и беспорядка?

Я думаю, мы близки к стихии, к хаосу, когда все недовольны всем. На фоне общего недовольства и безразличия масс может появиться какое-то нестабильное ядро и начнётся стихия. Да ещё при попустительстве правоохранительных органов, которые пришли на службу из того же народа и пришли не для того, чтобы отдать свою жизнь для процветания подобной власти. Они надели форму, вообще-то, для того, чтобы постоять где-нибудь у дороги с «полосатой ложкой», ободрать базарников, мелких жуликов или наркоманов. В общем, их интересует стабильный доход с мелких правонарушений.

Учитывая всё это, можно предвидеть некоторую опасность. Но предсказать точнее будет нелегко, потому что при внешней апатии настроения людей скрыты от власти. Как при Советском Союзе происходила кухонная революция: под лозунгами "Слава КПСС" недовольство накапливалось.

Власть считает, что если народ безмолвствует, то всё в порядке, а затем удивляется, откуда бунты берутся. И такое развитие событий как раз в духе украинского народа. Даже русские всегда отмечали, как сложно им понять украинцев. Потому что сами они привыкли сразу высказывать недовольство, а украинцы молчат-молчат, пока из-за сущей ерунды не взрываются.

И ещё надо сказать вот о чём. О характере нации мы судим по культуре взаимоотношений в основной массе народа, где этот характер живёт и развивается. Но примеры взаимоотношений даёт элита общества, и если эти примеры не способствуют прогрессу, то в таком обществе как раз и будут накапливаться «болотные газы». В какой-то момент одна спичка приведёт к пожару. То есть, если правящий класс не покажет остальным подлинную политическую культуру, и вообще высокую культуру человеческих отношений, то образуется культурный застой.

Пётр Первый, к примеру, силой насаждал новые образцы культуры. Общество их отвергало, но некоторая часть элиты поддалась, и мало-помалу появились подражатели. И не только в одежде или внешних манерах, но и в нормах поведения. Поэтому, когда наши государственные деятели показывают, что можно совершать маленькие беззакония ради "великой" цели, то и психология народа будет соответствовать такому примеру, и его поведение. Это изменения на уровне персонального сознания. Они затрагивают каждого украинца в любой части Украины, хоть в восточной, хоть в наиболее пассионарной западной.


Беседовал Андрей Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Марія Бурмака, співачка

Ми є. І будемо

Людмила Авескулова, президент Всеукраїнської громадської організації «Ліга Культури»

Для українців свобода і незалежність - в ряду фундаментальних прагнень і відстоювань

Максим Розумний, завідувач відділу стратегічних комунікацій Національного інституту стратегічних досліджень

Українцям потрібна не стільки національна ідея чи національна ідеологія, скільки психотерапія з приводу імперативу самовизначення

Анатолий Ручка, профессор

Падает уровень жизни – меняемся и мы вместе с ним

Юрій Макаров, журналіст, літератор

Українцям страшенно бракує спільного бачення речей і віри одне в одного

Тарас Возняк, головний редактор культурологічного часопису “Ї”

Люди навчаються у процесі суспільних практик бути українцями чи американцями

Роман Чайка, журналист

Хочеш бути українцем, – будь!

Мирослав Маринович, віце-ректор Українського католицького університету

Ми втрачаємо наші шанси, бо не хочемо зробити крок до єдності

Олена Скоморощенко, кандидат філософських наук.

Ми знаходимося в полоні колоніальної традиції і повторюємо із року в рік усталені століттями парадигми

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Особливості етнічного характеру склалися значно раніше, ніж національні особливості українського народу

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Більшість українців ще й досі сподівається на державу

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,084