В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

Национальный характер есть то, что некоторые люди считают несуществующим. Другие – признают его существование, но полагают, что его обсуждение ведет лишь к обвинениям в национализме или расизме. В то же время, в западной философской и психологической литературе концепт национального характера представляет огромный интерес на протяжении многих десятилетий, а в научных трудах постоянно ведется дискуссия вокруг того, существует ли такая вещь, как национальный характер, и что он означает.

Открывая диалог, посвященный украинскому национальному характеру, мы хотим понять, можно ли установить значимые различия и факторы, которые могут помочь определить, как мы живем, и что ожидает нас в будущем.

Возникает большая путаница между расхожими представлениями о национальном характере наций и совокупными чертами личности. Люди часто говорят о «типичных» чертах характера разных народов: итальянцев считают эмоциональными, американцев – агрессивными, финнов – молчаливыми и так далее. Никто не отрицает существования различий между «южанами» и «северянами», «западенцями» и «схидняками». Однако здравый смысл подсказывает, что представление о национальном характере, возникшее из личного опыта, не может считаться достоверным. Кроме того, есть масса доказательств, что такие стереотипные представления часто имеют определенный перекос – этнический или ксенофобский.

От чего зависит характер наций? Определяется ли он историей, климатом, национальным богатством или его стоит рассматривать в связи с национальными ценностями и убеждениями? А может быть, те черты, которые мы считаем чертами национального характера представителя определенной нации или этноса, в действительности вытекают из характера государственного устройства и практик работы его институтов, и стоит говорить не о национальном характере, а о характере государства?

Каковы основные «маркеры»/«идентификаторы» украинского характера? Что нас отличает от жителей других стран? Как нас «вычисляют», стоит только покинуть границы Украины? Каково отношение украинцев к базовым институтам и ценностям – семья, страна, власть, образованность, прошлое и будущее? Является ли оно особенным, специфическим на фоне других стран и народов?

Принято считать, что украинскому характеру суждено было сохраняться и воспроизводиться на протяжении веков, благодаря консервации сельской культуры. Однако специфичность украинского характера существенно преобразовывается в условиях урбанистической доминанты. В тоже время, все более очевидным становится тот факт, что изменения в экономическом, правовом и социальном пространстве, растущая мультикультурность, поликонфессиональность общества ведут к разрушению привычной среды обитания, требуют постоянных изменений поведенческих стереотипов и психологической адаптации людей к происходящим переменам. Неизбежность тесного сосуществования и конкуренции культур и религий, а также необходимость постоянно избегать угрозы неоархаизации – все это требует куда более тонких настроек украинского общества, чем это было необходимо еще несколько десятилетий назад, в том числе, включающих смену складывавшихся годами, а быть может и веками, культурных кодов. И хотя культурные коды украинской нации методически разрушались на протяжении десятков и сотен лет, наибольшие изменения украинский характер претерпел за последние 10–20 лет, в эпоху глобализации.

Украинцы в своей «хате с краю» пережили и Речь Посполитую, и Российскую империю, и Советский Союз, потому что всегда видели смысл своего будущего в обретении свободы – воли и независимости, в сохранении украинской идентичности. Но сейчас, как отмечают наиболее проницательные эксперты, украинский народ близок к коллективному самоубийству – саморастворению, самоотречению, самоликвидации… Так ли это?

«Диалог.UA» приглашает Вас обсудить эти вопросы.

Свернуть

Национальный характер есть то, что некоторые люди считают несуществующим. Другие – признают его существование, но полагают, что его обсуждение ведет лишь к обвинениям в национализме или расизме. В то же время, в западной философской и психологической литературе концепт национального характера представляет огромный интерес на протяжении многих десятилетий, а в научных трудах постоянно ведется дискуссия вокруг того, существует ли такая вещь, как национальный характер, и что он означает.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Падает уровень жизни – меняемся и мы вместе с ним

20 май 2011 года
Падает уровень жизни – меняемся и мы вместе с ним: Падает уровень жизни – меняемся и мы вместе с ним

Анатолий Ручка, профессор

В последние годы среди западных ученых мужей, все более укрепляется мнение, что история, умонастроения и привычки гораздо больше влияют на судьбу той или иной страны, чем думали раньше. Другими словами, если мы сегодня живем плохо, то причины этого нужно искать в нас самих и делах наших предков. Каковы особенности украинского менталитета, что отличает нас от жителей других мест на лице планеты?

Есть много элементов ментальности, из которых мы выделяем наиболее важные ценности. Есть ценности, являющиеся центровыми, аксиологическими. Мониторинг таких ценностей, соответственно, называется аксиомониторингом. Проводятся всемирные ценностные исследования, финансируемые транснациональными организациями типа ЮНЕСКО. Есть аналогичные европейские исследования, финансируемые ЕСи охватывающие 25-27 стран. Волны этих исследований захватили и Украину, в 2005-м, 2007-м, 2009-м годах. У нас с 1991-го года Институтом социологии также ведётся аксиомониторинг по своей методике, с периодом сбора данных раз в три года. Последнее такое исследование было в 2009 году.

В своём мониторинге мы выделяем несколько категорий ценностей. Например, витальные ценности, то есть - жизненные. Они связаны со здоровьем, с детьми, с благополучием. Есть социальные ценности, связанные с морально-психологическим климатом, с созданием равных возможностей в обществе, с отсутствием большого социального расслоения. Можно также выделить блок самореализационных ценностей, подразумевающих общественное признание человека, возможности для интересной работы, повышения образовательного уровня, приобщения к культурным ценностям, обретения индивидуальной независимости. Это очень важный блок.

Ещё надо добавить блок политико-гражданских ценностей, к которым относится независимость Украины, развитие страны, гражданский контроль над решениями власти, свобода слова и предпринимательства, демократия, участие в политической жизни. И наконец, выделим ещё ценности народных традиций и религиозной жизни.

Коротко эти пять блоков ценностей можно называть так: безопасность, комфорт, самореализация, демократия и традиции. По своей значимости для среднестатистического украинца эти ценности в 1991-м году, в ноябре, ещё до декабрьского референдума, установились так: витальные и безопасность - 96%; социальный комфорт - 82%; самореализация - 75%; политико-гражданские ценности - 59%; традиции - 77%. Далее эти показатели менялись следующим образом. Социальный комфорт в 2000-м году поднялся в рейтинге до 90%, а в 2009-м снизился до 64%. Значение витальных ценностей не менялось более чем на 1% и в 2009-м году составило те же 96%.


Понятно, что здесь сказалось множество факторов, и все же – какой из них вы считаете важнейшим?

Скорее всего, снижение уровня жизни. Происходил рост патерналистских настроений, особенно у людей среднего и старшего поколений. Затем наступило "отрезвление" и люди стали больше надеяться на себя.

В отношении самореализации также произошёл подъём в 2000-м до 77% и в 2009-м спад до 72%. Думаю, опять же надо смотреть на поколения - ценность самореализации снизилась в связи уменьшением её возможности для средних и старших поколений, а они демографически превалируют. Молодёжь, которая о лучших возможностях в условиях дикого капитализма знает лишь понаслышке, настроена более оптимистично.

Теперь о блоке политико-гражданских ценностей или ценностей демократии. Здесь мы видим снижение к 50% в 2000-м, но в 2006-м - 54%, а затем падение до 48% в 2009-м году. Это может быть следствием финансово-экономического кризиса. Вполне понятно, что интерес к демократическим процессам снижается, когда возникают большие материальные проблемы.

Ну и наконец - традиции. Показатель в 77% в 1991-м году был достигнут потому, что высококультурная, высокообразованная часть населения проявила интерес к национально-культурному развитию и защите демократии. Далее шло плавное снижение, и в 2000-м году – 75%, а после президентства Ющенко, в 2009-м году - резкое падение до 59%. Почему так произошло? Здесь можно давать разные оценки, однако почти всё, чего он на словах добивался, свершилось наоборот. А разве могло быть иначе, когда обнищание людей усиливалось, но им внушали, что они - великая нация? Национальное самосознание нормально формируется только при росте жизненного уровня всего населения, у нас же произошла девальвация национальных ценностей.

Участие в религиозной жизни сохранялось на уровне примерно 2003-го года в 35-38%. Тут нет больших изменений. Некоторые социологические исследования показывают, что у нас до 80% верующих, но это не значит, что все они истинно религиозны. В советские времена истинно верующих насчитывалось до 20%, сейчас цифры порядка 35-38% представляются вполне реалистичными. Они связаны с численностью старшего поколения, подходящего к закату жизни, поэтому и цифра эта не меняется.


Цифры цифрами, но есть же еще и внутреннее ощущение ситуации. Как в целом изменились наши ценности за 20 лет? Другими словами – как изменились люди?

Трудно ответить на такой вопрос хотя бы потому, что финансовый кризис сильно помешал установить линейную прогрессию. У нас ведь есть данные еще по двум измерениям – европейскому и всемирному, и мы можем смотреть – где есть соответствие, а где нет. Конечно же, люди и их ценности меняются, но меняются сложным образом.

Определённую стабильность можно отметить в отношении витальных и религиозных ценностей. Ещё более-менее заметно отличие людей молодого поколения от старшего, потому что даже низкий жизненный уровень они уже воспринимают как данность, как нечто нормальное.

Как это все объяснить? Я думаю, решающий фактор здесь это падение уровня жизни. Падение уровня жизни влияет на все и вся!


Глядя, как веселится молодежь – хорошо еще, если без спиртного в руках, как-то не очень верится, что она задумывается о таких вещах… Однако можно ли сказать, что молодёжь сейчас менее меркантильно настроена, чем ее родители?

Я бы не сказал. Молодые люди уже приняли систему демократических ценностей; они не считают маловажной возможность самореализации. Проблематика способа жизни, жизненного пути для молодежи крайне важна. У молодых людей нет скачков переоценки ценностей, как у среднего и особенно старшего поколений. Но их субкультура им подсказывает, что интересная работа, к примеру, - это более ценно, чем удовлетворение некоторых меркантильных потребностей. Сейчас наступает так называемая прагматизация ментальности, она захватила и молодёжь.


Беседу вел Андрей Маклаков

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Марія Бурмака, співачка

Ми є. І будемо

Людмила Авескулова, президент Всеукраїнської громадської організації «Ліга Культури»

Для українців свобода і незалежність - в ряду фундаментальних прагнень і відстоювань

Максим Розумний, завідувач відділу стратегічних комунікацій Національного інституту стратегічних досліджень

Українцям потрібна не стільки національна ідея чи національна ідеологія, скільки психотерапія з приводу імперативу самовизначення

Юрій Макаров, журналіст, літератор

Українцям страшенно бракує спільного бачення речей і віри одне в одного

Александр Майборода, доктор исторических наук, профессор

И при Российской Империи, и в советские времена на этой земле оставался жить тот, кто сидел тихо

Тарас Возняк, головний редактор культурологічного часопису “Ї”

Люди навчаються у процесі суспільних практик бути українцями чи американцями

Роман Чайка, журналист

Хочеш бути українцем, – будь!

Мирослав Маринович, віце-ректор Українського католицького університету

Ми втрачаємо наші шанси, бо не хочемо зробити крок до єдності

Олена Скоморощенко, кандидат філософських наук.

Ми знаходимося в полоні колоніальної традиції і повторюємо із року в рік усталені століттями парадигми

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Особливості етнічного характеру склалися значно раніше, ніж національні особливості українського народу

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Більшість українців ще й досі сподівається на державу

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,107