В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Сегодня Украина скорбно наблюдает, как возникшее и растущее на глазах неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции и другие «достижения» 20 лет независимости стремительно разрушают общество, разрывая наше государство на части. Изменения в структуре расходов семей на образование и воспитание детей превратились для жителей Украины в неподъемное бремя. Проблема, которая стоит как перед востоком, так и перед западом, как перед югом, так и перед севером страны это нарастающее социально-экономическое и образовательное неравенство. Очень емко эту проблему сформулировал Академик Мирослав Попович: «Чим бідніша нація – тим вона дурніша. Тобто, вона дивиться собі під ноги. Вона просто не може дозволити собі дивитися у післязавтра, тому що повинна думати, як розрахуватися зі своїми боргами. Ми живемо в такому стані. У нас просто всихає мозок. Все тримається на особистому ентузіазмі».

Украинское государство на практике минимизирует ответственность за систему образования в стране, что отчетливо выражается в снижении расходов бюджета на финансирование системы образования. Корпорации – от мала до велика – совершенно не стремятся инвестировать в образование. Кто же теперь становится заказчиком на образованное общество?

Изменение количества и качества предметов, смена структуры специальностей, по которым готовят наши ВУЗы, ведет к непризнанию украинских дипломов на международном рынке труда. Украинцы все чаще находят за рубежом простейшие и неквалифицированные должности… А ведь совсем недавно Украина на весь мир заявляла о своем главном конкурентном преимуществе –большом количестве высококвалифицированной рабочей силы.

Все это свидетельствует о том, что с переходом в потреблении образовательных услуг от государства к личности, исчезла система проецирования страны в будущее, ведь личные стратегии могут реализовываться и в других странах, на других территориях… Не поэтому ли, как показывают соцопросы, нынешние студенты не видят своего будущего в Украине, воспринимая ее как «страну без будущего»? Почему никого не интересует будущее, почему к нему не готовятся? Или с тех пор, как образование перестало быть делом государства, а стало личным делом каждого обучающегося, – общего будущего в отдельно взятой стране быть не может в принципе?

Нарастают процессы обесценения квалификации и размывания наполняемости понятия квалифицированной рабочей силы. А ведь точки пересечения между общим и профессиональным образованием, рынком труда и инвестиционным климатом в стране никто не отменял. Когда же мы, наконец, поймем, что осуществление развития и преобразования страны невозможно без коренного изменения системы образования, что место страны в мире определяется общеобразовательным и профессиональным уровнем ее населения? Уже сегодня в ведущих странах на долю образования приходится более 20% роста национального дохода.

Еще в начале 18 века Иоганн Готлиб Фихте сказал: «Воспитывая новое поколение должным образом, нация воспитывает себя, строит свое будущее. В этом смысле система образования является ключевым направлением национального строительства. Образование моделирует тот общественный порядок, который образованный гражданин должен будет поддерживать и укреплять». Экономические «чудеса» в странах Центральной Европы, Ирландии, Китая, Южной Кореи и других стран ЮВА могли произойти только потому, что образование было поставлено во главу национальной идеи, национального проекта.

Быть может, пора менять ситуацию, ведь резкий рост сегмента платного образования обуславливает его недоступность для очень многих людей, привязанных к своей стране воспитанием и традициями, и которые со временем могли бы взять на себя ответственность за будущее Украины – страны, которая теряет свое будущее у нас на глазах.

Свернуть

Сегодня Украина скорбно наблюдает, как возникшее и растущее на глазах неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции и другие «достижения» 20 лет независимости стремительно разрушают общество, разрывая наше государство на части. Изменения в структуре расходов семей на образование и воспитание детей превратились для жителей Украины в неподъемное бремя. Проблема, которая стоит как перед востоком, так и перед западом, как перед югом, так и перед севером страны это нарастающее социально-экономическое и образовательное неравенство. Очень емко эту проблему сформулировал Академик Мирослав Попович: «Чим бідніша нація – тим вона дурніша. Тобто, вона дивиться собі під ноги. Вона просто не може дозволити собі дивитися у післязавтра, тому що повинна думати, як розрахуватися зі своїми боргами. Ми живемо в такому стані. У нас просто всихає мозок. Все тримається на особистому ентузіазмі».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость

24 июн 2011 года
Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость: Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость

Владимир Семиноженко, председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины

В международном рейтинге 100 наиболее престижных университетов нет ни одного отечественного. И пусть мы не считаем западных составителей рейтинга абсолютно объективными, и уверены, что у нас есть неплохие вузы, могут ли они сравниться с наиболее передовыми - и почему?

В международных рейтингах Украина все еще удерживает неплохие позиции по образованию. Так, по качеству математического и естественного образования в рейтинге Всемирного экономического форума-2010 мы заняли 42 место, по качеству высшего образования – 46 место, хотя за последние два года наши позиции упали.

Наша страна имеет очень высокие показатели по охваченности населения как средним, так и высшим образованием. Некоторые наши выпускники, например, специалисты в области информационных технологий, вполне конкурентоспособны и востребованы на Западе. В Украине есть вузы «с именем», где сохранены традиции ведущих научных школ, - это Киевская и Львовская политехники, Харьковский и Киевский национальные университеты, Донецкий национальный технический университет, Харьковский национальный университет радиоэлектроники целый ряд других вузов.

Тем не менее, ни один из отечественных университетов действительно не входит не то что в сотню, но даже в 500-ку лучших. По моему глубокому убеждению, дело в том, что не может быть выдающихся вузов там, где деградирует общий уровень образования. И научные школы, и качество фундаментального образования – все это было заложено еще в советское время. А вот к современным вызовам украинская высшая школа не готова.

В то время как мы по инерции продолжаем рассматривать образование исключительно в контексте социальных и гуманитарных целей, передовые страны уже давно сделали ставку на производство новых знаний как мощнейший фактор экономического роста. В Украине по-прежнему не сформирован треугольник «образование-наука-экономика». Другими словами, есть вузы, и достаточно неплохие, есть наука и есть экономика, но пока они не работают в единой системе, которая должна обеспечить современное, постиндустриальное развитие.

В украинских вузах практически отсутствует наука – сегодня они востребованы реальной экономикой не более чем на 3%. Именно столько поступает заказов от реальной экономики на вузовские научные исследования. А ведь для того, чтобы выпускник овладел современным умениями и навыками, нужно, чтобы преподаватель сам находился на передовой своей области знаний, был не только педагогом, но и ученым-исследователем. Сегодня в Украине начаты реформы по модернизации экономики, однако, за модернизацией должен успевать кадровый потенциал. Новую экономику нужно строить с новыми, хорошо подготовленными кадрами. Поэтому возвращение науки в вузы – это задание стратегического масштаба.

В последние годы в ряде развивающихся стран обозначилась тенденция снижения зарплат людей с высшим образованием. Хотя надежных данных по Украине нет, есть ли такая тенденция и в нашей стране?

На мой взгляд, это совершенно разные тенденции. В ведущих странах мира, например, США еще с начала 80-х годов прошлого века наметилась тенденция к росту зарплат так называемых knowledge-workers, в то время как доходы consumption-workers стали расти гораздо медленнее или вообще «замерли». В начале 21 века эта тенденция стала еще заметнее – так, в период с 2000 по 2007 год в тех же Соединенных Штатах ощутимый рост средних зарплат коснулся только 4% работников. В эти 4% вошли люди с докторской степенью и дипломированные специалисты.

А вот зарплаты выпускников колледжей и магистров без конкретной специализации, наоборот, начали снижаться. Получается, что «у них» рынком труда востребованы не просто люди с высшим образованием, но специалисты высочайшего уровня. У нас все иначе. За годы независимости в общественном сознании произошло радикальное переосмысление ценности образования.

В современной Украине, в отличие от западных стран, образование больше не является пропуском к высоким заработкам. Вспомним 90-е. Тогда люди массово покидали свои должности в НИИ и шли торговать на рынки – иначе было не выжить. После шоковых реформ социальный лифт в стране так и не заработал.

Так называемые «истории успеха» нашей так называемой «элиты» - яркий тому пример. Ни знания, ни креативность по определению не нужны в условиях потребительской экономики. Потребительской – в смысле «доедания» ресурсов, созданных предыдущими поколениями, вместо формирования новых источников развития. Экономический кризис, который мы переживаем гораздо болезненнее большинства других государств, наглядно продемонстрировал, что «рост без развития» - это тупиковый маршрут. Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость без шанса догнать лидеров. Получается, что на самом деле выбора у нас нет. Нужны структурные преобразования.

Что необходимо, чтобы, наконец, связать вузы и науку и вывести их на "технологический фронтир" (передовой край), и в первую очередь - какие институциональные нововведения?

Первое. Украина должна сделать выбор в пользу построения новой системы подготовки кадров с высшим образованием, ориентированной на стимулирование инновационного развития экономики, насыщения ее профессионалами необходимой специализации. Что для этого нужно сделать? Постоянно анализировать тенденции развития украинской и мировой экономик, а также рынка труда, как минимум, на пятилетнюю перспективу. Стимулировать сотрудничество вузов, академических институтов и промышленного комплекса. У нас есть все возможности, чтобы уже в ближайшее время создать несколько мощных кластеров, работающих по схеме «университет-лаборатория-производство». Совместные исследования вузов и академических институтов могут финансироваться на грантовой основе.

Государство должно сформировать такие условия, чтобы заинтересовать частных инвесторов – бизнес, который работает в сфере высоких технологий. Наконец, актуальной задачей является создание Академического университета, который будет готовить магистров по направлениям, востребованным в условиях нового, шестого, технологического уклада.

Эту идею высказал президент Национальной академии наук Борис Евгеньевич Патон, а поддержал – премьер-министр Николай Янович Азаров. Соответствующее поручение уже готово. Важно, чтобы оно было реализовано. Второе – создание инновационной инфраструктуры для насыщения инновациями реального сектора экономики. Главное здесь – налаживание механизмов государственно-частного партнерства посредством введения налоговых стимулов для высокотехнологических компаний и производств, венчурное финансирование, поддержка государством старт-ап компаний, усовершенствование государственного менеджмента в сфере трансфера технологий и ряд других мер.

Многое уже делается. В частности, подготовлен новый закон по поддержке ІТ-отрасли, которыми вводятся стимулы для ее развития, разработаны концепции Государственной венчурной компании и Фонда поддержки малого инновационного бизнеса, разрабатывается новая редакция закона о научной и научно-технической деятельности.

И последнее. Не является ли одной из главных проблем сферы образования и науки сам образ мысли нашего политического класса, его инерционность?

Наши политики в большинстве своем так и не стали государственными деятелями. В том смысле, что могут думать только о следующих выборах, но не о том, как будет жить страна через 10, 20, 50 лет. Сила инерции неумолимо уменьшается там, где политикум мыслит и действует стратегически.

Сегодня в Украине принята программа экономических реформ на 2010-2011 годы «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» - все последующие решения власти должны «вписываться» в эту стратегию. Если принцип согласованности действий и последовательности шагов начнет работать в полную силу, наш политический класс вынужден будет качественно измениться. Тех, кто не готов к изменениям, он попросту отторгнет.

Беседу вел Андрей Маклаков.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

НАТО: ответ на кризис в Украине и безопасность в центральной и восточной Европе

Действия России в Украине вынудили наблюдателей и политиков по обе стороны Атлантики, включая членов Конгресса США, пересмотреть роль Соединенных Штатов и НАТО в укреплении европейской безопасности. Особую обеспокоенность в плане безопасности вызывает ситуация вокруг таких стран не-членов НАТО, как Молдова и Украина. Отражая взгляды США и их европейских союзников, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал военную агрессию России «самым серьезным кризисом в Европе после падения Берлинской стены», и заявил, что НАТО «больше не может вести дела с Россией, как раньше».

Этот отчет, подготовленный всего месяц назад Исследовательской службой Конгресса США, хорошо передает образ мысли и расхождения позиций среди американских законодателей в отношении НАТО и кризиса в Украине – с одной стороны, заявления о готовности защитить интересы членов альянса, а с другой – ссылки на пророссийское общественное мнение в ряде стран Запада.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Панцир Сергій Іванович, кандидат історичних наук, доцент Національного університету «Києво-Могилянська академія», експерт «Фонду суспільної безпеки»

Сьогодні сама держава дезорієнтує нашу систему освіти

Василь Кушерець, голова правління товариства «Знання» України, доктор філософських наук, професор

Хороша освіта готує людину до краси

Марина Ткаченко, директор программ развития человеческого потенциала Института Горшенина

В образовании должна произойти революция

Андрей Колпаков, управляющий партнер Аналитической группы «Da Vinci AG»

Скоро у нас не будет, за небольшими исключениями, ни грамотных учителей, ни, соответственно, грамотных учеников

Михайло Мінаков, доктор філософських наук, директор Фонду якісної політики, доцент кафедри філософії та релігієзнавства Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Реформа освіти – це антисоціальний акт, який можуть здійснити тільки політичні самогубці, здатні думати в термінах довготривалих стратегій.

Тарас Владимирович Фиников, Президент Международного фонда исследований образовательной политики

Подготовка специалистов должна идти от потребностей экономики, а не наоборот

В’ячеслав Брюховецький, доктор філологічних наук, почесний президент НаУКМА.

Освітня галузь в Україні надто політизована, до того ж – у не дуже цивілізований спосіб

Микола Макарець, декан фізичного факультету КДУ ім.. Шевченко

Освіта дає людині інтелектуальний інструмент

Станіслав Ніколаєнко, доктор педагогічних наук, професор, академік РАО, голова Громадської Ради освітян та науковців України, голова партії «Справедливість»

Наша освіта – це інерційна система, але вона вже вичерпує свої останні резерви

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Украина это страна, в которой существует общее негативное отношение к интеллекту

Сергій Квіт, президент Національного університету «Києво-Могилянська Академія»

Сьогодні держава самоусувається від відповідальності за майбутнє країни

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Лише освіта і наука дають Україні шанс на гідне майбутнє

Павло Полянський, Голова правління Центру освітнього моніторингу

Освіта – це не факт, а процес

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,034