В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Сегодня Украина скорбно наблюдает, как возникшее и растущее на глазах неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции и другие «достижения» 20 лет независимости стремительно разрушают общество, разрывая наше государство на части. Изменения в структуре расходов семей на образование и воспитание детей превратились для жителей Украины в неподъемное бремя. Проблема, которая стоит как перед востоком, так и перед западом, как перед югом, так и перед севером страны это нарастающее социально-экономическое и образовательное неравенство. Очень емко эту проблему сформулировал Академик Мирослав Попович: «Чим бідніша нація – тим вона дурніша. Тобто, вона дивиться собі під ноги. Вона просто не може дозволити собі дивитися у післязавтра, тому що повинна думати, як розрахуватися зі своїми боргами. Ми живемо в такому стані. У нас просто всихає мозок. Все тримається на особистому ентузіазмі».

Украинское государство на практике минимизирует ответственность за систему образования в стране, что отчетливо выражается в снижении расходов бюджета на финансирование системы образования. Корпорации – от мала до велика – совершенно не стремятся инвестировать в образование. Кто же теперь становится заказчиком на образованное общество?

Изменение количества и качества предметов, смена структуры специальностей, по которым готовят наши ВУЗы, ведет к непризнанию украинских дипломов на международном рынке труда. Украинцы все чаще находят за рубежом простейшие и неквалифицированные должности… А ведь совсем недавно Украина на весь мир заявляла о своем главном конкурентном преимуществе –большом количестве высококвалифицированной рабочей силы.

Все это свидетельствует о том, что с переходом в потреблении образовательных услуг от государства к личности, исчезла система проецирования страны в будущее, ведь личные стратегии могут реализовываться и в других странах, на других территориях… Не поэтому ли, как показывают соцопросы, нынешние студенты не видят своего будущего в Украине, воспринимая ее как «страну без будущего»? Почему никого не интересует будущее, почему к нему не готовятся? Или с тех пор, как образование перестало быть делом государства, а стало личным делом каждого обучающегося, – общего будущего в отдельно взятой стране быть не может в принципе?

Нарастают процессы обесценения квалификации и размывания наполняемости понятия квалифицированной рабочей силы. А ведь точки пересечения между общим и профессиональным образованием, рынком труда и инвестиционным климатом в стране никто не отменял. Когда же мы, наконец, поймем, что осуществление развития и преобразования страны невозможно без коренного изменения системы образования, что место страны в мире определяется общеобразовательным и профессиональным уровнем ее населения? Уже сегодня в ведущих странах на долю образования приходится более 20% роста национального дохода.

Еще в начале 18 века Иоганн Готлиб Фихте сказал: «Воспитывая новое поколение должным образом, нация воспитывает себя, строит свое будущее. В этом смысле система образования является ключевым направлением национального строительства. Образование моделирует тот общественный порядок, который образованный гражданин должен будет поддерживать и укреплять». Экономические «чудеса» в странах Центральной Европы, Ирландии, Китая, Южной Кореи и других стран ЮВА могли произойти только потому, что образование было поставлено во главу национальной идеи, национального проекта.

Быть может, пора менять ситуацию, ведь резкий рост сегмента платного образования обуславливает его недоступность для очень многих людей, привязанных к своей стране воспитанием и традициями, и которые со временем могли бы взять на себя ответственность за будущее Украины – страны, которая теряет свое будущее у нас на глазах.

Свернуть

Сегодня Украина скорбно наблюдает, как возникшее и растущее на глазах неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции и другие «достижения» 20 лет независимости стремительно разрушают общество, разрывая наше государство на части. Изменения в структуре расходов семей на образование и воспитание детей превратились для жителей Украины в неподъемное бремя. Проблема, которая стоит как перед востоком, так и перед западом, как перед югом, так и перед севером страны это нарастающее социально-экономическое и образовательное неравенство. Очень емко эту проблему сформулировал Академик Мирослав Попович: «Чим бідніша нація – тим вона дурніша. Тобто, вона дивиться собі під ноги. Вона просто не може дозволити собі дивитися у післязавтра, тому що повинна думати, як розрахуватися зі своїми боргами. Ми живемо в такому стані. У нас просто всихає мозок. Все тримається на особистому ентузіазмі».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Скоро у нас не будет, за небольшими исключениями, ни грамотных учителей, ни, соответственно, грамотных учеников

13 июл 2011 года

Принято считать, что воспитывая новое поколение, страна воспитывает себя и строит свое будущее. В этом смысле, является ли система образования ключевым элементом? Государство без системы образования – государство без будущего?

Система образования является ключевым элементом для построения определенной модели будущего. И в зависимости от того, какая модель развития выбрана, какие ориентиры обозначены, зависит и характер образования. К примеру, если государственная элита намерена продвигать модель общества, в котором будет востребована дешевая рабочая сила, используемая незначительным количеством лиц, контролирующих экономику и власть, то уровень образования будет крайне низким. Рабочие специальности при таком раскладе будут более востребованы, а, значит, на необходимом минимуме будут даваться и соответствующие знания.

Зато больше внимания будет уделяться формированию «правильного» сознания молодежи. Основной акцент в таком случае - воспитание и формирование устойчивых социальных штампов, которые в дальнейшем позволят максимально эксплуатировать работников.

Будет ли у такого государства будущее? Будет, но вектор развития сместится, например, от того, что мы имеем в Украине сегодня.


Многие сейчас дезориентированы – нужно ли образование вообще? Чему и как нужно учить детей сегодня? Что нужно сделать, чтобы школьник, студент максимально самореализовался и принес наибольшую пользу себе и другим – обществу, стране, своей семье в тех условиях, которые будут через пять, семь, десять лет?

Для этого необходимо, прежде всего, понимать вектор развития современной Украины, востребованность ее отраслей через 10-15 лет. Пока что все озвучиваемые модели развития государства можно условно разделить на две группы. Первая – популистские модели, которые рассчитаны исключительно на восприятие массами определенных информационных клише. Они продвигаются исключительно для внутреннего потребления и никогда не смогут быть реализованы. Вторая – это модели «для галочки», которые возникают из недр бюрократической машины и не имеют никакой привязки к реальности.

Сегодня никто в Украине адекватно не занимался серьезным просчетом и моделированием будущего государства. На это нет запроса, никто не мыслит такими категориями. Именно поэтому наше образование развивается хаотически, не имея ни четкого направления, ни четкой цели. Это бизнес, который не ставит перед собой, стратегических задач. Бизнес частных структур, бизнес государственных чиновников, бизнес отдельных личностей.


И во времена российской империи, и во времена СССР педагогика носила ярко выраженный охранный характер – она защищала власть и приспосабливала человека к жизни в условиях конкретной системы. Кого воспитывает нынешнее поколение учителей? Какова «система ценностей» нынешней модели образования?

Четкой воспитательной функции система образования сегодня не имеет. Все зависит от личности учителя, от его взглядов на жизнь. Как правило, эти взгляды в лучшем случае излишне старомодны, в худшем – крайне стереотипны. Старое поколение учителей практически ушло, а на их место пришли люди, которые заканчивали ВУЗы в конце прошлого века, начале нынешнего. Это люди, которые в большинстве случаев поступали за взятки, учились примерно также и имеют в большинстве своем посттоталитарное мышление. В основном, это не лучшие выпускники, так как уровень оплаты и уровень престижности работы в школе крайне низок. Они учат и воспитывают по мере своих сил и умений. Что из этого получается можно узнать, пообщавшись с преподавателями ВУЗов, которые в большинстве своем отмечают падение уровня подготовки студентов.

Систему ценностей сегодня в сознание приносит не учитель. Ее диктуют, например, маркетологи, запуская кампании по продвижению брендов для детей. Не меньшее значение имеют телевизионные шоу, сериалы, рассчитанные на различные возрастные категории. Их влияние значительно сильнее, чем влияние школьного учителя. Изменить это могут только родители.


Должно ли образование нести какую-то идеологическую или общественную нагрузку, например, объединять страну?

Теоретически в такой благой идее нет ничего плохого. Целое поколение утратило понятие о взаимовыручке, бескорыстии и помощи, например, пожилым людям. Тема объединения страны также может присутствовать. Но нужно понимать, кто и как это будет внедрять на практике. Общественная нагрузка необходима, но для этого нужно иметь в рамках целой страны огромное количество профессионалов, которые реализовывали бы эту идею. Иначе все это может в лучшем случае превратиться в фарс.


Общеизвестный факт - на протяжении последних десятилетий системно не решается проблема удовлетворения потребностей Украины в нужных специалистах. Почему?

Еще раз подчеркну – в Украине образование давно стало бизнесом во всех сферах. Причем бизнеса не системного. Все можно было купить – золотую медаль, диплом, ученую степень. Схожая ситуация и сейчас. Образование превратилось в рынок с лотками, где чиновники выполняли роль сначала рэкетиров, а потом администрации, берущей деньги за торговые места. Поэтому удивляться нечему.


Рынок труда специалистов с высшим образованием уже давно перекошен, насколько это безнадежно и непоправимо? И кто это должен поправлять?

Высшее образование в Украине – это статус. В 70% случаев не важно, что человек закончил, какую специальность получил. Без диплома о высшем образовании нельзя устроиться секретарем или офисным работником. Это минимум для вхождения в определенную социальную группу. Для другой социальной страты приветствуется два высших образования, хотя их уровень обычно вызывает вопросы.

Очевидно, что нужно постепенно изменять социальный запрос, повышать качество ВУЗов, увеличивать требования к студентам, уменьшать их количество. Человек должен приложить очень много усилий, чтобы закончить ВУЗ. Это не должна быть формальность. Это должен быть, прежде всего, интеллектуальный статус, а не статус финансовый или социальный. Другое дело, что этот процесс не под силу в Украине ни одной политической силе. Все сведется к коррупции.


Потеря уважения к квалифицированному труду называется также и избытком квалифицированной рабочей силы… По сути дела, это и отказ государства от образованных людей – это глобальная тенденция, о чем она свидетельствует?

Государство в Украине – это тысячи чиновников, которые живут своей жизнью и стремятся по мере возможностей удовлетворить свои личные материальные и психологические потребности. Вряд ли можно ожидать от них чего-то глобального и серьезного. Никто не отказывается от образованных людей. Всем просто не до этого – есть дела поважнее.


В государстве, где вот уже больше 10 лет наблюдается кризис профессии учителя и преподавателя (ВУЗов), можно ли рассчитывать на качественное образование?

Украина вступает в замкнутый цикл. Скоро у нас не будет, за небольшими исключениями, ни грамотных учителей, ни, соответственно, грамотных учеников. Разрубить этот узел будет очень сложно. Думаю, что ситуацию может изменить только серьезный массовый общественный запрос на качественное образование. Пока же общественный запрос существует, в основном, на качественный диплом, «бумажку-броню».

Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

НАТО: ответ на кризис в Украине и безопасность в центральной и восточной Европе

Действия России в Украине вынудили наблюдателей и политиков по обе стороны Атлантики, включая членов Конгресса США, пересмотреть роль Соединенных Штатов и НАТО в укреплении европейской безопасности. Особую обеспокоенность в плане безопасности вызывает ситуация вокруг таких стран не-членов НАТО, как Молдова и Украина. Отражая взгляды США и их европейских союзников, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал военную агрессию России «самым серьезным кризисом в Европе после падения Берлинской стены», и заявил, что НАТО «больше не может вести дела с Россией, как раньше».

Этот отчет, подготовленный всего месяц назад Исследовательской службой Конгресса США, хорошо передает образ мысли и расхождения позиций среди американских законодателей в отношении НАТО и кризиса в Украине – с одной стороны, заявления о готовности защитить интересы членов альянса, а с другой – ссылки на пророссийское общественное мнение в ряде стран Запада.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Панцир Сергій Іванович, кандидат історичних наук, доцент Національного університету «Києво-Могилянська академія», експерт «Фонду суспільної безпеки»

Сьогодні сама держава дезорієнтує нашу систему освіти

Василь Кушерець, голова правління товариства «Знання» України, доктор філософських наук, професор

Хороша освіта готує людину до краси

Марина Ткаченко, директор программ развития человеческого потенциала Института Горшенина

В образовании должна произойти революция

Михайло Мінаков, доктор філософських наук, директор Фонду якісної політики, доцент кафедри філософії та релігієзнавства Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Реформа освіти – це антисоціальний акт, який можуть здійснити тільки політичні самогубці, здатні думати в термінах довготривалих стратегій.

Тарас Владимирович Фиников, Президент Международного фонда исследований образовательной политики

Подготовка специалистов должна идти от потребностей экономики, а не наоборот

В’ячеслав Брюховецький, доктор філологічних наук, почесний президент НаУКМА.

Освітня галузь в Україні надто політизована, до того ж – у не дуже цивілізований спосіб

Микола Макарець, декан фізичного факультету КДУ ім.. Шевченко

Освіта дає людині інтелектуальний інструмент

Станіслав Ніколаєнко, доктор педагогічних наук, професор, академік РАО, голова Громадської Ради освітян та науковців України, голова партії «Справедливість»

Наша освіта – це інерційна система, але вона вже вичерпує свої останні резерви

Владимир Семиноженко, председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины

Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Украина это страна, в которой существует общее негативное отношение к интеллекту

Сергій Квіт, президент Національного університету «Києво-Могилянська Академія»

Сьогодні держава самоусувається від відповідальності за майбутнє країни

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Лише освіта і наука дають Україні шанс на гідне майбутнє

Павло Полянський, Голова правління Центру освітнього моніторингу

Освіта – це не факт, а процес

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,059