В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Сегодня Украина скорбно наблюдает, как возникшее и растущее на глазах неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции и другие «достижения» 20 лет независимости стремительно разрушают общество, разрывая наше государство на части. Изменения в структуре расходов семей на образование и воспитание детей превратились для жителей Украины в неподъемное бремя. Проблема, которая стоит как перед востоком, так и перед западом, как перед югом, так и перед севером страны это нарастающее социально-экономическое и образовательное неравенство. Очень емко эту проблему сформулировал Академик Мирослав Попович: «Чим бідніша нація – тим вона дурніша. Тобто, вона дивиться собі під ноги. Вона просто не може дозволити собі дивитися у післязавтра, тому що повинна думати, як розрахуватися зі своїми боргами. Ми живемо в такому стані. У нас просто всихає мозок. Все тримається на особистому ентузіазмі».

Украинское государство на практике минимизирует ответственность за систему образования в стране, что отчетливо выражается в снижении расходов бюджета на финансирование системы образования. Корпорации – от мала до велика – совершенно не стремятся инвестировать в образование. Кто же теперь становится заказчиком на образованное общество?

Изменение количества и качества предметов, смена структуры специальностей, по которым готовят наши ВУЗы, ведет к непризнанию украинских дипломов на международном рынке труда. Украинцы все чаще находят за рубежом простейшие и неквалифицированные должности… А ведь совсем недавно Украина на весь мир заявляла о своем главном конкурентном преимуществе –большом количестве высококвалифицированной рабочей силы.

Все это свидетельствует о том, что с переходом в потреблении образовательных услуг от государства к личности, исчезла система проецирования страны в будущее, ведь личные стратегии могут реализовываться и в других странах, на других территориях… Не поэтому ли, как показывают соцопросы, нынешние студенты не видят своего будущего в Украине, воспринимая ее как «страну без будущего»? Почему никого не интересует будущее, почему к нему не готовятся? Или с тех пор, как образование перестало быть делом государства, а стало личным делом каждого обучающегося, – общего будущего в отдельно взятой стране быть не может в принципе?

Нарастают процессы обесценения квалификации и размывания наполняемости понятия квалифицированной рабочей силы. А ведь точки пересечения между общим и профессиональным образованием, рынком труда и инвестиционным климатом в стране никто не отменял. Когда же мы, наконец, поймем, что осуществление развития и преобразования страны невозможно без коренного изменения системы образования, что место страны в мире определяется общеобразовательным и профессиональным уровнем ее населения? Уже сегодня в ведущих странах на долю образования приходится более 20% роста национального дохода.

Еще в начале 18 века Иоганн Готлиб Фихте сказал: «Воспитывая новое поколение должным образом, нация воспитывает себя, строит свое будущее. В этом смысле система образования является ключевым направлением национального строительства. Образование моделирует тот общественный порядок, который образованный гражданин должен будет поддерживать и укреплять». Экономические «чудеса» в странах Центральной Европы, Ирландии, Китая, Южной Кореи и других стран ЮВА могли произойти только потому, что образование было поставлено во главу национальной идеи, национального проекта.

Быть может, пора менять ситуацию, ведь резкий рост сегмента платного образования обуславливает его недоступность для очень многих людей, привязанных к своей стране воспитанием и традициями, и которые со временем могли бы взять на себя ответственность за будущее Украины – страны, которая теряет свое будущее у нас на глазах.

Свернуть

Сегодня Украина скорбно наблюдает, как возникшее и растущее на глазах неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции и другие «достижения» 20 лет независимости стремительно разрушают общество, разрывая наше государство на части. Изменения в структуре расходов семей на образование и воспитание детей превратились для жителей Украины в неподъемное бремя. Проблема, которая стоит как перед востоком, так и перед западом, как перед югом, так и перед севером страны это нарастающее социально-экономическое и образовательное неравенство. Очень емко эту проблему сформулировал Академик Мирослав Попович: «Чим бідніша нація – тим вона дурніша. Тобто, вона дивиться собі під ноги. Вона просто не може дозволити собі дивитися у післязавтра, тому що повинна думати, як розрахуватися зі своїми боргами. Ми живемо в такому стані. У нас просто всихає мозок. Все тримається на особистому ентузіазмі».

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Освіта – це не факт, а процес

Освіта – це не факт, а процес: Освіта – це не факт, а процес

Павло Полянський, Голова правління Центру освітнього моніторингу

Без культу освіти і культу знань жодна нація не має перспектив ні сьогодні, ні в майбутньому. Українцям є що втрачати, адже ми належимо до числа найбільш освічених націй світу. Але також необхідно покласти крах милуванням цим здобутком (врешті-решт, він є заслугою попередніх поколінь) й модернізовувати освіту відповідно до світових освітніх тенденцій.

Читать далее

Лише освіта і наука дають Україні шанс на гідне майбутнє

Максим Стріха: Лише освіта і наука дають Україні шанс на гідне майбутнє

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

В цілому ми лишаємося державою з високим рівне освіти, з доброю наукою – і це наш величезний капітал. Без всього цього ми б були просто «Буркіна-Фасо з чорноземом», хоча часом складається враження, що нинішня влада саме цього і хоче

Читать далее

Сьогодні держава самоусувається від відповідальності за майбутнє країни

Сьогодні держава самоусувається від відповідальності за майбутнє країни: Сьогодні держава самоусувається від відповідальності за майбутнє країни

Сергій Квіт, президент Національного університету «Києво-Могилянська Академія»

Уряд, який приходить до влади, найбільше думає про наступні вибори, ніхто не займається стратегічним плануванням – що потрібно країні через 5–10 років, через 30 і через 50 років. Але, якщо ми не маємо системного бачення, хто ми є і ким ми хочемо бути, то, відповідно, це позначається і на національній економіці, і на освіті.

Читать далее

Украина это страна, в которой существует общее негативное отношение к интеллекту

Владимир Никитин: Украина это страна, в которой существует общее негативное отношение к интеллекту

Владимир Никитин, доктор культурологии, эксперт Международного центра перспективных исследований

Образование является тесно связанным с социумом, и обсуждать образование вне связи с тем, какое общество мы хотим построить, просто бессмысленно. В Украине нет представления, «под что» строить систему образования. Делается попытка создания какого-то образцового, идеального образования, сейчас его пытаются как-то приспособить к рынку труда. Второе – в связи с тем, что социум устроен сложно, образование тоже должно быть сложным. Не может быть единого универсального образования.

Читать далее

Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость

Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость: Сегодня Украина стоит перед выбором – или модернизация, или отсталость

Владимир Семиноженко, председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины

В современной Украине, в отличие от западных стран, образование больше не является пропуском к высоким заработкам. Так называемые «истории успеха» нашей так называемой «элиты» - яркий тому пример. Ни знания, ни креативность по определению не нужны в условиях потребительской экономики. Потребительской – в смысле «доедания» ресурсов, созданных предыдущими поколениями, вместо формирования новых источников развития. Экономический кризис, который мы переживаем гораздо болезненнее большинства других государств, наглядно продемонстрировал, что «рост без развития» - это тупиковый маршрут.

Читать далее

Наша освіта – це інерційна система, але вона вже вичерпує свої останні резерви

Наша освіта – це інерційна система, але вона вже вичерпує свої останні резерви: Наша освіта – це інерційна система, але вона вже вичерпує свої останні резерви

Станіслав Ніколаєнко, доктор педагогічних наук, професор, академік РАО, голова Громадської Ради освітян та науковців України, голова партії «Справедливість»

Якщо поділити виробництво на шість технологічних укладів, то ми матимемо 25% четвертого укладу, 4-5% п’ятого, а решта – нижчі уклади. Шостого укладу, якому часто відводять 0,3-0,4%, можливо й зовсім немає. При такій економіці об’єктивно склалася зневага до розумних людей, відсутність поваги до освіти у представників влади і бізнесу. Як наслідок – скорочення і ліквідація навчальних закладів, «оптимізація» та зменшення видатків на освіту і науку.

Читать далее

Освіта дає людині інтелектуальний інструмент

Освіта дає людині інтелектуальний інструмент: Освіта дає людині інтелектуальний інструмент

Микола Макарець, декан фізичного факультету КДУ ім.. Шевченко

Важливе значення мають поточні оцінки стану справ в освітній галузі, зокрема для природничих наук, та прогнози розвитку ситуації. На превеликий жаль, ці оцінки показують доволі тривожну картину, основними складовими якої є падіння інтересу у школярів до вивчення природничих дисциплін у школі, та відсутність перспективи знайти достатньо оплачувану роботу фахівцям з вищою освітою природничого характеру.

Читать далее

Освітня галузь в Україні надто політизована, до того ж – у не дуже цивілізований спосіб

Освітня галузь в Україні надто політизована, до того ж – у не дуже цивілізований спосіб: Освітня галузь в Україні надто політизована, до того ж – у не дуже цивілізований спосіб

В’ячеслав Брюховецький, доктор філологічних наук, почесний президент НаУКМА.

Фактично, кожен новий міністр освіти хоче все розпочати з нуля, утвердити свою концепцію. З самого початку не було створено стратегічного плану розвитку освіти. Але це не значить, що треба, як це намагається Табачник, всіх уніфікувати, зробити ручними та слухняними.

Читать далее

Подготовка специалистов должна идти от потребностей экономики, а не наоборот

Подготовка специалистов должна идти от потребностей экономики, а не наоборот: Подготовка специалистов должна идти от потребностей экономики, а не наоборот

Тарас Владимирович Фиников, Президент Международного фонда исследований образовательной политики

Стоило бы вообще пересмотреть систему государственного заказа. Государство должно трезво осмыслить ситуацию и выделить ту, относительно небольшую часть выпускников, которые на самом деле нужны в качестве государственных служащих, для них и может существовать система госзаказа. Те же люди, которые готовятся для работы в частном секторе, лучшие из них, могут пользоваться системой государственной поддержки. И еще для одной части учащихся можно организовать систему частно-государственного кредитования. Тогда в систему высшего образования пришли бы деньги, которые из-за различных ограничений туда сейчас не приходят, и, благодаря этой триаде, мы имели бы существенно лучший результат и на рынке труда.

Читать далее

Реформа освіти – це антисоціальний акт, який можуть здійснити тільки політичні самогубці, здатні думати в термінах довготривалих стратегій.

Михайло Мінаков: Реформа освіти – це антисоціальний акт, який можуть здійснити тільки політичні самогубці, здатні думати в термінах довготривалих стратегій.

Михайло Мінаков, доктор філософських наук, директор Фонду якісної політики, доцент кафедри філософії та релігієзнавства Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Наша реальна система освіти виховує людей, які понад усе цінують гроші та індивідуальний успіх у найстигліший термін. Такі люди – погані громадяни, схильні до такої суспільної угоди, де за швидкий особистий економічний успіх цілком справедливо відмовлятися від громадянських прав і свобод, де подвійні стандарти та корупція – прийнятна повсякденність. Будьмо реалістами: нашому суспільству потрібні не кваліфіковані менеджери та активні громадяни, а люди, які не мають серйозної освіти, якими легко маніпулювати і які не готові брати на себе відповідальність.

Читать далее

Скоро у нас не будет, за небольшими исключениями, ни грамотных учителей, ни, соответственно, грамотных учеников

Андрей Колпаков: Скоро у нас не будет, за небольшими исключениями,  ни грамотных учителей, ни, соответственно, грамотных учеников

Андрей Колпаков, управляющий партнер Аналитической группы «Da Vinci AG»

Если государственная элита намерена продвигать модель общества, в котором будет востребована дешевая рабочая сила, используемая незначительным количеством лиц, контролирующих экономику и власть, то уровень образования будет крайне низким. Рабочие специальности при таком раскладе будут более востребованы, а, значит, на необходимом минимуме будут даваться и соответствующие знания.

Читать далее

В образовании должна произойти революция

В образовании должна произойти революция: В образовании должна произойти революция

Марина Ткаченко, директор программ развития человеческого потенциала Института Горшенина

Нынешние образовательные стандарты Украины не соответствуют тому уровню, который должен быть в 21 веке. И дело даже не в том, что должны быть модернизационные прорывы или Интернет-технологии. Что, мол, давайте поставим в каждой школе по классу с компьютерами и всем дадим доступ в Интернет. Можно сделать и так, но от этого качество образования не изменится, потому что нужно провести ряд серьезных системных изменений по очень широкому кругу вопросов, во всей образовательной сфере, начиная с подготовки педагогов. И тут надо кардинально менять все.

Читать далее

Хороша освіта готує людину до краси

Хороша освіта готує людину до краси: Хороша освіта готує людину до краси

Василь Кушерець, голова правління товариства «Знання» України, доктор філософських наук, професор

Без освіти суспільство взагалі втрачає сенс буття, особливо – без навчання дітей. Їх ми можемо навчити тому, що економіка мусить також бути етичною. Бо треба точно знати, чого нам потрібно виробляти більше і для чого. Що приносить благодать, а що - екологічні кризи. Освіта формує світогляд, а він є першопричиною тієї якості життя, що ми собі створили. Через недоліки освіти отримали калічний світогляд і ходили, куди мануть, під «одобрямс» - от і маємо те, що маємо. Живемо за інтересами, а не за цінностями, тому й маємо здичавіле суспільство.

Читать далее

Сьогодні сама держава дезорієнтує нашу систему освіти

Сьогодні сама держава дезорієнтує нашу систему освіти: Сьогодні сама держава дезорієнтує нашу систему освіти

Панцир Сергій Іванович, кандидат історичних наук, доцент Національного університету «Києво-Могилянська академія», експерт «Фонду суспільної безпеки»

«У нас поки що немає еліти, яка вміє жити за своїми високими критеріями, яка історично, поколіннями відчуває, що справедливість, толерантність – це речі, без яких держава існувати не може. Але поступово це сформується, в тому числі і через освіту».

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,096