В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

Большинство людей хотят улучшения своей жизни, но для этого необходимы определенные изменения. Ведь чтобы жить так, как никогда не жил, нужно делать то, чего никогда не делал. При этом никакое правительство не может гарантировать, что необходимые изменения пройдут с достаточной скоростью, а все негативные последствия будут сведены к минимуму. Но если необходимые изменения долго не проводятся, проблемы накапливаются, и проведение реформ неизбежно становится более болезненным.

Из уст наших правителей неоднократно звучали слова: «если не воплощать реформы, Украина останется одной из самых бедных стран Европы» и т.п. Но на вопрос, какой ценой их будут «воплощать», и кто за это заплатит, – так никто и не ответил. А в том, что в результате реформ бедные станут еще беднее, а богатые – богаче, уверено более половины опрошенного населения. Оправдается ли их прогноз и на этот раз?

Реформы, представляющие интерес для всего общества, неизбежно влекут за собой определенные издержки для отдельных его членов – очень многим они угрожают утратой старых привилегий и регалий. Шумная оппозиция реформам со стороны тех, кому выгодно существующее положение, вместе со всеобщим страхом перемен, создают мощную силу сопротивления. Хватит ли у руководства страны политической воли, чтобы его преодолеть?

Идея начать все сначала политикам всегда нравилась, и украинские политические команды в этом смысле не исключение. История независимости Украины полна примеров того, как правительства пытались забыть прошлое, а политики – доказать, что они подобрали ключи к потайным дверкам успешных реформ. Увы, им это редко удавалось, а по правде говоря, не удавалось никогда.

Из года в год украинские политики предпочитали избегать политически трудных решений, сводя непопулярные реформы к минимуму. Однако это не добавляло шансов на успех. «Сегодня реформы в Украине – уже реальность, а не декларация намерений. Я абсолютно убежден, что 2011 год станет годом радикальных реформ в Украине», – подчеркнул глава государства. (Виктор Янукович, Официальный сайт Президента Украины, январь, сентябрь 2011г.). А может, реформы сейчас действительно «не ко времени»?! Ведь в период кризиса, спада или депрессии никто реформы не проводит, наоборот, нужна консервация того, что еще осталось?

Так когда же нужно проводить реформы? Бывает так, что во времена кризиса появляется надежда на успешное проведение самых трудных трансформаций. А иногда, наоборот, кризис служит оправданием откладывания реформ до лучших времен. Как советует Энн Осборн Крюгер, бывшая заместительница директора МВФ: «Во многих случаях реформы лучше всего проводить, когда ситуация в стране спокойная. Экономический рост обеспечивает лучшие условия для проведения налоговых и структурных реформ. Растущая экономика поможет притупить боль для тех групп населения, которые заденет экономическая настройка».

Еще сложнее – это учиться на чужих ошибках. Украинские политики предпочитают делать свои собственные, особенно, если речь идет о реформировании. В большинстве случаев, причины провала реформ предыдущих правительств и президентов были чисто внутренними. Нехватка мотивации или желания, слишком большой упор на быстрый успех, а также – с пугающей частотой – «усталость от реформ» и их игнорирование или имитация на всех уровнях властной вертикали.

Так что же нужно для проведения в Украине реформ? Чего не хватает нам, чтобы начать писать будущее страны с чистого листа, не возвращаясь к прошлым ошибкам и провалам?

Диалог.UA предлагает обсудить судьбу украинских реформ. Реформ, которые с переменным успехом ведут страну вперед. Реформ, о которых мы уже начали забывать, в силу их несостоятельности и бездарной реализации. И, наконец, о тех реформах, которые так нужны - здесь и сейчас – Украине, настоящих!

Свернуть

Большинство людей хотят улучшения своей жизни, но для этого необходимы реформы. При этом никакое правительство не может гарантировать, что необходимые изменения пройдут с достаточной скоростью, а все негативные последствия будут сведены к минимуму. Но если необходимые изменения долго не проводятся, проблемы накапливаются, и проведение реформ неизбежно становится более болезненным.

Идея начать все сначала политикам всегда нравилась, и украинские политические команды в этом смысле не исключение. История независимости Украины полна примеров того, как правительства пытались забыть прошлое, а политики – доказать, что они подобрали ключи к потайным дверкам успешных реформ. Увы, им это редко удавалось, а по правде говоря, не удавалось никогда. Из года в год украинские политики предпочитали избегать политически трудных решений, сводя непопулярные реформы к минимуму.

Так что же нужно для проведения в Украине реформ? Чего не хватает нам, чтобы начать писать будущее страны с чистого листа, не возвращаясь к прошлым ошибкам и провалам?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Нужно добиваться не вытеснения государства из системы управления, а изменения его роли, его модернизации

21 окт 2011 года

Более года назад президентом была опубликована программа реформ в Украине. «Газовая война» с Россией многие вещи отодвинула на второй план, но, тем не менее, реформирование страны – задача стратегическая и не менее важная, чем цены на газ. Какие реформы Украине нужны и что уже сделано?

О том, что новым правительством сделано – говорить ещё рано. Но то, что оно собирается проводить реформы – это однозначно. Это озвучено в послании президента, во многих выступлениях, в стратегии реформ до 2014-го года. Есть Комитет реформ, который этим непосредственно занимается. Некоторые шаги уже сделаны: произошёл очередной этап реформирования налоговой системы, проведена пенсионная реформа, и эти процессы продолжаются. Сейчас будет развёртываться реформа земельных отношений - принят земельный кадастр и выводится на обсуждение закон о рынке земли.

Конечно, последовательность реформ и их комплексность, увы, оставляет желать лучшего. Украинской экономике характерна недореформированность всех ключевых секторов. Это привело к диспропорциям, из-за чего искажаются потоки ресурсов. Государство не в состоянии реализовывать современную регуляторную политику, потому что реакция системы разбалансирована. В конце концов, развиваются определённые коррупционные лестницы.

Мы видим нереформированность аграрного сектора, где требуют решения вопросы землепользования, земельного рынка и аграрного рынка, который также у нас требует внимания.

Практически не реформирован коммунальный сектор. Я бы даже сказал, что происходит его постепенная деградация. Он очень слабо инвестируется, а те средства, что выделяются – используются крайне неэффективно. А это прямой путь к ухудшению качества жизни людей. Причём о государственной политике люди судят, прежде всего, по тому, есть ли в кране горячая вода и тому подобным вещам. То есть, это направление также находится в ряду приоритетных в деятельности правительства.

Очень слабо реформирован у нас и рынок труда. Он имеет ещё почти советскую систему организации, можно даже сказать, что его нет как такового. И это привело к тому, что мы имеем абсолютно неэффективное формирование заработной платы и теряем мобильность, гибкость в вопросах трудоустройства. От этого, несомненно, страдает экономика.

Социальное обеспечение также находится где-то на советском уровне. Это как-то работало в административной экономике, но в условиях рыночных отношений своих функций не выполняет. Те, кто действительно нуждаются в средствах, их не получают. В то же время, то, что получает медицина, здравоохранение, культура, образование – используется неэффективно. Что тоже приводит к постепенной деградации.

К этому списку первоочередных задач, видимо, следует добавить также реформу государственного управления. Потому что оно сильно отстаёт от развития рыночных отношений, которое требует овладения современными инструментами регулирования. Именно не директивного управления, а создания условий, в которых субъекты сами действуют в определённом стратегическом направлении.

Тут можно говорить ещё и о системах самоорганизации, о гражданском обществе – должны создаваться какие-то точки, которые государство могло бы использовать в качестве ориентиров и опоры при выработке своей политики. Общество должно иметь хорошо отлаженную взаимосвязь с государством. Оно должно иметь механизмы для сбора и трансляции замечаний и предложений в адрес власти, для составления квалифицированного мнения. Иначе возникают такие ситуации, как с принятием налогового кодекса. Ведь само по себе это дело очень важное, но оно создало противоречия, вплоть до антагонизмов, вынуждающих сегодня проводить дальнейшие изменения.

Причиной тому было отсутствие адекватной информационной политики со стороны разработчиков, чтобы была разъяснена суть реформ. Нужна и обратная связь с основными реципиентами, прежде всего - с бизнесом.


Думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что после избрания Януковича все мы – и кто голосовал за него, и кто не голосовал, ожидали, что новая власть начнет решать те проблемы, которые не решила предыдущая. Однако мы видим, что правительство оказалось не столько реформаторское, сколько антикризисное. Стоит ли ожидать от него более решительных действий?

Сейчас мы говорим уже не столько о борьбе с кризисом, сколько о преодолении последствий кризиса. Вызов состоит в том, что нам придётся длительное время работать в условиях ограничения ресурсов, особенно внешних займов. В 2007-м году таких ограничений не было, что позволило и развивать систему кредитования внутри страны, и обеспечивать наполнение бюджета.

Как следствие, наши реформы нужно максимально рационализировать для использования ресурсов. Именно по этому принципу проводится пенсионная реформа. Как часть реформирования социального сектора, она должна обеспечить доставку необходимых средств именно тем людям, которые в них нуждаются. Также планируются мероприятия для «прицельного» финансирования и функционирования в сферах здравоохранения, культуры и образования.

Второе направление связано с обеспечением финансовой стабильности. Это узко специализированные вопросы, но в целом они сводятся к обеспечению контролируемости и обоснованности кредитной политики, которую проводят коммерческие банки. Также необходимо повысить регулируемость и предсказуемость валютного рынка, задействовать современные механизмы контроля инфляции. Это должно сбалансировать и рост внешних задолженностей, и кризисные колебания во внешних валютных поступлениях.

Наконец, третье, и самое понятное, направление – это поиск средств, позволяющих аккумулировать и генерировать как можно больше ресурсов, вовлекая и те, которые ранее не использовались. Например, планируется реформа аграрного сектора с целью капитализации аграрного ресурса. Это приведёт к повышению продуктивности использования земель, к повышению производительности сельскохозяйственного труда. Экономическая эффективность будет повышаться и за счёт более рациональных способов предоставления сельхозпродуктов конечному потребителю, то есть уменьшения их добавленной стоимости.

В этом ракурсе большое значение приобретает реформирование политики регионального развития, неоднократно заявленное президентом. Смысл этого реформирования заключается в предоставлении больших возможностей для регионов в использовании имеющихся у них ресурсов.

Во-первых, этого можно достичь при увеличении полномочий местной власти по привлечению инвестиций, по созданию условий для развития бизнеса, внутренних региональных рынков, и т.д.

Во-вторых, будет развиваться межрегиональная кооперация, что создаст синергетический эффект при сотрудничестве областей. Кто же ещё, если не локальный бизнес, не локальная власть, способны найти неиспользуемые, некапитализированные ресурсы на местном уровне? А они могут быть самые разные: аграрные, рекреационные, туристические, транзитные, приграничные, и так далее.


Слово «реформы» родилось не вчера. В 30-70-е годы оно опиралось на один экономический консенсус, с начала 1980-х – на другой. А каким должен быть основной вектор реформ в Украине сейчас, какова их основная идея?

Раз уж мы говорим о формировании рыночной экономики, то и основываться она должна преимущественно на либеральных принципах. Нужно говорить о максимальном развитии всевозможной предпринимательской инициативы, о мотивации для привлечения инвестиций, об инвестировании интеллектуальных ресурсов.

Но при этом нужно добиваться не вытеснения государства из системы управления, а изменения его роли, модернизации тех инструментов, с помощью которых оно влияет на экономику. Реформируя налоговую систему, скажем, мы не должны стремиться максимально снизить налоговое давление. Нужно формировать налоговые инструменты, направляющие развитие в оптимальное для данной страны и в данное время русло. Таким образом, можно повысить эффективность государственного регулирования не снижая уровень либерализации.


Политик без видения – это на Западе выражение почти бранное, синоним популиста. Каково ваше видение некоего итога запланированных реформ?

Мы должны создать запас прочности для противостояния внешним и внутренним вызовам. Мы хотим жить в современной стране, по европейским принципам организации бизнеса, с европейским стандартом качества жизни. А основой для этого является вовлечение в международное разделение труда и создание конкурентоспособной экономики.


Беседовал Андрей Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

НАТО: ответ на кризис в Украине и безопасность в центральной и восточной Европе

Действия России в Украине вынудили наблюдателей и политиков по обе стороны Атлантики, включая членов Конгресса США, пересмотреть роль Соединенных Штатов и НАТО в укреплении европейской безопасности. Особую обеспокоенность в плане безопасности вызывает ситуация вокруг таких стран не-членов НАТО, как Молдова и Украина. Отражая взгляды США и их европейских союзников, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал военную агрессию России «самым серьезным кризисом в Европе после падения Берлинской стены», и заявил, что НАТО «больше не может вести дела с Россией, как раньше».

Этот отчет, подготовленный всего месяц назад Исследовательской службой Конгресса США, хорошо передает образ мысли и расхождения позиций среди американских законодателей в отношении НАТО и кризиса в Украине – с одной стороны, заявления о готовности защитить интересы членов альянса, а с другой – ссылки на пророссийское общественное мнение в ряде стран Запада.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Віталій Кравчук, старший науковий співробітник Центру економічних досліджень

Реформи має ініціювати громадянське суспільство, а реалізувати – держава

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Влада не повинна розглядати суспільство як таке, що нібито заважає гарним реформаторам жити

Максим Борода, старший аналітик Міжнародного центру перспективних досліджень

Реформаторські наміри часто наражаються на суспільний супротив

Борис Кушнірук, економіст

Справжня мета реформ має відповідати задекларованим намірам влади

Олексій Молдован, економіст центру Антикризових досліджень, завідувач сектору грошово-фінансової стратегії Національного інституту Стратегічних досліджень

Покращення бізнес-середовища та стимулювання інвестицій дозволить вирішити більшість економічних та соціальних проблем України

Анатолий Баронин, Директор Аналитической группы" Da Vinci AG"

Украине необходимы реформы, которые позволят стимулировать экономические возможности страны

Александр Кендюхов, пред. Всеукраинского союза ученых-экономистов, д.э.н., проф., зав. каф. стратегического управления экономическим развитием ДНТУ

Неординарная цель требует неординарных методов

Дмитро Ляпін, к.т.н., старший науковий співробітник Національного інституту стратегічних досліджень

Відсутність системних реформ послаблює країну та знекровлює суспільство

Андрій Новак, Голова Комітету економістів України

Україні потрібні системні реформи

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Гальмуючи реформи, влада ризикує, що повністю втратить контроль над суспільством

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации

Процесс реформирования идет, однако темпы и путь реформ оставляют желать лучшего

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Якщо не сталася трансформація, якщо не було еволюції, то буде революція

Василь Юрчишин, к.ф-м.н., доктор наук з державного управління, директор економічних програм Центру Разумкова

Намерение и результат – разные вещи. Поэтому я не могу сказать, что именно в реформах нам удалось

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Безальтернативність курсу реформ передбачає безальтернативність справді реформаторської стратегії

Виктор Суслов, народный депутат Украины в 1994-2002 годах, экс-министр экономики Украины, заслуженный экономист Украины

Украина: реформы объявленные и не объявленные

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

Дорого обходятся не сами реформы, а их незавершенность

___Володимир Лановий, ___президент Центра ринкових реформ

Якщо народ мовчить, влада нічого робити не буде

Геєць Валерій Михайлович, академік НАН України, директор Інституту економіки і прогнозування НАНУ

Реформування потребують абсолютно всі сфери нашої діяльності

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,101