В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

Большинство людей хотят улучшения своей жизни, но для этого необходимы определенные изменения. Ведь чтобы жить так, как никогда не жил, нужно делать то, чего никогда не делал. При этом никакое правительство не может гарантировать, что необходимые изменения пройдут с достаточной скоростью, а все негативные последствия будут сведены к минимуму. Но если необходимые изменения долго не проводятся, проблемы накапливаются, и проведение реформ неизбежно становится более болезненным.

Из уст наших правителей неоднократно звучали слова: «если не воплощать реформы, Украина останется одной из самых бедных стран Европы» и т.п. Но на вопрос, какой ценой их будут «воплощать», и кто за это заплатит, – так никто и не ответил. А в том, что в результате реформ бедные станут еще беднее, а богатые – богаче, уверено более половины опрошенного населения. Оправдается ли их прогноз и на этот раз?

Реформы, представляющие интерес для всего общества, неизбежно влекут за собой определенные издержки для отдельных его членов – очень многим они угрожают утратой старых привилегий и регалий. Шумная оппозиция реформам со стороны тех, кому выгодно существующее положение, вместе со всеобщим страхом перемен, создают мощную силу сопротивления. Хватит ли у руководства страны политической воли, чтобы его преодолеть?

Идея начать все сначала политикам всегда нравилась, и украинские политические команды в этом смысле не исключение. История независимости Украины полна примеров того, как правительства пытались забыть прошлое, а политики – доказать, что они подобрали ключи к потайным дверкам успешных реформ. Увы, им это редко удавалось, а по правде говоря, не удавалось никогда.

Из года в год украинские политики предпочитали избегать политически трудных решений, сводя непопулярные реформы к минимуму. Однако это не добавляло шансов на успех. «Сегодня реформы в Украине – уже реальность, а не декларация намерений. Я абсолютно убежден, что 2011 год станет годом радикальных реформ в Украине», – подчеркнул глава государства. (Виктор Янукович, Официальный сайт Президента Украины, январь, сентябрь 2011г.). А может, реформы сейчас действительно «не ко времени»?! Ведь в период кризиса, спада или депрессии никто реформы не проводит, наоборот, нужна консервация того, что еще осталось?

Так когда же нужно проводить реформы? Бывает так, что во времена кризиса появляется надежда на успешное проведение самых трудных трансформаций. А иногда, наоборот, кризис служит оправданием откладывания реформ до лучших времен. Как советует Энн Осборн Крюгер, бывшая заместительница директора МВФ: «Во многих случаях реформы лучше всего проводить, когда ситуация в стране спокойная. Экономический рост обеспечивает лучшие условия для проведения налоговых и структурных реформ. Растущая экономика поможет притупить боль для тех групп населения, которые заденет экономическая настройка».

Еще сложнее – это учиться на чужих ошибках. Украинские политики предпочитают делать свои собственные, особенно, если речь идет о реформировании. В большинстве случаев, причины провала реформ предыдущих правительств и президентов были чисто внутренними. Нехватка мотивации или желания, слишком большой упор на быстрый успех, а также – с пугающей частотой – «усталость от реформ» и их игнорирование или имитация на всех уровнях властной вертикали.

Так что же нужно для проведения в Украине реформ? Чего не хватает нам, чтобы начать писать будущее страны с чистого листа, не возвращаясь к прошлым ошибкам и провалам?

Диалог.UA предлагает обсудить судьбу украинских реформ. Реформ, которые с переменным успехом ведут страну вперед. Реформ, о которых мы уже начали забывать, в силу их несостоятельности и бездарной реализации. И, наконец, о тех реформах, которые так нужны - здесь и сейчас – Украине, настоящих!

Свернуть

Большинство людей хотят улучшения своей жизни, но для этого необходимы реформы. При этом никакое правительство не может гарантировать, что необходимые изменения пройдут с достаточной скоростью, а все негативные последствия будут сведены к минимуму. Но если необходимые изменения долго не проводятся, проблемы накапливаются, и проведение реформ неизбежно становится более болезненным.

Идея начать все сначала политикам всегда нравилась, и украинские политические команды в этом смысле не исключение. История независимости Украины полна примеров того, как правительства пытались забыть прошлое, а политики – доказать, что они подобрали ключи к потайным дверкам успешных реформ. Увы, им это редко удавалось, а по правде говоря, не удавалось никогда. Из года в год украинские политики предпочитали избегать политически трудных решений, сводя непопулярные реформы к минимуму.

Так что же нужно для проведения в Украине реформ? Чего не хватает нам, чтобы начать писать будущее страны с чистого листа, не возвращаясь к прошлым ошибкам и провалам?

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украине необходимы реформы, которые позволят стимулировать экономические возможности страны

2 ноя 2011 года

Все президенты нашей страны очень много говорили о неизбежности реформ, однако дальше, чем на словах ни один из них не продвинулся…Может Украине реформы вообще не нужны?

Ключевая проблема реформ в Украине – это чрезмерная политизация экономических процессов. Реформы в экономике должны быть комплексными, решающими проблемы не столько отдельных секторов экономики, сколько общего механизма ее функционирования. Это достаточно сложная задача, поскольку требует баланса всех показателей. Приоритетом должна стать профессиональная коррекция затратной части бюджета, особенно его социальной части. Это болезненный процесс, который априори не может быть поддержан населением. Но, эффективность его по отдельным позициям проявится в экономике уже через 2-3 года.

Консервировать в экономике страны существующий дисбаланс губительно, так как это грозит более болезненными преобразованиями в будущем, которых невозможно будет избежать. Флегматичность власти в отношении проведения реформ связана с тем, что любая действенная реформа связана с утратой правящей политической силой доверия граждан. Именно страх потерять рейтинг и объясняет столь низкий уровень готовности политических сил к изменениям. В Украине это приобретает цикличный характер. При этом, находясь в прямой зависимости от общественного мнения, правящие силы, заявляя о реформах в процессе выборов, пытаются максимально смягчать меры, необходимые для развития экономики. Эта «мягкая трансформация» или псевдореформирование обрекает наше государство на неудачу.



Какие? И почему они нужны?

Украине необходимы реформы, которые позволят стимулировать экономические возможности страны и привести их в соответствие с ее экономическими потребностями. Сегодня это проблемы госфинансов и госуправления, способствующие усилению дисбаланса: пенсионная система, система здравоохранения, система образования, оборона, энергопотребление. То есть те сектора, расходы на которые стали неадекватными относительно доходной части бюджета и финансовых возможностей государства.



Неоднократно звучит мнение о том, что в период кризиса/или спада/или депрессии никто реформы не проводит, наоборот, нужна консервация того, что еще осталось.

В этом вопросе я склоняюсь к концепции Кругмана-Стиглица, которая утверждает, что когда экономика слаба - «необходимо предпринимать решительное наступление». Сегодня как в мировой, так и в национальных экономиках существуют системные проблемы, способствующие консервации разлагающих экономику кризисных процессов. Кризис 2008-2009 годов окончательно сломал механизм, который обеспечивал работу экономики до этого времени. Действующие модели перестали работать. Экономика перестала успевать отвечать на негативные вызовы глобальных мировых систем. Поэтому реформирование неизбежно. Это можно назвать реформами, коррекцией, как угодно. Доказательством тому является эффективность мер предпринятых в банковской сфере, усиливших требования к капиталу. Однако в данном случае справедливо и другое: в период кризиса реформы упираются в политику, что делает невозможным жесткие, но необходимые преобразования. Хотя в этом случае можно вспомнить пакет реформ, предпринятый для выхода из Великой депрессии в США.

Экономический механизм Украины сегодня работает не правильно. Он устарел, многие его агрегаты работают по старым стандартам, не учитывают современных вызовов и особенностей. Поэтому необходимость реформ в стране, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений. Полагаю, в этом вопросе не стоит привязываться к самому кризису и ставить процесс преобразований в зависимость от наличия кризисных явлений. Важнее сконцентрироваться на скорейшем преодолении и ликвидации негативных симптомов. Ведь успех лечения заключается в немалой степени от его оперативности.



Что Украина может получить в результате проведения реформ? Ведь смысл реформирования не в процессе, а в результате. Какова цель реформирования? Приведут ли реформы к новому качеству жизни в Украине?

Полагаю, что сегодня в обществе существует переоценка в ожиданиях эффекта от реформ. Системные реформы почти всегда имеют два этапа – ломку существующей системы, вызывающей социальный стресс, и налаживание работы новой системы, дающей возможность повысить качество жизни. Глобализация экономики усложнила этот процесс, сделав национальные экономики крайне чувствительными к мировым процессам. Поэтому за последние 50 лет интенсивность появления новых экономических рисков и вызовов существенно возросла. Мировая экономика стала «спотыкаться» значительно чаще, что требует более частой коррекции ее национальных составляющих. За последние два десятилетия локальная коррекция была явно недостаточной, что привело к появлению системного кризиса в еврозоне, США и Украине в том числе. Поэтому я сомневаюсь в способности реформ сегодня обеспечить быстрое достижение высоких социальных стандартов в любой стране мира. Хотя, в ближайшие 3-5 лет ключевым вопросом на повестке дня мировой экономики будет желание сохранить соцстандарты, которые, несмотря на все усилия, будут снижаться. Замена неэффективных механизмов потребует значительного времени и Украина не останется в стороне от этих глобальных процессов. Было бы наивным полагать, что на фоне всеобщей политики экономии, нам удастся проводить курс на повышение социального уровня жизни. Более того, мы будем вынуждены некоторое время идти в общем тренде и вместе с другими странами снизить соцстандарты. Как бы ни было трудно, но нам придется учиться жить по средствам, если мы не желаем потерять государственность.

Таким образом, улучшить качество жизни в Украине мы сможем лишь тогда, когда научимся осуществлять фиксацию соцстандартов и результатов реформ для стимулирования экономики, что позволит оперативно предотвращать кризисные явления в экономике.

Чей реформаторский опыт мог бы нам пригодиться? И подходит ли нам реформаторский опыт какой-либо из стран? Чему нас могут научить соседи?

В теории нам интересен опыт всех стран, проводивших реформы. Однако на практике следует понимать, что технический пакетный перенос реформ из страны в страну не возможен. Мы можем даже не брать пример Украины. Опыт показывает, что одни и те же правила совершенно по-разному работают в рамках единого Европейского сообщества: например, в Греции, Германии и Испании. Попытка адаптации навязанной модели ведет к тому, что она не срабатывает. Полагаю, именно это стало причиной того, что некоторые страны еврозоны так и не адаптировались к единым правилам. Поэтому говорить о возможности адаптации в Украине реформ стран Юго-Восточной Азии вовсе не приходится. Слишком значительные страновые различия.

Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

НАТО: ответ на кризис в Украине и безопасность в центральной и восточной Европе

Действия России в Украине вынудили наблюдателей и политиков по обе стороны Атлантики, включая членов Конгресса США, пересмотреть роль Соединенных Штатов и НАТО в укреплении европейской безопасности. Особую обеспокоенность в плане безопасности вызывает ситуация вокруг таких стран не-членов НАТО, как Молдова и Украина. Отражая взгляды США и их европейских союзников, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал военную агрессию России «самым серьезным кризисом в Европе после падения Берлинской стены», и заявил, что НАТО «больше не может вести дела с Россией, как раньше».

Этот отчет, подготовленный всего месяц назад Исследовательской службой Конгресса США, хорошо передает образ мысли и расхождения позиций среди американских законодателей в отношении НАТО и кризиса в Украине – с одной стороны, заявления о готовности защитить интересы членов альянса, а с другой – ссылки на пророссийское общественное мнение в ряде стран Запада.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Віталій Кравчук, старший науковий співробітник Центру економічних досліджень

Реформи має ініціювати громадянське суспільство, а реалізувати – держава

Ігор Бураковський, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій

Влада не повинна розглядати суспільство як таке, що нібито заважає гарним реформаторам жити

Максим Борода, старший аналітик Міжнародного центру перспективних досліджень

Реформаторські наміри часто наражаються на суспільний супротив

Борис Кушнірук, економіст

Справжня мета реформ має відповідати задекларованим намірам влади

Олексій Молдован, економіст центру Антикризових досліджень, завідувач сектору грошово-фінансової стратегії Національного інституту Стратегічних досліджень

Покращення бізнес-середовища та стимулювання інвестицій дозволить вирішити більшість економічних та соціальних проблем України

Александр Кендюхов, пред. Всеукраинского союза ученых-экономистов, д.э.н., проф., зав. каф. стратегического управления экономическим развитием ДНТУ

Неординарная цель требует неординарных методов

Дмитро Ляпін, к.т.н., старший науковий співробітник Національного інституту стратегічних досліджень

Відсутність системних реформ послаблює країну та знекровлює суспільство

Андрій Новак, Голова Комітету економістів України

Україні потрібні системні реформи

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Гальмуючи реформи, влада ризикує, що повністю втратить контроль над суспільством

Ярослав Жалило, кандидат экономических наук, первый заместитель директора НИСИ

Нужно добиваться не вытеснения государства из системы управления, а изменения его роли, его модернизации

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации

Процесс реформирования идет, однако темпы и путь реформ оставляют желать лучшего

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Якщо не сталася трансформація, якщо не було еволюції, то буде революція

Василь Юрчишин, к.ф-м.н., доктор наук з державного управління, директор економічних програм Центру Разумкова

Намерение и результат – разные вещи. Поэтому я не могу сказать, что именно в реформах нам удалось

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Безальтернативність курсу реформ передбачає безальтернативність справді реформаторської стратегії

Виктор Суслов, народный депутат Украины в 1994-2002 годах, экс-министр экономики Украины, заслуженный экономист Украины

Украина: реформы объявленные и не объявленные

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

Дорого обходятся не сами реформы, а их незавершенность

___Володимир Лановий, ___президент Центра ринкових реформ

Якщо народ мовчить, влада нічого робити не буде

Геєць Валерій Михайлович, академік НАН України, директор Інституту економіки і прогнозування НАНУ

Реформування потребують абсолютно всі сфери нашої діяльності

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,091