В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Религия в социально-политическом контексте Украины

Кризис духовности дает о себе знать во множестве сфер человеческой жизни, а ускоренную секуляризацию сегодня можно наблюдать во всем мире. Большая часть мировых религий переживает в последние десятилетия кризисные процессы. Не составили исключения и украинские христианские конфессии: в храмах все меньше прихожан, их трудно удерживать в рамках местной общины, ибо огромный размах набирает переход в другие конфессии и вероисповедания.

Период активного возвращения украинских граждан в лоно Церкви, наблюдавшийся после распада СССР и обретения Украиной независимости, похоже, подходит к концу. Нередко доходит до того, что даже «утримувати церковні будівлі – нікому, немає коштів». Но подобные вещи происходят не только в Украине и других постсоветских странах.

У прихожан в ХIX (и ранее) веке не было того множества сомнений и вопросов относительно большинства догматов, как у людей ХХІ века. Когда государство было сельским, деревня была оплотом традиционной религиозности. Сейчас же – большинство населения переселилось в города, получило то или иное образование. Смена традиционных культурных кодов и нарастание сугубо потребительских настроений по отношению к Церкви (и не только), привело к нарастанию духовного отрыва общества/паствы от церкви. Усугубляет процесс и неспособность церквей отвечать на вызовы современности, помогать людям решать те духовные проблемы, с которыми они постоянно сталкивается в быстро меняющемся мире. Особенно это касается современной молодежи, часто теряющей духовные и ценностные ориентиры в нестабильном и нелояльном к ней социуме «взрослых», занятых своими проблемами.

Церкви не готовы жить в агрессивной общественной среде, которая критикует их недостатки, ставит под сомнение авторитет, теряет к ним интерес. Но другого общества уже не будет. Люди не вернутся к средневековой или современной наивности. Не будет примитивной веры в авторитеты или в разум, лишь сомнения и критика еще долго будут доминировать в сознании людей.

Эпидемии, войны, стихийные бедствия… Роль Церкви всегда повышалась в трудные для общества времена. Но глобальный кризис – это шанс или провал для представителей мировых религий? Да и переживает ли современная Церковь кризис? Так ли все плохо? Теряет ли церковь свой авторитет в обществе? Выдержит ли сегодняшняя Христианская Церковь испытание конкуренцией со стороны других религий? И, наконец, так ли уникальна Украина со своими духовными и религиозными проблемами?

Религия в Украине за годы независимости стала одним из системообразующих факторов поиска идентичности, и это несмотря на самые разнообразные приверженности граждан к различным церквям. Но если для многих других стран основой идентичности является в большинстве своем одна религия, то Украина выбрала путь гораздо более сложный – многообразие. И при этом, как засвидетельствовали прошедшие 20 лет, были, в основном, сохранены не только баланс и равноудаленность власти от всех конфессий, но и все общество выработало в себе толерантность к иноверцам.

Оглядываясь на пройденный двадцатилетний рубеж, эксперты отмечают определенную пассивность церкви в отношении социально-политических процессов происходящих в государстве и обществе. Чем объясняется такая пассивность церкви? Да и все ли мы знаем о духовной работе Церкви в Украине? Какие церковные проекты социального-культурного значения, помимо строительства церквей, были реализованы в нашей стране за последние 10–20 лет?

На эти и на многие другие вопросы в диалоге о месте религии в социально-политическом контексте Украины мы будем искать ответы вместе с нашими экспертами – философами, теологами, служителями церкви, авторами и читателями «Диалог.UA».

Свернуть

Кризис духовности дает о себе знать во множестве сфер человеческой жизни, а ускоренную секуляризацию сегодня можно наблюдать во всем мире. Большая часть мировых религий переживает в последние десятилетия кризисные процессы. Не составили исключения и украинские христианские конфессии: в храмах все меньше прихожан, их трудно удерживать в рамках местной общины, ибо огромный размах набирает переход в другие конфессии и вероисповедания.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

И мировые религии, и государство - всех их ждет неминуемая гибель

18 июн 2012 года

Каково место религии в Украине, остается ли церковь важным элементом в общественной жизни?

Если говорить в общем, то я принадлежу к тем людям, кто говорит – да, остается, и должна оставаться. Необходимость ритуалов, это важная внутривидовая потребность «гомо сапиенса», необходимая для его самосохранения. Иначе человеческий вид бы просто не выжил. Потому Украина в этом плане вовсе не является исключением. Наоборот, там, где эта сторона жизни пошатнулась, в тех странах возникли определенные проблемы.

У нас, конечно, своя специфика, у нас существует церковный раскол, раскол конфессий, конкуренция религий, но это абсолютно не отменяет фундаментальную роль религии в обществе.


Можно ли сказать, что религия и вера вообще переживают некий кризис?

Безусловно, причем это кризис по всем вопросам. Это кризис и в глобальных вопросах, глобальных контекстах – от этого никуда не деться. В общем-то, религия как важный фактор внутреннего устройства человеческого вида переживает глубочайший кризис, и это видно по всем направлениям. Это менее заметно у молодых религий, например, в исламе, и более заметно у религий старых, но наблюдается повсеместно.

Существует огромное количество предположений и теорий, но все согласны с тем, что человечество переходит в некое новое, ранее нам неизвестное, состояние. Есть ощущение, что весь предшествующий период, начиная с эпохи становления социумов, когда религия сыграла решающую роль, а это длительный период, это тысячи лет, заканчивается, и наступает нечто новое.

Безусловно, человечество должно обладать определенным органом, который бы решал возникающие противоречия. До сих пор таким органом была религия. Однако в своем нынешнем виде она не справляется со своими функциями и, похоже, она кончается. А поскольку без нее никак, то в перспективе – десятков, полусотни-сотни лет, две важные «развилки». Возможно, существующие религии либо изменятся, либо появится религия новая. И либо мы выживаем, либо все заканчивается вместе с человечеством. Извините за несколько апокалиптический тон, но я так считаю.

И не один я. В последние два года такие взгляды перестают быть неким маргинальным течением, и все более серьезные люди думают так же. Поэтому, безусловно, мы наблюдаем повсеместный кризис, и вопрос преобразования религии – это вопрос выживания человечества. Судьба отдельных стран, церквей и конфессий уже не имеет значения, это глобальный тренд, и он накроет всех.


Каковы причины этого кризиса – глобализация, застой во внутрицерковной жизни, что?

До конца не понятно. Я думаю, никто из экспертов не может с уверенностью что-то утверждать. Это слишком фундаментальные вещи, и мы можем только о чем-то догадываться. Религия, это тоже некий паттерн, это тоже некие взаимоотношения, это тоже нечто живое. Если мы расширим рамки определения живого с отдельного организма, то и религия, и нация, и государство вполне можно считать живыми существами – а любые живые существа во времени ограничены. Они рождаются, развиваются и однажды умирают. Поэтому мне кажется, что нынешние религии уже просто дошли до своего предела, они будут умирать. Либо появится нечто новое, заменяющее существующие религии и выполняющее их функции, либо все погибнут. Потому дело не в том, что появились плохие священники или верующие. Вспомним, что римские папы тысячу лет назад часто вели себя весьма вольно, устраивали оргии, но, по большому счету, это нисколько не помешало живучести религии. Если религия исчерпала себя, если ей пришло время умирать, то даже если ее глава будет святым и каким угодно, это все равно произойдет – потому что это фундаментальная и предопределенная вещь. Один, даже самый прекрасный человек не может на это повлиять.


Последние 200 лет в Европе наблюдалась тенденция разделения церкви и государства. В России мы сейчас видим некоторые признаки сближения государства и церкви, а чего стоит ждать нам?

Современное государство тоже умирает, по большому счету оно уже мало что значит. Время жизни государства гораздо короче времени жизни религии. Если длительность жизни религии исчисляется тысячами лет, то государства, условно говоря, живут десятки, максимум сотни лет. Современные государства, в своей нынешней форме, появились только в 17-м веке – и уже, похоже, им приходит конец.

Эпоха государств заканчивается. Они перестают быть важнейшими, определяющими жизнь людей, институтами. Некоторые говорят, что в дальнейшем вместо них придут транснациональные корпорации, некоторые – что какие-то сетевые структуры. Но даже если современные государства будут пытаться слиться с церковью, то это им все равно не поможет. Во-вторых, даже в краткосрочной перспективе это все равно будет неправильное решение. Принцип разделения государства и религии нужно соблюсти до конца. Пусть они умрут все по отдельности, «в разных постелях». Вместе им будет еще хуже.

Я сторонник валлерстайновского представления, и считаю, что в какой-то перспективе более дальней, на смену государству придут какие-то сетевые структуры, условно говоря, секты, организации, базирующиеся на очень прочном этическом фундаменте. А что такое этический фундамент? Это то, чем обладала религия в период создания социумов.

Мой ответ на ваш вопрос, поэтому, будет двусложным: поначалу религии и государства придут в упадок, а затем появится нечто, некие организации и структуры, которые займут их место.


Некоторое время в Украине муссировался вопрос о создании единой поместной церкви, мол, это решит все проблемы. Как вы считаете, этот вопрос по-прежнему актуален – пусть и в краткосрочной перспективе, или для нас будет лучше сохранять религиозное разнообразие?

Это вопрос на уровне текущей политики, то есть он совсем мелкий. Раскол православия на конфессии, это одно из проявлений глобального религиозного кризиса. Я считаю такие процессы необратимыми. Да, можно пытаться восстановить разбитое, расколотое, как-то их слить при помощи административных инструментов, но толку от этого не будет. Слить католиков и греко-католиков, католиков и православных – не будет и подавно. Я не верю в плодотворность этого слияния.

Если когда-то и объявят о таком слиянии, это будет означать смерть христианства, потому что так объединить, слить можно только нечто мертвое. Нельзя слить вместе «коня и трепетную лань». Невозможно во времени вернуться назад – для меня это общий принцип. То, что однажды раскололось, даже если у вас есть «суперклей», оно все равно не станет прежним, не будет иметь первозданный вид. Сейчас события разворачиваются в русле умирания традиционных религий, и это неизбежно, как смерть любого живого организма. Хотя этот процесс может затянуться на долгие годы и даже нести определенные неожиданности, конец неизбежен.


У нас на планете примерно шесть мировых религий. Возникли они в разное время, и имеют разные характеры. Значит ли это, что и перспективы у них тоже могут быть разными – одни более жизнеспособны, другие меньше?

То, что есть несколько разных религий, это очень хорошо и правильно. И иначе быть не может, и в прошлом, и сейчас, и в будущем. Здесь работает фундаментальный принцип, что нечто большое и целое, всегда должно иметь сложную структуру, состоять из нескольких различных частей этого целого. Потому и новых религий будет несколько, и они будут разные. Хотя все они имеют общий источник, который, правда, все называют по-разному – Бог, Абсолют, Пустота…

С другой стороны, у них разница не только внешняя, но и разница во времени, они разные по возрасту. Кто из них более живуч, я не знаю, возможно, восточные религии, у которых нет «стрелы времени», нет эсхатологии. Например, буддизм. Тем не менее, всех их ждет неминуемая погибель. Кого-то раньше, кого-то позже. И что я совсем не могу себе представить – какими могут быть религии будущего.

Наверное, это будет что-то сильно непохожее на старые религии, но с другой стороны, эти новые верования должны выполнять те функции, что выполняли религии старые. Важнейшая функция религий – создание этического фундамента общества, чтобы люди просто друг друга не уничтожили, чтобы могли жить вместе. Религия – это средство коллективного выживания. Эта функция новых религий должна сохраниться «по определению», я бы сказал. Но какими будут ритуалы, догмы, какую это обретет форму – это вопрос неподъемный для человека, это вопрос принципиально неизвестного будущего.

Беседу вел А.Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Михайло Білецький, Експерт Київського центру політичних досліджень та конфліктології

Наша релігійність більше носить формальний характер, ніж задовольняє внутрішню потребу в вірі

Віктор Єленський, доктор філософських наук, головний редактор релігієзнавчого журналу "Людина i свiт"

Проблема автокефалії є питанням політичним набагато більшою мірою, ніж питанням богословським

Филипович Людмила Олександрівна, д. філос. н., професор, завідувач відділу історії релігії та практичного релігієзнавства Відділення релігієзнавства Інституту філософії ім. Г. С. Сковороди НАН України, м. Київ

Церква – єдиний інститут, до якого в українців зростає довіра

Наталья Ивановна Кочан, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф.Кураса НАН Украины

Все болезни общества присущи и церкви

Ігор Лосєв, кандидат філософських наук, доцент Національного університету „Києво-Могилянська академія”

Церква є настільки ж хворою наскільки і все суспільство

Шейх Ахмед Тамим, Главный Муфтий Украины

Мусульмане давно уже поставили перед собой конкретные задачи и придерживаются определенной стратегии

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Об’єднання українських церков відбудеться ще нескоро

Мирослав Маринович, віце-ректор Українського католицького університету

Ми мусимо вийти за межі конфесійності й запропонувати світові понадконфесійну модель євхаристійної єдності

Протоієрей Валерій Яблонський, УПЦ (МП)

Всі конфлікти можуть бути подолані при взаєморозумінні і з любов’ю

Тарас Возняк, головний редактор культурологічного часопису “Ї”

Церква повинна консолідувати націю довкола створення і відкриття своєрідного коридору у майбутнє

Святійший Патріарх Київський і всієї Руси-України Філарет,

Мораль для суспільства відіграє більш важливу роль, ніж навіть економіка

Юрій Макаров, журналіст, літератор

Hікуди ми не дінемося від християнства, бо нашу цивілізацію побудовано на християнському базисі

Сергій Іванович Здіорук, завідувач відділу гуманітарної політики Національного інституту стратегічних досліджень, заслужений діяч науки і техніки України

Непохитно існуватиме тільки та церква, що далека від політичної метушні

Ігор Ісіченко, архієпископ (УАПЦ)

Церква потребує не протекціонізму, а законодавчого захисту

Станислав Речинский, журналист

Украина – это не монорелигиозная страна. И никогда таковой не была

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,109