В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Религия в социально-политическом контексте Украины

Кризис духовности дает о себе знать во множестве сфер человеческой жизни, а ускоренную секуляризацию сегодня можно наблюдать во всем мире. Большая часть мировых религий переживает в последние десятилетия кризисные процессы. Не составили исключения и украинские христианские конфессии: в храмах все меньше прихожан, их трудно удерживать в рамках местной общины, ибо огромный размах набирает переход в другие конфессии и вероисповедания.

Период активного возвращения украинских граждан в лоно Церкви, наблюдавшийся после распада СССР и обретения Украиной независимости, похоже, подходит к концу. Нередко доходит до того, что даже «утримувати церковні будівлі – нікому, немає коштів». Но подобные вещи происходят не только в Украине и других постсоветских странах.

У прихожан в ХIX (и ранее) веке не было того множества сомнений и вопросов относительно большинства догматов, как у людей ХХІ века. Когда государство было сельским, деревня была оплотом традиционной религиозности. Сейчас же – большинство населения переселилось в города, получило то или иное образование. Смена традиционных культурных кодов и нарастание сугубо потребительских настроений по отношению к Церкви (и не только), привело к нарастанию духовного отрыва общества/паствы от церкви. Усугубляет процесс и неспособность церквей отвечать на вызовы современности, помогать людям решать те духовные проблемы, с которыми они постоянно сталкивается в быстро меняющемся мире. Особенно это касается современной молодежи, часто теряющей духовные и ценностные ориентиры в нестабильном и нелояльном к ней социуме «взрослых», занятых своими проблемами.

Церкви не готовы жить в агрессивной общественной среде, которая критикует их недостатки, ставит под сомнение авторитет, теряет к ним интерес. Но другого общества уже не будет. Люди не вернутся к средневековой или современной наивности. Не будет примитивной веры в авторитеты или в разум, лишь сомнения и критика еще долго будут доминировать в сознании людей.

Эпидемии, войны, стихийные бедствия… Роль Церкви всегда повышалась в трудные для общества времена. Но глобальный кризис – это шанс или провал для представителей мировых религий? Да и переживает ли современная Церковь кризис? Так ли все плохо? Теряет ли церковь свой авторитет в обществе? Выдержит ли сегодняшняя Христианская Церковь испытание конкуренцией со стороны других религий? И, наконец, так ли уникальна Украина со своими духовными и религиозными проблемами?

Религия в Украине за годы независимости стала одним из системообразующих факторов поиска идентичности, и это несмотря на самые разнообразные приверженности граждан к различным церквям. Но если для многих других стран основой идентичности является в большинстве своем одна религия, то Украина выбрала путь гораздо более сложный – многообразие. И при этом, как засвидетельствовали прошедшие 20 лет, были, в основном, сохранены не только баланс и равноудаленность власти от всех конфессий, но и все общество выработало в себе толерантность к иноверцам.

Оглядываясь на пройденный двадцатилетний рубеж, эксперты отмечают определенную пассивность церкви в отношении социально-политических процессов происходящих в государстве и обществе. Чем объясняется такая пассивность церкви? Да и все ли мы знаем о духовной работе Церкви в Украине? Какие церковные проекты социального-культурного значения, помимо строительства церквей, были реализованы в нашей стране за последние 10–20 лет?

На эти и на многие другие вопросы в диалоге о месте религии в социально-политическом контексте Украины мы будем искать ответы вместе с нашими экспертами – философами, теологами, служителями церкви, авторами и читателями «Диалог.UA».

Свернуть

Кризис духовности дает о себе знать во множестве сфер человеческой жизни, а ускоренную секуляризацию сегодня можно наблюдать во всем мире. Большая часть мировых религий переживает в последние десятилетия кризисные процессы. Не составили исключения и украинские христианские конфессии: в храмах все меньше прихожан, их трудно удерживать в рамках местной общины, ибо огромный размах набирает переход в другие конфессии и вероисповедания.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украина – это не монорелигиозная страна. И никогда таковой не была

20 июн 2012 года

Каковы отношения украинского государства, масс-медиа и общества с церковью? Является ли она ключевым элементом? Какое место отведено для религии в Украине?

Государство и общество относятся к церкви по-разному. Государство стало лучше относиться к церкви, невзирая на её принадлежность к тому или иному патриархату. (Только отношения с мусульманами ухудшаются). А вот отношение общества и СМИ к церквям идёт в противоположном направлении, то есть негатива становится всё больше. Причём я сравниваю ситуацию, начиная где-то с 1988 года.

Христианский ренессанс, можно сказать, начался у нас с празднования тысячелетия крещения Руси. Тогда мы впервые смогли открыто увидеть высшее духовенство не только Русской Православной Церкви, (УПЦ ещё не было) но и католиков, и других православных церквей. Тогда была вспышка интереса к церкви, особенно среди молодёжи. Появилось огромное количество неофитов. Я в то время впервые привёл священника в стены университета, хоть ему запретили явиться в рясе, и была прочитана первая лекция о Библии. Аудитория была заполнена полностью, интерес был просто сумасшедший. Стала появляться соответствующая литература. Помню, в одной из книжек Александра Меня было пророчество, что наступит время, когда священникам будет предоставлена трибуна, но они окажутся к этому не готовыми.

Так оно и вышло. Государство стало отдавать церкви право, территории, имущество. СМИ регулярно преподносили интервью с церковными деятелями, но оказалось, что они разговаривают с молодёжью на языке ХIХ века. Потом начались расколы, что тоже крайне негативно повлияло на отношения той же молодёжи к церкви. Ведь молодёжь, в силу своего радикализма, ищет единственного учителя, способного повести по духовному пути. А тут оказалось, что таких учителей несколько, да они ещё и ненавидят друг друга, вдобавок.

Дальше пошло ещё хуже. Государство стало нуждаться в некой глобальной легитимации своей неблаговидной деятельности и на всех мероприятиях стали мелькать люди в рясе. Священнослужителей, иерархов стали приглашать на все акции, которые освещались в СМИ. А поскольку к власти у нас отношение традиционно негативное, то и это отвращало людей от церкви. Затем у батюшек появились "Мерседесы" и на фоне небогатой страны священнослужители с повадками олигархов стали вызывать недоверие, мягко говоря.

И сейчас, когда в России произошёл скандал с «Pussy Riot», это также сильно понизило авторитет церкви. Не будем выяснять мотивы действий девочек, но служители культа поступили с ними явно не по-христиански.


Может ли кризис церкви означать «уплощение» духовных потребностей современного человека?

Вообще-то, можно говорить о мировом кризисе христианства. Об этом свидетельствуют, к примеру, педофильские скандалы у католиков. Или постоянные расколы у протестантов. Или внезапные появления различных харизматических течений, имеющих, обычно, трагическое окончание. Даже в Украине можно наблюдать возникновение каких-то синкретических сект. И церковь по отношению к этим сектам действует весьма примитивно, просто объявляя их ересью. То есть, перед христианством возникает масса новых вопросов, но церковь не пытается заняться ими системно.

Очень удобно для церковнослужителей ограничить свою деятельность исполнением ритуалов, которые к тому же оплачиваются. Но ведь это комфорт сиюминутный, а последствия будут серьёзные. Молодёжь ищет глубоко продуманных ответов, а не только окропления святой водой за двадцать гривен.

Судя по количеству эзотерической литературы, философских и религиозных клубов – духовные потребности скорее возрастают. Этому немало способствуют и общекризисные явления, о чём с древности известно профессиональным идеологам. Судя по всему, эти потребности будут и далее возрастать, ведь условия жизни меняются всё быстрее, и человеку всё чаще нужны новые обоснования, чтобы жить здесь. Чтобы не эмигрировать из Украины, нужны именно духовные обоснования.

Можно зайти в Могилянку и увидеть, что и студенты не теряют духовных потребностей. Туда постоянно наведываются зарубежные богословы, там проводятся философские дискуссии. Но проблема традиционной церкви в том, что она не ищет нового языка для общения в новом мире.


Что этому мешает, как вы считаете - церковный клир, жёсткая иерархия, или давление потребительского общества?

Одна из причин, как причина всего христианского кризиса, это избыточная приверженность к внешним проявлениям. Мы видим, что католиков не очень-то спас Второй Ватиканский Собор, который значительно упростил богослужения и перевёл их даже с латыни на национальные языки. Были снижены требования к мирянам и клиру, но этот путь, по-видимому, оказался слишком простым. На мой взгляд, нужно согласовывать христианскую догматику с достижениями науки. Есть множество фундаментальных открытий, касающихся и происхождения человека, и множественности миров, которые не согласуются с традиционным учением христианства. В свете этих открытий церковь вообще становится мишенью для сатиры и юмора, утрачивает ореол святости.

В Украине есть и свои специфические проблемы, происходящие ещё от тоталитарного режима. Ведь иерархам тех времён богословием заниматься не приходилось – у них была цель выжить. А новое поколение не имеет даже такой богословской базы, как имело предыдущее. Та же Киевская духовная семинария создавалась на пустом месте, не имела преемственности богословской школы. Так же обстоят дела и у греко-католиков. Были даже яркие конфликты между священством "подпольщиков" и диаспорным священством, которое приехало и не имело понятия о тех проблемах, которые знали "подпольщики".

В конечном итоге, должно всё-таки прийти новое поколение священников. Я ничего не хочу сказать плохого о нынешних патриархах – у них была весьма тяжёлая судьба. Но те, кто придёт им на смену, окажутся в ещё более сложных условиях, потому что проповедовать Слово Божье в потребительском обществе намного труднее, чем в тоталитарном. В обществе, где господствует несовместимый с христианством культ потребления, церковь подвергается слишком большим соблазнам, в том числе и соблазну сотрудничества с государством.


В масс-медиа какое-то время муссировали вопрос о создании единой поместной церкви в Украине. Актуален ли этот вопрос и сейчас?

Нам не стоит специально заниматься этим вопросом и его решать. Главное, что нужно сделать, это прийти к основополагающей конституционной норме об отделении церкви от государства.

Сейчас мы видим повсеместное участие священнослужителей во всех мероприятиях, проводимых властями, включая выборы. Это, на самом деле, разрушительные для церкви действия. И государство не должно вмешиваться в церковные дела, форсируя, к примеру, создание поместной церкви. Когда достаточное число верующих сочтёт необходимым не поминать патриарха Кирилла, тогда эта поместность будет согласована силами самого церковного руководства.

И надо помнить, что Украина – это не монорелигиозная страна. И никогда таковой не была. Поэтому, когда на мероприятие приглашают одного только православного епископа, то это вызывает недоумение у мусульман, иудеев, греко-католиков, и так далее. У нас ведь не монархия православная. Не должна церковь освящать деятельность государства – это не её функция.


Говоря о мировых религиях, можно ли определить, какие перед ними сегодня возникают угрозы - и какие они имеют возможности?

Мировым религиям, прежде всего, придётся очень тесно столкнуться с исламом. Это самая молодая из мировых религий и самая активная, не хочу говорить - агрессивная... В исламе максимально интегрированы государство, религия, частная жизнь. Это религия нового типа. Мусульманами становятся и жители Украины, причём это очень пылкие неофиты, которые руководствуются лучшими побуждениями. Каждый из них становится и проповедником…


Вроде как сетевой маркетинг…

Но, в прочем, это было также характерно для молодого христианства. Теперь мировым религиям придётся всё более определённо выяснять свои взаимоотношения. Мы видим, как Западная Европа становится мусульманской. Найти язык мирного сосуществования – это будет серьёзной проблемой. Иначе?! …последствия будут очень печальными.

А по другую сторону Атлантики становится всё больше приверженцев буддизма. Есть специальные географические карты, на которых административное деление сопровождается значками типа крестика, полумесяца, и др. Так вот, в США есть несколько штатов, отмеченных многоцветными кружочками.

Оказывается, что когда Китай аннексировал Тибет в 50-х годах, то произошёл целый исход буддийских монастырей. Преимущественно – в Штаты. А там, после студенческих революций 60-х, уже была подготовлена почва для принятия восточных религий вообще. Начались паломничества, поиски, и так пришла новая волна буддизма, который не позиционирует себя в качестве религии. Современный буддизм преподносится как метод, и потому не отпугивает западного человека. Он открыт для науки, а самое парадоксальное то, что буддийские догмы вполне согласуются с теориями Эйнштейна, с пониманием психологии и деятельности мозга, с другими науками. В буддизме нет жёсткой иерархии, что тоже привлекает. В нём никакого сотрудничества с властью и он максимально отдалён от политики. И упор делается на внутренний мир, на совершенствование каждого отельного человека. Так что не исключено, что мировым религиям придётся многое перенять от буддизма, и такие синкретические попытки уже есть.

Вероятно, что сейчас наступает время, когда старые религии уже не дают ответов на вопросы изменившегося мира. Они должны либо трансформироваться, либо появятся новые и вытеснят их. Такое время уже было, где-то за пятьсот лет до нашей эры. Тогда стал формироваться буддизм, конфуцианство и морально-этические учения вообще…


Сейчас появилось много и тоталитарных «религиозных проектов», назовем их так, например, сайентологическая церковь, чья деятельность в некоторых странах запрещена. Она уже вошла в Украину… Не угрожают ли такие проекты традиционным религиям, да и всему обществу?

Я наблюдаю и за новыми церквями, и за сектами, и за культами. Они действительно имеют коммерческую основу, но, ни одна из них пока не имеет стабильной поддержки в мире. Они появляются и исчезают вместе со своими лидерами. Через эти церкви проходит много людей, пытаясь найти решение своих личных или семейных проблем, но они проходят и не остаются там. Количественного роста не наблюдается, большинство уходит разочарованным, на дальнейший поиск.

Но то, что таких проектов много, лишний раз свидетельствует о кризисе. Сайентологи у нас побыли, исчезли, всплыли в Москве, а теперь снова появились, потому что снова кризис. Я не думаю, что именно коммерция позволит надолго закрепиться в человеческих умах какому-то религиозному течению.

Конечно, есть большое количество людей, которых устраивает коммерциализация. Очень удобно обратиться к церкви для крещения, венчания и отпевания, заплатить деньги и ничем не отягощать себя больше. Ну, может быть ещё на Рождество и на Крещение. И церковь записывает таких у себя в актив, как верующих. Но они, же по сути как гастарбайтеры, как сезонные верующие.


Каким образом обновлённые религии будут строить отношения с государством – вернутся ли они к слиянию церкви и государства?

С точки зрения государства, идеальной была бы симфония времён Константина, когда царь и патриарх играют в одном оркестре, или даже одинаковые партии. Но это теперь практически нереально. Возрождение православной монархии, где бы то ни было, кажется уже ненаучной фантастикой. Поэтому церковь и государство будут разделяться. И роль государства должна уменьшиться, хотя у нас она исторически гипертрофирована.


Беседу вел А.Маклаков.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Опасность распространения прав человека

Если бы права человека были валютой, их курс сегодня оказался бы в состоянии свободного падения в силу инфляции многочисленных правозащитных договоров и необязательных международных инструментов, принятых за последние десятилетия самыми разными организациями. Сегодня на эту валюту можно, скорее, купить страховку для диктатур, нежели защиту для граждан. Права человека, некогда вознесенные на пьедестал основных принципов человеческой свободы и достоинства, сегодня могут быть чем угодно – от права на международную солидарность до права на мир.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Михайло Білецький, Експерт Київського центру політичних досліджень та конфліктології

Наша релігійність більше носить формальний характер, ніж задовольняє внутрішню потребу в вірі

Віктор Єленський, доктор філософських наук, головний редактор релігієзнавчого журналу "Людина i свiт"

Проблема автокефалії є питанням політичним набагато більшою мірою, ніж питанням богословським

Филипович Людмила Олександрівна, д. філос. н., професор, завідувач відділу історії релігії та практичного релігієзнавства Відділення релігієзнавства Інституту філософії ім. Г. С. Сковороди НАН України, м. Київ

Церква – єдиний інститут, до якого в українців зростає довіра

Наталья Ивановна Кочан, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф.Кураса НАН Украины

Все болезни общества присущи и церкви

Ігор Лосєв, кандидат філософських наук, доцент Національного університету „Києво-Могилянська академія”

Церква є настільки ж хворою наскільки і все суспільство

Шейх Ахмед Тамим, Главный Муфтий Украины

Мусульмане давно уже поставили перед собой конкретные задачи и придерживаются определенной стратегии

Максим Стріха, керівник наукових програм Інституту відкритої політики, доктор фізико-математичних наук

Об’єднання українських церков відбудеться ще нескоро

Мирослав Маринович, віце-ректор Українського католицького університету

Ми мусимо вийти за межі конфесійності й запропонувати світові понадконфесійну модель євхаристійної єдності

Протоієрей Валерій Яблонський, УПЦ (МП)

Всі конфлікти можуть бути подолані при взаєморозумінні і з любов’ю

Тарас Возняк, головний редактор культурологічного часопису “Ї”

Церква повинна консолідувати націю довкола створення і відкриття своєрідного коридору у майбутнє

Святійший Патріарх Київський і всієї Руси-України Філарет,

Мораль для суспільства відіграє більш важливу роль, ніж навіть економіка

Юрій Макаров, журналіст, літератор

Hікуди ми не дінемося від християнства, бо нашу цивілізацію побудовано на християнському базисі

Сергій Іванович Здіорук, завідувач відділу гуманітарної політики Національного інституту стратегічних досліджень, заслужений діяч науки і техніки України

Непохитно існуватиме тільки та церква, що далека від політичної метушні

Ігор Ісіченко, архієпископ (УАПЦ)

Церква потребує не протекціонізму, а законодавчого захисту

Валерий Вакарюк, вице-президент Фонда Виктора Пинчука

И мировые религии, и государство - всех их ждет неминуемая гибель

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,070