В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Таможня или Союз?

Разговоры о вступлении Украины в Таможенный союз периодически активизируются в течение вот уже нескольких лет. В последний раз внимание к проблеме было привлечено осенью 2012 года, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Обсуждение перспектив вступления в Таможенный союз возвращает Украину к риторике о многовекторности времен президентства Л. Кучмы.

«Мы обречены жить рядом друг с другом» – звучит по обе стороны восточной и западной границ Украины. Однако, и Восток, и Запад прозрачно намекают, что пора бы Украине и определиться, «либо-либо», не допуская возможности некоего «троистого союза». Множество экспертов подчеркивает, что Таможенный союз – это альтернатива Союзу Европейскому, и об этом не следует забывать. Впрочем, как и о том, что вряд ли оправдаются ностальгические воспоминания части населения нашей страны о социальном равенстве и социальных преференциях бывшего СССР, – в новом союзе гражданам Украины этого никто не обещает.

Восток в лице РФ целью интеграционных проектов, даже в ущерб экономике, видит, прежде всего, политику – возрождение былой мощи и возращение к новым политическим союзам, возглавляемым «старшей сестрою». «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» (президент РФ В. Путин). Таможенный союз в России представляют ядром «постсоветского экономического союза» и предпосылкой для далеко идущих интеграционных процессов. Как отметил 3 марта 2011 года первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, Таможенный союз «мыслится как промежуточный этап на пути создания единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана».

Евросоюз также пытается найти пути экономического взаимодействия с Украиной, предлагая совместное создание еще одной «зоны» – зоны свободной торговли.

Сама же Украина годами не может определиться, каждый раз решая сиюминутные задачи, – то снижая цену на газ, то получая кредиты на Западе. Четкой сформулированной стратегии взаимодействия с ТС в Украине нет до сих пор, как нет и практических шагов, направленных на реализацию давно озвученных принципов европейской интеграций.

В итоге, вступление в Таможенный союз может стать непродуманным и поспешным, пройти без согласования с бизнесом, который представляет разные сектора экономики. А готов ли наш бизнес к жесткой конкуренции внутри Таможенного союза? Увы, приходится признать, что нет… Следовательно, последствия вступления в ТС могут быть плачевными, прежде всего, для экономики нашей страны, когда ряд стратегических отраслей и предприятий перейдет под контроль внешнего капитала.

Нет сомнений и в том, что членство в Таможенном, а затем и в Евразийском союзе ограничит свободу выбора внешнеэкономических партнеров для членов этих объединений. Но можно ли утверждать, что Украина настолько устала проводить самостоятельную внешнюю политику, что готова делегировать часть своих функций кому-то другому? Готова ли наша страна вернуться под контроль России в ущерб собственным национальным интересам?

Оставляют желать лучшего и результаты работы Таможенного союза для стран-участниц. В Казахстане, одном из главных инициаторов создания Таможенного союза (если вспомнить, то и проект Евразийского союза впервые был выдвинут Нурсултаном Назарбаевым), все чаще поговаривают о том, что именно эта страна является наиболее пострадавшей от введения общего таможенного пространства. И Казахстан, и Беларусь неоднократно нарекали на не выгодное для их бизнеса увеличение таможенных пошлин, на усложнение условий экспорта их товаров в РФ. Предприятиям Казахстана и Беларуси ограничивают доступ к сырью, осуществляя поставки «по остаточному принципу». Эксперты обращают внимание на «закрепление» транзитной (в случае с Беларусью) и сырьевой (за Казахстаном) ориентации экспорта этих стран внутри ТС. И, конечно же, на неравные права в принятии тех или иных решений, в пользу РФ. Российская Федерация, в свою очередь, обвиняет страны-партнеры ТС в контрабанде товаров из Китая и Европы.

Аргументов «за» и «против» участия в Таможенном союзе новых потенциальных партнеров их экспертам и СМИ страны-участницы предоставляют великое множество.

«Диалог.UA» предложил опрошенным экспертам ответить на ряд вопросов. Нужно ли Украине вступать в Таможенный союз, и если да, то зачем? Какие экономические выгоды ожидают страну от такого членства? Как оно отразится на внешнеэкономическом балансе Украины в целом? Какие преференции предлагает ТС для украинского бизнеса? Будут ли прекращены торговые войны между Украиной и Россией, которые так участились в 2012-м?

Да и что же, на самом деле, представляет собой Таможенный союз – это экономическое или все же политическое образование наднационального и надгосударственного характера?

Учитывая то, что в западной прессе не часто встретишь анализ данной темы, мы пошли другим путем и предлагаем вам рассмотреть иные, существующие в мире, союзы и вновь возникающих региональных игроков, а также оценки РФ со стороны англоязычных исследователей, редко переводимые в самой РФ

Свернуть

Разговоры о вступлении Украины в Таможенный союз периодически активизируются в течение вот уже нескольких лет. В последний раз внимание к проблеме было привлечено осенью 2012 года, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Обсуждение перспектив вступления в Таможенный союз возвращает Украину к риторике о многовекторности времен президентства Л. Кучмы.

«Мы обречены жить рядом друг с другом» – звучит по обе стороны восточной и западной границ Украины. Однако, и Восток, и Запад прозрачно намекают, что пора бы Украине и определиться, «либо-либо», что Таможенный союз – это альтернатива Союзу Европейскому.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Если мы откажемся участвовать в одном из надгосударственных проектов (восточном, западном - неважно) сегодня, мы в результате будем поглощены на значительно худших условиях позже

27 фев 2013 года
Разговоры о вступлении Украины в ТС активизировались осенью 2012, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Нужно ли Украине вступать в ТС и если да, то зачем? Каковы экономические выгоды Украины от членства в ТС? Как отразится вступление Украины в ТС на внешнеэкономическом балансе в целом? Какие ТС предполагает преференции для украинского бизнеса? Будут прекращены торговые войны, которые так участились в 2012?

Если Украина сегодня вступит в Таможенный Союз, то это будет означать не только четкий геоэкономический, но и геополитический выбор вектора развития страны на ближайшее время. Фактически, таким шагом будет поддержана идея создания в ближайшие 10 лет мощного геополитического образования с центром в Москве.

Если оставить политику и акцентироваться на экономике, то это теоретически даст Украине несколько преимуществ: доступ к дешевым энергоносителям и доступ к объемному российскому рынку потребления. Это сразу оживит экономику и даст возможность начать восстанавливаться промышленности, что повлечет за собой создание рабочих мест и развитие внутреннего рынка.

Подчеркну, такой вариант возможен теоретически, практическая реализация же может быть несколько иной. Так, рынки украинских и российских производителей пересекаются. Ожидать, что российское лобби возьмет и пустит украинских конкурентов на рынок в ущерб своим интересам глупо, даже с учетом либерализации внешней экономики.

Российским производителям не нужны сильные украинские производители на своем рынке. Им нужен доступ к интересным украинским предприятиям, ослабление конкурентов, доступ к сырью и внутреннему рынку Украины. Здесь нет ничего личного и никакой политики. Только бизнес.

Существует огромный пласт стандартов, правил и соответствий, которыми можно будет ограничивать украинских производителей. И по многим группам товаров такие ходы будут предприняты. Также не стоит забывать, что и российский капитал, и производители активизируются в Украине. То есть, процесс вхождения Украины в ТС не будет безболезненным для ее производителей, что на сегодняшний день, с учетом экономической ситуации может привести к крайне негативным последствиям. Особенно это касается сегмента «среднего» бизнеса.

Таким образом, цена на энергоносители является единственным реальным доводом в пользу восточного вектора интеграции.

Если цена на энергоносители будет снижена, то торговый баланс моментально выровняется. Однако, отраслевые торговые конфликты вряд ли прекратятся. Это можно сегодня наблюдать на примере Беларуси и Казахстана, где экономическая интеграция сопровождается конфликтами.


Украинская внешняя политика опять возвращается к многовекторности?

Украина фактически никуда не уходила с позиции многовекторности, несмотря на все заявления. Последние 7 лет мы наблюдали метания меж двух огней. Такая политика традиционна для этой местности, традиции государственности и ментальных установок.


Не только украинские, но и российские эксперты фиксируют «дороговизну и бессмысленность» для РФ вступления Украины в ТС, в чем же тогда смысл? Только ли в геополитическом наращивании «мускулов» РФ? Таможенный союз – это экономическое или политическое образование НАДнационального/НАДгосударственного характера?

При выборе любого экономического союза необходимо четко представлять во что такая организация превратиться в среднесрочной перспективе. В случае с Таможенным Союзом – это геополитическое образование, которое в перспективе будет иметь единый условно коллегиальный центр принятия решений в Москве, единую валюту, единую армию, единую внешнюю границу. Никто этого не скрывает, это дальнейшая цель интеграции, которая провозглашается в Москве. И это произойдет, если экономическая основа мощи России не будет подорвана мировым рынком и развитием технологий. Думать, что Украина сможет вступить в Таможенный Союз, но отказаться от дальнейшей интеграции, глупо.

Можно называть это как угодно: реинкарнацией Российской империи, Советского Союза или новым образованием вроде «восточного ЕС». Но суть от этого не меняется. Без Украины новое образование будет крайне не полным. Это вопрос не только прохождения внешней границы, но и вопрос российской геополитической традиции.

Таможенный Союз это один из этапов развития политического образования надгосударственного характера. Это один из первых этапов, но один из самых важных. Политика начинается с экономики. Можно вспомнить, например, интеграционные процессы в Германии в 19 веке. Там все тоже начиналось с единого таможенного и экономического пространства, межгосударственных договоренностей, а закончилось рейхом. Такие же процессы сегодня происходят, к примеру, в Восточной Африке. Поэтому украинским политикам необходимо быть честными и дискутировать не о Таможенном Союзе, а поставить вопрос о стратегическом участии Украины в глобальном геополитическом проекте Москвы, который может повысить благосостояние украинцев в обмен на значительную долю суверенитета Украины, возможно, в дальнейшем с полным отказом от такового. Этот вопрос также неоднозначен, здесь также есть свои плюсы и минусы, но они немного другого порядка и отношение к ним у населения другое.


Почему для РФ так невыгодно говорить о зоне свободной торговли (а также внедрять!), тогда как – Таможенный союз проталкивается изо всех сил? В чем разница? Что выгоднее Украине?

Таможенный Союз – это этап геополитической интеграции. Зона свободной торговли – это механизм экономической интеграции, который сегодня утратил актуальность в связи с новой стратегией страны-интегратора. Второй вариант выбирать бессмысленно. Он никого не интересует. Выбор первого варианта – это стратегический выбор.

Надо понимать, что с каждым годом значение национальных государств будет падать, а надгосударственных геополитических и геоэкономических объединений возрастать. Это мировая тенденция и даже, несмотря на то, что в Украину все тенденции приходят со значительным опозданием, она нас затронет.

Украины в нынешнем виде через 30 лет, скорее всего, не будет в любом случае. Поэтому, если мы откажемся участвовать в одном из надгосударственных проектов (восточном, западном, каком-то региональном - неважно) сегодня, мы в результате будем поглощены на значительно худших условиях позже.

С другой стороны готово ли украинское общество воспринять социальные установки и штампы евразийского пространства? Несмотря на общую историю, Украина все-таки не Россия, не Казахстан и не Кыргызстан. И за последние годы украинское общество еще более отдалилось от привычных для этих государств установок понимания власти, общественных взаимоотношений, равенства и личной свободы. Все, конечно, можно изменить. Но согласны ли представители нынешнего общества с этим?

Третий важный вопрос – это экономическая мощь государства-интегратора, которое будет доминировать в объединении. В нашем случае эта мощь зиждется на энергоносителях. И, несмотря на все мегапроекты по инновациям, практических шагов по диверсификации экономики не видно. Это означает, что после НТР в этой сфере, которая произойдет обязательно, Россия окажется у разбитого корыта, а вместе с ней и создаваемое ею пространство. Пока что, вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Единственный шанс - это спешная перестройка новым геоэкономическим образованием своей общей экономики, так, чтобы удар прогресса не был столь ощутимым. Но технологии, похоже, развиваются быстрее, чем могут идти эти процессы.

Четвертый вопрос – это вопрос межнациональных отношений и стратегического развития рынка рабочей силы, а также связанные с этим демографические вызовы. В перспективе, евразийское пространство может охватить некоторые страны Средней Азии с низким уровнем жизни. Кроме того, уже сейчас обсуждается вхождение в Таможенный Союз Сирии. Пусть это тактический ход, но сама возможность заставляет задуматься. Получается, что в перспективе в этом геополитическом проекте могут оказаться неожиданные страны.

Напомню, что интеграция подразумевает, что людской ресурс будет свободно перемещаться внутри объединения. Способна ли Украина переварить людской ресурс из Кавказа и Азии? Сможет ли украинское общество, которое сегодня является достаточно расистским, трансформироваться в плавильный котел? Что произойдет с рабочими местами? Не появятся ли национальные анклавы и не обострятся ли конфликты? На эти вопросы нет четкого и вразумительного ответа, основанного на расчетах государства.

Это лишь основные вопросы, на которые политики и общество должны понимать ответ перед тем, как сделать выбор.


Как известно, в ноябре, в Ашхабаде было подписано соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка, все страны-члены ТС подписали это соглашение (соглашение также подписали Армения, Киргизия и Таджикистан). Последует ли за ТС валютный союз, с последующим отказом от гривны и переходом к российскому рублю или корзине валют?

Да, обязательно, это логичный шаг дальнейшей интеграции. Скорее всего, в перспективе это будет единая новая валюта для всего пространства.


Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований "София"

Митний союз – це надто велика плата за тимчасові тактичні поступки

Валерій Чалий, Голова Громадської експертної ради при Комітеті Україна - ЄС, заступник генерального директора Центру Разумкова, заступник Міністра закордонних справ України (2009-2010 роки)

Вибір інтеграційної моделі Україна має зробити вже в цьому році

Лесь Герасимчук, культуролог

Потойбіччя

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Митний Союз — правила гри на умовах його засновників

Олег Ногинский, представитель правления ассоциации «Поставщики таможенного союза»

Торговые войны между членами Таможенного союза невозможны

Сергей Дьяченко, энергетический эксперт

Россия в Таможенном Союзе является доминирующим государством

Ситник Світлана Володимирівна, кандидат політичних наук, доцент кафедри політичної аналітики і прогнозування Національної академії державного управління при Президентові України

Митний Союз: заманити у пастку

Сергей Толстов, Директор Института политического анализа и международных исследований

Для Украины сейчас вообще нет привлекательных перспектив

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Есть ли альтернатива Таможенному Союзу?

Дмитро Боярчук, директор CASE-Україна

Довіри до Митного союзу немає через відсутність арбітра, який би адекватно розсудив Київ і Москву

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Надежды на возможные дивиденды, которые можно получить от России, при вступлении в ТС, иллюзорны

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Україна нічого особливого не отримає ані в ЄС, ані в Митному союзі

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

2013 рік стане вирішальним стосовно вступу України до Митного союзу

Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос»

Вопрос быть или не быть Украине в Таможенном союзе лишен смысла

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Предлагаемый РФ Таможенный союз – это не союз, это путь к возрождению имперского образования, не интегрии, а империи, – это разные органы наднациональных образований

Ирина Клименко, зав.отдела внешнеэкономической политики НИСИ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Экономических причин стать членом ТС точно нет

Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Еще несколько лет такой динамики, и экономика страны станет аграрно-сырьевой

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Заграваючи з Москвою офіційний Київ грає в «русскую рулетку»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,134