В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Таможня или Союз?

Разговоры о вступлении Украины в Таможенный союз периодически активизируются в течение вот уже нескольких лет. В последний раз внимание к проблеме было привлечено осенью 2012 года, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Обсуждение перспектив вступления в Таможенный союз возвращает Украину к риторике о многовекторности времен президентства Л. Кучмы.

«Мы обречены жить рядом друг с другом» – звучит по обе стороны восточной и западной границ Украины. Однако, и Восток, и Запад прозрачно намекают, что пора бы Украине и определиться, «либо-либо», не допуская возможности некоего «троистого союза». Множество экспертов подчеркивает, что Таможенный союз – это альтернатива Союзу Европейскому, и об этом не следует забывать. Впрочем, как и о том, что вряд ли оправдаются ностальгические воспоминания части населения нашей страны о социальном равенстве и социальных преференциях бывшего СССР, – в новом союзе гражданам Украины этого никто не обещает.

Восток в лице РФ целью интеграционных проектов, даже в ущерб экономике, видит, прежде всего, политику – возрождение былой мощи и возращение к новым политическим союзам, возглавляемым «старшей сестрою». «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» (президент РФ В. Путин). Таможенный союз в России представляют ядром «постсоветского экономического союза» и предпосылкой для далеко идущих интеграционных процессов. Как отметил 3 марта 2011 года первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, Таможенный союз «мыслится как промежуточный этап на пути создания единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана».

Евросоюз также пытается найти пути экономического взаимодействия с Украиной, предлагая совместное создание еще одной «зоны» – зоны свободной торговли.

Сама же Украина годами не может определиться, каждый раз решая сиюминутные задачи, – то снижая цену на газ, то получая кредиты на Западе. Четкой сформулированной стратегии взаимодействия с ТС в Украине нет до сих пор, как нет и практических шагов, направленных на реализацию давно озвученных принципов европейской интеграций.

В итоге, вступление в Таможенный союз может стать непродуманным и поспешным, пройти без согласования с бизнесом, который представляет разные сектора экономики. А готов ли наш бизнес к жесткой конкуренции внутри Таможенного союза? Увы, приходится признать, что нет… Следовательно, последствия вступления в ТС могут быть плачевными, прежде всего, для экономики нашей страны, когда ряд стратегических отраслей и предприятий перейдет под контроль внешнего капитала.

Нет сомнений и в том, что членство в Таможенном, а затем и в Евразийском союзе ограничит свободу выбора внешнеэкономических партнеров для членов этих объединений. Но можно ли утверждать, что Украина настолько устала проводить самостоятельную внешнюю политику, что готова делегировать часть своих функций кому-то другому? Готова ли наша страна вернуться под контроль России в ущерб собственным национальным интересам?

Оставляют желать лучшего и результаты работы Таможенного союза для стран-участниц. В Казахстане, одном из главных инициаторов создания Таможенного союза (если вспомнить, то и проект Евразийского союза впервые был выдвинут Нурсултаном Назарбаевым), все чаще поговаривают о том, что именно эта страна является наиболее пострадавшей от введения общего таможенного пространства. И Казахстан, и Беларусь неоднократно нарекали на не выгодное для их бизнеса увеличение таможенных пошлин, на усложнение условий экспорта их товаров в РФ. Предприятиям Казахстана и Беларуси ограничивают доступ к сырью, осуществляя поставки «по остаточному принципу». Эксперты обращают внимание на «закрепление» транзитной (в случае с Беларусью) и сырьевой (за Казахстаном) ориентации экспорта этих стран внутри ТС. И, конечно же, на неравные права в принятии тех или иных решений, в пользу РФ. Российская Федерация, в свою очередь, обвиняет страны-партнеры ТС в контрабанде товаров из Китая и Европы.

Аргументов «за» и «против» участия в Таможенном союзе новых потенциальных партнеров их экспертам и СМИ страны-участницы предоставляют великое множество.

«Диалог.UA» предложил опрошенным экспертам ответить на ряд вопросов. Нужно ли Украине вступать в Таможенный союз, и если да, то зачем? Какие экономические выгоды ожидают страну от такого членства? Как оно отразится на внешнеэкономическом балансе Украины в целом? Какие преференции предлагает ТС для украинского бизнеса? Будут ли прекращены торговые войны между Украиной и Россией, которые так участились в 2012-м?

Да и что же, на самом деле, представляет собой Таможенный союз – это экономическое или все же политическое образование наднационального и надгосударственного характера?

Учитывая то, что в западной прессе не часто встретишь анализ данной темы, мы пошли другим путем и предлагаем вам рассмотреть иные, существующие в мире, союзы и вновь возникающих региональных игроков, а также оценки РФ со стороны англоязычных исследователей, редко переводимые в самой РФ

Свернуть

Разговоры о вступлении Украины в Таможенный союз периодически активизируются в течение вот уже нескольких лет. В последний раз внимание к проблеме было привлечено осенью 2012 года, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Обсуждение перспектив вступления в Таможенный союз возвращает Украину к риторике о многовекторности времен президентства Л. Кучмы.

«Мы обречены жить рядом друг с другом» – звучит по обе стороны восточной и западной границ Украины. Однако, и Восток, и Запад прозрачно намекают, что пора бы Украине и определиться, «либо-либо», что Таможенный союз – это альтернатива Союзу Европейскому.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Россия в Таможенном Союзе является доминирующим государством

18 мар 2013 года
Нужно ли Украине вступать в ТС и если да, то зачем? Каковы экономические выгоды Украины от членства в ТС? Как отразится вступление Украины в ТС на внешнеэкономическом балансе в целом?

Четкого ответа на этот вопрос не существует – эксперты, ученые, политики уже сломали об него много копий, но так и не пришли к общим выводам. Слишком сложные и неоднозначные экономические и политические механизмы запускаются. Допустим, Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития считает, что вступление Украины в Таможенный Союз даст рост ВВП в 6%. В то же время, общее исследование, проведенное Немецкой консультационной группой и Институтом экономических исследований и политических консультаций, дают совсем другой результат – в среднесрочной перспективе вступление в Таможенный союз приведет к снижению уровня жизни в Украине на 0,5%, и на 3,7% - в долгосрочной.

Однако есть некоторые моменты, которые не вызывают сомнения уже сейчас. Во-первых, Украина действительно в краткосрочной перспективе получит выгоды от снижения цен на газ. Это позволит на начальном этапе улучшить внешнеторговый баланс и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей, прежде всего химической промышленности, где в себестоимости часть газа составляет от 40 до 70%. Однако опыт 90-х начала 2000-х годов, когда Украина имела дешевый газ, свидетельствует, что сам по себе этот факт не приносит ощутимых дивидендов. Сверхприбыли, которые в начале 2000-х получали энергоемкие экспортоориентированые производства, прежде всего – металлурги и химики, в основном выводились в оффшоры. А в целом, низкие цены на энергоносители сдерживали внедрение энергоэффективных технологий, откладывая, таким образом, проблему в долгий ящик.

Во-вторых, цены на газ для Украины будут снижены, но не до уровня внутрироссийских цен. Об этом свидетельствует, в частности, опыт той же Беларуси, которая сейчас покупает газ по 180 дол. за тыс. куб. метров, в то время как оптовые цены на газ на территории РФ в 2013 году будут около 90-110 дол. США за тыс. куб. метров. Для Украины это будет означать, что наши энергоемкие производства будут проигрывать конкурентную борьбу российским коллегам на территории ТС, поскольку у тех будет существенно более дешевое топливо и сырье. В первую очередь это почувствует украинская электроэнергетика, точнее – тепловая генерация, у которой в себестоимости топливо превышает 70%. Если вспомнить, что тепловая генерация обеспечивает в Украине покрытие полупиковых загрузок, то мы можем реально утратить возможность самостоятельно регулировать работу энергосистемы.

Похожие проблемы возникнут и у металлургов с химиками. В совокупности они могут «съесть» выигрыш для внешнеторгового баланса от удешевления газа, а в перспективе - привести к дальнейшей деиндустриализации страны.


Какие ТС предполагает преференции для украинского бизнеса? Будут прекращены торговые войны, которые так участились в 2012?

Теоретически Таможенный Союз должен означать снятие всех или практически всех тарифных торговых ограничений. Однако в реальности нетарифные ограничения, которые опираются на всевозможные санитарные, фитосанитарные, экологические правила, нормы и механизмы остаются в силе. И именно они чаще всего применяются в торговых войнах. Поэтому Таможенный Союз не дает от них иммунитета.


Не только украинские, но и российские эксперты фиксируют «дороговизну и бессмысленность» для РФ вступления Украины в ТС, в чем же тогда смысл? Только ли в геополитическом наращивании «мускулов» РФ?

Очевидно, что для России это, в первую очередь, политический интернациональный проект, который позволит ей усилить свое влияние на постсоветском пространстве, а в перспективе, при благоприятных обстоятельствах, вернуть статус великой державы. Однако и экономические выгоды для РФ от Таможенного союза несомненны, с чем соглашаются и российские эксперты. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития считает, что вступление Украины в Таможенный Союз приведет к росту ВВП Российской Федерации на 2%. В целом же от функционирования Таможенного Союза Россия получит прибыль в 400 млрд. дол.США.

Если говорить конкретней, то помимо конкурентных преимуществ в сфере энергоемких производств, которые мы уже обсудили, не будем забывать, что Россия является в Таможенном Союзе доминирующим государством, что часто позволяет ей диктовать выгодные ей решения. Например, большинство общих тарифов – это ставки тарифов Российской Федерации, при этом 88% таможенных сборов на территории таможенного союза попадает в бюджет Российской Федерации.

Таможенный союз – это экономическое или политическое образование НАДнационального/НАДгосударственного характера?

Теоретически Таможенный союз предполагает частичную потерю субъектности во внешнеторговой сфере, поскольку предполагает учреждение наднационального органа, который учреждает единые ставки таможенного тарифа по периметру территории, на которую распространяется ТС. Однако Таможенный союз это уже интеграционное объединение, из которого без серьезных проблем выйти нельзя, и которое с высокой вероятностью со временем трансформируется в валютный и экономический союз. Именно таким образом видит этот процесс РФ. С этой точки зрения, проект, несомненно, носит политический характер.


Почему для РФ так невыгодно говорить о зоне свободной торговли (а также внедрять!), тогда как – Таможенный союз проталкивается изо всех сил? В чем разница? Что выгоднее Украине?

Зона свободной торговли так же, как и Таможенный союз направлена на устранение таможенных ограничений и препятствий во взаимной торговле между странами (проще говоря, речь идет об обнулении или минимизации таможенных тарифов). Однако, в отличие от Таможенного союза решения принимают страны на договорной основе, а не наднациональный орган. То есть страны зоны свободной торговли не утрачивают внешнеэкономическую субъектность, что например, дает Украине возможность самостоятельно вести переговоры об ассоциированном членстве в ЕС и учреждении с ним своей зоны свободной торговки. Членство же в Таможенном Союзе лишит Украину такой возможности.


Последует ли за ТС валютный союз, с последующим отказом от гривны и переходом к российскому рублю или корзине валют?

Переход к валютному союзу официально задекларированные перспективы Таможенного Союза. В каком виде он будет пока не понятно. Конечно, валютный союз будет способствовать развитию торгово-экономических отношений между странами-участниками. Однако наличие единой наднациональной валюты будет означать, что Украина, в той или иной степени, будет зависеть от финансовой дисциплины и кредитно-денежной политики тех же Армении или Таджикистана. Если речь будет идти все-таки о рублевой зоне, то экономическая и финансовая стабильность всех стран валютного (таможенного) союза будут зависеть от РФ, страны, экономическое благополучие которой напрямую зависит от ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей, а там сейчас происходят кардинальные изменения и отнюдь не в пользу России и ее нефтегазового экспорта.

Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований "София"

Митний союз – це надто велика плата за тимчасові тактичні поступки

Валерій Чалий, Голова Громадської експертної ради при Комітеті Україна - ЄС, заступник генерального директора Центру Разумкова, заступник Міністра закордонних справ України (2009-2010 роки)

Вибір інтеграційної моделі Україна має зробити вже в цьому році

Лесь Герасимчук, культуролог

Потойбіччя

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Митний Союз — правила гри на умовах його засновників

Олег Ногинский, представитель правления ассоциации «Поставщики таможенного союза»

Торговые войны между членами Таможенного союза невозможны

Ситник Світлана Володимирівна, кандидат політичних наук, доцент кафедри політичної аналітики і прогнозування Національної академії державного управління при Президентові України

Митний Союз: заманити у пастку

Сергей Толстов, Директор Института политического анализа и международных исследований

Для Украины сейчас вообще нет привлекательных перспектив

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Есть ли альтернатива Таможенному Союзу?

Дмитро Боярчук, директор CASE-Україна

Довіри до Митного союзу немає через відсутність арбітра, який би адекватно розсудив Київ і Москву

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Надежды на возможные дивиденды, которые можно получить от России, при вступлении в ТС, иллюзорны

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Україна нічого особливого не отримає ані в ЄС, ані в Митному союзі

Андрей Колпаков, управляющий партнер Аналитической группы «Da Vinci AG»

Если мы откажемся участвовать в одном из надгосударственных проектов (восточном, западном - неважно) сегодня, мы в результате будем поглощены на значительно худших условиях позже

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

2013 рік стане вирішальним стосовно вступу України до Митного союзу

Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос»

Вопрос быть или не быть Украине в Таможенном союзе лишен смысла

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Предлагаемый РФ Таможенный союз – это не союз, это путь к возрождению имперского образования, не интегрии, а империи, – это разные органы наднациональных образований

Ирина Клименко, зав.отдела внешнеэкономической политики НИСИ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Экономических причин стать членом ТС точно нет

Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Еще несколько лет такой динамики, и экономика страны станет аграрно-сырьевой

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Заграваючи з Москвою офіційний Київ грає в «русскую рулетку»

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,187