В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Таможня или Союз?

Разговоры о вступлении Украины в Таможенный союз периодически активизируются в течение вот уже нескольких лет. В последний раз внимание к проблеме было привлечено осенью 2012 года, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Обсуждение перспектив вступления в Таможенный союз возвращает Украину к риторике о многовекторности времен президентства Л. Кучмы.

«Мы обречены жить рядом друг с другом» – звучит по обе стороны восточной и западной границ Украины. Однако, и Восток, и Запад прозрачно намекают, что пора бы Украине и определиться, «либо-либо», не допуская возможности некоего «троистого союза». Множество экспертов подчеркивает, что Таможенный союз – это альтернатива Союзу Европейскому, и об этом не следует забывать. Впрочем, как и о том, что вряд ли оправдаются ностальгические воспоминания части населения нашей страны о социальном равенстве и социальных преференциях бывшего СССР, – в новом союзе гражданам Украины этого никто не обещает.

Восток в лице РФ целью интеграционных проектов, даже в ущерб экономике, видит, прежде всего, политику – возрождение былой мощи и возращение к новым политическим союзам, возглавляемым «старшей сестрою». «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» (президент РФ В. Путин). Таможенный союз в России представляют ядром «постсоветского экономического союза» и предпосылкой для далеко идущих интеграционных процессов. Как отметил 3 марта 2011 года первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, Таможенный союз «мыслится как промежуточный этап на пути создания единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана».

Евросоюз также пытается найти пути экономического взаимодействия с Украиной, предлагая совместное создание еще одной «зоны» – зоны свободной торговли.

Сама же Украина годами не может определиться, каждый раз решая сиюминутные задачи, – то снижая цену на газ, то получая кредиты на Западе. Четкой сформулированной стратегии взаимодействия с ТС в Украине нет до сих пор, как нет и практических шагов, направленных на реализацию давно озвученных принципов европейской интеграций.

В итоге, вступление в Таможенный союз может стать непродуманным и поспешным, пройти без согласования с бизнесом, который представляет разные сектора экономики. А готов ли наш бизнес к жесткой конкуренции внутри Таможенного союза? Увы, приходится признать, что нет… Следовательно, последствия вступления в ТС могут быть плачевными, прежде всего, для экономики нашей страны, когда ряд стратегических отраслей и предприятий перейдет под контроль внешнего капитала.

Нет сомнений и в том, что членство в Таможенном, а затем и в Евразийском союзе ограничит свободу выбора внешнеэкономических партнеров для членов этих объединений. Но можно ли утверждать, что Украина настолько устала проводить самостоятельную внешнюю политику, что готова делегировать часть своих функций кому-то другому? Готова ли наша страна вернуться под контроль России в ущерб собственным национальным интересам?

Оставляют желать лучшего и результаты работы Таможенного союза для стран-участниц. В Казахстане, одном из главных инициаторов создания Таможенного союза (если вспомнить, то и проект Евразийского союза впервые был выдвинут Нурсултаном Назарбаевым), все чаще поговаривают о том, что именно эта страна является наиболее пострадавшей от введения общего таможенного пространства. И Казахстан, и Беларусь неоднократно нарекали на не выгодное для их бизнеса увеличение таможенных пошлин, на усложнение условий экспорта их товаров в РФ. Предприятиям Казахстана и Беларуси ограничивают доступ к сырью, осуществляя поставки «по остаточному принципу». Эксперты обращают внимание на «закрепление» транзитной (в случае с Беларусью) и сырьевой (за Казахстаном) ориентации экспорта этих стран внутри ТС. И, конечно же, на неравные права в принятии тех или иных решений, в пользу РФ. Российская Федерация, в свою очередь, обвиняет страны-партнеры ТС в контрабанде товаров из Китая и Европы.

Аргументов «за» и «против» участия в Таможенном союзе новых потенциальных партнеров их экспертам и СМИ страны-участницы предоставляют великое множество.

«Диалог.UA» предложил опрошенным экспертам ответить на ряд вопросов. Нужно ли Украине вступать в Таможенный союз, и если да, то зачем? Какие экономические выгоды ожидают страну от такого членства? Как оно отразится на внешнеэкономическом балансе Украины в целом? Какие преференции предлагает ТС для украинского бизнеса? Будут ли прекращены торговые войны между Украиной и Россией, которые так участились в 2012-м?

Да и что же, на самом деле, представляет собой Таможенный союз – это экономическое или все же политическое образование наднационального и надгосударственного характера?

Учитывая то, что в западной прессе не часто встретишь анализ данной темы, мы пошли другим путем и предлагаем вам рассмотреть иные, существующие в мире, союзы и вновь возникающих региональных игроков, а также оценки РФ со стороны англоязычных исследователей, редко переводимые в самой РФ

Свернуть

Разговоры о вступлении Украины в Таможенный союз периодически активизируются в течение вот уже нескольких лет. В последний раз внимание к проблеме было привлечено осенью 2012 года, но до сих пор в этом вопросе нет определенности. Обсуждение перспектив вступления в Таможенный союз возвращает Украину к риторике о многовекторности времен президентства Л. Кучмы.

«Мы обречены жить рядом друг с другом» – звучит по обе стороны восточной и западной границ Украины. Однако, и Восток, и Запад прозрачно намекают, что пора бы Украине и определиться, «либо-либо», что Таможенный союз – это альтернатива Союзу Европейскому.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Заграваючи з Москвою офіційний Київ грає в «русскую рулетку»

Ярослав Матійчик: Заграваючи з Москвою офіційний Київ грає в «русскую рулетку»

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Нинішнє міжнародне становище Києва надзвичайно складне. Залишається сподіватися, що нове керівництво нашого зовнішньополітичного відомства зуміє відійти від згубного провокаційного підходу в зовнішній політиці, утихомирити надмірну амплітуду коливань і вирівняти зовнішньополітичну поведінку, повернутися до стратегії Європейського вибору, що уможливить історичну перспективу, політичний, економічний та соціальний розвиток України.

Читать далее

Еще несколько лет такой динамики, и экономика страны станет аграрно-сырьевой

Михаил Погребинский: Еще несколько лет такой динамики, и экономика страны станет аграрно-сырьевой

Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Под воздействием такого фактора, как вхождение в ТС, украинская экономика могла бы выйти из состояния рецессии и обеспечить стабильные перспективы собственного роста на серьезную перспективу. Игнорировать возможности ТС для нас в таких условиях просто недопустимо.

Читать далее

Экономических причин стать членом ТС точно нет

Ирина Клименко: Экономических причин стать членом ТС точно нет

Ирина Клименко, зав.отдела внешнеэкономической политики НИСИ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Даже пресловутый энергетический вопрос не имеет смысла решать путем вступления в ТС. РФ обязательно будет повышать внутренние цены на газ, потому что там растут затраты; в это время в европейских странах спрос но российский газ падает. Российская экономика на сегодняшний день неэффективна, власть авторитарна, а страна коррумпирована. Поэтому РФ не может играть роль регионально лидера, не используя при этом методы внеэкономического принуждения.

Читать далее

Предлагаемый РФ Таможенный союз – это не союз, это путь к возрождению имперского образования, не интегрии, а империи, – это разные органы наднациональных образований

Вадим Карасев: Предлагаемый РФ Таможенный союз – это не союз, это путь к возрождению имперского образования, не интегрии, а империи, – это разные органы наднациональных образований

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Сегодня доход от таможни, от импорта – является одним из основных доходообразующих факторов украинского бюджета, это он обеспечивает социальные выплаты, зарплаты, пенсии и так далее. Как в этих условиях можно отдать контроль над таможенными границами наднациональному органу, в котором вы не знаете, какова ваша доля? Куда пойдут эти доходы? В Беларусь, Казахстан, в Россию? Куда он будет уходить? Кроме того, возникает вопрос, кто получит контроль над нашими таможенными границами? Фактически, Россия.

Читать далее

Вопрос быть или не быть Украине в Таможенном союзе лишен смысла

Михаил Гончар: Вопрос быть или не быть Украине в Таможенном союзе лишен смысла

Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос»

Евразийская модель – это не интеграционная модель, это скорее модель аншлюса, поглощения. Она не является интеграционной по своей сути, а лишь в пропагандистских целях ее так называют инициаторы, чтобы замаскировать четкую иерархию и доминирование интересов России в Таможенном союзе и ЕврАзЭС. А также в любых других структурах, развивающихся или формирующихся в рамках более широкой российской модели, так называемого, Евразийского Союза, в котором РФ занимает ключевую позицию, имеет контрольный пакет – вот и все. Поэтому, с формальной точки зрения, российская сторона будет все решать и решать так, как ей выгодно.

Читать далее

2013 рік стане вирішальним стосовно вступу України до Митного союзу

Олег Соскин: 2013 рік стане вирішальним стосовно вступу України до Митного союзу

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Україна має всі шанси приєднатися до Митного союзу, як до збіговиська історичних невдах. Потім цей жах стане перманентним, бо будуть опущені життєві стандарти. Впавши на дно, там будеш бачити таких самих, і неможливо буде дізнатися, як може бути краще. Поки що ми продовжуємо тягнутися за Євросоюзом і бачимо там вищі стандарти, а в Митному союзі стандарти будуть нижчі, навіть ніж ми маємо зараз. Ті, хто не зможуть їх прийняти – або втечуть, або вимруть.

Читать далее

Если мы откажемся участвовать в одном из надгосударственных проектов (восточном, западном - неважно) сегодня, мы в результате будем поглощены на значительно худших условиях позже

Андрей Колпаков: Если мы откажемся участвовать в одном из надгосударственных проектов (восточном, западном - неважно) сегодня, мы в результате будем поглощены на значительно худших условиях позже

Андрей Колпаков, управляющий партнер Аналитической группы «Da Vinci AG»

Российским производителям не нужны сильные украинские производители на своем рынке. Им нужен доступ к интересным украинским предприятиям, ослабление конкурентов, доступ к сырью и внутреннему рынку Украины. Здесь нет ничего личного и никакой политики. Только бизнес.

Читать далее

Україна нічого особливого не отримає ані в ЄС, ані в Митному союзі

Олександр Шморгун: Україна нічого особливого не отримає ані в ЄС, ані в Митному союзі

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Можна скільки завгодно привести моральних мотивів про братерство, про спільну історію, про споріднену мову і традиції, але потужна країна ніколи не візьме на утримання слабку за просто так. Ще досі в світовій історії таких прикладів не було. Завжди потрібно думати, що за цим стоїть.

Читать далее

Надежды на возможные дивиденды, которые можно получить от России, при вступлении в ТС, иллюзорны

Олександр Сушко: Надежды на возможные дивиденды, которые можно получить от России, при вступлении в ТС, иллюзорны

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Создание Таможенного Союза, является неким представлением российской правящей элиты о правильном мироустройстве. Никакой реальной выгоды это России не дает. Только распыляет ресурсы и усилия на поддержание сателлитов вокруг себя. Ну и моральное удовлетворение правящим российским кругам.

Читать далее

Довіри до Митного союзу немає через відсутність арбітра, який би адекватно розсудив Київ і Москву

Дмитро Боярчук: Довіри до Митного союзу немає через відсутність арбітра, який би адекватно розсудив Київ і Москву

Дмитро Боярчук, директор CASE-Україна

Якщо ми навіть приєднаємося до Митного союзу і отримаємо пільги на рік-два, можливо, все це тимчасово й вирішить проблему нашого торгового балансу, зніме девальваційний тиск, але це не вирішить структурних проблем; тобто, ми законсервуємо наші структурні проблеми

Читать далее

Есть ли альтернатива Таможенному Союзу?

Тантели РАТУВУХЕРИ: Есть ли альтернатива Таможенному Союзу?

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Можно утверждать, что Таможенный союз устанавливает формально-юридическое равенство всех бизнесов ТС по отношению к бизнесам других экономических регионов мира, но тем или иным образом усиливает конкуренцию внутри организации. Учитывая, что номенклатура и качество товаров здесь фактически одинаковы, находятся в одинаковых условиях технологической отсталости, победителем выйдет та страна, которая может обеспечить себя ресурсной базой, – прежде всего сырьем и капиталом. Сможет ли Украина подтянуть свой технологический потенциал в этой конкурентной борьбе? Вопрос достаточно проблематичный, учитывая определенный тренд перекачивания интеллектуального капитала в более капитализированные научно-исследовательские, технологические центры, которых однозначно больше в России.

Читать далее

Для Украины сейчас вообще нет привлекательных перспектив

Сергей Толстов: Для Украины сейчас вообще нет привлекательных перспектив

Сергей Толстов, Директор Института политического анализа и международных исследований

Всякая реальная стратегия должна предполагать средства её реализации и способы социальной мобилизации. У Столыпина, например, предполагалась возможность обогащения в сельскохозяйственном производстве, промышленного роста, расширения внутреннего рынка и привлечения внешних инвестиций. У Сталина была индустриализация и ГУЛАГ, а у Путина – просто непонятно ещё что. Но оно не работает, потому что одного призыва «поднять страну с колен» маловато будет, чтобы сработал общественный резонанс.

Читать далее

Митний Союз: заманити у пастку

Ситник Світлана Володимирівна: Митний Союз: заманити у пастку

Ситник Світлана Володимирівна, кандидат політичних наук, доцент кафедри політичної аналітики і прогнозування Національної академії державного управління при Президентові України

Росія впроваджує різні механізми взаємодій, але, звісно, для неї більш вигідними є контрольовані нею наддержавні утворення, які вибудовуються на квотах. Дольові внески Росії є неспівмірно більшими в утриманні таких структур. Так у 2012 році частка Росії склала 87,97%, Казахстану - 7,33%, Білорусії - 4,7%. За такого дисбалансу виділені фінанси неминуче конвертуються у право впливу на прийняття рішень та формування правил гри.

Читать далее

Россия в Таможенном Союзе является доминирующим государством

Сергей Дьяченко: Россия в Таможенном Союзе является доминирующим государством

Сергей Дьяченко, энергетический эксперт

Россия является в Таможенном союзе доминирующим государством, что часто позволяет диктовать выгодные для нее решения. Например, большинство общих тарифов – это ставки тарифов Российской Федерации, при этом 88% таможенных сборов на территории Таможенного союза попадает в бюджет Российской Федерации. Кроме того, Таможенный союз это уже интеграционное объединение, из которого без серьезных проблем выйти нельзя, и которое с высокой вероятностью со временем трансформируется в валютный и экономический союз. Именно таким образом видит этот процесс РФ.

Читать далее

Торговые войны между членами Таможенного союза невозможны

Олег Ногинский: Торговые войны между членами Таможенного союза невозможны

Олег Ногинский, представитель правления ассоциации «Поставщики таможенного союза»

Вступление Украины в ТС – это возможность пройти порог в 200 миллионов человек (или минимально стабильный рынок), а, во-вторых, – возможность восстановить все технологические цепочки, разорванные при развале Советского Союза. Если же Украина подпишет договор об ассоциации с Европой, то вполне вероятно, что для Украины будут выставлены таможенные пошлины такие же, как они сегодня выставлены для европейских производителей. Что будет означать полную потерю рынка, поскольку в Европе, к примеру, в сельском хозяйстве, практически все производство дотируемые, а мы не имеем права этого делать по условиям ВТО, которые мы же и подписали. Фактически это будет означать, что в силу объективной конкуренции мы потеряем рынок Таможенного союза.

Читать далее

Митний Союз — правила гри на умовах його засновників

Олександр Вишняк: Митний Союз — правила гри на умовах його засновників

Олександр Вишняк, доктор соціологічних наук, директор фірми «Юкрейніан соціолоджі сервіс»

Якщо приєднуватися на тих умовах, які є, які підписані засновниками Митного союзу, то Україна ніяких вигод не матиме, а матиме скоріше збитки. Крім того, захоплювати підприємства необов’язково тиском, можна захопити демпінгом. Якщо не буде ніяких обмежувальних мит, то росіяни можуть продавати свій метал в Україні по демпінговим цінам, аби місцеві заводи стали збитковими і потім купити їх за безцінь.

Читать далее

Потойбіччя

Лесь Герасимчук: Потойбіччя

Лесь Герасимчук, культуролог

Вартість обіцянок-цяцянок Росії у енергетичній сфері ми знаємо на прикладі провальних і збиткових для України поквапних Харківських домовленостей. У цій галузі Україні треба починати колись не з жебрів у Росії, а з запровадження жорсткого обліку та енергозбереження на домашньому ринку – і в промисловості, і в аграрному виробництві, і в комунальному господарстві. І цілком може виявитися, що цих ресурсів нашій державі насправді потрібно набагато менше. Хіба що йдеться не про інтереси людей, а про надприбутки окремих зацікавлених осіб і груп.

Читать далее

Вибір інтеграційної моделі Україна має зробити вже в цьому році

Валерій Чалий: Вибір інтеграційної моделі Україна має зробити вже в цьому році

Валерій Чалий, Голова Громадської експертної ради при Комітеті Україна - ЄС, заступник генерального директора Центру Разумкова, заступник Міністра закордонних справ України (2009-2010 роки)

Штучно звуженим, з моєї точки зору, є розгляд питання інтеграційного розвитку в координатах суто економічних. Спеціалісти, які розробляють саме інтеграційні стратегії, аналізуючи ситуацію, ставлять на перше місце не торгівлю, а саме структурні та інституційні реформи, доступ до міжнародних фінансів, показники розвитку потенціалу робочої сили, потенціалу інтелектуального та національного розвитку, тобто це все те, що не вимірюється обсягами постачання газу чи ціною на газ. І все, що ми чуємо від пропагандистів Митного союзу, знаходиться в координатах навіть не реформування економіки, а саме зняття торгівельних бар`єрів і якихось короткочасних вливань коштів в обмін на політичні поступки. Такий шлях дає лише короткострокові результати для підтримання існуючої ситуації, фактично – стагнації, бо він не розвиває країну, він дає можливість вижити правлячій верхівці на кілька років, але потім очевидно, що всі ці правила будуть змінюватися.

Читать далее

Митний союз – це надто велика плата за тимчасові тактичні поступки

Владимир Лупаций: Митний союз – це надто велика плата за тимчасові тактичні поступки

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований "София"

Ціна на газ в обмін на здачу геоекономічного та геополітичного суверенітету – це типово неоколоніальна оборудка. По суті, Російська Федерація намагається запровадити режим обмеженого суверенітету по відношенню до країн СНД, які утворились на пострадянському просторі після розпаду СРСР. Ключові програмні документи РФ відкрито визначають СНД, в якості зони її стратегічних інтересів та зони впливу. Таким чином, через Митний союз Москва прагне інституалізувати та забезпечити міжнародне політико-правове визнання власної зони геополітичного та геоекономічного домінування.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,068