В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Идея соблюдения прав человека восходит к передовым достижениям политической мысли Европы 17-18 веков, а также к деятелям Просвещения, таким как Локк, Бентам и Руссо, хотя они и не сформулировали ее конкретно.

В 20-м веке создание ООН стало значительным шагом к улучшению ситуации с правами человека во всем мире. На то время их соблюдение пребывало в ужасном состоянии из-за двух мировых войн.

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Однако все это время нарушения прав человека остаются широко распространенным явлением. Масштаб этой проблемы делает создание надежной защиты прав человека довольно трудным делом. Международные организации, такие как ООН, часто оказываются парализованными, столкнувшись с массовым насилием, а многие национальные правительства не желают эффективно защищать и отстаивать права человека, как на своей территории, так и за рубежом. Сегодня ни одно правительство не является последовательным борцом за человеческие права. Существует глубокая связь между кризисом политического развития страны и нарушениями прав человека, а также между соблюдением прав человека и благосостоянием общества.

Кризис политического развития, – это нездоровое явление - существует во многих странах, включая и Украину, и заметно ухудшает ситуацию с правами человека. За примерами не надо далеко ходить.

Так, Европейский Суд предложил Украине срочно реформировать законодательство и административную практику для того, чтобы обосновать ключевые вопросы организации и проведения мирных демонстраций, а также основания для их ограничения. Но украинские суды намерены игнорировать это решение Евросуда до принятия соответствующего закона.

Вместе с тем мы наблюдаем стремление реанимировать скандальный законопроект № 2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», который ограничивает свободу мирных собраний в Украине. Правозащитники считают, что украинские суды запрещают мирные собрания граждан на основании нормативных актов СССР.

Многие из опрошенных нами экспертов подчеркивают, что украинским властям следовало бы воздержаться от нарушения гражданских и политических прав человека, включая права на свободу слова, собраний и права на информацию. Вместо применения грубой силы к протестующим, проблемы следует решать демократическим путем, через диалог и расширение участия граждан в политике.

Для восстановления утраченного баланса требуется официальное признание того, что важны не только политические решения, но и сам политический процесс, который нужно проводить открыто, прозрачно, с участием общественности.

Экономическая глобализация подрывает права человека на национальном и даже на международном уровне. Рост мощных негосударственных игроков представляет сложную проблему для сферы прав человека. Международные соглашения по правам человека писались для защиты прав людей перед государством, и ни одно из них прямо не защищает их от негосударственных игроков. Государственное регулирование часто становится затруднительным или невозможным, а политикам не хватает воли, да и способностей что-то изменить к лучшему. Эти тенденции накладываются на сворачивание сфер деятельности государства, права человека приносятся в жертву борьбе с терроризмом и применению мер по борьбе с кризисами, которые либо нарушают, либо игнорируют человеческие права. Все это ведет к тому, что государство утрачивает способность гарантировать даже прожиточный минимум, и становится бессильным хоть что-то сделать с социальным неравенством.

Но, как известно, чем хуже государство защищает своих граждан, тем острее угроза распада государства и анархии.

Будут ли гражданские и политические права сохраняться и дальше? Какие проблемы при соблюдении прав человека появились за последние годы? Какие новые вызовы стоят перед нами сегодня? Как соблюдаются (и соблюдаются ли?) права человека в нашей стране? Возможно ли вообще существование структур легальности там, где легитимность нарушена в принципе? Эти вопросы требуют глубокого осмысления и открытого обсуждения.

Нельзя также исключать, что новые жизненные реалии потребуют сформулировать новые концепции прав человека, чтобы защитить человеческое достоинство и благополучие от новых серьезных угроз, ведь существующие нормы с этой проблемой не справляются. Ясно лишь одно: ни одна из новых проблем не должна привести к отказу от защиты гражданских и политических прав в их нынешнем виде.

Эти и многие другие вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека, мы приглашаем обсудить на страницах «Диалог.UA»

Свернуть

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Мы приглашаем обсудить вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека на страницах «Диалог.UA».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

В Украине весь свод прав человека является абсолютно фиктивным

12 июн 2013 года
Международная организация «Фридом Хаус» отметила снижение рейтинга Украины в плане гражданских свобод. Почему это произошло и что происходит?

В действительности, и без оценок рейтинга Украины со стороны различных международных организаций можно смело заявить, что в стране весь свод прав человека (раздел II Конституции Украины) является абсолютно фиктивным, то есть лишенным реальной судебной защиты со стороны совокупности чиновников, которых по аналогии со странами западной демократии, именуют судебной ветвью власти.

Основная причина подобного положения вещей кроется в том, что население, которое исконно обитало на территории Украины, лишено даже зачатков правовой культуры. Её отсутствие не позволяет гражданам контролировать своё государство. При этом традиционная склонность к личной наживе не имеет каких-либо разумных сдержек и противовесов для сдерживания корыстных аппетитов государственных служащих.

По сути, мы все стали очевидцами одного из самых уродливых проектов строительства национальной державы, при котором наблюдаются титанические усилия, чтобы занять должности во всех ветвях публичной власти Украины с одной единственной целью – обеспечить своё личное благополучие. В этом случае государство становится лишь инструментом решения личных материальных интересов. Поэтому и общенародная собственность, доставшаяся всем нам в наследство от СССР, по сути, была конвертирована под ловким эвфемизмом приватизации государственного имущества в баснословные богатства очень узкого круга лиц, вовремя оказавшихся у истоков «кормила» власти. Именно эти лица и стали подлинными собственниками государства под названием Украина. «Незалежність» Украины сегодня, по сути, означает её полную независимость от прав человека.


Я помню те времена, когда на нас вещали западные «радиоголоса», рассказывая о положении с правами человека в СССР. А какое влияние на нас оказывает Европа сейчас?

Представляется, что «Европа», то есть страны западной демократии, которые способны реально оказывать влияние на международную политику, использовали своё влияние на Украину, исходя из своих геополитических интересов по отношению к России. Обращает на себя внимание, что эти страны не приложили никаких реальных усилий для оказания помощи в разработке и проведении необходимых реформ, способных обеспечить цивилизованное развитие нашей страны.

При этом, к сожалению, они проявили завидную активность на стезе финансовой, организационной и политической поддержки тех общественных организаций, СМИ и политических деятелей, которые продемонстрировали готовность исповедовать рьяную русофобию. Тем самым, страны западной демократии несут львиную долю вины за то, что «джин» ксенофобии «вырвался из бутылки» и стал рушить на своём пути все предпосылки для созидания гражданского общества и правового государства в Украине.

Украина – коррумпированная, мафиозная страна. В странах подобного рода не может быть конституционного строя, то есть строя, который зиждется на правовых ценностях, господстве принципа верховенства права, приоритете прав человека. Посему все положения раздела I (основы конституционного строя) Конституции Украины также абсолютно фиктивны.


Ситуация с правами человека постоянно меняется, как у нас, так и за рубежом. В какой мере можно говорить про демократичность нашего государственного устройства? С какими гражданскими правами у нас ситуация лучше, а с какими - хуже?

Украина - не демократическая держава. Демократическим государство может именоваться только при условии неуклонного и повсеместного соблюдения прав человека. Одной видимости выборности высших и местных органов власти для этого недостаточно. Ведь нельзя же и впрямь именовать демократическим государство, в котором, например, наиболее многочисленное племя на всеобщих выборах избирает главой государства своего вождя с целью проведения этнических чисток по отношению к представителям малочисленных племен.

Поэтому лишь то государство обретает честь именоваться демократическим, которое в то же время является и правовым, то есть способным обеспечить соблюдение прав и свобод своих граждан.

Согласно позиции международного сообщества все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Но, в Украине они все в равной степени фиктивны.

Как уже упоминалось выше, все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Посему они все в равной степени важны для защиты человека. Но в Украине на сей час отсутствуют важнейшие предпосылки для защиты любых прав человека. Для нас ныне наиболее актуальной задачей является формирование гражданского общества, которое окажется способным создать условия для интеграции правовой культуры в менталитет населения, обитающего на территории Украины.

Вместе с тем, правовая культура имеет шанс на благосклонный прием у населения лишь при условии соответствующей практической, жизненной необходимости. Такая необходимость может появиться в процессе регулярного проведения референдумов по всем основополагающим вопросам государственного строительства по примеру Швейцарии.


Сегодня в СМИ обсуждается вопрос о возможности проведения референдума в Украине. Может ли наш народ добровольно избавиться от гражданских и политических свобод? Готов ли он для этого?

Согласно положениям статьи 5 Конституции Украины, только народ вправе определять и изменять конституционный строй нашей державы. Само собой разумеется, что перед проведением референдума по столь фундаментальным вопросам государственного бытия у людей появляется потребность разобраться в сути дела. Эту потребность могут удовлетворить, подчас, не знающие куда девать свои знания многочисленные выпускники бесчисленных юридических факультетов и вузов Украины. В процессе проведения подобной общенациональной школы правовых знаний будут закладываться основы для формирования правовой культуры населения страны.

Решающую роль в формировании правовой культуры может сыграть учреждение в стране по примеру США суда присяжных, коллегия которых по требованию заинтересованных сторон смогла бы выносить вердикты по всем категориям (уголовных, гражданских и административных) дел. Введение суда присяжных предусмотрено статьями 124, 129 Конституции Украины.

В этом случае нормы I и II разделов Основного Закона Украины перестанут быть фиктивными, начнёт формироваться правовая культура, люди научатся отстаивать свои права. Возникнет перспектива формирования гражданского общества и созидания правового государства.

Единственная причина, по которой ныне всячески избегают проведения регулярных референдумов и учреждения суда присяжных – это опасения существующих партий власти по поводу утраты своей власти в результате её перехода к народу со всеми вытекающими из этого последствиями.


И последнее, – какими вы видите мировые тенденции в сфере прав человека? Как влияет на них революция информационных технологий, которая сейчас, собственно, и происходит?

Думается, что культура прав человека ныне переживает кризис во всем мире, в первую очередь, по вине стран западной демократии, которые на международной арене принесли свою духовную, правовую культуру в жертву своим прагматичным геополитическим интересам.

Благодаря информационным технологиям эта политика «двойных стандартов» стран западной демократии стала широко известной в мире и нанесла существенный ущерб западным правовым ценностям, дискредитировав их в глазах населения недемократических держав.

Население последних, по сложившейся вековой традиции, всегда неприязненно и настороженно относилось к ценностям западной цивилизации. Ныне же у этой исконно негативной установки к западной системе ценностей открылось второе дыхание благодаря активной деятельности соответствующих местных партий власти, вовсю использующих возможности современных информационных технологий.

Беседу вел Андрей Маклаков.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Новый мировой беспорядок – как мы в нем оказались

Развал системы глобальной безопасности – следствие подъема национализма, этой «темной стороны демократии», что уже привело к конфликтам во многих странах мира; происходящее в Украине является доказательством этого, а возможно, и началом революции. Как выбраться из подобной ситуации в реальной жизни? Научные исследования показывают, что есть только два пути: чистая победа одной из сторон, или «мучительный тупик», в котором обе стороны страдают из-за конфликта, пока не согласятся на международное посредничество.

В Украине Россия тоже вошла в мучительный политический тупик. Да, она показала свою силу духа в отношении санкций – а также готовность терпеть неудобства, чтобы при этом терзать Украину, пытаясь сохранить благодаря этому свое влияние и сепаратистскую автономию на востоке страны. Украина, однако, стремится к чистой победе, окружая сепаратистов и обстреливая их позиции. Чего мы пока не знаем – как далеко Украина готова зайти в своем стремлении к полной победе, и как далеко готова зайти Россия, чтобы этого не допустить? Да, можно надеяться, что международные посредники смогут убедить и Украину, и Россию, что издержки открытого конфликта могут быть столь велики, что лучше пойти на сохранение нынешнего положения, чем продолжать военные действия. Я боюсь, однако, что мы увидим дальнейшее обострение конфликта, усиление экономических санкций и расширение военных действий.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Украинская действительность в последнее время стала тесно ассоцироваться с практикой избирательного правосудия, следовательно, избирательного применения прав и свобод человека

Ирина Федорович, со-координатор Коалиции по противодействию дискриминации в Украине

Давайте не путать демократию и правовое государство. Это разные вещи

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Захист політичних прав в Україні можливий лише завдяки громадянському суспільству

Ірина Погорєлова, журналіст

Україна не має права на громадянський конфлікт

Віктор Тимощук, голова Центру політико-правових реформ

Ми маємо явні тенденції до згортання демократії

Тарас Березовець, політтехнолог

В защите прав человека в Украине заинтересовано гражданское общество и журналисты. Не политики

Вадим Пивоваров, исполнительный директор Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранитель

В Украине ситуация с правами человека зависит от того, кто занимает пост Министра внутренних дел

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Право – это лишь возведённая в закон воля господствующего класса

Станіcлав Шевчук, доктор юридичних наук, професор, суддя ad hoc Європейського суду з прав людини

Законами також можна порушувати права людини

Борис Безпалий, український політик, народний депутат України 3-го, 4-го та 5-го скликань

Для України нинішні права її громадян – це досягнення

Дмитрий Выдрин, политолог

Пока что мы понимаем демократию очень плоско и очень пошло

Володимир Чемерис, Голова Інституту Республіка, правозахисник

Порівняно з нашими сусідами, Росією та Білоруссю, українці можуть почувати себе значно вільніше

Олександра Матвійчук, Голова Правління Центру Громадянських Свобод

У країні з демократичною формою правління і відносно вільною пресою ніколи не було значного голоду

Ігор Когут, голова Ради громадської організації «Лабораторія Законодавчих Ініціатив», директор Української школи політичних студій

Не вистачає основного – небайдужого, освіченого, відповідального громадянина-власника, людини для якої гідність, право і свобода є цінністю, котрому є що втрачати і є що захищати

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,132