В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Идея соблюдения прав человека восходит к передовым достижениям политической мысли Европы 17-18 веков, а также к деятелям Просвещения, таким как Локк, Бентам и Руссо, хотя они и не сформулировали ее конкретно.

В 20-м веке создание ООН стало значительным шагом к улучшению ситуации с правами человека во всем мире. На то время их соблюдение пребывало в ужасном состоянии из-за двух мировых войн.

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Однако все это время нарушения прав человека остаются широко распространенным явлением. Масштаб этой проблемы делает создание надежной защиты прав человека довольно трудным делом. Международные организации, такие как ООН, часто оказываются парализованными, столкнувшись с массовым насилием, а многие национальные правительства не желают эффективно защищать и отстаивать права человека, как на своей территории, так и за рубежом. Сегодня ни одно правительство не является последовательным борцом за человеческие права. Существует глубокая связь между кризисом политического развития страны и нарушениями прав человека, а также между соблюдением прав человека и благосостоянием общества.

Кризис политического развития, – это нездоровое явление - существует во многих странах, включая и Украину, и заметно ухудшает ситуацию с правами человека. За примерами не надо далеко ходить.

Так, Европейский Суд предложил Украине срочно реформировать законодательство и административную практику для того, чтобы обосновать ключевые вопросы организации и проведения мирных демонстраций, а также основания для их ограничения. Но украинские суды намерены игнорировать это решение Евросуда до принятия соответствующего закона.

Вместе с тем мы наблюдаем стремление реанимировать скандальный законопроект № 2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», который ограничивает свободу мирных собраний в Украине. Правозащитники считают, что украинские суды запрещают мирные собрания граждан на основании нормативных актов СССР.

Многие из опрошенных нами экспертов подчеркивают, что украинским властям следовало бы воздержаться от нарушения гражданских и политических прав человека, включая права на свободу слова, собраний и права на информацию. Вместо применения грубой силы к протестующим, проблемы следует решать демократическим путем, через диалог и расширение участия граждан в политике.

Для восстановления утраченного баланса требуется официальное признание того, что важны не только политические решения, но и сам политический процесс, который нужно проводить открыто, прозрачно, с участием общественности.

Экономическая глобализация подрывает права человека на национальном и даже на международном уровне. Рост мощных негосударственных игроков представляет сложную проблему для сферы прав человека. Международные соглашения по правам человека писались для защиты прав людей перед государством, и ни одно из них прямо не защищает их от негосударственных игроков. Государственное регулирование часто становится затруднительным или невозможным, а политикам не хватает воли, да и способностей что-то изменить к лучшему. Эти тенденции накладываются на сворачивание сфер деятельности государства, права человека приносятся в жертву борьбе с терроризмом и применению мер по борьбе с кризисами, которые либо нарушают, либо игнорируют человеческие права. Все это ведет к тому, что государство утрачивает способность гарантировать даже прожиточный минимум, и становится бессильным хоть что-то сделать с социальным неравенством.

Но, как известно, чем хуже государство защищает своих граждан, тем острее угроза распада государства и анархии.

Будут ли гражданские и политические права сохраняться и дальше? Какие проблемы при соблюдении прав человека появились за последние годы? Какие новые вызовы стоят перед нами сегодня? Как соблюдаются (и соблюдаются ли?) права человека в нашей стране? Возможно ли вообще существование структур легальности там, где легитимность нарушена в принципе? Эти вопросы требуют глубокого осмысления и открытого обсуждения.

Нельзя также исключать, что новые жизненные реалии потребуют сформулировать новые концепции прав человека, чтобы защитить человеческое достоинство и благополучие от новых серьезных угроз, ведь существующие нормы с этой проблемой не справляются. Ясно лишь одно: ни одна из новых проблем не должна привести к отказу от защиты гражданских и политических прав в их нынешнем виде.

Эти и многие другие вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека, мы приглашаем обсудить на страницах «Диалог.UA»

Свернуть

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Мы приглашаем обсудить вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека на страницах «Диалог.UA».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Право – это лишь возведённая в закон воля господствующего класса

1 июл 2013 года
Вот уже два года как с подачи организации под названием «Дом Свободы» Украину на Западе не считают свободной страной. Однако ее не считают и несвободной. Вопрос – что изменилось в сфере гражданских и политических прав за это время?

У либералов уровень свободы определяется степенью монополизации основных фондов. Когда-то в Украине было много разнообразных олигархических группировок, которые воевали между собой, но умудрялись поделить куски и поддерживать устойчивость.

Тогда у нас была успешная имитация некоего буржуазно-демократического плюрализма, что и было отличием от Беларуси, или от Российской Федерации. На сегодняшний день образовалось несколько больших «семей», которые постоянно что-то отжимают у более слабых. То донецкие у одесских какой-то завод отожмут, то ещё что-то в этом роде. Таким образом, происходит монополизация бизнеса, а она повлечёт за собой и диктатуру в политике.

Как ни странно, но в этом смысле положительную роль играет деление Украины по линии «восток-запад». Благодаря ему поддерживается и более высокий уровень гражданского общества, так нелюбимого властью.

Замечу, что именно элементы гражданского общества обеспечивают в стране реальную демократию и соблюдение прав. А деление на власть и оппозицию стало весьма условным, что особенно видно при голосовании за социальные законы. Чтобы принять закон, соответствующий в большей мере интересам простых людей и народа в целом, даже у оппозиции каждый раз не хватает одного-двух-трёх голосов…

Любой аналитик скажет, что дело тут нечисто, что исполняется чёткий сценарий. Поэтому нам ещё предстоит борьба с монополизацией власти, и главную роль должны сыграть низовые структуры. Сколько бы мы ни ругали «грантоедов», но даже они в этой борьбе пригодятся. Нужно всеми силами строить гражданское общество, только оно может обеспечить права и свободы.


Права человека это целый спектр понятий – права политические, гражданские, экономические, культурные… В каком из его сегментов в нашей стране ситуация наиболее острая?

Разумеется, проблемы везде. Какие сегменты права не затронь, везде нужно копать, копать, пока так и не докопаешься. Как профсоюзный лидер с марксистской идеологией, я определил для себя базис и вертикаль правовых проблем.

Должен сказать, что гражданские и политические права и свободы эффективно реализуются в том случае, если надёжно защищены фундаментальные, то есть экономические, личные и социальные права граждан. А вот их степень защиты зависит от общего формационного уровня страны. Если мы допускаем тезис о том, что Украина стоит в разряде стран периферийного капитализма (чтобы не сказать «Третьего мира»), то тем самым мы констатируем, что объём социально-экономических прав очень невелик, как во всяком бедном государстве.

В условиях, когда базовые права повсеместно нарушаются, говорить о развитии гражданских и политических прав просто смешно.

По профсоюзной линии я всегда сталкиваюсь с проблемами в области базисных прав. Ещё с детства, из советской конституции мы запомнили право на образование, на медицинское обслуживание, и вообще весь набор социально-экономических прав, которые и теперь записаны в Конституцию Украины. Но теперь конституционная фиксация не имеет никакой законодательной поддержки. А для законодательной поддержки, что ещё более важно, нужна материально-экономическая база. Другими словами – никакая Конституция в нищей стране не заставит нас жить лучше. Здесь актуален другой тезис: право – это лишь возведённая в закон воля господствующего класса.

Возьмём профсоюзный сегмент из блока социально-экономических прав граждан. Это право на труд, на отдых, на пенсию – мы все видим, как всё сильнее ущемляются эти права, не смотря на их и без того скверное выполнение. У нас есть также право на забастовку, но процедура его реализации прописана в законодательстве настолько длинно и туманно, что не нарушить её просто невозможно.

А как цинично аргументировалось повышение пенсионного возраста – люди, оказывается, хотят дольше работать, чтобы больше зарабатывать! В сущности, это просто вал неолиберального наступления, когда вся политика правительства сводится уже не к латанию дыр в бюджете, а к оптимизации показателей, которые требует МВФ.

В нашей Конституции также записано право каждого гражданина на участие в профсоюзе и гарантии, что он не будет за это никак ущемлён. Но практически любую попытку создать независимый профсоюз на частном предприятии работодатели душат на корню. Они относятся к этому не как к реализации конституционных прав, а как к нарушению корпоративной этики, или как к проискам конкурентов. Это массовые явления, поэтому мы и выступаем за переформатирование общественных отношений. Можно было бы латать дыры в системе, но она изначально создана самоуничтожающейся – её надо менять, делать более социалистической.


Если положение с правами человека в нашей стране столь незавидное, то поставим тогда вопрос иначе: а каких прав мы всё же не лишены?

Когда я преподавал на юридическом факультете, то студенты часто любили поспорить о конституционном закреплении права на жизнь. Тогда я шутил с ними, указывая, что праву на жизнь корреспондирует право на смерть. И поразмыслив немного, можно прийти к выводу, что для гражданина Украины право на смерть гарантировано наилучшим образом, хоть и не прописано в Конституции.

Недавно прочитал совершенно официальные данные о том, что Украина занимает первое место в Европе по ранней смертности мужского населения. А помочь человеку реализовать своё право на жизнь наше государство не очень торопится. Это, пожалуй, самое большое достижение нашего неолиберального руководства.


Недавно скончалась Маргарет Тэтчер, стоявшая у истоков глобального политэкономического эксперимента, который привел к резкому обострению ситуации с правами человека во всем мире. Есть ли признаки того, что этот эксперимент все же заканчивается, и можно надеяться на лучшее?

Тэтчер вошла в историю Британии как проводник политики жесточайшего подавления забастовки шахтёров, уничтожив одно из самых сильных рабочих движений в мире. Юмор данной ситуации в том, что она умерла от сердечного приступа, который в английском языке называется «страйк» – так же, как забастовка. Эта игра слов показательна в том, что временные победы капитала над трудом не есть глобальной тенденцией. Капитал не может преобладать постоянно и автоматически, он вынужден вечно искать новые пути. И регулярно испытывает кризисы и потрясения, как недавно на Кипре.

Правда, власти Евросоюза в случае Кипра все же не смогли переложить проблемы банков на плечи простых людей, и я думаю, что это очень показательно. За последние годы было уже несколько примеров, как капитал откладывал решающий бой с трудом, ублажая его латанием дыр. Удалось погасить страсти в Исландии, кое-как успокоить Грецию, и т.д. есть неблагоприятные прогнозы по Испании, Португалии, Италии. Хватит ли резервов у Евросоюза на решение всех проблем? Я уверен, что не хватит. Поэтому можно ожидать новой волны профсоюзного, рабочего, и даже революционного движения. У капитала не осталось ни материальных, ни политических ресурсов для обеспечения социальной безопасности.


Беседу вел А.Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Украинская действительность в последнее время стала тесно ассоцироваться с практикой избирательного правосудия, следовательно, избирательного применения прав и свобод человека

Ирина Федорович, со-координатор Коалиции по противодействию дискриминации в Украине

Давайте не путать демократию и правовое государство. Это разные вещи

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Захист політичних прав в Україні можливий лише завдяки громадянському суспільству

Ірина Погорєлова, журналіст

Україна не має права на громадянський конфлікт

Віктор Тимощук, голова Центру політико-правових реформ

Ми маємо явні тенденції до згортання демократії

Тарас Березовець, політтехнолог

В защите прав человека в Украине заинтересовано гражданское общество и журналисты. Не политики

Вадим Пивоваров, исполнительный директор Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранитель

В Украине ситуация с правами человека зависит от того, кто занимает пост Министра внутренних дел

Станіcлав Шевчук, доктор юридичних наук, професор, суддя ad hoc Європейського суду з прав людини

Законами також можна порушувати права людини

Борис Безпалий, український політик, народний депутат України 3-го, 4-го та 5-го скликань

Для України нинішні права її громадян – це досягнення

Дмитрий Выдрин, политолог

Пока что мы понимаем демократию очень плоско и очень пошло

Володимир Чемерис, Голова Інституту Республіка, правозахисник

Порівняно з нашими сусідами, Росією та Білоруссю, українці можуть почувати себе значно вільніше

Олександра Матвійчук, Голова Правління Центру Громадянських Свобод

У країні з демократичною формою правління і відносно вільною пресою ніколи не було значного голоду

Александр Мучник, президент Института демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины

В Украине весь свод прав человека является абсолютно фиктивным

Ігор Когут, голова Ради громадської організації «Лабораторія Законодавчих Ініціатив», директор Української школи політичних студій

Не вистачає основного – небайдужого, освіченого, відповідального громадянина-власника, людини для якої гідність, право і свобода є цінністю, котрому є що втрачати і є що захищати

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,280