В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Идея соблюдения прав человека восходит к передовым достижениям политической мысли Европы 17-18 веков, а также к деятелям Просвещения, таким как Локк, Бентам и Руссо, хотя они и не сформулировали ее конкретно.

В 20-м веке создание ООН стало значительным шагом к улучшению ситуации с правами человека во всем мире. На то время их соблюдение пребывало в ужасном состоянии из-за двух мировых войн.

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Однако все это время нарушения прав человека остаются широко распространенным явлением. Масштаб этой проблемы делает создание надежной защиты прав человека довольно трудным делом. Международные организации, такие как ООН, часто оказываются парализованными, столкнувшись с массовым насилием, а многие национальные правительства не желают эффективно защищать и отстаивать права человека, как на своей территории, так и за рубежом. Сегодня ни одно правительство не является последовательным борцом за человеческие права. Существует глубокая связь между кризисом политического развития страны и нарушениями прав человека, а также между соблюдением прав человека и благосостоянием общества.

Кризис политического развития, – это нездоровое явление - существует во многих странах, включая и Украину, и заметно ухудшает ситуацию с правами человека. За примерами не надо далеко ходить.

Так, Европейский Суд предложил Украине срочно реформировать законодательство и административную практику для того, чтобы обосновать ключевые вопросы организации и проведения мирных демонстраций, а также основания для их ограничения. Но украинские суды намерены игнорировать это решение Евросуда до принятия соответствующего закона.

Вместе с тем мы наблюдаем стремление реанимировать скандальный законопроект № 2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», который ограничивает свободу мирных собраний в Украине. Правозащитники считают, что украинские суды запрещают мирные собрания граждан на основании нормативных актов СССР.

Многие из опрошенных нами экспертов подчеркивают, что украинским властям следовало бы воздержаться от нарушения гражданских и политических прав человека, включая права на свободу слова, собраний и права на информацию. Вместо применения грубой силы к протестующим, проблемы следует решать демократическим путем, через диалог и расширение участия граждан в политике.

Для восстановления утраченного баланса требуется официальное признание того, что важны не только политические решения, но и сам политический процесс, который нужно проводить открыто, прозрачно, с участием общественности.

Экономическая глобализация подрывает права человека на национальном и даже на международном уровне. Рост мощных негосударственных игроков представляет сложную проблему для сферы прав человека. Международные соглашения по правам человека писались для защиты прав людей перед государством, и ни одно из них прямо не защищает их от негосударственных игроков. Государственное регулирование часто становится затруднительным или невозможным, а политикам не хватает воли, да и способностей что-то изменить к лучшему. Эти тенденции накладываются на сворачивание сфер деятельности государства, права человека приносятся в жертву борьбе с терроризмом и применению мер по борьбе с кризисами, которые либо нарушают, либо игнорируют человеческие права. Все это ведет к тому, что государство утрачивает способность гарантировать даже прожиточный минимум, и становится бессильным хоть что-то сделать с социальным неравенством.

Но, как известно, чем хуже государство защищает своих граждан, тем острее угроза распада государства и анархии.

Будут ли гражданские и политические права сохраняться и дальше? Какие проблемы при соблюдении прав человека появились за последние годы? Какие новые вызовы стоят перед нами сегодня? Как соблюдаются (и соблюдаются ли?) права человека в нашей стране? Возможно ли вообще существование структур легальности там, где легитимность нарушена в принципе? Эти вопросы требуют глубокого осмысления и открытого обсуждения.

Нельзя также исключать, что новые жизненные реалии потребуют сформулировать новые концепции прав человека, чтобы защитить человеческое достоинство и благополучие от новых серьезных угроз, ведь существующие нормы с этой проблемой не справляются. Ясно лишь одно: ни одна из новых проблем не должна привести к отказу от защиты гражданских и политических прав в их нынешнем виде.

Эти и многие другие вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека, мы приглашаем обсудить на страницах «Диалог.UA»

Свернуть

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Мы приглашаем обсудить вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека на страницах «Диалог.UA».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

В Украине ситуация с правами человека зависит от того, кто занимает пост Министра внутренних дел

3 июл 2013 года
Можно ли считать Украину демократическим государством? Какими гражданскими правами жители Украины обладают в полной мере, а какие им еще только предстоит обрести?

 Есть разные подходы и разные концепции, начиная от американской системы, в которой на первое место ставят свободы – начиная от свободы слова, свободы проведения мирных собраний и заканчивая свободой ношения оружия. Так вот для американцев это все и является признаком демократического государства. В Европе часто кроме свобод акцентируют внимание на соблюдении социальных прав. Но есть общие стандарты, которые определяют, насколько страна более или менее демократическая. Несмотря на все это, в той же Америке есть Гуантанамо, а в Евросоюзе были размещены секретные базы НАТО, причем втайне от своих же граждан – и поэтому к ним также возникает много вопросов.

Если взять стандартные понятия, которые считаются классическими в философской концепции того, что подразумевают под демократическим и правовым государством, прежде всего обращают внимание, соблюдаются ли права «первого поколения». Те, что отображены в Пакте о политических правах ООН, который был принят в 1966 году, и ратифицирован в 1976 году. Или например, в документе Совета Европы -– Европейской конвенции о защите прав и основополагающих свободах человека – вот по соблюдению этих прав и можно судить о том, насколько развита демократия в государстве.

Мы не говорим о правах второго поколения, о социальных правах, потому что в Беларуси, например, может быть высокий социальный уровень жизни, а в Венесуэле могут раздавать бесплатно бензин и прочие блага. Или в той же Саудовской Аравии или Кувейте вообще нет налогов или они минимальны, но говорить о том, что это демократические государства и там соблюдаются права человека – скорее всего – нет.

Поэтому о демократическом устройстве государства мы судим, прежде всего, по правам первого поколения – гражданским и политическим, к которым относится свобода от пыток и жестокого обращения, свобода мирных собраний, право свободно избирать и быть избранным и т.д. И важно насколько они соблюдаются – декларативно или на самом деле.

Соседнее с нами государство декларирует соблюдение прав, подписало Европейскую конвенцию, подписало большинство международных конвенций, хартий и резолюций по правам человека, но насколько они там соблюдаются? – большой вопрос! Мы видим дела по Чечне в Европейском суде по правам человека, в том числе дела, в которых были убийства и исчезновения людей. Европейский Союз даже вынужден был выделить их в отдельную категорию дел и в результате выносит пакетом решения по ним.


В последнее время в разных частях света происходят массовые протесты против нарушения гражданских прав и свобод. Почему борьба граждан за свои права нарастает именно сейчас? Какие факторы – внешние или внутренние чаще становятся причиной столкновений между властями и протестующими?

На самом деле, права человека всегда актуальны. Уровень их соблюдения и демократические стандарты могут меняться, они постоянно усовершенствуются и повышаются. Например, Европейский Суд по правам человека в деле «Гефген против Германии», признал нарушение статьи 3 «Запрет пыток и бесчеловечного обращения», где пыткой была признана сама угроза ее применения по отношению к подозреваемому со стороны полицейского. Дело состояло в том, что преступник украл ребенка и требовал за него выкуп. Позже он убил ребенка, но выкуп решил все-таки получить. Во время передачи выкупа его задержали и требовали рассказать, где содержится ребенок (а преступник не сознавался, зная, что ребенок мертв), при этом пугая применением пытки. После этого преступник подал в суд, что его под угрозой пытки заставили сознаться. И Европейский Суд нашел в действиях полицейских нарушение статьи третьей Конвенции. И если раньше были одни условия, и возможно тогда суд бы не нашел нарушения данной статьи, то сейчас - как мы видим - стандарты поднимаются достаточно высоко.

Опять же, надо смотреть на положение дел в зависимости от ситуации и территории. Скандинавские страны видят жесткое обращение уже в содержании в камере двух и более человек, в Норвегии – нормой является одиночное содержание с видом из окон на природу, с обязательным наличием стола, отдельной кроватью. У нас же до сих пор тюрьмы переполнены, а в некоторых СИЗО даже спят по очереди.


Эксперты отмечают факты наступления на права граждан в Украине. Международная правовая организация Freedom House зафиксировала снижение рейтинга политических прав в нашей стране. Насколько критичны эти явления, как далеко они могут увести Украину от демократических стандартов?

Смотря о каких правах идет речь. Если взять право на участие в объедениях, – оно почти не нарушается. В Украине легко можно зарегистрировать любую общественную организацию. А вот в Беларуси так просто правозащитную организацию не зарегистрируешь – это будет проблематично.

Если говорить о запрете мирных собраний, – возможно, какая-то тенденция к ухудшению и есть. А вот, если взять число смертей в закрытых учреждениях в структуре МВД, – ситуация улучшилась по сравнению с прошлыми годами. Например в 2010 году ситуация кардинально ухудшилась по сравнению с предыдущим 2009-м, тогда были объективные и субъективные причины - поменялось руководство Министерства внутренних дел. До этого 5 лет должность министра занимали гражданские лица: два раза Юрий Луценко и один раз Василий Цушко. Они понимали важность общественного контроля над милицией, создавали и развивали формы общественного контроля через общественные советы, мобильные группы, – и число нарушений тогда уменьшалось. Так вот число смертей было порядка 17 за 2009 год, а уже в 2010-м, когда со сменой руководства страны пришел новый Министр внутренних дел, человек из системы, милиционер со стажем, генерал – сразу свел на нет все наработанные виды общественного контроля, тогда перестали действовать общественные советы, мобильные группы, и в результате в 2010 году число смертей в системе МВД увеличилось до 51 – в три раза больше, чем в предыдущем году. После этого руководство Министерства поменялось, пришел новый руководитель из Налоговой службы, и ситуация немного улучшилась.

Поэтому трудно сказать, что ситуация ухудшилась или улучшилась. В отношении различных прав ситуация меняется в ту или иную сторону. Взять к примеру политически мотивированные преследования: если в 2010-ом, по данным Харьковской правозащитной группы, было около 60-ти криминальных дел, которые имели политический подтекст, включая известные всем дела Луценко и Тимошенко, то уже в 2011-м большая часть дел была закрыта, а в 2012-м не было возбуждено ни одного нового.

Я бы не сказал, что все ухудшается. Есть и позитивные тенденции. С принятием нового КПК – в первые месяцы после его принятия число задержанных уменьшилось почти в 4 раза. Сразу разгрузились СИЗО, правда, сейчас опять начался рост арестованных, – но все это достаточно нестабильно, не имеет четкой тенденции и варьируется то в одну, то в другую сторону.

Опять же, если взять наших северных соседей, у них ситуация с соблюдением прав активистов и правозащитников гораздо печальнее, они находятся под постоянным прессингом, а в Украине – ситуация постоянно балансирует, на нее влияют разные факторы. И поэтому необходимо держать постоянный контроль, хотя бы для того, чтобы ситуация не ухудшилась.

 

Кто-то и какую ответственность должен нести в нашей стране за несоблюдение (или нарушение) политических прав граждан? Есть ли прецеденты привлечения к ответственности за нарушение прав человека?

Нести ответственность должно, прежде всего, высшее руководство, оно же ответственно за исполнительную власть, в том числе за МВД и другие правоохранительные органы, которые призваны защищать граждан, прокуратуру и суды, которые должны контролировать, чтобы права и свободы людей не нарушались. Когда это не работает, тогда государство нарушает права человека. Но опять же, перед кем оно виновато? С одной стороны, виновато перед своим народом, теми гражданами, чьи права были нарушены, а с другой стороны, – перед международными институциями, которые призваны следить за страной, которая взяла на себя обязательства соблюдать права человека: вступив в ООН, Совет Европы, ОБСЕ, подписала Всеобщую Декларацию, пакты, Европейскую конвенцию и ряд других документов, которые обязывают соблюдать права человека. И она обязана их соблюдать! Но, не соблюдает. Значит - нарушает права человека!

Когда я начинал изучать тему соблюдения прав человека и все, что с ними связано, бытовало мнение, что нарушение прав человека негативно влияет на государство, не дает ему развиваться, уменьшается приток инвестиции и т.д.. Но все это до тех пор, пока мы не посмотрим на Китай, где тотально нарушаются права человека, где до сих пор существует смертная казнь, где сотни или даже тысячи граждан расстреливаются каждый год, где переполнены тюрьмы, где тоталитаризм и существует всего одна партия, где нет никакой свободы слова, где лауреат Нобелевской премии сидит в тюрьме, и не смотря на все перечисленное, с ними работает весь мир. С ними с удовольствием налаживают деловые контакты немцы, американцы, японцы и по кривой развития экономики Китай впереди планеты всей. Есть взаимосвязь между соблюдением прав человека и изоляцией страны? Как видим – не всегда.

Или другой пример, наши бывшие союзные республики такие как Туркменистан, Казахстан, Азербайджан – наши коллеги правозащитники из этих стран указывают на большое количество нарушений прав человека и призывают весь мир не иметь никаких политических и экономических отношений с ними, но тут есть одна деталь - природные ресурсы: газ, нефть, которые заставляют правительства других стран закрывать глаза на нарушения прав человека.

Может, потому нам немного и повезло в Украине, что у нас нет таких ресурсов, и мы вынуждены развивать отношения либо с Россией, либо с Западом. Но, чтобы дружить с Западом – нужно выполнять требования соблюдения прав человека, проводить реформы и принимать новые законы в сфере прав человека, вводить национальный превентивный механизм по предупреждению пыток и тому подобное, а Россия – может позволить себе не обращать внимание на весь другой мир, потому что они не так зависимы от кредитов МВФ, не сильно нуждаются в помощи от других международных институций и государств. Россия – богатая страна и например наряду с Америкой одна из главных доноров таких институций как ОБСЕ, и кто что ей укажет? Никто.


С появлением Интернета расширились возможности людей получать доступ к юридической информации, консультациям, предавать гласности факты нарушения их прав и свобод. А как обстоят дела с защитой политических прав человека в самом информационном мире, в мире Интернета?

Интернет облегчил доступ к информации, ее обменом. Еще с тоталитарных времен люди понимали, что, захватив телеграф, газеты и линии связи, ты будешь владеть умами и настроением людей, и как следствие – формировать мнение и удерживать власть, а вот с Интернет контролировать тяжелее. Хотя, например, Китай уже вводит тотальный контроль, заставляет провайдеров ставить фильтры и блокировать сайты, вводит цензуру.

С каждым годом Интернет настолько стремительно развивается и человеческая потребность в нем настолько возросла, что доступ в Интернет уже рассматривают, как одну из базовых свобод. Уже сейчас разрабатываются проекты конвенции по свободе доступа в Интернет, о свободе слова в Интернете. Его начинают приравнивать к природной и базовой потребности человека.

Также он помогает и в отстаивании своих прав и мобилизации активистов. Например, в Египетской революции, а сейчас во время последних акций протестов в Турции большую роль сыграл и играет Интернет, когда телеканалы полностью блокируются правительством, народ начинает мобилизоваться через Фейсбук или Твиттер.

В Украине также используют социальные сети для акций протеста или других мирных собраний, для мобилизации участников и активистов через интернет. Мы живем в век информационных технологий и поэтому необходимо их использовать.


Беседовала Евгения Сизонтова

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

"Упадок Пятой республики": мифы и реальность

Одним из ключевых слов в лексиконе французских интеллектуальных элит все чаще становится «упадок» (le declin). Под ним имеются в виду действительные или мнимые риски утраты Францией в глобализированном мире XXI века ее традиционной роли одной из великих держав.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Украинская действительность в последнее время стала тесно ассоцироваться с практикой избирательного правосудия, следовательно, избирательного применения прав и свобод человека

Ирина Федорович, со-координатор Коалиции по противодействию дискриминации в Украине

Давайте не путать демократию и правовое государство. Это разные вещи

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Захист політичних прав в Україні можливий лише завдяки громадянському суспільству

Ірина Погорєлова, журналіст

Україна не має права на громадянський конфлікт

Віктор Тимощук, голова Центру політико-правових реформ

Ми маємо явні тенденції до згортання демократії

Тарас Березовець, політтехнолог

В защите прав человека в Украине заинтересовано гражданское общество и журналисты. Не политики

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Право – это лишь возведённая в закон воля господствующего класса

Станіcлав Шевчук, доктор юридичних наук, професор, суддя ad hoc Європейського суду з прав людини

Законами також можна порушувати права людини

Борис Безпалий, український політик, народний депутат України 3-го, 4-го та 5-го скликань

Для України нинішні права її громадян – це досягнення

Дмитрий Выдрин, политолог

Пока что мы понимаем демократию очень плоско и очень пошло

Володимир Чемерис, Голова Інституту Республіка, правозахисник

Порівняно з нашими сусідами, Росією та Білоруссю, українці можуть почувати себе значно вільніше

Олександра Матвійчук, Голова Правління Центру Громадянських Свобод

У країні з демократичною формою правління і відносно вільною пресою ніколи не було значного голоду

Александр Мучник, президент Института демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины

В Украине весь свод прав человека является абсолютно фиктивным

Ігор Когут, голова Ради громадської організації «Лабораторія Законодавчих Ініціатив», директор Української школи політичних студій

Не вистачає основного – небайдужого, освіченого, відповідального громадянина-власника, людини для якої гідність, право і свобода є цінністю, котрому є що втрачати і є що захищати

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,081