В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Идея соблюдения прав человека восходит к передовым достижениям политической мысли Европы 17-18 веков, а также к деятелям Просвещения, таким как Локк, Бентам и Руссо, хотя они и не сформулировали ее конкретно.

В 20-м веке создание ООН стало значительным шагом к улучшению ситуации с правами человека во всем мире. На то время их соблюдение пребывало в ужасном состоянии из-за двух мировых войн.

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Однако все это время нарушения прав человека остаются широко распространенным явлением. Масштаб этой проблемы делает создание надежной защиты прав человека довольно трудным делом. Международные организации, такие как ООН, часто оказываются парализованными, столкнувшись с массовым насилием, а многие национальные правительства не желают эффективно защищать и отстаивать права человека, как на своей территории, так и за рубежом. Сегодня ни одно правительство не является последовательным борцом за человеческие права. Существует глубокая связь между кризисом политического развития страны и нарушениями прав человека, а также между соблюдением прав человека и благосостоянием общества.

Кризис политического развития, – это нездоровое явление - существует во многих странах, включая и Украину, и заметно ухудшает ситуацию с правами человека. За примерами не надо далеко ходить.

Так, Европейский Суд предложил Украине срочно реформировать законодательство и административную практику для того, чтобы обосновать ключевые вопросы организации и проведения мирных демонстраций, а также основания для их ограничения. Но украинские суды намерены игнорировать это решение Евросуда до принятия соответствующего закона.

Вместе с тем мы наблюдаем стремление реанимировать скандальный законопроект № 2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», который ограничивает свободу мирных собраний в Украине. Правозащитники считают, что украинские суды запрещают мирные собрания граждан на основании нормативных актов СССР.

Многие из опрошенных нами экспертов подчеркивают, что украинским властям следовало бы воздержаться от нарушения гражданских и политических прав человека, включая права на свободу слова, собраний и права на информацию. Вместо применения грубой силы к протестующим, проблемы следует решать демократическим путем, через диалог и расширение участия граждан в политике.

Для восстановления утраченного баланса требуется официальное признание того, что важны не только политические решения, но и сам политический процесс, который нужно проводить открыто, прозрачно, с участием общественности.

Экономическая глобализация подрывает права человека на национальном и даже на международном уровне. Рост мощных негосударственных игроков представляет сложную проблему для сферы прав человека. Международные соглашения по правам человека писались для защиты прав людей перед государством, и ни одно из них прямо не защищает их от негосударственных игроков. Государственное регулирование часто становится затруднительным или невозможным, а политикам не хватает воли, да и способностей что-то изменить к лучшему. Эти тенденции накладываются на сворачивание сфер деятельности государства, права человека приносятся в жертву борьбе с терроризмом и применению мер по борьбе с кризисами, которые либо нарушают, либо игнорируют человеческие права. Все это ведет к тому, что государство утрачивает способность гарантировать даже прожиточный минимум, и становится бессильным хоть что-то сделать с социальным неравенством.

Но, как известно, чем хуже государство защищает своих граждан, тем острее угроза распада государства и анархии.

Будут ли гражданские и политические права сохраняться и дальше? Какие проблемы при соблюдении прав человека появились за последние годы? Какие новые вызовы стоят перед нами сегодня? Как соблюдаются (и соблюдаются ли?) права человека в нашей стране? Возможно ли вообще существование структур легальности там, где легитимность нарушена в принципе? Эти вопросы требуют глубокого осмысления и открытого обсуждения.

Нельзя также исключать, что новые жизненные реалии потребуют сформулировать новые концепции прав человека, чтобы защитить человеческое достоинство и благополучие от новых серьезных угроз, ведь существующие нормы с этой проблемой не справляются. Ясно лишь одно: ни одна из новых проблем не должна привести к отказу от защиты гражданских и политических прав в их нынешнем виде.

Эти и многие другие вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека, мы приглашаем обсудить на страницах «Диалог.UA»

Свернуть

В 2013 году исполняется 65 лет со дня принятия ООН Всеобщей Декларации Прав Человека. Документ предложил мировую доктрину фундаментальных человеческих прав, заявляя о достоинстве личности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений или иных мнений, национального или социального происхождения, имущества, места рождения или иных статусных различий. Декларация требовала обращения с людьми в соответствии с законом, говорила о праве на образование, работу и о праве обладания собственностью – все это было названо неотъемлемыми правами человека.

Мы приглашаем обсудить вопросы, связанные с трансформацией подходов к соблюдению и защите прав человека на страницах «Диалог.UA».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

В защите прав человека в Украине заинтересовано гражданское общество и журналисты. Не политики

5 июл 2013 года
Примерно после Второй Мировой войны в риторике западных политиков отправной точкой стали права человека, а наши лидеры чаще обходят эту тему стороной даже в предвыборных выступлениях. Как вы думаете, почему?

Тема прав человека находится в области либеральных ценностей и действительно была поднята Соединёнными Штатами «на знамя» после Второй Мировой. Подписание Декларации Прав Человека стало одним из основных обязательств при вступлении в Организацию Объединённых Наций. В Советском Союзе такой подход к правам человека всегда был объектом острой критики, так как за декларацией прав капиталисты скрывали бесправие трудящихся. А США, в свою очередь, критиковали СССР за ущемление евреев, диссидентов, и прочих.

Во всём этом была бесполезная словесная перепалка, в которой крупицы правды растворялись в домыслах, и соревнование систем переходило в навешивание ярлыков. Поэтому сам дискурс прав человека получил у нас негативный оттенок, к нему относятся с иронией.


Теперь режим сменился, но отношение к правам человека осталось прежнее?

Совершенно верно, так оно и есть. В Украине 20 лет назад пришли к власти, так называемые, демократические силы. Ни один из наших четырёх президентов никогда официально и формально не отрицал ценность прав человека. При вступлении в должность это заветное словосочетание необходимо было хоть раз упомянуть, а Ющенко, наверное, произнёс его раз десять. Но общество от этого ничего не выиграло, в действительности оно становилось всё более бесправным. Как показывает практика, даже при исполнении решений Европейского Союза по Правам Человека (ЕСПЧ), каждое украинское правительство максимально препятствовало им.


Из названных вами двух факторов – инерция мышления или неприятие либеральных ценностей правящей элитой, который преобладает?

В разных вопросах по-разному. Например, вся наша элита тщательно скрывает своё коммунистическое прошлое, но по отношению к правам человека все её представители моментально становятся необольшевиками. (не в смысле лозунгов, а в действиях).


Международная правозащитная организация " Freedom House" несколько лет подряд понижает рейтинг Украины в отношении гражданских прав и свобод. Соответствует ли это реальному положению, или здесь присутствует американский политический заказ?

В любом случае мы понимаем, как составляются подобные отчёты. После победы Виктора Ющенко Соединённые Штаты во всех рейтингах фиксировали редкий рост выполнения Украиной своих обязательств, небывалое развитие демократии, и тому подобное. При оценках такого рода, безусловно, огромную роль играют субъективные факторы. На одной ступени может оказаться какая-нибудь африканская деспотия с достаточно благополучной страной, типа Бразилии, где ситуация по соблюдению прав человека относительно нормальна. Подобные рейтинги всегда являются инструментом давления. Как и американская помощь, давно уже воспринимаемая весьма иронично – это такая помощь, за которую придётся долго расплачиваться.

Рейтинги используются и для поощрения союзников. Например, Грузию поднимали в первую десятку по свободе предпринимательства, и по ряду других пунктов. То есть, друзьям – всё, а остальным – заслон. Таков принцип американской дипломатии, неукоснительно соблюдаемый более чем 200 лет.


Права и свободы граждан у нас прописаны в Основном Законе – в Конституции. Их должно обеспечивать государство. Однако, судя по статистике Европейского суда по правам человека, наше государство защищает их не слишком ревностно. Кто занимается этим в действительности – суды, СМИ, гражданское общество?

Очевидно, что более других в защите прав человека в Украине заинтересовано гражданское общество и журналисты. Но не политики.

Что касается Европейского суда по правам человека – это организация, о деятельности которой догадывается процентов пять украинского населения. Остальные понятия о нём не имеют. Просто не сталкивались с ним в своей практике.


В Киеве недавно впервые прошел «марш равенства» ЛГБТ-сообщества, активно поддержанный рядом правозащитных организаций. Можно ли расценивать его проведение как шаг в защиту прав меньшинств?

Вы знаете, что Украина намерена в ноябре подписать договор об ассоциации с Европейским Союзом, а толерантное отношение к сексуальным меньшинствам действительно является одним из ключевых обязательств, которое необходимо выполнить.

Депутатами Партии Регионов внесен законопроект, направленный на борьбу с гомофобией, который также запрещает ограничивать свободу самовыражения этих людей. С точки зрения национальных интересов Украины у нас в стране нет единого мнения по таким вопросам. Украинское общество сегодня определённо не готово признавать все права лиц с нетрадиционной ориентацией, по крайней мере – оно не может принять практику однополых браков. Отношение к ним отрицательное, но такое же мы видели и во Франции, где месяц назад их легализовали и 200 тысяч французов вышли с протестами. Это привело к расколу в обществе даже в странах «старой демократии», несмотря на то, что толерантное отношение к секс-меньшинствам давно формируется в средствах массовой информации. Кстати, посмотрите картины Каннского кинофестиваля – все они посвящены пропаганде преимущества этой культуры.

В этом я придерживаюсь либеральных взглядов, Украина и так первой из Советских республик отменила криминальное преследование за гомосексуализм. И хоть в общем люди у нас его не воспринимают положительно, но никто и открыто не готов протестовать.

Формально же, особая урбанистическая культура крупнейших полисов – Днепропетровска, Одессы, Киева, Львова, Харькова – давно содержит в себе пласт гей-культуры. Закрывать на это глаза – совершенно бессмысленно. Двадцать лет назад в Киеве открылись первые гей-клубы, до сих пор они существуют, и за всё время был всего один заметный скандал – в отличие от Москвы. Никто у нас их не преследует.

В части законодательства – если Украина хочет стать членом ЕС – то надо делать и соответствующие законы. Надо ли разрешать пропаганду гомосексуализма? Ну, если уже католическая Польша разрешила, то и Украина, не являясь моно-православной страной, также может разрешить гей-парады. Протестанты вообще относятся к ним достаточно толерантно.

Запрещать «марши равенства», я считаю, будет абсолютно неправильно хотя бы потому, что в этой среде обитает большое количество деятелей искусства – не стоит лишний раз побуждать их к эмиграции. Так что Украине придётся пойти на дальнейшую либерализацию законодательства.


В России недавно начались массовые проверки общественных организаций, то есть произошло определенное "закручивание гаек". Однако ухудшение положения дел в сфере гражданских прав и свобод заметно и в странах Евросоюза, что отметил и «Freedom House». Если это тенденция, то, что ждет нас дальше?

Россия никогда не ставила вопросы соблюдения прав человека в число приоритетных. Она всегда указывала Западу на то, что пытаться навязывать ей систему либеральных ценностей – очень наивно. Но Россия не препятствует также и либеральным тенденциям в Украине. В конце концов, она до сих пор не выработала и не предложила свою целостную цивилизационную модель, тогда как Запад активно продвигает свою систему ценностей.

Где у нас остаются островки свободы? Сюда однозначно можно отнести Интернет, социальные сети, и всё, что связано с этим. В России есть успешные примеры блокирования сайтов, заметна цензура на «Яндексе», и тому подобное. А у нас правительство подобными проделками практически не занимается. Наша власть значительно влияет на работу СМИ, но ничего не может поделать с традиционной "кухонной" демократией.


Беседу вел А.Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Новый мировой беспорядок – как мы в нем оказались

Развал системы глобальной безопасности – следствие подъема национализма, этой «темной стороны демократии», что уже привело к конфликтам во многих странах мира; происходящее в Украине является доказательством этого, а возможно, и началом революции. Как выбраться из подобной ситуации в реальной жизни? Научные исследования показывают, что есть только два пути: чистая победа одной из сторон, или «мучительный тупик», в котором обе стороны страдают из-за конфликта, пока не согласятся на международное посредничество.

В Украине Россия тоже вошла в мучительный политический тупик. Да, она показала свою силу духа в отношении санкций – а также готовность терпеть неудобства, чтобы при этом терзать Украину, пытаясь сохранить благодаря этому свое влияние и сепаратистскую автономию на востоке страны. Украина, однако, стремится к чистой победе, окружая сепаратистов и обстреливая их позиции. Чего мы пока не знаем – как далеко Украина готова зайти в своем стремлении к полной победе, и как далеко готова зайти Россия, чтобы этого не допустить? Да, можно надеяться, что международные посредники смогут убедить и Украину, и Россию, что издержки открытого конфликта могут быть столь велики, что лучше пойти на сохранение нынешнего положения, чем продолжать военные действия. Я боюсь, однако, что мы увидим дальнейшее обострение конфликта, усиление экономических санкций и расширение военных действий.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Украинская действительность в последнее время стала тесно ассоцироваться с практикой избирательного правосудия, следовательно, избирательного применения прав и свобод человека

Ирина Федорович, со-координатор Коалиции по противодействию дискриминации в Украине

Давайте не путать демократию и правовое государство. Это разные вещи

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

Захист політичних прав в Україні можливий лише завдяки громадянському суспільству

Ірина Погорєлова, журналіст

Україна не має права на громадянський конфлікт

Віктор Тимощук, голова Центру політико-правових реформ

Ми маємо явні тенденції до згортання демократії

Вадим Пивоваров, исполнительный директор Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранитель

В Украине ситуация с правами человека зависит от того, кто занимает пост Министра внутренних дел

Олег Верник, председатель Всеукраинского независимого профсоюза "Захист праці"

Право – это лишь возведённая в закон воля господствующего класса

Станіcлав Шевчук, доктор юридичних наук, професор, суддя ad hoc Європейського суду з прав людини

Законами також можна порушувати права людини

Борис Безпалий, український політик, народний депутат України 3-го, 4-го та 5-го скликань

Для України нинішні права її громадян – це досягнення

Дмитрий Выдрин, политолог

Пока что мы понимаем демократию очень плоско и очень пошло

Володимир Чемерис, Голова Інституту Республіка, правозахисник

Порівняно з нашими сусідами, Росією та Білоруссю, українці можуть почувати себе значно вільніше

Олександра Матвійчук, Голова Правління Центру Громадянських Свобод

У країні з демократичною формою правління і відносно вільною пресою ніколи не було значного голоду

Александр Мучник, президент Института демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины

В Украине весь свод прав человека является абсолютно фиктивным

Ігор Когут, голова Ради громадської організації «Лабораторія Законодавчих Ініціатив», директор Української школи політичних студій

Не вистачає основного – небайдужого, освіченого, відповідального громадянина-власника, людини для якої гідність, право і свобода є цінністю, котрому є що втрачати і є що захищати

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,065