В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

С 1980-х годов в мире отмечается тенденция не только к росту урбанизации, но и к преимущественному росту мегаполисов. В нашей стране урбанизация также является характерной чертой – в 2013 году 68,91 % (31350,329 тыс.) населения Украины проживало в городах, а сельское население составляло лишь 31,09 % (14144,923 тыс.). Как в стране в целом, так, в частности, и в регионах происходит резкая концентрация населения в городах, хотя далеко не все городское население проживает в мегаполисах.

Малые города Украины имеют свою (иногда очень богатую и поучительную) историю и уникальную культуру, разный статус и благосостояние. Проблемы малых городов чаще всего имеют экономические причины (тенденции агломерации экономик), а также исторические и географические корни. Это и способ расселения – экономические потрясения прежде других настигают города, возникшие вокруг одного предприятия; и экономическое и социальное неравенство между регионами и внутри них; и продолжающееся (и даже усиливающееся) доминирование столицы и областных центров. А еще экологические проблемы и высокая безработица в периферийных регионах; аномально быстрое старение населения (из-за исхода молодежи); безлюдные провинции. Свою роль сыграли также глобализация и централизация, – из-за них крупные региональные центры получили преимущества перед малыми городами и поселками.

Во всем мире многие малые города находятся в трудном положении. У всех на слуху трагедия Детройта, ряда немецких городов. «Деньги идут к деньгам», – гласит народная мудрость. В крупных немецких мегаполисах так оно и есть: Гамбург, Франкфурт-на-Майне или Мюнхен становятся все экономически сильнее. С другой стороны, города в некогда индустриальной Рурской области наоборот влачат жалкое существование. Детские сады простаивают, стены школьных классов оккупировал грибок, культурные учреждения тоже на грани закрытия. В Украине ситуация усугубляется общей, далеко не радужной, экономической ситуацией.

Периферия – это та огромная зона страны, на которую пала основная тяжесть волны кризисов. Малые города Украины и их окрестности чаще всего представляют собой зону социальной катастрофы и огромной деградации населения. Здесь царствует не консервативность, не сохранение каких-то советских или досоветских форм жизни, не просто стагнация, а острый кризис, упадок, социальная катастрофа, стремительная архаизация жизни, распад системы жизнеобеспечения на сотнях тысяч квадратных километров, где живут десятки миллионов людей. И если не предпринимать сознательных усилий, эта зона неизбежно будет разрастаться.

Согласно экспертным данным, 10% малых городов Украины находятся на грани исчезновения. Украина сегодня является мировым лидером по сокращению численности населения малых городов. Если тенденция и дальше будет сохраняться, то они окажутся в статусе, если не естественно пропавших то «урбанизированных паразитов», которые благодаря дотациям лягут бременем на экономику государства.

Проблемы малых городов имеют глобальный характер, но до сих пор идут споры о том, должно ли государство помогать им. Похоже, что правильный ответ – помогать малым городам развиваться, приспосабливаясь к силам, которые они не могут контролировать, и о которых часто имеют мало представления – к силам глобализации.

Иногда обозреватели говорят о необходимости проведения «эвтаназии» малых городов, и о том, что нужно добиваться не процветания для территорий, а процветания для людей. Но большинство, все же, видит причину деградации малых городов в непомерном оттоке человеческих и материальных ресурсов в столицы и мегаполисы.

Преимущества децентрализованного развития огромны. Если посмотреть любое исследование по качеству жизни в странах мира – вы увидите во главе списка наиболее децентрализованные страны, вроде Норвегии, США, Канады, Германии, Швеции.

А вот страны с наиболее централизованной формой управления являются менее развитыми и более бедными, т.е. преимущества очевидны. Еще одной очень важной составляющей успеха является развитие демократии.

Однако сохраняется много неясного в том, как передать власть на места, чтобы население действительно обрело самоуправление.

Существующее сегодня экономическое положение не дает возможности малым городам в Украине выполнять даже те функции, которые присущи самоуправлению. Несколько городов Украины, в том числе Киев, годами не имеют избранных мэров! Малые города не имеют надлежащих полномочий и ресурсов для решения своих проблем. Местные бюджеты на 80% зависят от центрального уровня. А это – дальнейшая депрессия и опустошение. У нас уже сегодня есть примеры малых городов, где целые многоэтажки остались без жильцов и хозяев. Все это касается как малых городов, так и сельской местности на периферии.

Политики сегодня столкнулись с выбором – смириться с упадком городов или пытаться управлять им, или начать бороться с этим явлением. Города можно пытаться вернуть к жизни усилиями государства, либо действовать, привлекая рыночные силы, стремясь возродить города на «зеленой», экологически чистой основе. Города западной Европы обычно выбирают второй путь – адаптацию и регенерацию, в то время как постсоветские населенные пункты на востоке ищут иностранные инвестиции, чтобы создать рабочие места и повысить экономический рост.

Малые города в Украине, как и во многих других странах, действительно столкнулись с большими экономическими трудностями. Однако, несмотря на весь шум в прессе вокруг упадка регионов и провинциальных городков, есть территории и города, которые вовсе не теряют население, а развиваются вполне успешно. Очень важно, чтобы мы имели объективное представление, и знали не только о трудностях, но и об историях успеха, а также изучали мировой опыт решения возникающих у малых городов проблем.

«Диалог.UA» попросил экспертов ответить на ряд вопросов, среди которых:

Сколько малых городов в ближайшее время исчезнет с карты Украины, образуя антропогенные пустоты? Только ли депрессивное будущее ожидает малые города? Сохраняется ли все-таки надежда на выход из штопора «упадка городов»? И каковы позитивный и негативный сценарии будущего малых городов в Украине?

Уверены, что проблемы малых городов Украины не оставят равнодушными наших читателей и экспертов, ведь для многих из нас это еще и малая Родина, связь с которой не должна оборваться, как бы ни складывались обстоятельства.

Свернуть

Согласно экспертным данным, 10% малых городов Украины находятся на грани исчезновения. Украина сегодня является мировым лидером по сокращению численности населения малых городов. Если тенденция и дальше будет сохраняться, то они окажутся в статусе, если не естественно пропавших то «урбанизированных паразитов», которые благодаря дотациям лягут бременем на экономику государства.

Малые города в Украине, как и во многих других странах, действительно столкнулись с большими экономическими трудностями. Однако, несмотря на весь шум в прессе вокруг упадка регионов и провинциальных городков, есть территории и города, которые вовсе не теряют население, а развиваются вполне успешно. Очень важно, чтобы мы имели объективное представление, и знали не только о трудностях, но и об историях успеха, а также изучали мировой опыт решения возникающих у малых городов проблем.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

При багатих громадах не буває бідних держав

Мирослав Пітцик: При багатих громадах не буває бідних держав

Мирослав Пітцик, виконавчий директор Асоціації міст України

Ринкова економіка – це не тільки конкуренція для бізнесу, це і конкуренція міст. Щоб приваблювати новий бізнес та інвесторів багато міст у світі формують свої бренди. Отже, щоб вижити в умовах конкуренції, містам потрібно залучати всі механізми, якими користується бізнес.

Читать далее

Навряд чи можна оплакувати малі міста, адже вони давно вже втратили «наліт ілюзорної інтелігентності»

Радміла Войтович: Навряд чи можна оплакувати малі міста, адже вони давно вже втратили «наліт ілюзорної інтелігентності»

Радміла Войтович, доктор наук з державного управління, професор Національної академії державного управління при Президентові України

Стратегія поширення урбанізації у найближчі роки залежатиме від типу освоєння територій – аграрний чи аграрно-промисловий, що безумовно визначатиме рівень її інтенсифікації. Темпи урбанізації будуть значно вищими в тих регіонах, де активно розвиватиметься промисловість, ніж в тих де життєдіяльність громадян обертається навколо аграрної інфраструктури. Розвиток високоіндустріальних регіонів в Україні приводитиме до виникнення нових містечок, великих міст, які стануть втіленням міського способу життя на всій їх території, і навпаки близькість сільської місцевості до міст приведе до поширення міського способу життя.

Читать далее

Головна причина урбанізації в Україні – зубожіння сільського населення і відсутність реформ

Аліна Татаренко: Головна причина урбанізації в Україні – зубожіння сільського населення і відсутність реформ

Аліна Татаренко, заступник голови Центру експертизи з питань реформи місцевого самоврядування Ради Європи (РЄ)

Коли влада ближча до людей, а люди ближчі до влади, – це є ознакою демократичного та заможного суспільства, і всі реформи, про які ми сьогодні говоримо, потрібно було провести ще 20 років тому

Читать далее

Для здійснення реформ Україні потрібні час і політична воля

Ян Пєкло: Для здійснення реформ Україні потрібні час і політична воля

Ян Пєкло, виконавчий директор Польсько-української фундації співпраці ПАУСІ

Якщо гроші будуть проходити повз малі міста і збиратимуться з усієї країни лише в Києві, то велика частина малих міст і сіл залишатимуться в стані стагнації, а люди будуть їх залишати і їхати до великих міст

Читать далее

Існує реальна небезпека того, що в Україні можуть бути незаселені території

Олексій Позняк: Існує реальна небезпека того, що в Україні можуть бути незаселені території

Олексій Позняк, завідувач відділу міграційних досліджень Інституту демографії та соціальних досліджень імені М.В.Птухи Національної академії наук України

У нас в будь-якому випадку буде зменшуватися чисельність населення і, за певних умов, якщо, скажімо, не буде відповідної демографічної політики, міграційної політики, політики щодо залучення іммігрантів, якщо всього цього не робити, то у нас кількість населення може досягти низьких величин, а може впасти більше порівняно з минулим десятиліттями.

Читать далее

Человек должен быть ответственным за то место, где он живет

Вячеслав Коваль: Человек должен быть ответственным за то место, где он живет

Вячеслав Коваль, руководитель Агентства регионального развития «Донбасс».

Мы должны понимать, что не нужно слишком централизовать власть. Она должна иметь как горизонтальную, так и вертикальную составляющие. Создание горизонтальной составляющей власти, это оптимальный путь, который не подрывает устоев центральной власти, не нарушает Конституцию, следует законам об объединениях граждан, а кроме того – укрепляет порядок в стране.

Читать далее

Люди вроде бы живут в городе, но не имеют элементарных для города вещей

Павел Козырев: Люди вроде бы живут в городе, но не имеют элементарных для города вещей

Павел Козырев, председатель Ассоциации малых городов Украины, мэр города Украинки (Киевская обл.)

Существующее сегодня экономическое положение не дает возможности малым городам выполнять даже те функции, которые присущи самоуправлению

Читать далее

Малі міста можуть стати кістяком державного розвитку

Анатолій Ткачук: Малі міста можуть стати кістяком державного розвитку

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Невеликі нові міста приймають майже весь потік внутрішньої міграції із сільських територій. Це загальна тенденція. Дрібні села фактично вимирають. Нові технології не потребують у сільському господарстві великої кількості робочих рук. Україна спізнилася вже просто безнадійно. Якби реформа відбулася десять, чи хоча б п`ять років тому – ми мали б зараз значно кращу економічну ситуацію.

Читать далее

Малые города у нас – это забытые места, зона забвения. Забытые во всем – в вопросах земли, планирования, архитектуры, развития малого бизнеса…

Олег Соскин: Малые города у нас – это забытые места, зона забвения. Забытые во всем – в вопросах земли, планирования, архитектуры, развития малого бизнеса…

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

В условиях нисходящей фазы цикла Кондратьева, надвигающегося мирового хаоса, нужно быть готовым ко всяким неожиданностям. Надо искать новые подходы. Нужны творческие действия, объединение усилий, финансовых и прочих ресурсов, что может дать синергетический эффект. Громоздкие вертикальные системы не отвечают интересам развития страны, интересам развития горизонтальных связей. Нужно создавать условия для конкуренции – городов, регионов, населенных пунктов, местных громад. Будут горизонтальные связи, будут полномочия, будет ответственность – значит, в них придет и жизнь. Начнется соревнование между ними, начнется движение, и нынешнее «сонное царство» проснется.

Читать далее

Зменшення кількості областей – прямий шлях до федералізації України

Василь Мокан: Зменшення кількості областей – прямий шлях до федералізації України

Василь Мокан, кандидат політичних наук, експерт Аналітичної групи «Левіафан»

Адміністративно-територіальна реформа – це дуже глобальна трансформація суспільства. І я вважаю, що до президентських виборів 2015-го року ніхто нею займатися не захоче, ніхто не хоче братися за такий величезний обсяг роботи. І ще - залишається великий знак питання – які саме повноваження вони передадуть, чи будуть внесені відповідні зміни до Податкового і Бюджетного кодексів, чи дадуть під все це фінансування? Бо може бути так, що передадуть повноваження, а фінансування – ні.

Читать далее

Наша влада далека від розуміння проблеми малих міст

Олександр Мосіюк: Наша влада далека від розуміння проблеми малих міст

Олександр Мосіюк, експерт інституту демократії ім. Пилипа Орлика  

 Дотепер   не існує в Україні продуманої, цілеспрямованої демографічної політики як загалом, так і щодо розвитку малих міст зокрема. Необхідно унеможливити  дику урбанізацію, загальмувати  концентрацію населення в мегаполісах. Необхідно більше сприяти розвитку  бізнесу  в малих містах. Бо навіть мале місто це цілий комплекс,  навколо якого є ще менші населені пункти: селища, села. І якщо є економічна активність в  малому місті, то з’являється робота   у людей в цілому мікрорегіоні навколо малого міста.

Читать далее

Я не очікую жодних позитивів для малих міст від запропонованої адміністративно-територіальної реформи

Андрій Дуда: Я не очікую жодних позитивів для малих міст від запропонованої адміністративно-територіальної реформи

Андрій Дуда, кандидат наук з державного управління, доцент кафедри політології Національного університету «Києво-Могилянська академія»

По-перше, це реформа в інтересах районного і обласного рівня самоврядування, а не в інтересах територіальних громад, насамперед, громад міст. Пропонована Концепцією ідея створення виконкомів районних і обласних рад – це спроба повернутися до радянської моделі квазі-самоврядування, де органи самоврядування перебували в ієрархічному зв’язку. Тобто, посилення районного і обласного рівня самоврядування приведе до звуження повноважень влади громад малих міст. По-друге, я не побачив у Концепції жодного пункту, який би посилював фінансову основу самоврядування громад малих міст.

Читать далее

Морфологія містечкових пертурбацій

Лесь Герасимчук: Морфологія містечкових пертурбацій

Лесь Герасимчук, культуролог

За нинішнього стану економіки в державі соціокультурна перспектива більшості містечок, крім тих, котрі традиційно зберегли свою ресурсну основу, перебуває під загрозою. Інертність місцевих громад (часто-густо це номінальна реалія), неконтрольовані міґраційні процеси й депопуляція вимальовують для людей безрадісну перспективу.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,053