В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

Эта тема оказалась очень непростой, поскольку сделать новым и интересным для читателя то, о чем неустанно говорят накануне вильнюсского саммита практически все СМИ, было достаточно сложно. С другой стороны, мы попытались «объять необъятное» – выяснить, какое же будущее есть у ЕС, и каковы перспективы подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Оба эти вопроса о будущем, а именно оно с трудом «прочитывается», – и в тексте самого Соглашения и между его строк.

Сможет ли наша страна благодаря подписанию Соглашения об ассоциации провести модернизацию экономики, преодолеть технологическую отсталость, развивать секторы, ориентированные на 5–6 технологические уклады? Каково место Украины в региональном разделении труда (ибо рынок ЕС весьма структурирован), какую нишу наша страна сможет занять? Существуют ли для украинской экономики риски, связанные с вступлением в ЕС, каковы они? Вопросов больше, чем ответов…

Многочисленные опросы показывают, что вряд ли можно с уверенностью утверждать, что жители Украины всецело разделяют европейские ценности, каковыми бы они ни были. Аргументы «за» и «против» европейской интеграции все еще остаются предметом дискуссий. Однако искусственно нагнетаемая истерия со стороны еще одного стратегического партнера Украины, на фоне прекрасно чувствующих себя под «соседской государственной крышей» российских банков и других субъектов предпринимательской деятельности, скорее подталкивает в «общее светлое будущее».

Что получит Украина, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом? Пока только участие в проекте, то есть «пригласительный», а не членский билет. И уже от нас будет зависеть – сможем ли мы это приглашение трансформировать в какие-то экономические и политические выгоды. Будут ли достаточно компетентными органы власти, чтобы консолидировать общество и обеспечить максимальный эффект заложенного в Соглашении об ассоциации потенциала? Будем ли ждать, что кто-то сделает за нас то, что уже успели сделать наши западные соседи, или сами начнем меняться? Мяч находится на поле Украины, и у нас расширяется диапазон возможностей, которые мы либо используем, либо, увы, снова отложим «на потом».

Кризис в Европе стал частью ее повседневной жизни, иначе говоря, рутиной. Существует долговой кризис, кризис евро, кризис принятия решений и кризис одобрения этих решений. А вал апокалиптических прогнозов служит лишь одному – распространению мрачных настроений в обществе, в котором их и без того с избытком.

С момента провала проекта общеевропейской конституции, Евросоюзу хронически недостает политического лидерства. Образ единой, привлекательной для всех Европы изрядно потускнел — и прагматизмом его не заменить. Единая валюта без единого государства, без общей налогово-бюджетной и социальной политики, без единого рынка госбумаг, без единого рынка труда, без единых институтов политической солидарности — имеет мало шансов на выживание. Тем более, что валютный союз разрушает социальные системы менее сильных стран, из-за чего политический кризис в ЕС постоянно усугубляет проблему европейского лидерства.

Экономический кризис внес свои коррективы в «победоносное шествие» Европейского Союза по планете. Кроме серьезных экономических проблем на поверхность всплыло то, что в Евросоюзе отсутствует консенсус не только по дальнейшему развитию этого союза государств, но и по множеству вопросов его функционирования. Особенностью этого кризиса стало также дробление финансовых и товарных рынков по национальным границам. Предприятия в наиболее пострадавших странах оказались в худших условиях, чем их конкуренты в странах, не пострадавших от кризиса. Каждый сам за себя, или же все страны-члены ЕС вместе будут выходить из кризиса? Что, и в каком объеме будут решать наднациональные органы Евросоюза? И насколько далеко зайдет процесс централизации внутри ЕС?

Вопросов действительно много, но перед Украиной проблема окончательного интеграционного выбора реально встанет лишь через десятилетия. Как за это время изменится Евросоюз, и какой путь на сближение с ним успеет к тому времени пройти Украина? Об этом сегодня отчаянно спорят эксперты. Но большинство из них сходятся в одном: дорогу осилит идущий.

Свернуть

Многочисленные опросы показывают, что вряд ли можно с уверенностью утверждать, что жители Украины всецело разделяют европейские ценности, каковыми бы они ни были. Аргументы «за» и «против» европейской интеграции все еще остаются предметом дискуссий.

Что получит Украина, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом? Пока только участие в проекте, то есть «пригласительный», а не членский билет. И уже от нас будет зависеть – сможем ли мы это приглашение трансформировать в какие-то экономические и политические выгоды. Будут ли достаточно компетентными органы власти, чтобы консолидировать общество и обеспечить максимальный эффект заложенного в Соглашении об ассоциации потенциала? Будем ли ждать, что кто-то сделает за нас то, что уже успели сделать наши западные соседи, или сами начнем меняться? Мяч находится на поле Украины, и у нас расширяется диапазон возможностей, которые мы либо используем, либо, увы, снова отложим «на потом».

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Благодаря Ассоциации, уже с февраля Украина может получить доступ к европейским рынкам

25 ноя 2013 года
Договор об ассоциации с Евросоюзом, без сомнения, многое значит и для нашей страны, и для ее соседей, да и «созревал» он не один год. Однако что реально он может дать нам?

В реальности, на первом месте то, что мы называем «правила игры» и развитие институтов государства. Если мы сравниванием правила игры, которые мы можем получить на Востоке и на Западе, то на Западе, для подавляющего большинства стран, они очень близки между собой, имеют достаточно близкую между собой основу, историческую основу. На этой основе и сформировался Европейский Союз.

Конечно, мы можем говорить, что там тоже есть коррупция, но, тем не менее, там существует верховенство права, и каждый человек может защитить свои права в суде.

К сожалению, ни одно из таких цивилизационных правил игры Украина не может получить, сближаясь с Востоком. Потому что культурная и политическая среда на Востоке вряд-ли чем-то существенно отличается от нашей нынешней среды. В общем, стимул развития государственных институтов полностью отсутствует.

Даже наоборот, если мы не будем сближаться с Евросоюзом, возникнет риск того что мы, мало-помалу, будем консервироваться, а страна - превращаться в некую новую общность, где в основе лежат не принципы демократии, экономической эффективности, конкурентоспособности, а скорее те принципы, которые, к сожалению, являются доминирующими сейчас.

Итак, первое, по значению, это институты и «правила игры». На втором месте – это повышение конкурентоспособности экономики. Если Украина вступит в ассоциацию с ЕС, то произвольная поддержка и подпитка государством олигархических финансовых групп уже не будет столь широкой. Точно также распределение бюджетных средств должно будет подчиняться более четким, понятным, прозрачным правилам. Ограничение импорта, как и содействие выходу товаров на экспорт, будет ограничено рамками ВТО, и, конечно же, теми практиками, которые существуют в ЕС.

Возьмем ситуацию Восток–Запад. Западу не нравится наш утилизационный сбор, тем не менее, они предупреждают Украину, о том, что могут быть санкции, аргументируют, что это нехорошо. А что делают в такой ситуации страны Востока? Они сначала запрещают любую украинскую продукцию, а потом рассуждают, что здесь хорошо или плохо. Начинается необъявленная торговая война, хотя обе страны, Россия и Украина являются членами ВТО, в правилах которого четко указано, что, прежде чем вводить санкции, если они не обусловлены чрезвычайными ситуациями, требуются консультации или проверки.


То, что вы сказали – «правила игры», повышение конкурентоспособности, относится к средне- и долгосрочной перспективе. Однако руководство практически любой страны руководствуется, в первую очередь, тактическими интересами. Что даст договор об ассоциации в ближайшие пару лет?

Можно попытаться пойти от противного: скажем, мы вступаем в Таможенный Союз с Россией. Предположим, что будет дешевый газ. Является ли это целью нашей политики? Вряд ли. Потому что нашим верхам этот дешевый газ не особенно-то и нужен. Он нужен только с одной целью – получить бонусы от избирателей.

Мне представляется, такого сорта аргументы лишены рациональной основы, если мы хотим оценить конкурентоспособность или полезность интеграционных направлений в краткосрочной перспективе. Согласно условиям и практике ассоциации, целый ряд мер, которые были предусмотрены, могут вводиться практически сразу после подписания. То есть практически с первого февраля 2014 года Украина получает расширенный доступ к большим европейским рынкам. Даже до ратификации, которая может идти своим чередом.

Это может стабилизировать и экономическую ситуацию. Часто рассуждают о том, что экономика Украины откроется перед Европой, и тогда все будет очень плохо – но экономика и так уже очень сильно открыта, в том числе из-за теневого сектора. С этой точки зрения, хуже точно не будет. Зато Украина получает выход на серьезные внешние рынки. Сейчас средняя ставка для украинских товаров в ЕС примерно 7,6%, после подписания, ставка снижается до 0,6%. Украина открывается существенно меньше, сейчас ставка для европейских товаров примерно 4,5%, после подписания снизится примерно до 2,4%. Ясно, что экономически мы выигрываем больше, но Европа согласна на это.

Здесь нет никакой экономики, мы бедный рынок для Евросоюза. ВВП Украины - это 1% от ВВП Евросоюза. ЕС может быть заинтересован в дальнейшем сближении с Украиной, если она будет развиваться, хотя бы на уровне 3-5% в год. Тогда лет через 5-7 можно говорить, что благосостояние начнет повышаться.

Для Евросоюза ассоциация Украины это шаг в реализации политического проекта Европы как единой семьи. ЕС справедливо не выносит на повестку дня вопрос о будущем членстве Украины в Евросоюзе, тем самым подчеркивая, что и нынешнее «Восточное Партнерство» уже позволяет Украине во многом сблизиться с Европейским Союзом.

Следует понимать, что при всех сложностях близость или удаленность Москвы от Брюсселя – это во многом решающий момент. Таков нынешний контекст, в котором сейчас находится Украина, Молдова, а чуть позже, возможно, окажется и Беларусь. Надо помнить еще и о том, что для ЕС очень важен вопрос миграции, прежде всего стран Азии и Африки. Границы с Россией у нас практически открыты, и через них движется поток мигрантов, прежде всего из Средней Азии. Здесь основную роль для сдерживания этого потока и должны сыграть Украина, Польша и Беларусь, став своего рода «буфером».


Тогда вопрос, с чем мы можем выйти на рынки Евросоюза, и какой сектор экономики больше всего выиграет от этого – металлургия, химическая индустрия, аграрный сектор?

Сейчас примерно треть нашей торговли – это торговля с ЕС. Не надо недооценивать наш аграрный сектор. Это очень сильный сектор, значимость которого будет только возрастать, и в ближайшие годы будет соизмерима с энергетикой. Почему? Потому, что продовольственная проблема обостряется во всем мире.

Сейчас Украина находится в ситуации настоящей «инвестиционной катастрофы», потому что инвестиции практически отсутствуют. Но вполне можно надеяться, что после подписания договора об ассоциации Украина сможет реализовать свой инвестиционный потенциал. А если это так, то в Украину придет западное автомобилестроение, пусть поначалу это только сборка, но ведь со сборки многие страны и начинали. Расширятся возможности открытия транспортных коридоров Восток-Запад и даже, что более важно, Север-Юг. Сейчас спрос на такие транспортные потоки огромен.

Я уже не говорю о тех ресурсах, которые мы можем получить из Евросоюза - фонды МВФ, например, специальная финансовая помощь для стран Восточного партнерства, или специальные проекты, которые уже утверждены.

Европейцы ждут, насколько мы будем активны в евроинтеграции. Можно ожидать со стороны ЕС некоторой помощи в переговорах с МВФ, с учетом улучшения нашего платежного баланса после заключения договора.


И последнее: ЕС сейчас переживает период если не переустройства, то, во всяком случае, размышлений, что и как в нем должно измениться. Каким вы видите будущее европейского проекта? Будут ли это своего рода «Соединенные штаты Европы», или более вероятна «чистка рядов»?

Я не сторонник катастрофических сценариев. Возможно, это будут не Соединенные Штаты Европы, возможно, это будет незначительная модификация существующего порядка. Я думаю, что в ближайшее время будут убираться некоторые недочеты или некоторые упущения, которые были сделаны за последние годы.

Когда формировался Евросоюз, то сразу была понятна сомнительность конструкции, когда есть один Центральный Банк и несколько десятков министерств финансов. Когда каждая страна сохраняет свою финансовую и налоговую системы, и есть один Центральный Банк, который определяет валютную и монетарную политики.

Сейчас в ЕС пытаются исправить последствия таких решений. Скажем, через увеличение значимости единого бюджета, попытки проводить анализ в Бюджетной комиссии ЕС бюджетов отдельных стран… Я думаю что, более активной станет роль тех органов, которые связаны с долговой сферой.

Сейчас в ЕС одна из важнейших проблем – это проблема долгов. Это задача не одного- двух лет. Часть долгов списывается, часть переписывается, по некоторой части финансируются третьи страны, но этот вопрос нужно решить. ЕС всегда гордился порядком в своих финансах, тем, что так называемые «Австрийские критерии» во многом выполнялись - это низкий бюджетный дефицит, низкий государственный долг, устойчивая низкая инфляция, устойчивый курс валюты.

Следующий момент, более долгосрочный, связан с тем, что активизировались переговоры о формировании зоны свободной торговли между ЕС и США. А это означает новый уровень отношений: и в сфере производства, и конкуренции, и в сфере финансов. Поэтому я не вижу никаких «краховых сценариев» для ЕС, а вот путь «слабо эволюционный», углубление евроинтеграции – он наиболее вероятен.


Беседу вел А.Маклаков

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Вадим Карасев, политолог, лидер партии «Единый центр»

Ассоциация с ЕС позволит Украине создать свою полноценную национальную экономику

Лесь Герасимчук, культуролог

Україна на вічних розтоках

Ігор Шевляков, експерт Міжнародного центру перспективних досліджень

Найбільший ризик, пов`язаний з Угодою про Асоціацію, – це невиконання Україною взятих на себе зобов’язань

Олександр Сушко, директор Центру миру, конверсії та зовнішньої політики України

Асоціація з Євросоюзом – це основний ключ до модернізації України

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Украина ничего не теряет, кроме своих цепей

Володимир Цибулько, політичний експерт

Україна зближується з ЄС через відмову Росії від подальшої кооперації

Володимир Лановий, президент Центра ринкових реформ

Україна має всі можливості для успішної євроінтеграції, потрібно просто надати їх людям

Мовчан Вероніка, директор з наукової роботи Інституту економічних досліджень і політичних консультацій

Як Україна скористається новими можливостями, залежить від неї самої

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Грех не использовать соседство с ЕС в целях нашего собственного развития

Александр Кендюхов, доктор экономических наук, профессор

В мировой экономике благотворительность – ширма, за которой прячется жесткая мировая конкуренция

Тарас Качка, експерт з європейської інтеграції, учасник переговорної групи від України на перемовинах про зону вільної торгівлі з ЄС

Ідея європейської інтеграції полягає в тому, щоб управління в Україні нічим не відрізнялося від управління в більшості європейських країн

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Соглашение об ассоциации с ЕС для Украины это шанс пойти прогрессивным путем

Максим Розумний, завідувач відділу стратегічних комунікацій Національного інституту стратегічних досліджень

Завдяки Договору про асоціацію, Україна отримає значні переваги на Євроазiйскому просторі

Олесь Ільченко, письменник, з Женеви спеціально для «Діалог.UA»

Спільнота Північноатлантичної цивілізації, – набагато надійніший гарант безпеки нашої країни, ніж Росія

Дмитрий Выдрин, политолог

Через десять лет у нас не будет олигархов, поскольку их в Европе просто не существует

Олексій Молдован, кандидат економічних наук, Завідувач сектору грошово-фінансової стратегії Національного інституту стратегічних досліджень

Якщо не ставити за стратегічну мету повноцінне приєднання до ЄС, то в політичній асоціації та зоні вільної торгівлі для України немає сенсу

Владимир Головко, кандидат исторических наук, Центр политического анализа

Договор об Ассоциации – один из элементов цивилизационного выбора Украины

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

Исторический путь Украины состоит в том, чтобы вернуться в семью европейских народов

Юрий Романенко, директор аналитического центра «Стратагема»

Сегодня ни страна, ни общество, не адекватны вызовам, стоящим перед ними

Ирина Клименко, зав.отдела внешнеэкономической политики НИСИ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Украина ничего не теряет, не получив гарантий будущего членства

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Україна буде «безкінечно наближатися» до Євросоюзу, але навряд чи стане його членом

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,116