В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Среди основных вызовов, которые стоят сегодня перед Украиной и требуют пристального и глубокого анализа, можно с уверенностью назвать социальную сферу. Выход большой массы людей на Евромайдан засвидетельствовал снижение доверия граждан к проводимой правительством экономической политике. Устойчивая структурная безработица, увеличение разрыва между доходами бедных и богатых граждан, а также множество других ее негативных проявлений в социальной политике, здравоохранении и образовании наблюдаются во всех без исключения регионах Украины. Можно сколько угодно повышать «на копейки» социальные выплаты и заработную плату бюджетников, но при этом итоговые суммы все равно не покрывают насущных элементарных проблем человека. Это сказывается не только на уровне потребления, но и на возможностях передвижения внутри страны и в крупных ее городах, проявляется в неравенстве доступа к услугам в медицине, культуре и образовании. Возникает мультипликационный эффект, приводящий к дискриминации в области прав человека, сегрегации и полной демотивации и деморализации общества.

В Украине сегодня очень высока социальная напряженность, к тому же, ситуация сознательно накаляется. Это делалось и раньше, но только сейчас лозунги о демократических правах и свободах, европейских ценностях подливают масла в перманентно тлеющий конфликт на почве колоссального социального неравенства. И этот конфликт с самым большим потенциалом способен вовлечь максимально широкие массы населения.

За последние годы не только планомерно сокращается в относительном и абсолютном выражении количество бюджетных средств, идущих на социальные цели, но также и существенно меняется система использования средств социальных фондов. Бездумная политика в социальной сфере привела к тому, что все фонды страдают дефицитом, а объем социальных обязательств государства с каждым годом становится все меньше.

Можно ли направить эти средства, идущие в карманы чиновников, в карманы граждан? Вопрос риторический, но в условиях бюджетного кризиса власти придется на него отвечать, чтобы не получить еще и серии голодных бунтов в различных регионах страны.

По количеству долларовых миллиардеров Украина оказалась на 27 позиции мирового рейтинга, расположившись между Египтом и Чили. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Перепись миллиардеров 2013», проведенного экспертами международной компании Wealth-X, которая исследует жизнь богатейших людей современности, совместно со швейцарским финансовым конгломератом UBS.

Но в тоже время, Украина попала в тройку беднейших стран Европы. По данным международной компании GFK, реальный разрыв между странами, занявшими первые строчки рейтинга и последние, просто колоссален. Например, первое место по покупательной способности с большим отрывом занял Лихтенштейн – с показателем в 58 848 евро. На втором и третьем местах соответственно расположились Швейцария (36,351 тысяч) и Норвегия (31,707 тысяч евро). Тогда как в Украине этот показатель составляет 2 206 евро.

Острота проблемы социального неравенства определяется соотношением доходов, а не самим наличием богатых и бедных. По этим показателем у нас разрыв значительно больше, чем в европейских странах, и это наиболее сильный раздражитель для общества. Разрыв в богатстве очень большой, он просто не соотносится с развитием экономики, поскольку экономика в стагнации, а разрыв растет. Кроме того, неравенство в современном украинском обществе становится еще и существенным деморализующим фактором.

Политика сокращения расходов на социальные нужды под предлогом «сведения бюджета» фактически стала новым социальным экспериментом, охватившим и Европу, и многие страны мира, включая и США. Так называемая «финансовая дисциплина» стала сегодня полубогом, которому поклоняются все основные политические партии. Чтобы ликвидировать все прежние социальные завоевания трудящихся, они создали особые механизмы – «долговые тормоза» в Европе, «фискальный предел» в США. Прибыли банков и доходы нуворишей бьют рекорды, в то время как социальные права сотен миллионов людей жестко подавляются. В то же время показатели социального неравенства сегодня побили даже рекорды времен Великой депрессии.

Политики могут болтать до бесконечности о долгах и дефиците бюджета, пока это не касается ущерба живым людям, причиняемого их решениями по урезанию социальных расходов. Значительная часть населения Украины уже давно не видит роста своих доходов. И уровень их жизни почти не меняется к лучшему, если не ухудшается. По разным оценкам, от 30 до 40 % семей половину своего пищевого рациона производят самостоятельно – то есть держат приусадебное хозяйство. Именно этих граждан в первую очередь и волнует проблема бедности и инфляции. Именно эти граждане могут взорваться протестом, попав в безвыходную, на их взгляд, экономическую ситуацию.

Украине придется искать более эффективные формы децентрализации, в том числе и бюджетных социальных расходов, увеличивать роль промежуточных эшелонов между властью и обществом. Давно назрела необходимость оживлять социальный диалог, расширять перспективы для малого и среднего бизнеса – главного мотора экономики, открывать здесь и сейчас возможности для профессионалов и горизонты для молодого поколения, представители которого все чаше ищут пути самореализации за рубежом.

«Диалог.UA» попросил экспертов ответить на ряд актуальных в рамках этой темы вопросов, а также подобрал ряд статей о социальной сфере в других странах. Приглашаем всех читателей принять участие в обсуждении одной из наиболее насущных проблем Украины.

Свернуть

Среди основных вызовов, которые стоят сегодня перед Украиной и требуют пристального и глубокого анализа, можно с уверенностью назвать социальную сферу. Выход большой массы людей на Евромайдан засвидетельствовал снижение доверия граждан к проводимой правительством экономической политике. Устойчивая структурная безработица, увеличение разрыва между доходами бедных и богатых граждан, а также множество других ее негативных проявлений в социальной политике, здравоохранении и образовании наблюдаются во всех без исключения регионах Украины. Можно сколько угодно повышать «на копейки» социальные выплаты и заработную плату бюджетников, но при этом итоговые суммы все равно не покрывают насущных элементарных проблем человека. Это сказывается не только на уровне потребления, но и на возможностях передвижения внутри страны и в крупных ее городах, проявляется в неравенстве доступа к услугам в медицине, культуре и образовании. Возникает мультипликационный эффект, приводящий к дискриминации в области прав человека, сегрегации и полной демотивации и деморализации общества.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Денег в нашей стране должно хватать на все социальные нужды

20 дек 2013 года
В последние годы даже богатые страны Европы, с целью снижения дефицита проводят политику экономии средств на социальные нужды, так называемую austerity. Какой объем социальных обязательств может покрыть экономика Украины?

Значительно больший, чем сейчас, но для этого необходимо навести порядок в социальных фондах. Если верить СМИ, то из Украины за годы независимости вывезли около 900 млрд. долларов. При дефиците Пенсионного фонда в 60 миллиардов пополнять его, изыскивая какие-то новые источники, уже неоткуда. Бездумная политика в социальной сфере привела к тому, что все фонды страдают дефицитом, а объем социальных обязательств государства с каждым годом становится все меньше.

Буквально два года назад правительством была отменена доплата к чернобыльским пенсиям, которой люди добивались через суд. Отменены выплаты ветеранам войны в Афганистане, которые им тоже назначил суд. То есть суд, действуя по закону, постановил им деньги дать, а Кабмин, действуя из своих соображений, мол, социальный пирог у нас маленький, решил не давать – и тем самым поставил себя над законом.

Когда в парламенте оппозиция поднимает вопрос, о том, что задолженность по зарплате выросла за миллиард гривен, то выступает вице-премьер и говорит - «Все хорошо, это маленькие недостатки, которые мы уже закрываем». А что такое задолженность для бюджетника? Если врачу не платят зарплату – он начинает вымогать деньги у людей, которые приходят к нему за помощью. Мы смирились, с тем, что это есть, к этому привыкнуть нельзя.


Как должна выглядеть, на ваш взгляд, здоровая и устойчивая социальная политика в Украине? Каковы должны быть ее основные принципы, и что стоило бы изменить?

Давайте перечислим группы людей, которые могут получать социальную помощь – пенсионеры, дети, инвалиды, безработные… Какие у нас в стране пенсии, знают все. Насчет пособий – к счастью, не все, потому скажу, что пособие по безработице у нас такое «щедрое», что многие безработные идут подрабатывать в теневой сфере, чтобы как-то прокормиться.

Об этой проблеме профсоюзы говорили неоднократно, но «воз и ныне там». А когда был арестован директор Государственной службы занятости Владимир Галицкий, то мы узнали об огромных масштабах воровства в этой структуре на протяжении многих лет, то есть о причинах того, почему руководство устраивает такая мутная ситуация. Стало известно и то, что до 20% фонда помощи безработным – а это 350 миллионов гривен, чиновники клали себе в карман.

Чтобы подобного не происходило, государство должно вести диалог с обществом. А у нас происходит прямо противоположное: у нас государство фактически приватизировано чиновниками, оно – само по себе, а народ – сам по себе. Потому у нас и нет нормальной социальной политики – люди, находящиеся у власти в ней не заинтересованы. В американской декларации независимости четко сказано, что если люди, оказавшиеся у власти, не выполняют возложенных на них обязанностей, то народ имеет право от них избавиться, и нанять других. Я думаю, нам такая норма очень бы пригодилась.

Вспоминаю знаменитый боевик «Рембо» со Сталлоне. Когда ветеран войны возвращается домой, и оказывается не у дел, то он произносит золотые слова: «Я очень люблю свою страну, и готов сделать для нее все. Но я бы очень хотел, чтобы и она хоть немного любила меня». Я думаю, их можно поставить эпиграфом к любой статье по социальной политике. В нашей стране не ведется даже формальный социальный диалог в плане трехсторонних переговоров между профсоюзами, работодателями и государством. Принцип социального партнерства не выполняется.

Доходит до абсурда: при минимальной пенсии в 900 гривен штраф за не включенную фару при езде по проселочной дороге составляет 400 гривен. Значит, человек за рулем колымаги выпуска 1983 года, пробирающийся в деревню к родственникам за мешком картошки, и забывший включить фары из-за старческого склероза, вынужден отдать ГАИ половину своей пенсии. И это при том, что чиновники и депутаты, вышедшие на пенсию, получают в десятки раз больше, чем простой трудящийся, имея при этом массу привилегий. Выходит так, что социальные фонды мы наполняем все вместе, а кормится из них кто-то другой, более «заслуженный». Это и есть социальная справедливость по-украински.


На Западе вопрос социального неравенства – один из острейших, но у нас его традиционно обходят вниманием. Что нужно сделать, чтобы уменьшить социальное неравенство на Украине?

Во-первых, ликвидировать пенсии, которые в десятки раз превышают минимальную. Во-вторых, исправить ситуацию, когда руководители предприятий получают доходы, в десятки, а то и сотни раз превышающие доходы рядовых рабочих и сотрудников. Хуже того, зачастую даже неизвестно точно, какую зарплату начальники сами себе платят. И, в-третьих – обеспечить прозрачность всех выплат. Общество должно знать, что происходит, кто и сколько получает бюджетных средств. В-четвертых, гарантировать такой уровень социальной помощи, чтобы она позволяла вести образ жизни, не унижающий человеческое достоинство получателя.

Что значит, для инвалида первой группы по Чернобылю получать пенсию в 2 тысячи гривен? Ведь это человек, который не может жить без лекарств. А возьмите тех, а их тысячи – людей, которые вынуждены жить на гемодиализе, потому что еще детьми они оказались на зараженной территории. Они получают пенсию в 1800 гривен. Им-то что делать?

Мы постоянно, как активно работающий профсоюз, сталкиваемся с проблемой начисления пенсий. Часто люди не могут оформить пенсию, потому что их заставляют предоставить несуществующие справки, еще за период, отработанный в советские времена. Требуют подтвердить стаж, а тех предприятий уже не существует.

Более того, в разговорах с работниками Пенсионного фонда я узнал, что поступила негласная установка – любыми средствами отфутболивать претендентов на приличную пенсию, согласно заработку за прошлые годы. Находить способы, чтобы свести пенсию к минимуму.

А знаете ли вы, что людям, занимающимся предпринимательской деятельностью, и платящим единый социальный взнос, до сентября 2010 года пенсионный стаж за год насчитывается всего на три месяца? Если он десять лет отработал частным предпринимателем и платил назначенный государством социальный взнос, то он получает всего три года стажа. А остальное – мимо.


И последний, самый «коварный» вопрос: есть ли Украине чем гордиться в плане качества жизни?

Конечно, есть! Украина опередила по уровню жизни Молдавию, войдя в тройку беднейших стран Европы. Я недавно был там, и поразился, что сады и виноградники вырублены или запущены, а по селам – старики и дети, потому что все взрослые уехали на заработки. А если серьезно, то можно гордиться, что у нас еще выпускаются автомобили, а на базаре можно купить сало. Можно гордиться тем, что в нашей стране чиновников, налоговиков, милиционеров и прочих служащих стало больше, чем работников в сфере производства – ведь это тоже говорит о потенциальном богатстве страны.

Правда, этот фискальный аппарат так настроен, что открывать новый бизнес просто страшно – к вам моментально выстроится очередь проверяющих и прочих лиц, требующих им заплатить. Теперь вот решили взяться за деньги наших трудовых эмигрантов, которые они присылают на родину, где остались их семьи. За что они должны платить эти 15 процентов, если и так утратили все, и вынуждены податься на чужбину? По роду своей деятельности я поддерживаю тесный контакт, и хорошо знаю, что их работодатели и так платят за них налоги. Так что же это за политика? Что за государство мы имеем?

Любой вопрос, касающийся жизни общества, должен быть подкреплен согласием сторон. Сейчас вот наши чиновники пересматривают правила дорожного движения, пересматривают тарифы на коммунальные услуги, ценовую политику и так далее. При этом простому гражданину ни один вопрос нельзя решить из-за засилья бюрократии. Так сокращайте госаппарат – и сразу появятся и деньги в бюджете, перестаньте воровать - и поднимется экономика! А мы изо дня в день слышим одно и то же – то вскрыто хищение в детском саду, то в доме престарелых, то махинации при дорожном строительстве, то с тендерами на госзакупки… Масштабы злоупотреблений таковы, что само слово «тендер» в нашей стране уже обрело какое-то новое, зловещее значение.

Я не хочу давать советов нынешней власти. Да они ей и не нужны. А вашим читателям я скажу: денег в нашей стране должно хватать на все социальные нужды. Если правильно делить средства, не допуская воровства, то все проблемы с социальными гарантиями будут решены.


Беседу вел Андрей Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Лесь Герасимчук, культуролог

Симулякр соціальної турботи

Павло Розенко, провідний експерт Центру ім. О. Разумкова, громадський діяч

Для нинішньої влади ближчий той вектор розвитку, де зберігається система нерівних можливостей

Черенько Людмила, зав. відділом дослідження рівня життя населення Інституту демографії та соціальних досліджень ім. М.В. Птухи НАНУкраїни

У період кризи бідним залишається лише виживати і очікувати на кращі часи

Олексій Шестаковський, кандидат соціологічних наук, науковий співробітник Інституту економіки та прогнозування НАН України

Соціальні виплати не можуть збільшуватися без зростання економіки

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

Социальная политика должна выполнять функцию предохранительной сетки

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Переосмыслить социальный мир

Владимир Золоторев, журналист

Лучшая социальная политика государства — это ее отсутствие

Анатолій Луценко, політолог, політтехнолог, директор «GMT Group»

Ефективна соціальна політика потребує реформи місцевого самоврядування

Юрій Гаврилечко, експерт ГО «Фонд суспільної безпеки»

Держава має створювати умови, щоб дотримувалися соціальні стандарти

Ольга Пищулина, к.с.н., зав. отделом социальной политики НИСИ

Ни одно государство не может отказаться от социальной сферы

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Социальная политика в Украине – это проблема защиты прав человека

Леонід Ільчук, Центр перспективних соціальних досліджень Мінсоцполітики та НАН України, кандидат політичних наук, доцент, Заслужений працівник соціальної сфери України, директор

Соціальна політика не повинна бути турботою лише держави

Олесь Ільченко, письменник, Женева

Боюся, що таке поняття, як економіка України стало майже віртуальним

Дмитро Боярчук, директор CASE-Україна

Держава має відповідати за те, щоб рівень життя її громадян не був надто низьким, щоб люди не деградували.

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Треба проводить не політику економії, а політику відновлення балансу

Олександр Майборода, доктор історичних наук, професор.

Вимагати від суспільства обмежень можна тільки в обмін на ясну і чітку перспективу

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,118