В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Среди основных вызовов, которые стоят сегодня перед Украиной и требуют пристального и глубокого анализа, можно с уверенностью назвать социальную сферу. Выход большой массы людей на Евромайдан засвидетельствовал снижение доверия граждан к проводимой правительством экономической политике. Устойчивая структурная безработица, увеличение разрыва между доходами бедных и богатых граждан, а также множество других ее негативных проявлений в социальной политике, здравоохранении и образовании наблюдаются во всех без исключения регионах Украины. Можно сколько угодно повышать «на копейки» социальные выплаты и заработную плату бюджетников, но при этом итоговые суммы все равно не покрывают насущных элементарных проблем человека. Это сказывается не только на уровне потребления, но и на возможностях передвижения внутри страны и в крупных ее городах, проявляется в неравенстве доступа к услугам в медицине, культуре и образовании. Возникает мультипликационный эффект, приводящий к дискриминации в области прав человека, сегрегации и полной демотивации и деморализации общества.

В Украине сегодня очень высока социальная напряженность, к тому же, ситуация сознательно накаляется. Это делалось и раньше, но только сейчас лозунги о демократических правах и свободах, европейских ценностях подливают масла в перманентно тлеющий конфликт на почве колоссального социального неравенства. И этот конфликт с самым большим потенциалом способен вовлечь максимально широкие массы населения.

За последние годы не только планомерно сокращается в относительном и абсолютном выражении количество бюджетных средств, идущих на социальные цели, но также и существенно меняется система использования средств социальных фондов. Бездумная политика в социальной сфере привела к тому, что все фонды страдают дефицитом, а объем социальных обязательств государства с каждым годом становится все меньше.

Можно ли направить эти средства, идущие в карманы чиновников, в карманы граждан? Вопрос риторический, но в условиях бюджетного кризиса власти придется на него отвечать, чтобы не получить еще и серии голодных бунтов в различных регионах страны.

По количеству долларовых миллиардеров Украина оказалась на 27 позиции мирового рейтинга, расположившись между Египтом и Чили. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Перепись миллиардеров 2013», проведенного экспертами международной компании Wealth-X, которая исследует жизнь богатейших людей современности, совместно со швейцарским финансовым конгломератом UBS.

Но в тоже время, Украина попала в тройку беднейших стран Европы. По данным международной компании GFK, реальный разрыв между странами, занявшими первые строчки рейтинга и последние, просто колоссален. Например, первое место по покупательной способности с большим отрывом занял Лихтенштейн – с показателем в 58 848 евро. На втором и третьем местах соответственно расположились Швейцария (36,351 тысяч) и Норвегия (31,707 тысяч евро). Тогда как в Украине этот показатель составляет 2 206 евро.

Острота проблемы социального неравенства определяется соотношением доходов, а не самим наличием богатых и бедных. По этим показателем у нас разрыв значительно больше, чем в европейских странах, и это наиболее сильный раздражитель для общества. Разрыв в богатстве очень большой, он просто не соотносится с развитием экономики, поскольку экономика в стагнации, а разрыв растет. Кроме того, неравенство в современном украинском обществе становится еще и существенным деморализующим фактором.

Политика сокращения расходов на социальные нужды под предлогом «сведения бюджета» фактически стала новым социальным экспериментом, охватившим и Европу, и многие страны мира, включая и США. Так называемая «финансовая дисциплина» стала сегодня полубогом, которому поклоняются все основные политические партии. Чтобы ликвидировать все прежние социальные завоевания трудящихся, они создали особые механизмы – «долговые тормоза» в Европе, «фискальный предел» в США. Прибыли банков и доходы нуворишей бьют рекорды, в то время как социальные права сотен миллионов людей жестко подавляются. В то же время показатели социального неравенства сегодня побили даже рекорды времен Великой депрессии.

Политики могут болтать до бесконечности о долгах и дефиците бюджета, пока это не касается ущерба живым людям, причиняемого их решениями по урезанию социальных расходов. Значительная часть населения Украины уже давно не видит роста своих доходов. И уровень их жизни почти не меняется к лучшему, если не ухудшается. По разным оценкам, от 30 до 40 % семей половину своего пищевого рациона производят самостоятельно – то есть держат приусадебное хозяйство. Именно этих граждан в первую очередь и волнует проблема бедности и инфляции. Именно эти граждане могут взорваться протестом, попав в безвыходную, на их взгляд, экономическую ситуацию.

Украине придется искать более эффективные формы децентрализации, в том числе и бюджетных социальных расходов, увеличивать роль промежуточных эшелонов между властью и обществом. Давно назрела необходимость оживлять социальный диалог, расширять перспективы для малого и среднего бизнеса – главного мотора экономики, открывать здесь и сейчас возможности для профессионалов и горизонты для молодого поколения, представители которого все чаше ищут пути самореализации за рубежом.

«Диалог.UA» попросил экспертов ответить на ряд актуальных в рамках этой темы вопросов, а также подобрал ряд статей о социальной сфере в других странах. Приглашаем всех читателей принять участие в обсуждении одной из наиболее насущных проблем Украины.

Свернуть

Среди основных вызовов, которые стоят сегодня перед Украиной и требуют пристального и глубокого анализа, можно с уверенностью назвать социальную сферу. Выход большой массы людей на Евромайдан засвидетельствовал снижение доверия граждан к проводимой правительством экономической политике. Устойчивая структурная безработица, увеличение разрыва между доходами бедных и богатых граждан, а также множество других ее негативных проявлений в социальной политике, здравоохранении и образовании наблюдаются во всех без исключения регионах Украины. Можно сколько угодно повышать «на копейки» социальные выплаты и заработную плату бюджетников, но при этом итоговые суммы все равно не покрывают насущных элементарных проблем человека. Это сказывается не только на уровне потребления, но и на возможностях передвижения внутри страны и в крупных ее городах, проявляется в неравенстве доступа к услугам в медицине, культуре и образовании. Возникает мультипликационный эффект, приводящий к дискриминации в области прав человека, сегрегации и полной демотивации и деморализации общества.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Социальная политика в Украине – это проблема защиты прав человека

10 янв 2014 года
В Украине, вслед за многими европейскими странами, начались трудности с наполнением бюджета. МВФ и Евросоюз рекомендуют сократить бюджетные расходы, повысить тарифы за газ, экономить на социальных нуждах. Но тут встает вопрос – где, как и до какой степени можно экономить на «социалке», чтобы не вызвать волну недовольства среди населения?

В нашей стране среди населения есть две качественно разные возрастные когорты. Первая, это дети и молодежь, те, кому сегодня максимум 30 с небольшим. Эти люди, практически не надеются на государство в классическом понимании, у них нет патернализма. Большинство из них, имея образование, работают в частном секторе экономики. Для них важно не урезание социальных расходов, а возможность работать, которая в Украине упирается в регуляторную политику - а это чрезмерные проверки, злоупотребления различных инспекций. Так вот, для этих людей – главное, не мешать работать. Часть их живут в депрессивных регионах, там проблемы другие. Им необходимо просто вернуть долги по зарплате, которые, как признает министр экономики, достигли почти миллиарда гривен. Люди эти деньги заработали, и невыплата зарплат - это нарушение трудовых прав, а не социальная политика.

Другая категория – это люди, которые большую часть жизни прожили в СССР, они больше зависят от государства. В Украине в последние годы начал развиваться «эйджизм», это когда работодатели не хотят брать на работу людей старше определенного возраста, фактически это дискриминация по возрасту. В некоторых областях это начинается в отношении людей уже 45-50 лет. Работодатели хотят брать людей моложе, энергичней, которым можно недоплачивать - вот это уже нарушение социальных прав, прав человека.

И наконец – категория людей, которые критически зависят от государства, инвалиды, пенсионеры. Но проблемы Пенсионного фонда в последние годы активно обсуждаются, что можно сделать? Один из вариантов – разобраться с когортой привилегированных пенсионеров, которых 6-7%. Они получают персональные пенсии, которые, даже если перевести их в твердую валюту, составляют несколько тысяч долларов. Уникальных заслуг перед родиной я лично не вижу ни у кого из них.

Пенсионный фонд признает, что обеспечение 200таких пенсионеров-льготников равняются в совокупности 100 тысячам рядовых пенсионеров. Да, они могут быть обижены, если их лишат таких огромных пенсий, но это не имеет никакого отношения к социальной справедливости, поскольку эти люди имеют и другие льготы.

Что можно сделать? Можно перераспределить денежные потоки внутри Пенсионного фонда. Так можно стабилизировать ситуацию.

Еще одна серьезная проблема – это псевдо-льготники, которых у нас два-три миллиона, купившие чернобыльские удостоверения. На самом деле ликвидаторов, людей реально работавших в Чернобыле, всего несколько десятков тысяч.

Как видите, можно вообще уйти от простого урезания финансов, но это требует усилий от аппарата управления, это нагрузка на систему, но не в денежном эквиваленте. И это можно сделать как один из вариантов сокращения расходов, которые ложатся на всех. Это - проблема социальной справедливости.

Второе – проблема прозрачности выделения льгот и субсидий. Чтобы ее решить, нужно перерегистрировать льготников, а в стране их миллионы. Когда человек имеет пенсию в 15-20 тысяч, он еще имеет льготы на медицинское обслуживание, на проезд, это надо отрегулировать. Например, в Германии сокращают пособия людям, которые, по сути, могут обойтись и без них, поскольку другие члены семьи работают и неплохо получают. Некоторые и не хотят работать, а Германия как социальное государство начинает понимать, что это не совсем правильно. Поэтому я вижу такой путь.


Мы коснулись социальной справедливости, на Западе это проблема одна из самых острых и горячо обсуждаемых. У нас все иначе – начальству в карман не заглядывают, а олигархов любят, как раньше любили космонавтов. Насколько остра в Украине проблема социального расслоения?

Социальное неравенство имеет несколько проявлений. Первое и самое очевидное – это разница в доходах. Но неравенство в доходах – здесь большая теневая сторона. Дело в том, что социальный статус человека, его положение в обществе, не всегда соответствуют его финансовому положению.

Классический вариант, о котором говорили, но дальше не пошло – это декларация о расходах, особенно на крупные покупки. Особенно людей, занятых на государственной службе. По Украине, если взять с членами семей – это очень внушительная сумма. Все могут смеяться, когда сотрудник прокуратуры, имея небольшую зарплату, едет на очень дорогом автомобиле, и на вопросы отвечает: «Это не ваше дело».

Это показывает циничность людей, которые работают на государственной службе, то есть работают на нас с вами, живут на наши налоги. И то, что они получают, с тем, что они расходуют, решительно не совпадает. Это особенно негативно влияет на тех людей, которые уже завтра пойдут работать в прокуратуру, в суды, на государственную службу. Главное, что их интересует - насколько удобно будет открываться ящик в столе для материального стимулирования их услуг.

Как с этим бороться? Жестко регулировать декларацией о расходах. Можно ясно прописать – это покупка недвижимости, дорогое авто. Не обязательно проверять куртку или пальто. Все, кто имеет теневые возможности – имеют дорогие авто и недвижимость, даже паи в предприятиях. А на государственной службе они не имеют права заниматься бизнесом. Повторяю, решить проблему достаточно просто, нужна всего лишь политическая воля и решимость.

Что касается доступа к социальным услугам, самое больное для Украины – это доступное медицинское обслуживание. По мониторингу общества в последние лет пять среди 20 показателей индекса социального самочувствия, один из первых пунктов - качество медицинского обслуживания. Причем об этом говорят не только пенсионеры, но и каждый пятый молодой человек до 30 лет. Даже в частных клиниках, несмотря на цены, далеко не всегда услуги являются качественными.

Но, опять-таки, это юрисдикция государства, потому что, даже будучи приватным медицинским учреждением, оно находится на территории страны, оно обязано соблюдать ее законы.

Еще более интересна проблема с доступом к образованию. Сегодня возникла уникальная ситуация, когда, высших учебных заведений больше, чем средних специальных. В позапрошлом году выпускников школ было меньше, чем мест в ВУЗах.

Сейчас идет дискуссия, нужно ли внешнее оценивание после ЗНО или не нужно? Моя точка зрения – оно нужно. Потому что сам видел, принимая экзамены в университете – дети из простых семей учатся успешно, и они никому не платили.

Я согласен с тем, что есть десяток лучших ВУЗов в Украине, где можно выше балл поднять по профильному предмету, но заставить что-то писать – это создать прецедент определенных договорных отношений. В самом ЗНО просто сказано, по профильному предмету для страны должно быть 150 баллов, но для трех лучших университетов страны должно быть 180.

В целом, социальное расслоение возникает, это моя точка зрения – из-за отсутствия правового государства. Социальное неравенство формируется, когда в тени находится часть доходов, и возникают так называемые патрон-клиентские отношения.


Помощь бедным и нетрудоспособным все больше становится основной социальной функцией государства. Можно ли сводить всю социальную политику только к соцзащите и помощи бедным?

Безусловно, нет. По сути, все, что мы говорим – это прямые дотации. Я вам расскажу об одной грустной картине, которую я здесь, в Киеве, часто наблюдаю.

Есть центр социальной помощи, туда привозят «социальные обеды». Там собирается местный «бомонд» - бомжи, алкоголики, мужчины и женщины, они обедают и там же выпивают. Попойки стали массовым явлением. У многих этих людей асоциальное поведение, они живут вне общества. Если человеку помогают, он должен идти навстречу, но среди них этого нет.

Правильнее бы поступить иначе - привлекать их на доступную работу, давать возможность трудоустройства этим людям. Если они потеряли жилье – разобраться в этом. Кстати, сегодня идет новый поток бездомных – это те, кого выбросили из квартир. Не секрет, что есть категория одиноких людей, на которых преступники ведут настоящую охоту - из-за квартир. То есть в целом сама социальная помощь стала малоэффективной, поскольку не видно ни социализации этих людей, ни их юридической защиты. Дали им похлебку – и все.


Давайте все же подведем итог…

Да. Вся социальная политика в Украине – это, в основном, проблема соблюдения прав работающих. Прежде всего, социальная политика должна защищать права людей в области трудовых отношений, поскольку от этого в огромной мере зависит и экономическая ситуация в стране.

Но что же мы имеем? Человек работает на предприятии, производит продукцию, а ему банально не платят зарплату. Месяцами! И есть случаи, когда руководители угрожают уволить с работы - в случае жалоб. Если человек живет в общежитии – угрожают выселить, и люди ходят на работу в полуголодном состоянии. Как может работать человек, живущий в голоде и страхе? Конечно, он будет работать плохо!

В социальную политику входит и качество медицинского обслуживания. Сегодня, к сожалению, качественная бесплатная медицинская помощь практически нереальна, практически - ее нет. И эту проблему надо решать, поскольку она подрывает здоровье населения, будущее народа. Как может работать больной человек? Если и может, то плохо – и опять-таки, это негативно влияет на экономику.

Социальная политика в Украине и мире – это не проблема простых дотаций и подачек, чтобы люди не умирали с голоду прямо на улице. Это проблема защиты фундаментальных прав человека - а это не только право на жизнь, но и на труд, на его достойную оплату, на охрану здоровья и многое, многое другое.


Беседовал Андрей Маклаков.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

«Земля. NET»

З 1 січня 2013 року в Україні відкриють для публічного доступу електронний Державний земельний кадастр. Старт віртуального кадастру вчора підтвердив під час презентації тестового режиму даної системи голова Державного агентства земельних ресурсів України (Держземагентство) Сергій Тимченко.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Лесь Герасимчук, культуролог

Симулякр соціальної турботи

Павло Розенко, провідний експерт Центру ім. О. Разумкова, громадський діяч

Для нинішньої влади ближчий той вектор розвитку, де зберігається система нерівних можливостей

Черенько Людмила, зав. відділом дослідження рівня життя населення Інституту демографії та соціальних досліджень ім. М.В. Птухи НАНУкраїни

У період кризи бідним залишається лише виживати і очікувати на кращі часи

Олексій Шестаковський, кандидат соціологічних наук, науковий співробітник Інституту економіки та прогнозування НАН України

Соціальні виплати не можуть збільшуватися без зростання економіки

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

Социальная политика должна выполнять функцию предохранительной сетки

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Переосмыслить социальный мир

Владимир Золоторев, журналист

Лучшая социальная политика государства — это ее отсутствие

Анатолій Луценко, політолог, політтехнолог, директор «GMT Group»

Ефективна соціальна політика потребує реформи місцевого самоврядування

Юрій Гаврилечко, експерт ГО «Фонд суспільної безпеки»

Держава має створювати умови, щоб дотримувалися соціальні стандарти

Ольга Пищулина, к.с.н., зав. отделом социальной политики НИСИ

Ни одно государство не может отказаться от социальной сферы

Леонід Ільчук, Центр перспективних соціальних досліджень Мінсоцполітики та НАН України, кандидат політичних наук, доцент, Заслужений працівник соціальної сфери України, директор

Соціальна політика не повинна бути турботою лише держави

Олесь Ільченко, письменник, Женева

Боюся, що таке поняття, як економіка України стало майже віртуальним

Дмитро Боярчук, директор CASE-Україна

Держава має відповідати за те, щоб рівень життя її громадян не був надто низьким, щоб люди не деградували.

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

Денег в нашей стране должно хватать на все социальные нужды

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Треба проводить не політику економії, а політику відновлення балансу

Олександр Майборода, доктор історичних наук, професор.

Вимагати від суспільства обмежень можна тільки в обмін на ясну і чітку перспективу

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,126